Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве 9 час — Рабочая программа по изобразительному искусству для…

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве 9 часРоль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.

^

Учащиеся должны знать:

  • — истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • — особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • — семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • — несколько народных художественных промыслов России;

Учащиеся должны уметь:

  • — пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец,  Полохов-Майдан,  Жостово  и др.)
  • — различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);
  • — различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);
  • — выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

  • — умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
  • — уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • — умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • — создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой ( предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
  • — владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. 

^

ИЗО в 5 классе

 №

урока

Тема урока Кол-во часов По плану Дата проведения 
^ 9
1 Древние образы в народном искусстве. 1  
2 Орнамент как основа декоративного украшения 1  
3 Декор русской избы. 1  
4 Внутренний мир русской избы. 1  
5 Конструкция и декор предметов народного быта. 1  
6 Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки. 1  
7-8 Народный праздничный костюм 2  
9 Народные праздничные обряды. Масленица. 1  
^ 8
10-11 Древние образы в современных народных игрушках. 2  
12-13 Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. 2  
14 Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. 1  
15-16 Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. 2  
17 Роль народных художественных промыслов в современной жизни 1  
^ 17
18 Связь времён в народном искусстве 1  
19 Зачем людям украшения. 1  
20 Декор и положение человека в обществе. 1  
21-22 Одежда говорит о человеке. 2  
23-24 О чем рассказывают гербы и эмблемы. 2  
25 Символы и эмблемы в современном обществе 1  
26 Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. 1  
27 Современное выставочное искусство. 1  
28 Ты сам —  мастер ДПИ (тряпичная кукла) 1  
29-30 Ты сам —  мастер ДПИ (ваза) 2  
31-33 Ты сам —  мастер ДПИ (витраж) 3  
34 Декоративно-прикладное искусство в жизни человека(обобщение и систематизация знаний) 1  
Итого по плану  34 часа

^

6 КЛАСС

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» — 34 часа

Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса —  посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения  в способах изображения.  При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки  и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

^

Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей.. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.

^ История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива)

^

Учащиеся должны знать:

  • — о месте и назначении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
  • — о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные эпохи;
  • — о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
  • — основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта;
  • — ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом отечественном искусстве;
  • — особенности творчества и значение русских художников-портретистов, мастеров портрета и натюрморта;
  • — основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве;
  • — о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

Учащиеся должны уметь:

  • — пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
  • — видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
  • — видеть и использовать в качестве средств выразительности соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
  • — создавать творческие композиции в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
  • — активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:• восприятия и оценки произведений искусства;• самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

^

ИЗО в 6 классе

урока

Тема урока К/Ч По плану Дата проведения
^ 19
1 Изобразительное искусство в семье пластических искусств. 1  
2 Рисунок – основа изобразительного искусства. 1  
3 Линия и ее выразительные возможности. 1  
4 Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. 1  
5 Цвет. Основы цветоведения. 1  
6 Цвет в произведениях живописи 1  
7 Объемные изображения в скульптуре. 1  
8 Основы языка изображения. 1  
9 Реальность и фантазия в творчестве художника. 1  
10 Изображение предметного мира – натюрморт. 1  
11 Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. 1  
12 Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. 1  
13 Освещение. Свет и тень. 1  
14 Натюрморт в графике. 1  
15 Цвет в натюрморте. 1  
16 Выразительные возможности натюрморта. 1  
17 Образ человека – главная тема искусства. 1  
18 Конструкция головы человека и ее пропорции. 1  
19 Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. 1  
^ 15
20 Портрет в графике 1  
21 Портрет в скульптуре. 1  
22 Сатирические образы человека. 1  
23 Образные возможности  освещения в портрете. 1  
24 Портрет в живописи. 1  
25 Роль цвета в портрете. 1  
26 Великие портретисты. 1  
27 Жанры в изобразительном искусстве. 1  
28 Изображение пространства. 1  
29 Правила линейной и воздушной перспективы. 1  
30 Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. 1  
31 Пейзаж-настроение. Природа и художник. 1  
32-33 Городской пейзаж. 2  
34 Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. 1  
Итого по плану  34 часа

^
7 КЛАСС

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» — 34 часа

Цель: формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству.

Задачи:

  • дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
  • развитие художественно-образного мышления, наблюдательности и фантазии;
  • осмысление места изобразительного искусства в жизни общества.
  • формирование художественно-творческой активности.

