ТЕМА 1. Социальное взаимодействие. З часа — Программа по психологии. Для учащихся 5, 7-11 классов

  • От :
  • Категории : Без рубрики

ТЕМА 1. Социальное взаимодействие. З часа.Общение — многоплановый процесс установления и развития контактов. Понятие группы. Виды групп. Взаимодействие в малой группе. Референтная группа. Соотношение макросреды, микросреды и малой группы. Межличностное и массовое общение. Функции общения (прагматическая, формирующая, функция подтверждения, внутриличностная функция). Типы и виды общения. Правила взаимоотношений.
Диагностика:
Определение уровня общительности (по Ряховскому)
Определение уровня коммуникабельности.
Тренинговые упражнения:
"Первое знакомство".
"Кто я".
"Вывеска".
"Поиск секрета".
"Групповой портрет".
"Ожившая строка".
ТЕМА 2. Общение как обмен информации. 4часа.Информационный голод. Виды и источники информации. Факторы коммуникативного процесса. Виды коммуникативного воздействия. Виды речи (внешняя, внутренняя, диалог, монолог, восклицательная речь, письменная). Психологические приемы правильного построения речи. Графология. Коммуникативные барьеры и их преодоление.
Диагностические методы:
"Определите, что вам ближе — командовать или подчиняться".
Располагает ли ваш стиль общения к нервному срыву.
Тренинговые упражнения:
"Злой лев".
"Техника интонирования".
"В плену ассоциаций".
"Мысль одна, слов много".
"Впечатления".
"Просьба".
ТЕМА 3. Невербальная коммуникация. 4 часа.Виды невербальных средств общения (визуальные, акустические, тактильные, ольфакторные). Мимика. Поза. Жесты. Звуки и запахи. Характеристика устной речи (темп, тембр, тон речи). Пространственные зоны взаимодействия. Многонациональный язык жестов.
Диагностические методы:
1. Определение свойств темперамента по речевому поведению.
2. Определение чувства уверенности. Тренинговые упражнения:
"Привлечение внимания".
"Не слышу".
"Виртуальная память".
"Фраза по кругу".
"Цвет эмоций".
"Статус".
"Цветное королевство" — ролевая игра.
ТЕМА 4. Общение как взаимодействие. 9 часов.Взаимодействие как организация совместных действий (сотрудничество, противоборство, противоречие, и др.). Понятие нормы. Нормальное взаимодействие. Социальный контроль (поведенческая норма). Понятие конформность, неконформность. Ролевое взаимодействие: театр или наука. Ролевой набор. Влияние социальных ролей на личность. Ролевые ожидания. Взаимодействие полов. Мальчики и девочки два разных мира. Личные взаимоотношения (товарищество, дружба, любовь, безразличие, вражда, ненависть).
Диагностические методы:
Проявляете ли вы свое "Я" в общении.
Ваш стиль взаимодействия: администратор или лидер.
Тренинговые упражнения:
«Взаимодействие».
«Ролевое общение».
«Управление инициативой».
«Путанка».
«Метафора».
«Ключ к неизвестному».
«Требования».
«Эмоциональная поддержка».
«Танцевальное взаимодействие».
ТЕМА 5. Общение как восприятие людьми друг друга. 8 часов.Сложности социальной перцепции. Социальные установки (эффект ореола, проекции, бумеранга, средней ошибки, первичности и новизны). Феномен стереотипа. Физиогномика. Познание и понимание людьми других (идентификация, эмпатия, аттракция). Познание самого себя (рефлексия). Прогнозирование поведения (казуальная атрибуция). Объяснение поведения человеческих поступков.
Диагностические методы:
Определение уровня эмпатии.
Оценка социально-коммуникативной компетенции.
Понимаете ли вы друг друга.
Тренинговые упражнения:
"Понял — не понял".
"Казуальная атрибуция".
"Тренировка наблюдательности".
"На чужом месте".
"Зеркало".
"Монолог с двойником".
"Разведчик".
"Я тебя понимаю".
"Оценка себя".
"Сопереживание".
ТЕМА 6. Неэффективное общение – конфликт. 6 часов.Внешние ограничения (конвенциональные, ситуативные, эмоциональные) барьеры общения. Причины возникновения конфликтов. Виды и фазы конфликта. Осознание конфликта. Управление конфликтом. Посредничество — прием преодоления конфликта. Способы выхода из конфликта. Анализ результатов конфликта.
Диагностические методы:
Оценка уровня конфликтности.
Определение способа реагирования в конфликте.
Определение уровня агрессивности.
Тренинговые упражнения:
"Конфликт — выигрыш партнеров".
"Меня не проведешь".
"Наши недостатки".
"Неожиданный ответ".
"Философ".
"Легкая агрессия".
10 класс. Теории личности.
Введение
Стадия подросткового кризиса возраста 14-15 лет — это период демонстративного поведения, в котором сочетается серьезность и ребячество. Что выполняет очень важную функцию, связанную с развитием. Так подростки сопротивляются стрессам, вызванным метаморфозами тела и новыми социальными ролями. Подростки стремятся к независимости и автономии от родителей и лиц несущих на себе определенные запреты. Это период формирования идентичности, создания целостного "Я", гармонично сочетающего различные элементы личности.Основной особенностью физического развития является интенсивный физический рост организма в целом, поэтому он стремиться экономить силы на всем остальном.С точки зрения психической деятельности, стоит расставить акценты на активности подростков, которая не имеет последовательности — жизненные цели не ясны, жизненный опыт ограничен, контроль над собой не установлен.
Обоснование программы.
Курс психологии личности в 10 классе, направлен на оказание помощи и поддержки подростков в управлении своим внешним обликом и поведением, а также физическим и психологическим состоянием, на развитие способности действовать, поступать, управлять своим поведением.Включаясь в проблему социализации, курс предполагает продолжение непрерывной психологической подготовки в гимназии. Выбор тем объясняется учетом возрастных характеристик, особенностями соединения курсов гимназического компонента в 10 классе, а это введение таких курсов, как ВНИР, менеджмент, а также включением в программу воспитательной работы по ЦТП. Планирование тем курса психологии личности имеет своеобразную специфику погружения в тему. Темы разбиты на три направления изучения психологии личности (по временным показателям -триместрам). Это помогает видеть завершенность темы и проводить обобщающий контроль понимания и осознания тем.Процесс обучения направлен на познание психических особенностей личности, структуры развития личности, осознание ценностей, а также изучение основ эволюции психологической мысли.
Цель: Формирование представлений о личности, законах её развития для дальнейшего самосовершенствования, осмысления жизненных и духовных ценностей.
Задачи:
Формирование реальных представлений о себе.
Овладение определенной базой знаний в соответствии с изученными темами.
Формирование умений анализировать окружающую действительность.
Формирование контроля и самоконтроля, развития умений саморегуляции.
Формирование представлений учащихся о самом себе в форме " Я —
концепции".
Знания:
Знать психологические понятия определенные темами курса.
Понимать сочетание социального и биологического в поступках человека.
Иметь представление о теориях личности и их основных положениях.
Знать восемь психосоциальных кризисов человека и их характеристики.
Этапы развития личности.
Понимать основу психодинамической теории Фрейда.
Знать виды самооценки и приемы её формирования.
Понимать образ "Я", как самосознания личности.
Знать виды и способы самореализации.
Знать формы психологической защиты личности.
Знать группы потребностей человека.
Понимать в чем выражается мотивационная сфера личности.
Понимать в чем проявляется направленность личности.
Умения:
Практические умения:
Формировать умения управлять своим внешним обликом и поведением.
Владеть пантомимическими и мимическими способами исправлять своим телом.
Уметь управлять своим физическим, эмоциональным состоянием.
Владеть самоконтролем, самообладанием.
Пользоваться способами эмоциональной саморегуляции (угашениеотрицательных эмоций: страха, тревожности, боли, стыда, зависти).
Владеть формами психологической защиты.
Научно- исследовательские умения:
Уметь анализировать и обрабатывать тематическую литературу (умения составить самостоятельно план исследований, выбиратьзначимую информацию).
Пользоваться классическими тестами исследования особенностейличности, обрабатывать результат, под руководством учителяанализировать полученные данные.
В процессе учебной деятельности составлять плансамосовершенствования, самоопределения и саморегуляции.
^
35 часов, 1 час в неделю. Учебно-тематический план.
Тема 1
Эволюция психологической мысли
12 часов
1 триместр
1
Введение. Объект и предмет психологии личности
1 час
2.
Социальное и биологическое объяснение поступков человека
2 часа
3.
Теории личности
9 часов
3.1
Типологическая теория, структура человека, теория самоактуализации.
1 час
3.2
Теория психосоциального развития. Эриксон.
2 часа
3.3
Кризис подросткового возраста.
2 часа
3.4
3. Фрейд. Психодинамическая теория личности
2 часа
3.5
К.Юнг. Адлер. Айзенк.
1 час
4.
Методы исследования особенностей личности
1 час
Тема 2
Я — концепция. Самосознание и самореализация личности.
12 часов
2 триместр
1.
Проблема самосознания. Самооценка.
1 час
2.
Диагностика и способы развития самооценки.
1 час
3.
Образ Я — реального, идеального, фантастического.
1 час
4.
Развитие и изменение Я — концепции.
1 час
5.
Виды самореализации
2 часа
6.
Ценностные ориентации.
1 час
7.
Социализация личности. В мир или от него?
2 часа
8.
Психологическая защита личности.
1 час
9.
Тренинг самосознания личности
2 часа
Тема З
Источники активности человека.
11 часов
3 триместр
1.
Потребности — фундамент активности человека
3 часа
2.
Мотивы
2 часа
3.
Мотивация
1 час
4.
Направленность личности
1 час
5.
Методы исследования особенностей мотивации
2 часа
6.
Тренинг самопознания мотивации
2 часа
ИТОГО
35 часов

