Тема: Географический диктанты в курсе географии России

Работа Выполнена учителем географии МОУ СОШ № 16Шаповаловой Верой Павловной.
Тема: Географический диктанты в курсе географии России.
Цель: Географические диктанты – достаточно хорошо известная форма работы.
Достоинство географического диктанта как форма проверки знаний очевидны: диктант вносит в урок элемент занимательности, способствует формированию у учеников грамотной и точной речи, при выполнении работы по вариантам гарантирует самостоятельность учеников, экономит время учителя, затрачиваемое на проверку письменных работ.Однако возможно более широкое и разнообразное применение этой формы работы. Географические диктанты можно успешно использовать для формирования у учащихся образа территории (страны или района), закрепления в памяти характерных черт населения, природы, хозяйства. Диктанты по разным темам этого курса могут быть составлены учителем, а по мере того как ученики поймут сущность формы этой работы, можно давать задание самостоятельно составлять такие диктанты.
На примере географических диктантов разных типов рассмотрим возможные варианты их использование. Так диктант №1 может быть использован при изучении нового материала и выполняется при открытии физической карте атласа. После этого ученику можно предложить задание составить самостоятельно аналогический диктант по теме «Равнины России».
Диктант № 2 может быть использован в качестве проверочной работы. При этом класс делится на три варианта, учитель отчетлива, зачитывает тесты под порядковым номерами, каждый повторяя дважды, ученик 1-го варианта выбирают тесты, относящиеся к Московскому региону , 2-го — к Центральному-Чернозему, 3-го — к Волго-Вятскому. Число ответов в каждом варианте равно (или кратно) пяти, что легко позволяет оценить работу при проверке учителем, самопроверке, взаимопроверке.
Такой диктант может быть составлен и учениками по материалам учебника и картам атласа. Диктанты такого типа могут уяснить характерные особенности каждого из регионов Центральной России.
Диктант № 3 может быть составлен учителем и проведен в качестве поверочной работы после урока – лекции или урока-конференции по географическим открытиям на территории России. Второй вариант: диктант по теме предлагается составить школьниками дома по материалам «Детской энциклопедии» (том «Земля») и другим источникам.
Диктант № 1. Горы России.
Горы, разделяющие две обширные, протянувшиеся с севера на юг почти на 2 тыс.км. (Уральские).
Горный хребет, протянувшийся вдоль побережья реки Лены в ее нижнем течении. ( Верхоянскии).
Горы расположены на полуострове Таймыр. (Горы Быранга).
Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря с северо-востока на юга — запад. (Сихоте-Алиинь).
Горы Южной Сибири, по которым проходит граница России и Казахстана. (Алтай).
Крупнейший горный хребет Камчатки. (Средний).
Обширное нагорье к северо-востоку от озера Байкала. ( Становое).
Горы между Алтаем и озером Байкал. (Саяны).
Самое восточное нагорье нашей страны. ( Чукотское).
Горный хребет в Северо – Восточной Сибири, названный именем русского путешественника. ( Хребет Черского).
Диктант № 2. Регионы центральной России.
Задание по вариантам. Найти черты характеризующие: 1 вариант – Московский регион; 2 вариант – Центрально – Черноземный; 3 вариант – Волго-Вятский.
На территории этого региона находится крупнейший железорудный бассейн.
Регион с наиболее развитой текстильной промышленностью.
Значительную часть региона покрывают леса, более чем в других, развита деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.
Наиболее развита черная металлургия.
На территории региона компактно проживают мордва, марийцы, чуваши.
Почти повсеместно распространенны плодородные черноземные почвы.
Регион с наиболее высокой плотностью населения.
Развита нефтеперерабатывающая промышленность.
Наиболее развиты такие отрасли пищевой промышленности, как мукомольная, сахарная, плодо и — овощеконсервная.
В регионе была построена первая атомная станция страны.
Регион известен производством автомобилей, автобусов. Речных судов.
Развито наиболее сложное, наукоемкое машиностроение.
Регион наиболее богат водными ресурсами.
Обширные пространства занимает лесостепь и степи.
Ответы
1 вариант – Московский — 2, 7, 8, 10, 12.
2 вариант – Центрально – Черноземный – 1, 4, 6, 9, 14.
3 вариант – Волго-Вятский – 3, 5, 8, 11, 13.
Диктант № 3. Имена первооткрывателей и исследователей на карте России.
Известный галланский мореплаватель XVI в., трижды пытавшиеся пройти в Азию мимо северных берегов России, но не сумевший проникнуть дальше Новой (Вильям Баренц).
Казак землепроходец, первый совершивший плавание из Ледовитого океана в Тихий, открывший пролив между Азией и Америкой, названный не его имением. ( Семен Дежнев).
Русский полярный мореплаватель участник великой северной экспедиции, достигший самой северной точки Азии. (Семен Челюскин).
Моряк родом из Дании, ставший известным мореплавателем в России, возглавлявший Камчатские экспедиции и пог8ибший в одной из них. Его имя трижды запечатлено на карте нашей страны. ( Витус Беринг).
Выдающийся полярный исследователь, организатор Русской экспедиции к Северному полюсу, погибший во льдах Арктики и похороненный на острове Рудольфа. ( Георгий Седов).
Русский мореплаватель, доказавший, что Сахалин отделён от материка проливом (названным впоследствии его именем), а река Амур доступна для судов с моря. (Геннадий Невельской)
Выдающийся Русский мореплаватель и исследователь Тихого океана, Камчатки, Курильских островов, побережья Америки, написавший три интереснейшие книги о своих путешествиях и пребывании в японском плену. (Василий Головнин)
По словам С.В. Обручаева, «Памятник этому исследователю Сибири имеет 1000 км длины,300 км ширины и до 3000 м вышины, площади больше Кавказа и выше всех гор Северной Сибири». (Д.И. Черский).
Известный путешественник, исследователь Дальнего Востока, автор увлекательных книг об уссурийской Тайге. (Владимир Арсеньев).
В результате экспедиции под руководством этого ученного в 30-х гг. нашего века впервые была составлена карта архипелага, Северная Земля, изучены особенности ее природы. (Георгий Ушаков).
В своей работе для проверки знаний школьников часто используют другие диктанты. Диктанты не обычные, а требующие особого внимания, так как в них содержатся географические ошибки. Найти эти ошибки и исправить их – вот задача ребят. Диктант читаю один- два раза, ребята отмечают ошибки. В диктанте по теме « Природные зоны» за указанные 20-21 ошибки ставлю отлично, за 14- 17 ошибок – хорошо. Ребятам такие диктанты нравятся.
Мы отправляемся в кругосветное путешествие. Выйдя из Новороссийска и двигаясь с востока на запад обойдем весь земной шар и вернемся сюда же на Каспийское море. Итак, в путь. Через Гибралтарский пролив входим в Средиземное море, разделяющие два материка: Африку и Европу.
Погода чудесная, если не обращать, внимание на летний муссон и нудно моросящий дождь. Не успел он нам надоесть, как мы вышли из Средиземного моря в Тихий океан. Когда-то к берегам загадочной Индии плыл этим же путем Америго Колумб. И мы плывем также к неведомому материку Америка. Увы, нет времени на остановку. Через Панамский пролив мы попадаем в Атлантический океан. Вдали видны Кордильеры, высочайшие горы Америки, расположенные на восточном побережье.
Течение Гольфстрим несет нас к родному материку — Евразии. У нас не было цели во время путешествие заходить в разные страны, но кончалась пресная вода, и мы приняли решение в Японии, стране, расположенной на южном побережье материка. Заправилась и снова вперед.
Огибая полуострова Аравийский мы вошли в Красное море, известное самой низкой соленостью в мире. К западу по борту корабля была Азия, а к востоку Африка, впереди — Берингов пролив. Он не большой по этому мы не заметили, как нам объявили: корабль вошел в средиземное море. И вот позади Средиземноморье, Суэцкий канал. Сразу же все почувствовали себя героями. Кругосветное путешествие завершено.