В материале сохраняется принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. Учащиеся знакомятся с картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства

^

Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

^ Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

^ Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века

Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Учащиеся должны знать:

  • — о жанровой системе в изобразительном  искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
  • — о роли и истории тематической картины и ее жанровых видах;
  • -о процессе работы художника над картиной;
  • — о композиции как целостности и образном строе произведения;
  • — о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
  • — о роли искусства в создании памятников в честь о больших исторических событиях; о влиянии образа на понимание событий истории;
  • — о роли художественных образов изо в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
  • — о роли художественной иллюстрации;
  • — наиболее значимый ряд великих произведений  ИЗО  на исторические и библейские темы в отечественном искусстве.

Учащиеся должны уметь:

  • — применять на практике первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
  • — владеть материалами живописи графики и лепки на доступном возрасту уровне;
  • — развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни;
  • — получить творческий опыт в построении тематических композиций;
  • — получит навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:• для восприятия и оценки произведений искусства;• самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

^

ИЗО в 7 классе

 №

урока

Тема урока Кол-во часов По плану Дата проведения
^ 9  
1 Изображение фигуры человека в истории искусства 1  
2 Пропорции и строение фигуры человека 1  
3-4 Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека 2  
5 Великие скульпторы 1  
6 Изображение фигуры человека (в движении) 1  
7 Понимание красоты человека 1
8 Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры 1
9 Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
^ 12
10 Творчество А.Г. Венецианова и П.А. Федотова 1
11 Творчество художников передвижников 1
12 Государственная Третьяковская галерея 1
13 Сюжет и содержание в картине 1  
14-15 Жизнь в моём городе в прошлых веках 2  
16-17 Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве 2  
18 Праздник и карнавал в изобразительном искусстве 1  
19 Монументальная живопись 1  
20-21 Искусство Древней Руси 2  
^ 13
22 Библейские темы в станковой живописи 1  
23 Тематическая картина в русском искусстве 19 века 1  
24-25 Процесс работы над тематической картиной 2  
26-27 Монументальная скульптура и образ истории народа 2
28 Тема великой отечественной войны в станковом и монументальном искусстве 1  
29-30 Искусство иллюстрации. Слово и изображение 2  
31 Зрительские умения и их значение для современного человека 1
32 История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве 1
33 Личность художника и мир его времени в произведениях искусства 1  
34 Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре 1  
^ 34 часа

Методическая литература

  1. Б. М. Неменский Методическое пособие 6 класс — М.: «Просвещение», 2010
  2. Б. М. Неменский Программы общеобразовательных учреждений — М.: « Прсвещение», 2010.
  3. МЛ. Порохневская Поурочные планы по программе Неменского 5 класс — Волгоград, 2003
  4. МЛ. Порохневская Поурочные планы по программе Неменского 6 класс — Волгоград, 2004
  5. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
  6. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).
  7. О.В Павлова Поурочные планы по программе Неменского 6 класс — Волгоград, 2010
  8. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. — М.: Агар, 1998
  9. Т.В Оросова Поурочные планы по программе Неменского 7 класс – Волго

Дополнительная литература

  1. 2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.
  2. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.
  3. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.
  4. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.
  5. Дорожин Ю. Городецкая роспись. — М.: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2003;
  6. Дорожин Ю. Хохломская роспись. — М.: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2003
  7. Дрофеев Ю. Русский народный праздничный костюм. — М.: Изд-во «Мозаика-Синтез»,2003;
  8. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.
  9. История искусства для детей. Живопись. – М.: Изд-во «РОСМЭН», 2004;
  10. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
  11. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.
  12. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.
  13. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.
  14. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.
  15. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.– № 11.
  16. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.
  17. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).
  18. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.
  19. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  20. Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.
  21. Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).
  22. Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных… // Семья и школа. – 1990. – № 2.
  23. Энциклопедия для детей . Искусство. Т I, II, III. — М.: ООО «Аванта+», 2006;
  24. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.
  25. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.

Цифровые образовательные ресурсы:

Компьютерные презентации;

  1. «Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;
  2. «Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей – детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»;
  3. «Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;
  4. «Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;
  5. «Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;
  6. «Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;
  7. Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;
  8. Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006;
  9. «Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.
  10. Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. CD-ROM. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
  11. Музеи мира. Электронная энциклопедия. CD-ROM.ЗАО «Интерсофт», 1998 год.

Интернет – ресурсы:

  1. Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/
Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …