Тема: «Социальная психология как наука»

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИИ
Семинарское занятие 1. Тема: «Социальная психология как наука» (2 ч.)
Вопросы:
Объект и предмет социальной психологии.
Структура и основные функции социальной психологии.
Социальная психология в системе современного научного знания.
Литература
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. -150с. С. 103-130.
Леонтьев А.И. Философия психологии. М.: Изд-во МГУ, 1994.
Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999.
Немов Р. Психология. Кн. 1-3. М., 1995.
Петровский А. История психологии. М., 1994.
7. Практическая психология для менеджеров. -М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.
Психологические тесты. М., 1995.
Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского и др. М.: Политиздат, 1990.
Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1988. С. 15-57.
Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: Инфра-М- Новосибирск, 1999.
Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.
Семинарское занятие 2. Тема: «Методы социальной психологии» (2 ч.) Вопросы:1.Общенаучные методы в социальной психологии.2.Основные эмпирические методы социально-психологических исследований: краткая характеристика, границы применения.3. Факторы, влияющие на качество результатов социально-психологических исследований.Литература
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. -150с. С. 103-130.
Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999.
Немов Р. Психология. Кн. 1-3. М., 1995.
Петровский А. История психологии. М.., 1994.
Психологические тесты. М., 1995.
Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского и др. М.: Политиздат, 1990.
Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: Инфра-М- Новосибирск, 1999.
Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.
Семинарское занятие 3. Тема: «Возникновение и основные этапы развития социальной психологии в России» (2 ч.)Вопросы:
Предпосылки возникновения в России социальной психологии как самостоятельной области научного знания.
Основные этапы развития социальной психологии в России.
Основные направления и перспективы развития социальной психологии в современной России.
Литература
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998.
Выготский Л.С. Развития высших психологических функций М.: АПН РСФСР, 1960.
Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999.
Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского и др. М.: Политиздат, 1990.
Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: Инфра-М- Новосибирск, 1999.
Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998. С. 26-47.
Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.
Блонский П.П. Очерк научной психологии. М., 1924.
Выготский Л.С. История развития высших психологических функций. Собр. соч. М., 1983. Т. 3.
Коул М. Культурно-истоическая психология: наука будущего. М.: «Когито-Центр», Изд-во «Ин-т психологииРАН», 1997.
Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского и др. М.: Политиздат, 1990.
Челпанов Г.И. Психология и марксизм. М., 1924.
Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.
Семинарское занятие 4. Тема: «Психология личности как теоретический фундамент социальной психологии» (2 ч.)Вопросы:
Основные современные подходы к определению понятия и изучению личности в социальной психологии. Основныеэлементы структуры личности.
З.Фрейд о структуре личности. Современные представления о структуре личности.
Типологии личности (концепции Кречмера, Э.Шпрангера, Айзенка, К.Г.Юнга, Э.Фромма).Литература
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998.
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение а психологию активности. М.: Политиздат, 1987. С. 207-281.
Коломиец В.П. Становление индивидуальности. М.: Изд-во МГУ, 1993.
Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999.
Немов Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей: Пособие для учащихся. М: ГИЦ ВЛАДОС,1998.
Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер. СПб., 1995.
Психология управления: Курс лекций / Л.К.Аверченко, Г.М.Залесов и др. Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М,1997. С. 11-35.
Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского и др. М.: Политиздат, 1990.
Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1988. С. 77-87, 106-106, 133-162.
Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: Инфра-М- Новосибирск, 1999.
Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности.Самара: ИД БАХРАХ, 1996.
Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. -415с. С. 53-99.
Юнг К.Г. Эмоциональные психологические типы // Психология эмоций. Тексты. М.: МГУ, 1984. -288с. С.238-252.
Семинарское занятие 5. Тема: «Социализация личности» (2 ч.) Вопросы:
Понятия «социализация», «социальная адаптация», «воспитание» и их соотношение.
Социализация личности, ее основные этапы.
Социализация и основные стадии жизненного цикла индивидов в концепции Э.Эриксона.
Литература
Андреева Г.М Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998.
Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999.
Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского и др. М.: Политиздат, 1990.
Роджерс К. Что значит становиться человеком? // Теории личности в западно-европейской и американскойпсихологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: ИД БАХРАХ, 1996. С. 390-409.
Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: Инфра-М- Новосибирск, 1999.
Фейдимен Дж. Личность и личностный рост. М., 1994. Вып. 1-3.
Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. -415с. С. 19-192.
Э.Эриксон. Жизненный цикл: Эпигенез идентичности // Теории личности в западно-европейской и американскойпсихологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: ИД БАХРАХ, 1996. С. 315-375.
Семинарское занятие 6. Тема: «Социальная группа как объект социально-психологических исследований» (2 ч.)Вопросы:
Понятие «социальная группа». Основные подходы к изучению социальных групп в социальной психологии.
Социальная группа как продукт социального взаимодействия.
Типология групп. Большие и малые социальные группы, их отличительные особенности.
Литература
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998.
Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999.
Психология управления: Курс лекций / Л.К.Аверченко, Г.М.Залесов и др. Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М,1997. С. 36-48.
Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского и др. М.: Политиздат, 1990.
Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1988. С. 57-87.
Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: Инфра-М- Новосибирск, 1999.
Семинарское занятие 7. Тема: «Социальная психология малых групп» (4 ч.) Вопросы:1. Понятие, признаки и основные характеристики, этапы формирования и стадии развития малой социальной группы. Видымалых социальных групп. Понятие и виды групповой динамики в малых группах.2. Социально-психологические особенности поведения личности в малой группе. Влияние группы на поведение исоциально-психологические характеристики личности.
Структура малой группы.
Применение методик самонаблюдения при исследовании межличностных отношений в малой группе.
Психодрама и социодрама как методы коррекции поведения личности в группе.
Социометрический метод и его роль в изучении малых групп.
Литература
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры.Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992.
3. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993. -222с. 4. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999. 5. Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М.: Наука, 1970.
Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей: Пособие для учащихся. М.: ГИЦ

Психология управления: Курс лекций / Л.К.Аверченко, Г.М.Залесов и др. Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М,1997. С. 49-57.
Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского и др. М.: Политиздат, 1990.
Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского и др. М.: Политиздат, 1990.
Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1988. С. 106-133, 162-175, 185-217.
11. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: Инфра-М- Новосибирск, 1999.
Семинарское занятие 8. Тема: «Психология стихийных и массовых движений»
Вопросы:
«Психология толпы» как направление социально-психологических исследований конца XIX — начала XX века.
Понятие «толпа». Основные характеристики и социально-психологические особенности поведения личности втолпе. Методы управления поведением людей в толпе.
Современные исследования социально-психологических особенностей поведения участников массовыхсоциальных, политических, экологических и религиозных движений.
Литература
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998.
Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896.
Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999.
Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского и др. М.: Политиздат, 1990.
Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: Инфра-М- Новосибирск, 1999.
Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892.
Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.
Семинарское занятие 9. Тема: «Психология больших социальных групп»Вопросы:
«Психология народов» как классическое направление в социальной психологии.
Современные исследования в области этнопсихологии и психологии межгрупповых отношений.
Основные социально-психологические черты и особенности русского национального характера.
Литература
Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998.
Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. М.: Республика, 1992. С. 295-313.
Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999.
Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского и др. М.: Политиздат, 1990.
Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: Инфра-М- Новосибирск, 1999.
Федотов Г.П. Письма о русской культуре // Русская идея. М.: Республика, 1992. С. 379-419.
Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.
1
Практическое занятие 1. Тема: «Психология личности как теоретический фундамент социальной психологии» (2 ч.)
Практическое занятие 2. Тема: «Социально-психологическое обеспечение социальной деятельности» (2 ч.)
Практическое занятие 3. Тема: «Социальная психология малых групп» (2 ч.)
Практическое занятие 4. Тема: «Социально-психологические исследования групповой динамики в малых группах» (2 ч.)
Практическое занятие 5. Тема: «Социально-психологические исследования групповой динамики в малых группах» (2 ч.)
Практическое занятие 6. Тема: «Общение как предмет социальной психологии. Структура, виды и средства общения» (2 ч.)
Практическое занятие 7. Тема: «Социальные установки, стереотипы и предрассудки; механизмы их формирования и основные функции в общении» (2 ч.)
Практическое занятие 8. Тема: «Социально-психологическое напряжение как следствие общения» (2 ч.)
Практическое занятие 9. Тема: «Социально-психологическая структура конфликта» (2 ч.)
‘ Более подробные планы, методические разработки и литература к практическим занятиям составляются для каждой студенческой группы с учетом состава группы, характера взаимоотношений между участниками группы и научных интересов студентов.

Оцените статью
Добавить комментарий