Россия — самая большая по площади и численности населения страна мира. Мы поставили цель совершить путешествие по стране вдоль её границ с другими странами. Начали свой путь с северо-запада, где наша Родина омывается Беринговым морем.
Корею, по территории которой мы проезжали вдоль границы, действительно можно назвать голубоглазой. Как поётся о ней в песне. Это край озёр, болот и рек. Озёра в основном тектонического происхождения.
Граница с Эстонией и Латвией, проход по степям. Восточная граница Россия проходит с Белоруссией и Украиной.
На юге Европейской части граница идет по горам Карпатам, по этому мы над Грузией и Арменией пролетели на самолете. Когда мы пересекли Черное море, то достигли границы нашей страны с Казахстаном. И здесь были степи, степи, покрытые ковылем, или распаханные человеком поля.
Великие страна Россия и границы ее протяженности. Мы познакомились с границей стран ближнего зарубежья: . Наконец-то мы достигли побережья Тихого океана – Баренцева моря.
Диктант по теме «Природные комплексы» (VIII класс)
Мы с вами совершаем путешествие с севера на юг нашей страны, с побережья Балтийского моря. Строго по параллели движемся на юг. Цель путешествия – перечесть все природные комплексы страны.Тундра – это настоящий птичий базар: здесь и дикие гуси, утки, воробьи, различные виды чаек. Чтобы хитрые песцы не сели яйца, птенцов, гнезда птицы строят высоко над землей: на скалах или вершинах деревьев. Здесь выпадает много осадков, поэтому тундра очень заболочена. Тундра южнее постепенно сменяется лесотундрой и широколиственными лесами.
Мы и не заметили, как после широколиственного леса перешли в хвойный лес: сосны, ели, пихта. Подзолистые почвы тайги очень богаты перегноем, поэтому люди, живущие здесь, получают большие урожаи сельскохозяйственных культур. Хорошо таежным жителям: здесь и ягода – смородина, облепиха, жимолость. В этом же лесу встречаются и пушные звери.
После полупустынь мы оказываемся в степях. Степи сегодня-это не те, что были вчера. Повсюду видны антропогенные комплексы: пашни и сады, пруды и озера, болота и лесополосы. Чтобы не потерять плодородие земель, здесь проводятся работы по рекультивации земель: удобряют почву, применяют научные севооборот, делают снегозадержание.Коррозия почвы — опасное явление, поэтому в степях проводятся работы по закреплению
оврагов. Жителям данной природной зоны можно только посочувствовать, так как низкая солнечная радиация и сильная увлажненность позволяют здесь расти только травянистой растительности, а бедная растительным покровом почва – не плодородна. Наше путешествие закончилось, когда мы достигли побережья Каспийского моря и дельты реки Днепр, впадающий в нее.

Оцените статью
Добавить комментарий