Тема История экономических учений как наука. 2

ОГЛАВЛЕНИЕ:
Тема 1. История экономических учений как наука. 2Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья. 4Тема 3. Меркантилизм. 9Тема 4. Становление классической школы. 12Тема 5. Развернутый анализ экономики свободной конкуренции в трудах 16А.Смита и Д.Рикардо. 16Тема 6. Эволюция концепции классической школы. 20Тема 7. Завершение классической политэкономии и становление социалистической экономической доктрины 23Тема 8: Экономическое учение К.Маркса. 26Тема 9. Историческая школа 29Тема 10. Институционализм 33Тема 11. Маржиналистская революция и генезис неоклассики 37Тема 12. Пересмотр неоклассических традиций и новые направления исследований 49Тема 13. Теоретическая система Дж. М. Кейнса 58Тема 14. Формирование кейнсианской традиции в экономической науке 64Тема 15. Неолиберализм 74Тема 16. Неоконсерватизм 80Тема 17. Неоинституционализм 86
Предмет истории экономических учений.
Проблема периодизации истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки.
Понятие школы и направления в истории экономической науки.
Методы и функции дисциплины «История экономических учений».
– процесс возникновения, развития и смены теоретических идей и взглядов отдельных экономистов, школ и направлений экономической мысли в различные эпохи и в различных странах в тесной связи с историей экономики, основными направлениями философской мысли и конкретными экономическими дисциплинами.
Связь экономических учений с историей экономики и экономической политикой. Рождение тех или иных взглядов и концепций всегда связано с объективными условиями, по­требностями и интересами живой экономической практики. К примеру, меркантилисты пре­возносили и абсолютизировали созидательную роль торговли. И это было обусловлено небывалым ростом торговых операций, великими географическими открытиями, усилением роли и вли­яния представителей торгового капитала. Накопление благо­родных металлов, золота и серебра меркантилисты рассматри­вали как главную цель хозяйственного развития, основную за­боту государства. Развитие рыночных отношений периода свободной конку­ренции породило необходимость создания логически стройной и взаимоувязанной (хотя и противоречивой) системы эконо­мических знаний, нашедшей свое выражение в формировании классической школы политической экономии.
Все последующие школы и концепции экономической науки (при всей относительности научного знания) так или иначе, связаны с изменениями в хозяйственной жизни, с потребно­стями экономической практики. С другой стороны, сами экономические идеи и концепции оказывают активное обратное влияние на экономическую жизнь посредством выработки рекомендаций для экономической политики. Наиболее важной является проблема определения идеальной модели социально-экономического устройства общества, принимаемой в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.
Это заставляет вновь и вновь обращаться к «позитивной» (теоретической) экономической науке, так как без ее развития, без глубоких обобщений и выводов невозможна и «нормативная» (прикладная) наука, призванная давать советы, рекомендации, обосновывать принципы, установки, которым надлежит следо­вать в практической деятельности (торговле, бизнесе, произ­водстве).

