Тема урока — Курс орксэ, модуль «основы православной культуры». Содержание (4 класс, 4-ая четверть) Урок №1. Россия…

Тема урока. Бог и человек в Православии
Знакомство с представлениями верующих людей о Боге
Задачи урока:
Обучающая: узнать представления верующих людей о свойствах Бога и понять, что они означают. Научиться объяснять связь человеческих представлений о Боге с законами добраРазвивающая: усвоить, что мир пронизан любовью Бога, и Бог любит и хранит каждого человека, живущего на земле.Воспитывающая: выработать отношение к словам благодарности, овладеть представлениями о законах добра.
Ключевые понятия урока:
Cпасибо, Творец, Премудрость, Всемогущество, Вездеприсутствие, Любовь
На доске:
БОГ
Для мира – Для человека – совесть
законы природы законы добра доброталюбовьИ ничего в природе нет,Что бы любовью не дышало(Алексей КонстантиновичТолстой)
Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:
— Почему иногда слово «спасибо» верующие люди пишут «спасиБо»? — Можно ли нарисовать премудрость? Всемогущество? Вездеприсутствие?
Описание урока (рассказ учителя, выполнение заданий, ответы детей на возможные вопросы)
Чтение учителем рассказа о Ване или другого на тему о том, как верующие люди в опасности полагаются на Бога. Пояснение терминов Вездеприсутствие и Всемогущество Бога.
Пояснение слова Творец. Законы природы. Человеческие законы.Красота природы, храмов, икон, картин, стихов, музыки. Рассматривание иллюстраций, слушание церковной музыки.

А.К. ТолстойМеня, во мраке и в пылиДосель влачившего оковы,Любови крылья вознеслиВ отчизну пламени и слова.И просветлел мой темный взор,И стал мне виден мир незримый,И слышит ухо с этих пор,Что для других неуловимо.И с горней выси я сошел,Проникнут весь ее лучами,И на волнующийся долВзираю новыми очами.И слышу я, как разговорВезде немолчный раздается,Как сердце каменное горС любовью в темных недрах бьется,С любовью в тверди голубойКлубятся медленные тучи,И под древесною корой,Весною свежей и пахучей,С любовью в листья сок живойСтруей подъемлется певучей.И вещим сердцем понял я,Что все рожденное от Слова,Лучи любви кругом лия,К нему вернуться жаждет снова;И жизни каждая струя,Любви покорная закону,Стремится силой бытияНеудержимо к божью лону;И всюду звук, и всюду свет,И всем мирам одно начало,И ничего в природе нет,Что бы любовью не дышало.

(первый образ Христа)
Авгарь V Ухама — царь небольшой страны Осроены, находившейся между Тигром и Евфратом, управлял в столице, городе Едессе (ныне Орфу или Рогаис). Царь Авгарь, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему. Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу Сам, говоря, что Ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела Он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников. Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Едессу пошел святой Апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола. Он сильно содействовал распространению христианства среди своего народа. Но правнук его вернулся к язычеству и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой. Со временем место это было забыто. Но образ был вновь обретен, когда город Едесса был осажден персидским царем Хосроем в 544 или 545 г. Он был найден епископом в целости с горящей перед ним лампадой; Нерукотворный Образ не только сохранился, но и отпечатался на внутренней стороне закрывавшей его черепицы. В память этого в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе и лик без убруса, так называемое «чрепие». Все, что известно об этом последнем образе, это то, что он находился в Иераполисе (в Сирии). Есть сказание, что император Никифор Фока (963—969) перевез его в Константинополь в 965 или 968 г. (Л.А. Успенский. Богословие иконы Православной Церкви).
Илл. 1. Спас Нерукотворный. Икона. Конец XII в.
Илл. 2. Спас Нерукотворный. Копия несохранившейся фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода. Конец XII в.
Илл. 3. Спас на убрусе. Фреска Спаса Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове. XII в.
Илл. 4. Спас на чрепии. Фреска Спаса Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове. XII в.

(С Богом не страшно)
… в 1827 г. [Карл] Брюллов посетил раскопки античного города Помпеи, который был погребён под толстым слоем лавы и пепла во время извержения Везувия в 79 г. «Последний день Помпеи» (1830— 1833 гг.) стал самым известным произведением мастера. Мотив катастрофы, неистовства сил природы, эффектное грозовое освещение — всё это характерно для романтической идеи господства рока и стихии над человеком. В картине нет главного героя. все персонажи написаны в академическом духе: их позы красивы и величественны, они похожи на античные статуи, волнение и ужас отражаются лишь на лицах. Среди многочисленных охваченных паникой героев картины выделяется фигура художника, несущего ящик с красками, — это автопортрет Брюллова, который изобразил себя в роли участника трагедии.Во время работы Брюллов тщательно изучил свидетельства современников катастрофы и открытия археологов. Для некоторых персонажей (мать с дочерьми на первом плане слева, женщина, лежащая в центре) художник использовал слепки, сделанные во время раскопок (в пустоты, образованные в пепле телами погибших, заливался гипс, который, застывая, воссоздавал их предсмертные позы).И в Италии, и в России, где полотно «Последний день Помпеи» было выставлено в Академии художеств, Брюллова ждал триумф.(Наталья Толстая. Карл Брюллов. Энциклопедия для детей. Том 7. Часть 2. М., 1999 г. С. 285-286)

Рассмотрите персонажей картины Карла Брюллова. Обратите внимание на то, что все они убегают в сторону от извергающегося вулкана. Найдите одного человека, который идет почти навстречу человеческому потоку и бесстрашно смотрит на горящий Везувий. Как вы думаете кто он? Рассмотрите внимательно его одежду, предметы, которые он держит в руках. Что висит у него на шее? Почему только он не страшится грозной стихии?(Имеется в виду мужчина с факелом в нижней левой части картины. Это – христианский священник. На его шее – Крест, в руках он держит Чашу и кадильницу. Обратите внимание, что языческий жрец (он изображен с храмовым треножником в руках – светлая фигура между семьей, закрывающееся плащом, и упавшей колесницей) убегает вместе со всеми).

В русской поэзии можно найти десятки прекрасных стихотворений, где воспевается Святая Русь. Чтобы понять это выражение, необходимо знать, что слово «святой» в библейском тексте всегда отвечает на вопрос «который?», а не «какой?». «Святой» — это избранный Богом, посвященный Богу. Будучи избранным и посвященным Богу («которым»), христианин должен и жить свято, то есть поступать по совести и по закону Божию (быть таким, каким следует быть последователю Христа). Святым днем в православной культуре является ВОСКРЕСЕНЬЕ — день, посвященный прославлению Воскресения Иисуса Христа. Наши предки так любили этот день, что славянское наименование этого дня — «Неделя» (в этот день обычно не делали текущих житейских дел) — переменили на пасхальное название «Воскресенье». Пасха в православном церковном календаре называется Светлым Христовым Воскресением.Здание, сооруженное специально для совершения церковных служб, на Руси именовалось и именуется святым храмом. Колокольный звон называется святым звоном. Иконы — это святые образа, а останки святых — святые мощи. Библия — это Священное Писание.Воспитание чувства благоговения к святыне составляет один из важнейших признаков православной культуры. На Руси, начиная с первых веков православия, наблюдается удивительная тяга к святости и святыне. В этом как раз и проявилась исключительная религиозная одаренность русского народа. И даже в минуту испытания или падения православная душа не забывает о святости и чистоте. Острое чувство святыни всегда помогало русскому человеку найти дорогу к покаянию и исправлению. Святая Русь — не безгрешная Русь, Святая Русь — это народ, чувствующий святыню и в любых испытаниях стремящийся к чистоте и святости.Православная культура России имеет уже более чем тысячелетнюю историю. В 1862 году Россия отмечала 1000-летие своей государственности, а в 1988 году весь христианский мир праздновал 1000-летие Крещения Руси. Близость этих дат показательна: многочисленные исторические источники свидетельствуют о том, что распространение православия на Руси способствовало утверждению ее государственности и культуры.(Протоирей Борис Пивоваров. Православная культура России: Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий и лицеев. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2002)Аудио Hallelujah Г.Ф. Гендель. Ораторя Мессия Ария короля Рене. Опера Иоланта. П. Чайковский Слава Богу за все Чуют правду. Ария Сусанина. М. Глинка
Урок 4.
4 класс Православная молитва
Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для 4 класса
Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание
. Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом
Оборудование урока: распечатка таблицы, предлагаемой для работы на уроке, цветные карандаши

I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания». II. Перед чтением статьи учебника учащиеся выполняют следующее задание:
предположи, о чём будет статья, если в начале урока ты выполнял задания, связанные со словами «православие», «молитва».
Чтение статьи учебникаIII. Ответы на вопросы после чтения учебника– Что в высказанном тобой предположении оказалось верным? Что нового ты узнал?Обобщим и повторим прочитанное в статье учебника.Слово «православие» означает …..Молитва – это…Виды молитвы: молитва-…, молитва-…, молитва- …Каково действие молитвы?Как ты объяснишь, почему человек меняется во время молитвы?Какие люди являются святыми?Что называется православным Преданием?IY. Осмысление прочитанногоО чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли… да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?Про себя (это будет твой секрет (!!!) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?Какое действие Бога называется благодатью? Как почувствует человек, что на него снизошла благодать Божья?Ты носишь имя какого-то своего святого. Что ты знаешь о его жизни? Как на него снизошла Божья благодать, как она проявилась?Y. Работа с дополнительной информацией (врезкой) YI. Осмысление прочитанного. Работа с таблицей.Человек культурный и человек православной культуры. Они чем-то отличаются друг от друга? Оба работают над собой.
Отметь характерное свойство человека православной культуры. Закрась нужный квадрат (один). Зачеркни тот квадрат (он один), в котором описано свойство, которое не может принадлежать человеку православной культуры.
Много читает, ходит в театры и музеи, может рассказать о своих впечатлениях, дать оценку.
Не толкается в общественных местах, при входе в общественный транспорт;не хохочет во всё горло в общественных местах, не говорит громко, привлекая к себе внимание.
Не ведёт пустых разговоров, не сплетничает, не разговаривает часами по телефону.
Красиво ест, не объедается, не жадничает за столом, умеет пользоваться столовыми приборами, не выносит из-за стола куски.
Внимателен к своему собеседнику, хорошо и заинтересованно слушает, не перебиваетНе спорит, уважительно относится к чужой точке зрения, умеет аргументировать свою точку зрения
Аккуратно, без вызова, но современно и, может быть, даже модно одет.
Уважает чужой труд, бережно относится к его результатам, ему не придёт в голову портить вещи или памятники, что-нибудь отломать от него или нарисовать граффити.
Выключает мобильный телефон на собраниях, лекциях, в театрах, тем более в церкви, не показывает, что он исключительно важный и занятой человек.
Умеет сдержаться, не ответить хамством или просто грубостью на обидную выходку.
Грамотно, красиво говорит и пишет, умеет высказать свои мысли на письме и устно.
Умывается, чистит зубы, моет руки перед едой; следит за чистотой белья, одежды и обуви.
Не показывает виду, но втайне гордится собой, что много потрудился, чтобы быть человеком культурным.
Умеет признать свою вину, неправоту, не стыдится повиниться в этом, попросить прощения.
Хранит память о предках, чтит их могилы, помнит о главных событиях отечественной и общечеловеческой истории, уважает жизнь, подвиги и добрые дела ушедших поколений.
За лучшие качества, что находит в себе, за свои победы над собственными недостатками благодарит Бога.
Соблюдает субординацию, знает своё место в общественной иерархии, но при этом не унижает себя, не лебезит, не заискивает перед вышестоящими людьми и не унижает людей, уважает человеческое достоинство нижестоящих
Сделай вывод: в чём отличие человека православной культуры от любого другого культурного человека.

Учитель, объясняя значение новых для учащихся слов, может воспользоваться следующими не вошедшими в учебник сведениями. Посмотрите в разделе «Термины» слова: Православие, Ликование.
YII. Подведение итогов урока. Ответы учащихся на вопросы учебника. Дополнительные вопросы.
1. О каких молитвах идет речь в стихотворении Константина Романова? Как ты понял выраженье «Когда креста нести нет мочи»?
В чём упрекнул поэт нас, т. е. всё человечество и себя лично?
2. Как ты считаешь, слова Бог и Господь говорят об одном и том же или о разном? 3. Перед тобой рисунок, изображающий ствол дерева и четыре ветви: три ветви цветущих, одна, нижняя, засохшая. Ствол – это молитва, просьба. Напиши на ветвях, о чём каждая молитва-ветвь. Какая ветвь-молитва будет самой высокой? Какую молитву символизирует засохшая ветвь?4. Найди произведения русских поэтов с названием «Молитва» и прочитай одно из них.5. С твоей точки зрения, быть справедливым и быть милостивым одно и то же? Как ты понимаешь разницу? Что труднее: быть справедливым или быть милостивым?6. У православных есть такая молитва, которую знают наизусть все без исключения или, если не знают всей молитвы (ещё не запомнили), то хотя бы первые её слова? Произнеси эти слова.
К уроку № 4.
4 класс

Оцените статью
Добавить комментарий