Тема "естественного человека" в произведениях Куприна "Олеся", "Листригоны"

Тема "естественного человека" в произведениях Куприна "Олеся", "Листригоны". Литературные традиции в реализации темы. Особенности художественного метода писателя: соединение романтических и реалистических тенденций в изображении героев; язык повестей, особенности конфликта, композиция и субъектная сфера. Тема интеллигенции в творчестве А.И. Куприна. Повесть «Молох» как художественное выражение социальной активности писателя: острота социальной проблематики, система образов, способы художественной типизации. Связь с литературной традицией и новаторство А.И. Куприна в изображении героя-правдоискателя. Военная тема в творчестве Куприна. Биографические истоки. Время создания повести, актуальность, общественный резонанс. Отношение к армии, ее официальной структуре. Отношение к человеку в армии. "Поединок" – концентрация армейской реальности.. Вопрос армейского поединка – моральный и гуманистический аспект. Юрий Ромашов: тип героя, соотнесенность с реалистической традицией, психологический рисунок. Любовная коллизия. Женские характеры и типы в армейском гарнизоне. Шурочка в контрастном сопоставлении с "полковыми дамами" и одновременно – в соотнесенности с правдой обстоятельств. Образы офицеров как галерея нравственно больных людей. Обреченность Ромашова как романтика. Утверждение любви как высшей духовной ценности. Социальная острота и злободневность повести. Развенчание мифа о народе. Индивидуальное, национальное и социальное в характеристике героев. Особенности конфликта и сюжетосложения. Способы объективации повествования. Система образов. Функция художественной детали. Концепция жизни в прозе И.А. Бунина. Особенности решения общечеловеческих проблем в эпических произведениях малой формы. Функция библейских образов и мотивов. Иносказание и авторская ирония. Способы художественного воссоздания модели западной цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Проблема социального неравенства в рассказе «Братья». Религиозно-этическая позиция автора. Тема родной природы в поэзии И.А. Бунина: развитие классических традиций А. Фета, А. Майкова, Я. Полонского, А. Толстого. Особенности мироощущения И.А. Бунина. Поэзия и природа – убежище от житейской пошлости, обретение полноты бытия. Классическая отточенность формы, лаконизм и насыщенность бунинского стиха.
Демократический характер рассказов и очерков Вересаева о русской деревне.
Духовные искания интеллигенции в произведениях Вересаева "Без дороги", "Поветрие", "На повороте", роман "В тупике".
.
Трансформация реалистического метода в рассказах «Баргамот и Гараська», «Ангелочек», «Петька на даче». Возвращение темы «маленького человека». Герой-ребёнок как способ воплощения символистского мировидения. Проблема человеческой духовности. Тема смерти как отражение экзистенциального мироощущения. Специфика сюжета и композиции рассказов. Художественное пространство и время как способ передачи психологического состояния персонажей. Соотношение событийного и психологического планов повествования. Особенности русского модернизма: нетрадиционалистская художественная парадигма. Новое мифотворчество. Отказ от поиска гармонии в жизни и искусстве. Истоки русского символизма. Осмысление опыта западноевропейской литературы. Литературные манифесты символизма. Поиск новых форм в искусстве. Расширение тематического диапазона. Символ и его роль. Отношение к слову в искусстве. Специфика русского символизма: «старшие» и «младшие». Религиозно-философская основа русского символизма. Понятие постсимволизма. Акмеизм как литературное направление. Литературные манифесты акмеизма. Поэзия как ремесло. Слово и вещь в традиции акмеизма. Поиски в области художественной формы. Футуризм как литературное направление. Литературные манифесты футуризма. Футуризм как социальное явление. Новаторство в сфере художественного языка. Отношение к культурной памяти. Язык как объект художественного творчества. Специфика брюсовского «историзма». Исторические факты и личности как средство объективации лирического субъекта. Феномен маски в творчестве В.Я. Брюсова. Субъектная сфера лирического цикла «Любимцы веков». Эволюция темы поэта и поэзии. Реализация эстетических принципов символизма. Интерес к механизму творчества и избранность творческой личности. Поэт как пророк и демиург. Символ как основной способ выражения авторской позиции. Псевдосоциальность и псевдореалистичность поэзии В.Я. Брюсова. Примат индивидуального над социальным. Отражение социальных проблем с помощью принципов символизма. Образ "грядущих гуннов". Вопрос исторических подобий и параллелей. Осмысление революции как обновляющего катаклизма. Сказочные мотивы в изображении России. Образ России как одна из ипостасей символистского образа Мировой души. Многозначность образа России в лирике Блока. Диалог с традицией: Россия Тютчева и Некрасова. Историческая концепция Блока (цикл «На поле Куликовом»). Значение пространственно-временных координат в реализации темы. Мистика повседневности в циклах «Пузыри земли», «Город». Значение «болота» как образа-символа («Болотный попик», «Болотные чертенятки». Трагическое противоречие высокого и низкого, мотив двойничества в стихотворении «Незнакомка». Романтическая ирония Блока. Религиозно-мистические мотивы цикла. Связь с философией Вл. Соловьёва. Переосмысление средневековой христианской символики, мотивы любви, смерти, чувства таинства жизни в природе, мечта о слиянии земного и небесного. Особенности лирического «сюжета». Сквозные мотивы и образы. Мифологический аспект цикла («лунная» символика и атрибутика). Путь В. Маяковского в литературу. М. Горький о русских футуристах и о своеобразии молодого Маяковского. Широта тематического диапазона. Социальная проблематика («Нате», «Вам»). Специфика ораторского стиля В.В. Маяковского. Особенности любовной лирики. Поэма «Облако в штанах»: особенности сферы обрамления, жанровая специфика. Поэмы «Война и мир», «Человек»: система художественных средств в реализации авторской концепции. Отношение поэта к войне. Антивоенный пафос стихотворений «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер». Разоблачение ложного патриотизма. Газетно- публицистический стиль, экспрессивность и оценочность лирического высказывания. Жанровые особенности стихотворения «Мама и убитый немцами вечер», специфика субъектного строя. Тематическое многообразие гимнов В.В. Маяковского. Жанровая сущность произведений. Способы выражения авторской иронии: гиперболизация, эзопов язык, разрушение жанрового ожидания. Специфика ранней лирики. Композиционно-стилевое своеобразие сборников «Вечер», «Чётки». Особенности лирического «сюжета». Образ лирической героини. Эволюция творческой манеры, психологизм, роль художественной детали, библейские образы и мотивы. Пушкинская тема и тема Петербурга. Трагедия войны в творчестве А.А. Ахматовой (сб. «Белая стая»). Интонационно-ритмическое своеобразие стихотворений «Июль 1914», «Молитва»). Скорбь о судьбе страны и народа в годы гражданской войны и революции (сб. «Подорожник», «Anno Domini MCMXXI»). Тема поэзии, поэта и власти в творчестве А.А. Ахматовой. А.А. Ахматова в годы сталинского террора. Поэма «Реквием: функция рамочных компонентов, особенности композиции, ритмическая организация, субъектный строй, семантика хронотопа. События Великой Отечественной войны в творчестве А.А. Ахматовой. Поэтика итогового произведения «Поэма без героя»: пересечение разновременных повествовательных планов, функция «чужого» слова, история и вечные образы мировой культуры, библейские образы и мотивы.

Жизнеутверждающий пафос романтических произведений Горького. Связь с устным народным творчеством. Характеристика романтического героя («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»). Жанровые и интонационно-ритмические особенности «Песни о Соколе» и «Песни о Буревестнике». Функции пейзажа, образы-символы, специфика повествовательной манеры в романтических произведениях М. Горького

Отношение писателя к босякам. Влияние философии Ф. Ницше на критерии отбора и изображение персонажей. Проблема личной свободы и социальная проблематика в рассказах «Челкаш», «Мальва». Способы реализации авторской концепции в рассказах о босяках (художественный мир, художественная речь, композиция). Сатирическая направленность очерков «Мои интервью», «В Америке». Роман «Мать» как первое произведение социалистического реализма: условность определения творческого метода, новый тип героя в романе, споры в литературоведении о романе. Повести автобиографической трилогии: «Детство», «В людях» — традиции русской классической литературы. Своеобразие творческой манеры Горького-драматурга. Социальная направленность пьес «Дачники», «Дети солнца», «Мещане», «Враги». Социально-философская драма «На дне»: творческая история, особенности жанрового определения, мировоззренческий конфликт в пьесе, точка зрения автора, дискуссия вокруг центральных персонажей. Современное прочтение пьесы. Драма «На дне» в школьном изучении.

Русская литература 1920-1940-х гг. XX века.
Вопросы к экзамену и материалы для подготовки
Общая характеристика литературного процесса 20-40-х годов.
Хронологические рамки периода. Общественно-политические условия, особенности экономического развития. События первых лет революции в оценке А. Блока, М. Горького, В. Короленко, И. Бунина, В. Маяковского, И. Шмелева и других. Размежевание писателей в отношении к революции. Основные литературные группировки. Художественные искания и эксперименты. Богатство и разнообразие тенденций: от натурализма (И. Бабель, Л. Сейфуллина и др.) до гротеска и фантастики (М. Булгаков, Е. Замятин). Активизация модернистской литературы. Разнообразие жанрового репертуара новой литературы. Проблема личности и массы как одна из центральных в литературе 20-х годов.Основные факты общественно-политической и литературной жизни. Новое мышление и литература. Пафос революционного преобразования действительности. Роспуск РАПП. Социалистический реализм. Литература в годы Великой Отечественной войны. Основные темы. Жанровое многообразие прозы. Новое поколение поэтов. Патриотическая поэзия в годы Великой Отечественной войны. Стихотворная сатира. Поэзия русского зарубежья. Позиция, занятая Горьким накануне революции. Отношение Горького к событиям революции и гражданской войны. Горьковская концепция революции и культуры. Понятие "культура" с точки зрения эстетической и гуманистической позиции Горького. Композиция книги. Способы выражения авторской позиции в книге «Несвоевременные мысли». Новаторство Горького-романиста.Роман "Дело Артамоновых". Судьба трех поколений Артамоновых. Символика романа, его язык, образная система. Художественное время и пространство в романе Горького.Историко-философский характер послереволюционных пьес Горького. Проблематика и художественное своеобразие пьес "Егор Булычев и другие". "Васса Железнова". Острота и глубина социального конфликта пьес.

Эстетическая программа В. Маяковского после Октября. Тема поэта и поэзии. Осмысление новой роли поэта. Революционно-героическая лирика Маяковского в период Октября. Первые стихи о революции. Жанры лирики. Многообразие тем. Жанр поэмы. Сатира Маяковского. Новаторство поэта. Ритмика, рифма, лексика, пластика образов, звуковая организация. Цитировать наизусть.
4. Национальный характер лирики С. Есенина.
Своеобразие мировоззрения и лирического дарования С. Есенина. Основные темы лирики. Сборник "Радуница". Истоки противоречий в эволюции поэта. Есенин и имажинизм. Жанры творчества. Проблематика и художественное своеобразие поэмы "Анна Снегина". Изобразительные средства языка, особенности ритма и рифмы в стихах С. Есенина. Цитировать наизусть.
5. Роман-эпопея М. Шолохова "Тихий Дон": своеобразие характера и способы выражения авторской позиции.
Широта эпического повествования. Судьба народа – главная тема эпопеи. Концепция личности и народа. Типическое и индивидуальное в судьбах героев. Мелехов как трагический характер. Истоки его трагедии. Психологизм характера. Народная основа языка. Функция пейзажа. Новаторство «Тихого Дона» в художественной структуре и стиле.
6. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита" как роман-мениппея.
Дать определение жанра мениппеи (по М. Бахтину). Проблематика романа. Своеобразие композиции. Гротеск, фантастика, юмор, сатира в романе. Образная система. Роль ретроспекции в романе. Общечеловеческие ценности в трактовке Булгакова. Эпическая широта и сатирическое начало. Сочетание реальности и фантастики. Библейские мотивы и образы в романе.

Сатирические повести М. Булгакова. Типология художественного образа в повестях. Герои, выражающие авторскую позицию. Фантастический сюжет как средство выражения социально-нравственной позиции писателя в оценке послереволюционной действительности.

Историко-философский характер драматургии Булгакова. Отношение писателя к авторитарной власти. Судьба творческой интеллигенции. Проблематика и художественное своеобразие пьес Булгакова. Пушкинская тема в драматургии М. Булгакова. Тема Мольера в творчестве писателя.

Оцените статью
Добавить комментарий