Вопрос периодизации истории экономических учений остается дискуссионным.
— Марксистская концепция рассматривает процесс развития экономических учений на основе формационного подхода, в результате чего выделяются такие этапы развития экономических учений, как экономические учения эпохи рабовладения, феодализма, капитализма и коммунизма. Формационная теория развития общества обладает известными достоинствами, однако она упрощенно, а зачастую и предвзято, трактует процесс развития экономической мысли.
— Многие современные исследователи в области истории экономических учений ориентируются на стадийный (или цивилизационный) подход в объяснении естественноисторического процесса, а соответственно, и развития экономической мысли. Цивилизационная теория общественного развития в равной мере учитывает совокупность всех форм жизни и деятельности общества, включающая как материальные, производственные, так и идейные, политические, правовые, социокультурные, нравственно-психологические, религиозные и другие проявления. Например, на основе трехстадийного подхода выделяют, следующие стадии в развитии общества: первобытное хозяйство, натуральное хозяйство, коммерческое, или товарное хозяйство. Основываясь на этом подходе, например, Я.С.Ядгаров, выделяет в истории экономической мысли такие этапы, как экономические учения эпохи дорыночной экономики, экономические учения нерегулируемой рыночной экономики, экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики. — Некоторые авторы в основу периодизации истории экономической мысли кладут критерии, связанные с закономерностями развития самой экономической науки. Например, Й.Шумпетер различал этапы развития экономической мысли в зависимости от применяемых исследовательских методов. — Многие современные авторы выделяют этапы развития экономической мысли в соответствии с развитием самого экономического анализа, изменяющим представления о предмете, методе, категориальном аппарате экономической теории. Так, М.Блауг в качестве этапов выделяет экономистов и школы, идеи которых составляют вехи становления категориального аппарата современной экономической теории.
.
В основу типологии (деления экономистов по направлениям и школам) кладутся различия в понимании предмета и задач исследования, методах анализа, концептуальных подходах к изучению экономических проблем и логически вытекающих выводах для экономической политики. Экономические школы порой получают свое наименование по географическому признаку. Широко известны, например, лондонская, кембриджская, стокгольмская школы. Представи­тели одной школы солидаризуются в силу общности взглядов, позиций, методологии. И в то же время они нередко отличаются кругом научных интересов, проблематикой, трактовкой изуча­емых проблем. Так, стокгольмская школа (шведская) объеди­няет группу экономистов, занимающих далеко не однозначные позиции при трактовке основополагающих положений и раз­работке различных проблем. Объединяющая черта шведской школы — признание регулирующей роли государства в духе кейнсианских идей и, как правило, сочетание теоретических разработок с практическими рекомендациями.Некоторые экономические школы получили название по имени своего основоположника (марксизм, кейнсианство) или в соответствии с чертами методологии (институционализм)Деление на школы и направления в известной мере условно. В пределах одного направления может существовать несколько школ. Позиции и взгляды многих экономистов не остаются неизменными, они эволюционируют. Бывает непросто решить, к какой школе их следует относить.
:
Наиболее важной является познавательная функция, которая означает получение знаний обо всем многообразии экономических идей и теорий во времени и пространстве, о закономерностях процесса становления, расцвета и отмирания экономических идей и концепций, о факторах их эволюции, о характере дискуссий и различиях в подходах представителей различных школ и направлений экономической мысли. История экономических учений знакомит нас с тем, как возникают, обогащаются экономические категории, развивается методология познания действительности, т.е. позволяет проникнуть в «лабораторию» экономиста и постигнуть логику экономического мышления. История экономических учений помогает преодолеть мнение, что общепринятые сегодня теории — самые лучшие и самые правильные. В быстро меняющемся мире, с одной стороны, даже лучшие идеи нуждаются в развитии, с другой стороны, «старые» идеи могут оказаться востребованными и неожиданно продуктивными.
Другой фундаментальной функцией истории экономических учений является методологическая — разработка методов, средств, моделей исследования истории экономической мысли, а также изучение методологии, содержания ее инструментов, эволюции способов и приемов познания, многообразия методологических основ, используемых представителями различных школ и направлений при анализе социально-экономических явлений.
История экономических учений выполняет также важную прагматическую функцию: знакомит с научными основами формирования, эволюции экономической политики государства, с различными моделями ее практического воплощения, рекомендация­ми по решению многообразных проблем общественного развития. Прогностическая функция истории экономических учений связана с тем, что, опираясь на знание закономерностей развития экономических идей, она может давать прогнозы развития экономической науки. И, наконец, как и любая другая гуманитарная наука, история экономических учений выполняет и идеологическую или мировоззренческую функцию. На основе систематизации основополагающих идей, взглядов она создает научную основу для формирования эконо­мического мышления, мировоззрения.

В истории экономических учений используется обширный арсе­нал общефилософских и специально-научных методов, а также ме­тодов, применяемых при проведении формально-логических, сис­темных и сравнительно-исторических исследований. Однако свое­образие и специфичность предмета истории экономических учений заставляют отдавать предпочтение принципам, приемам и способам исследования, которые в большей степени соответствуют историко-теоретическому и прагма­тическому содержанию данной дисциплины.
Определяющее значение имеет принцип историзма. Он позволяет исследовать генезис и эволюцию экономической теории, определить место и роль теории в совокупном системном знании определенной эпохи, раскрыть связь между концепциями прошлого и современности, взаимодействие идей с политикой и практикой.
Достоинством принципа историзма является то, что он позволя­ет: оценить содержание концепций в контексте прошлого и совре­менности, выявить в них исторически преходящее и пребывающее; выделить и соединить конкретно-историческую и теоретическую стороны учения.Для отражения принципа историзма используются хронологи­ческий и проблемно-категориальный приемы изложения. Хроно­логический прием предполагает характеристику «портретов» мыслителей-классиков, ведущих школ, направлений экономичес­кой мысли, что дает возможность полнее раскрыть процессы фор­мирования, развития и смены различных концепций, учений, школ, специфику их теоретико-методологических взглядов, взаимосвязь и преемственность. Проблемно-категориальный при­ем — исследование содержания концепций, их новизны, определе­ние теоретико-познавательной значимости их вклада, места и роли в истории экономической мысли.
Самостоятельное значение имеют приемы историко-сравнительного исследования. Сопоставительный анализ различных концепций, конкретизирующих знания о социально-экономических явлениях, способствует более точному раскрытию их содержания, оценке, выявлению критериев классификации и типологизации эко­номических учений.
Среди специально-научных методов в истории экономических учений выделяются следующие:
описательный, который дает возможность исследователю получить разнообразную информацию, сформировать целостное представление о внешних сторонах явления, его структурных звеньях (к нему примыкает монографический метод – описание и трактовка взглядов данного ученого или его отдельной работы, имеющие целью донести, что именно говорил данный автор);
аналитический, позволяющий раскрыть причинно-след­ственные связи явлений, исследовать внутреннее строение явления, выявить источники, предпосылки его возникновения и эволюции;
моделирования, осуществляющий поиск наиболее эффек­тивных, оптимальных схем организации экономических систем, госу­дарственного регулирования и пр.
конкретно-экономический, выявляющий эф­фективность функционирования, например, различных механизмов государственного и рыночного регулирования.

Оцените статью
Добавить комментарий