ТЕМА 1. Социальное взаимодействие. З часа.Общение — многоплановый процесс установления и развития контактов. Понятие группы. Виды групп. Взаимодействие в малой группе. Референтная группа. Соотношение макросреды, микросреды и малой группы. Межличностное и массовое общение. Функции общения (прагматическая, формирующая, функция подтверждения, внутриличностная функция). Типы и виды общения. Правила взаимоотношений.

Диагностика:

  1. Определение уровня общительности (по Ряховскому)
  2. Определение уровня коммуникабельности.

    Тренинговые упражнения:

  1. "Первое знакомство".
  2. "Кто я".
  3. "Вывеска".
  4. "Поиск секрета".
  5. "Групповой портрет".
  6. "Ожившая строка".

ТЕМА 2. Общение как обмен информации. 4часа.Информационный голод. Виды и источники информации. Факторы коммуникативного процесса. Виды коммуникативного воздействия. Виды речи (внешняя, внутренняя, диалог, монолог, восклицательная речь, письменная). Психологические приемы правильного построения речи. Графология. Коммуникативные барьеры и их преодоление.

Диагностические методы:

  1. "Определите, что вам ближе — командовать или подчиняться".
  2. Располагает ли ваш стиль общения к нервному срыву.

Тренинговые упражнения:

  1. "Злой лев".
  2. "Техника интонирования".
  3. "В плену ассоциаций".
  4. "Мысль одна, слов много".
  5. "Впечатления".
  6. "Просьба".

ТЕМА 3. Невербальная коммуникация. 4 часа.Виды невербальных средств общения (визуальные, акустические, тактильные, ольфакторные). Мимика. Поза. Жесты. Звуки и запахи. Характеристика устной речи (темп, тембр, тон речи). Пространственные зоны взаимодействия. Многонациональный язык жестов.

Диагностические методы:

1. Определение свойств темперамента по речевому поведению.

2. Определение чувства уверенности. Тренинговые упражнения:

  1. "Привлечение внимания".
  2. "Не слышу".
  3. "Виртуальная память".
  4. "Фраза по кругу".
  5. "Цвет эмоций".
  6. "Статус".
  7. "Цветное королевство" — ролевая игра.

ТЕМА 4. Общение как взаимодействие. 9 часов.Взаимодействие как организация совместных действий (сотрудничество, противоборство, противоречие, и др.). Понятие нормы. Нормальное взаимодействие. Социальный контроль (поведенческая норма). Понятие конформность, неконформность. Ролевое взаимодействие: театр или наука. Ролевой набор. Влияние социальных ролей на личность. Ролевые ожидания. Взаимодействие полов. Мальчики и девочки два разных мира. Личные взаимоотношения (товарищество, дружба, любовь, безразличие, вражда, ненависть).

Диагностические методы:

  1. Проявляете ли вы свое "Я" в общении.
  2. Ваш стиль взаимодействия: администратор или лидер.

    Тренинговые упражнения:

  1. «Взаимодействие».
  2. «Ролевое общение».
  3. «Управление инициативой».
  4. «Путанка».
  5. «Метафора».
  6. «Ключ к неизвестному».
  7. «Требования».
  8. «Эмоциональная поддержка».
  9. «Танцевальное взаимодействие».

ТЕМА 5. Общение как восприятие людьми друг друга. 8 часов.Сложности социальной перцепции. Социальные установки (эффект ореола, проекции, бумеранга, средней ошибки, первичности и новизны). Феномен стереотипа. Физиогномика. Познание и понимание людьми других (идентификация, эмпатия, аттракция). Познание самого себя (рефлексия). Прогнозирование поведения (казуальная атрибуция). Объяснение поведения человеческих поступков.

Диагностические методы:

  1. Определение уровня эмпатии.
  2. Оценка социально-коммуникативной компетенции.
  3. Понимаете ли вы друг друга.

    Тренинговые упражнения:

  1. "Понял — не понял".
  2. "Казуальная атрибуция".
  3. "Тренировка наблюдательности".
  4. "На чужом месте".
  5. "Зеркало".
  6. "Монолог с двойником".
  7. "Разведчик".
  8. "Я тебя понимаю".
  9. "Оценка себя".
  10. "Сопереживание".

ТЕМА 6. Неэффективное общениеконфликт. 6 часов.Внешние ограничения (конвенциональные, ситуативные, эмоциональные) барьеры общения. Причины возникновения конфликтов. Виды и фазы конфликта. Осознание конфликта. Управление конфликтом. Посредничество — прием преодоления конфликта. Способы выхода из конфликта. Анализ результатов конфликта.

Диагностические методы:

  1. Оценка уровня конфликтности.
  2. Определение способа реагирования в конфликте.
  1. Определение уровня агрессивности.

    Тренинговые упражнения:

  1. "Конфликт — выигрыш партнеров".
  2. "Меня не проведешь".
  3. "Наши недостатки".
  4. "Неожиданный ответ".
  5. "Философ".
  6. "Легкая агрессия".

10 класс. Теории личности.

Введение

Стадия подросткового кризиса возраста 14-15 лет — это период демонстративного поведения, в котором сочетается серьезность и ребячество. Что выполняет очень важную функцию, связанную с развитием. Так подростки сопротивляются стрессам, вызванным метаморфозами тела и новыми социальными ролями. Подростки стремятся к независимости и автономии от родителей и лиц несущих на себе определенные запреты. Это период формирования идентичности, создания целостного "Я", гармонично сочетающего различные элементы личности.Основной особенностью физического развития является интенсивный физический рост организма в целом, поэтому он стремиться экономить силы на всем остальном.С точки зрения психической деятельности, стоит расставить акценты на активности подростков, которая не имеет последовательности — жизненные цели не ясны, жизненный опыт ограничен, контроль над собой не установлен.

Обоснование программы.

Курс психологии личности в 10 классе, направлен на оказание помощи и поддержки подростков в управлении своим внешним обликом и поведением, а также физическим и психологическим состоянием, на развитие способности действовать, поступать, управлять своим поведением.Включаясь в проблему социализации, курс предполагает продолжение непрерывной психологической подготовки в гимназии. Выбор тем объясняется учетом возрастных характеристик, особенностями соединения курсов гимназического компонента в 10 классе, а это введение таких курсов, как ВНИР, менеджмент, а также включением в программу воспитательной работы по ЦТП. Планирование тем курса психологии личности имеет своеобразную специфику погружения в тему. Темы разбиты на три направления изучения психологии личности (по временным показателям -триместрам). Это помогает видеть завершенность темы и проводить обобщающий контроль понимания и осознания тем.Процесс обучения направлен на познание психических особенностей личности, структуры развития личности, осознание ценностей, а также изучение основ эволюции психологической мысли.

Цель: Формирование представлений о личности, законах её развития для дальнейшего самосовершенствования, осмысления жизненных и духовных ценностей.

Задачи:

  • Формирование реальных представлений о себе.
  • Овладение определенной базой знаний в соответствии с изученными темами.
  • Формирование умений анализировать окружающую действительность.
  • Формирование контроля и самоконтроля, развития умений саморегуляции.
  • Формирование представлений учащихся о самом себе в форме " Я —

концепции".

Знания:

  • Знать психологические понятия определенные темами курса.
  • Понимать сочетание социального и биологического в поступках человека.
  • Иметь представление о теориях личности и их основных положениях.
  • Знать восемь психосоциальных кризисов человека и их характеристики.
  • Этапы развития личности.
  • Понимать основу психодинамической теории Фрейда.
  • Знать виды самооценки и приемы её формирования.
  • Понимать образ "Я", как самосознания личности.
  • Знать виды и способы самореализации.
  • Знать формы психологической защиты личности.
  • Знать группы потребностей человека.
  • Понимать в чем выражается мотивационная сфера личности.
  • Понимать в чем проявляется направленность личности.

    Умения:

Практические умения:

  • Формировать умения управлять своим внешним обликом и поведением.
  • Владеть пантомимическими и мимическими способами исправлять своим телом.
  • Уметь управлять своим физическим, эмоциональным состоянием.
  • Владеть самоконтролем, самообладанием.
  • Пользоваться способами эмоциональной саморегуляции (угашениеотрицательных эмоций: страха, тревожности, боли, стыда, зависти).
  • Владеть формами психологической защиты.

Научно- исследовательские умения:

  • Уметь анализировать и обрабатывать тематическую литературу (умения составить самостоятельно план исследований, выбиратьзначимую информацию).
  • Пользоваться классическими тестами исследования особенностейличности, обрабатывать результат, под руководством учителяанализировать полученные данные.
  • В процессе учебной деятельности составлять плансамосовершенствования, самоопределения и саморегуляции.

^

35 часов, 1 час в неделю. Учебно-тематический план.

Тема 1 Эволюция психологической мысли 12 часов

1 триместр

1 Введение. Объект и предмет психологии личности 1 час
2. Социальное и биологическое объяснение поступков человека 2 часа
3. Теории личности 9 часов
3.1 Типологическая теория, структура человека, теория самоактуализации. 1 час
3.2 Теория психосоциального развития. Эриксон. 2 часа
3.3 Кризис подросткового возраста. 2 часа
3.4 3. Фрейд. Психодинамическая теория личности 2 часа
3.5 К.Юнг. Адлер. Айзенк. 1 час
4. Методы исследования особенностей личности 1 час
Тема 2 Яконцепция. Самосознание и самореализация личности. 12 часов

2 триместр

1. Проблема самосознания. Самооценка. 1 час
2. Диагностика и способы развития самооценки. 1 час
3. Образ Я — реального, идеального, фантастического. 1 час
4. Развитие и изменение Я — концепции. 1 час
5. Виды самореализации 2 часа
6. Ценностные ориентации. 1 час
7. Социализация личности. В мир или от него? 2 часа
8. Психологическая защита личности. 1 час
9. Тренинг самосознания личности 2 часа
Тема З Источники активности человека. 11 часов

3 триместр

1. Потребности — фундамент активности человека 3 часа
2. Мотивы 2 часа
3. Мотивация 1 час
4. Направленность личности 1 час
5. Методы исследования особенностей мотивации 2 часа
6. Тренинг самопознания мотивации 2 часа
ИТОГО 35 часов

управлении своим внешним обликом,формы психологической защиты личности,фундамент активности человека часа,объяснение поведения человеческих поступков,овладение определенной базой знаний,руководством учителяанализировать полученные данные,объясняется учетом возрастных характеристик,владеть формами психологической защиты,направления изучения психологии личности,пользоваться способами эмоциональной саморегуляции

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …