Тема: Изучение и создание условий коррекционно-развивающего пространства для формирования социально-интегрированной личности

План работы МО воспитателей старших классов
на 2011-2012 уч. год.
Тема: Изучение и создание условий коррекционно-развивающего пространства для формирования социально-интегрированной личности.
Изучение методической литературы по теме «Создание системы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».
Достижение оптимального уровня нравственного воспитания детей и повышение уровня их воспитанности для адаптации в современном сообществе людей (социуме).
Развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, условиями проживания; обеспечить овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с миром профессий воспитанников школы.
Совершенствовать мастерство педагогов через самообразование, взаимопосещение занятий и внеклассных мероприятий.

п/п
сроки
Содержание деятельности
Ответственный
1.
сентябрь
1. Выборы и утверждение председателя МО
2. Правила аттестации педагогов, прохождение курсов повышения квалификации.
3. Ознакомление с планом работы на 2011-2012 учебный год, составление графика проведения открытых мероприятий.
4.Утверждение планов воспитательной работы воспитателей на 1 четверть.
5.Организация работы по самообразованию воспитателей.
ЗВР
Руководитель МО
ЗВР
2.
ноябрь
1.Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (кор.) школе-интернате 8 вида
2. Информация о занятости воспитанников в объединениях дополнительного образования.
3. Обобщение опыта по теме: «Основные направления и содержание работы по социализации воспитанников на примере досуговой деятельности»
4.Открытое занятие по теме: «Вступая в самостоятельную жизнь»
5.Обзор новинок методической литературы
Руководитель МО
воспитатели
Чебыкина Н.А.
Перминова Т.В.
Антонова С.А.
3.
январь
1. «Коррекция эмоционально-волевой сферы детей со сниженным интеллектом»
2.Из опыта работы «Технология моделирования коррекционно-развивающих программ для социальной адаптации детей с девиантным поведением»
3.Открытое занятие в 6 классе
4.Открытое мероприятие: «Школа жизни» (профориентация)
5.Круглый стол: «Методические копилки в классах по нравственному воспитанию» (метод. литература, презентации, программы, конспекты занятий…)
психолог
ПасынковаГ.М.
Пасынкова Г.М.
7 класс
воспитатели
4.
май
1.Критерии уровня воспитанности в разных возрастных группах.
2.Анализ методической работы в истекшем учебном году, перспективы на новый учебный год.
3.Предложения, задачи на следующий учебный год.
4.Рекомендации психолога: «Приемы саморасслабления».
Алышева И.В.
Руководитель МО
Воспитатели, ЗВР
психолог
«Организация самоподготовки в условиях коррекционной школы»
1. «Методика проведения самоподготовки».
2.Рекомендации психолога «Приемы саморасслабления»
3. Открытое занятие
«Самоподготовка»
Теоретический семинар по теме «Современные требования и подходы к работе по развитию самостоятельности воспитанников, коррекция их эмоционально-волевой сферы»
Конференция «Коррекция эмоционально-волевой сферы детей со сниженным интеллектом в процессе работы по личным парадигмам»

1. Овладение детьми навыками анализа и самоанализа.
2. Осознанное владение критериями нравственности в соответствии с возрастными особенностями.
3. Знание основных моральных принципов и накопленного социального опыта современного общества.
4. Повышение уровня социализации детей в соответствии с «Моделью социально адаптированной личности».
5. Владение педагогами современными технологиями нравственного воспитания.
6. Создание методической копилки по нравственному воспитанию детей.
10, 13, 16 лет
Уровень социализации детей в школе-интернате в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это, в свою очередь, предполагает психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения. Результаты такого исследования позволяют корректировать основные отклонения в развитии личности каждого ребенка, применять эффективные формы педагогического воздействия в воспитательном процессе. Для того чтобы коррекционная работа имела действенный характер, воспитатель должен четко представлять себе воспитательную траекторию, обозначить цель ее достижения и спрогнозировать результат.
С целью оказания методической помощи воспитателям в работе по развитию детей творческой группой педагогов школы, полагаясь на собственный опыт, разработаны критерии оценки уровня воспитанности и социализации для детей трех возрастных групп – 10, 13 и 16 лет, включающие в себя: наблюдение, исследование, апробирование разнообразных форм и методов работы с детьми, представленные по направлениям: личностное развитие; межличностные отношения; санитарно-гигиенические навыки, профессиональная ориентация, основы безопасности и жизнеобеспечения. Так как умения и навыки ребенка 7 и ребенка 10 лет различны, то указывается не возрастная группа – 7–10 лет, а дети конкретного возраста – 10, 13 и 16 лет.
Диагностика развития детей проводится по определенным методикам, в том числе: С. Розенцвейга, А. Беллак, С. Беллак, Рене Жиля. Обработка этих методик требует непосредственного участия специалиста-психолога и представляет определенные сложности для практической работы воспитателя. Доступными и приемлемыми в наших условиях явились диагностические методы: наблюдение, устный опрос, анкетирование, заполнение таблицы, решение тестовых задач, проведение и обработка которых не затруднительны для воспитателей.

Воспитанник школы-интерната должен уметь
– к 10 годам:
1. Следить за чистотой тела, понимать необходимость соблюдения санитарно-гигиенических норм (мыть и вытирать руки, лицо, ноги, чистить зубы, подстригать ногти на руках и ногах).
2. Правильно пользоваться мочалкой, щеткой для волос.
3. Самостоятельно одеваться и выбирать одежду по сезону.
4. Аккуратно складывать свою одежду на полку шкафа, содержать в чистоте обувь.
5. Аккуратно заправить кровать;
– к 13 годам:
1. Самостоятельно принимать душ.
2. Стирать мелкие личные вещи.
3. Пользоваться щеткой для одежды, кремом и щеткой для обуви.
4. Самостоятельно поменять постельное белье.
5. Осуществлять мелкий ремонт одежды;
– к 16 годам:
1. Применять доступные приемы закаливания своего организма.
2. Пользоваться косметическими средствами (кремы, дезодоранты, лосьоны и др.).
3. Стирать и гладить свою одежду.
4. Пользоваться приемами депиляции.
5. Владеть навыками интимной гигиены.
Для контроля санитарно-гигиенических навыков используется метод наблюдения, позволяющий сделать вывод о приобретенных санитарно-гигиенических навыках и умениях детей разных возрастных групп, наметить план дальнейшей индивидуальной работы с детьми.

Воспитанник школы-интерната должен уметь
– к 10 годам:
1. Соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения.
2. Слушать собеседника, не перебивая, задавать вопросы, пользоваться фразеологическими стереотипами.
3. Ориентироваться в понятиях: «добро», «зло», «хорошо», «плохо».
4. Анализировать свои и чужие поступки;
– к 13 годам:
1. Понимать свой статус ученика.
2. Ориентироваться в понятиях: «товарищество», «дружба», «настроение».
3. Понимать необходимость самообразования.
4. Правильно вести себя в общественных местах;
– к 16 годам:
1. Понимать свой статус гражданина.
2. Ориентироваться в понятиях: «долг», «ответственность», «свобода».
3. Правильно использовать способы самовыражения.
4. Владеть навыками адекватного социального поведения:
· выполнять правила общепринятых норм этикета;
· владеть основными формами речевого общения.
5. Ставить цель и находить пути ее реализации.
При исследовании личностного развития воспитанников используются различные приемы: наблюдение, анализ и решение ситуативных задач, анкетирование, письменный опрос. Именно многообразие приемов позволяет составить целостное представление о воспитаннике как о развивающейся личности. Ситуативные задания дают возможность определить степень осознанности детьми своих и чужих поступков и действий. Тестовые задачи – умение воспитанников анализировать и классифицировать эти поступки. Анкеты-опросники дополняют итоги наблюдений.

Воспитанник школы-интерната должен уметь
– к 10 годам:
1. Играть в парах и группах.
2. Подчинять свои интересы интересам группы.
3. Владеть общепринятыми нормами общения со старшими, взрослыми, сверстниками.
4. Строить дружеские отношения.
5. Обозначить и проанализировать конфликтную ситуацию;
– к 13 годам:
1. Находить контакт с окружающими.
2. Регулировать взаимоотношения с окружающими с помощью взрослого.
3. Самостоятельно или с помощью взрослого находить пути выхода из конфликтной ситуации.
4. Самостоятельно организовать совместную деятельность.
5. Осознавать смысл понятий: «друг», «дружба»;
– к 16 годам:
1. Самостоятельно регулировать свои отношения с окружающими.
2. Избегать конфликтных ситуаций.
3. Выбирать стиль общения с окружающими в зависимости от ситуации (официальный, дружеский, партнерский и т. д.).
4. Определять настроение партнера по общению.
5. Строить интимно-личностные отношения.
Формирование навыков межличностных отношений является одним из трудных направлений в работе воспитателя. Процесс формирования межличностных отношений включает в себя, прежде всего, коррекцию недостатков характера каждого ребенка в отдельности и коррекцию его поведения при взаимодействии с другими детьми. Наилучший результат исследования межличностных отношений имеет метод наблюдения в процессе игр детей и различных видов их контактов. Для целостного представления о поведении детей при их общении можно использовать результаты исследований по опросным листам, анкетам, тематическим таблицам.
Профессиональная ориентация
к 16 годам воспитанник должен:
1. Понимать необходимость приобретения профессии.
2. Быть ориентированным на профессии, доступные его статусу.
3. Знать основы производственных отношений.

Оцените статью
Добавить комментарий