Тема 10.^ В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна» — 1. Писатели о роли книги в жизни человека и общества

Тема 10.

Цель работы школьной мастерской – написать сочинение о том, как поэт сумел в небольшой по объему сказке вместить множество образов и событий.
* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
1.Ответьте на вопросы:
Когда и где родился В.А. Жуковский?
Кем были его родители?
Когда В.А. Жуковский впервые приобщился к литературному творчеству?
За что В.А. Жуковский был награжден именной серебряной медалью после окончания Московского университетского благородного пансиона?
В какой должности состоял В.А. Жуковский на службе у царской семьи?
Какой жанр был особенно любим поэтом?
Какое значение для русской литературы имеет творчество В.А. Жуковского?
2.Прочитайте статью из энциклопедии для детей «Русская литература XIXвека» и ответьте на вопросы:«В 1815 г. В.А. Жуковский, находясь на царской службе, не раз заезжал в Царское Село, где познакомился с 16летним лицеистом, автором нескольких напечатанных стихотворений, сыном и племянником его близких московских знакомых Александром Пушкиным.19 сентября 1815 г. В.А. Жуковский писал другу и поэту П.А. Вяземскому: “Я сделал еще приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным… Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу… Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который нас всех перерастет”. Ни тени зависти, только восхищение талантом – в этом весь Жуковский. 27 ноября 1815 г. он подарил Пушкину 1й том своих стихотворений. После выхода Пушкина из лицея Жуковский ввел его в литературное общество “Арзамас”; на “субботах” – еженедельных литературных вечерах у Жуковского – Пушкин читал новые песни “Руслана и Людмилы”, а когда кончил поэму, получил от Жуковского его портрет с надписью “Победителю ученику от побежденного учителя”.Когда над головою Пушкина разразилась первая буря – ему грозила Сибирь, – отец поэта Сергей Львович поспешил за помощью к Жуковскому. Общие усилия друзей помогли смягчить участь юного поэта.“Что за прелесть чертовская его небесная душа!” – говорил о Жуковском Пушкин».
(^ )
Какую роль сыграл В.А. Жуковский в жизни А.С. Пушкина?
Почему В.Г. Белинский утверждал, что «без Жуковского мы не имели бы Пушкина»?
II. Задания для создания эвристической ситуации:1. Докажите фактами биографии В.А. Жуковского, что он был человеком удивительно добрым и отзывчивым. Что подразумевал Пушкин, говоря о «небесной душе» своего учителя?2. Прочитайте статью из энциклопедии для детей «Русская литература XIXвека» и ответьте на вопросы:«Сказка “Спящая царевна” написана В.А. Жуковским в поэтическом состязании с А.С. Пушкиным. Летом 1831 г. старые друзья встретились в Царском Селе. А.С. Пушкин читал В.А. Жуковскому записи сказок Арины Родионовны и восхищался их простотой и глубиной. Тогда в Царском Селе два поэта как бы соревновались: каждый решил написать сказку по одному из няниных сюжетов. Пушкин создал “Сказку о царе Салтане…”, а В.А. Жуковский “Сказку о царе Берендее” и “Спящую царевну”».
(^ )
Что вы узнали об истории создания сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»?
Почему, по-вашему, писатели продолжают обращаться к этому фольклорному жанру?
Что роднит сказку В.А. Жуковского с народной? Какой счастливой сказочной формулой завершает автор свое произведение?
Чем отличается литературная сказка от народной? Почувствовали ли вы шутливый тон повествования В.А. Жуковского? Приведите примеры из текста.
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи: 1.Прочитайте высказывание В.А.Жуковского о работе над «Спящей царевной» и ответьте на вопросы:
«Я полагаю, что сказка для детей должна быть чистой сказкой, без всякой другой цели, кроме приятного, непорочного занятия. Сказка должна быть жива и возбудительна для души, как детские игры». (В.А. Жуковский о работе над «Спящей царевной»)
Как вы понимаете выражение «сказка должна быть возбудительна для души»?
Чему учит сказка В.А. Жуковского? Какие чувства пробуждает у читателя?
«От судьбы нельзя уйти», «Не бывает счастья без борьбы» – как эти мысли проиллюстрированы в сказке?
Как вы думаете, справился ли поэт с задачей создания «чистой сказки»? Подтвердите свою мысль примерами.
IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:
Индивидуальное выполнение в составе группы:
Прочитайте высказывание В.Г.Белинского об особенностях стиха В.А.Жуковского и ответьте на вопросы:
«Стих Жуковского неизмеримо выше стиха всех предшествовавших ему поэтов: он исполнен мелодии и вместе с тем какой-то сжатой крепости и энергии». (В.Г. Белинский)
Легко ли читается сказка В.А. Жуковского? Почему?
Как вы думаете, в чем состоит секрет «сжатой крепости и энергии» стиха Жуковского?
Коллективное выполнение задачи:Напишите небольшое рассуждение о том, как поэт сумел в небольшой по объему сказке вместить множество образов и событий.
Тема 11.
Баллада В.А. Жуковского «Кубок»
Цель работы школьной мастерской – написать небольшое рассуждение на тему: «Кто из героев «Кубка», по-вашему, близок к нравственному совершенству и красоте? Почему?»
* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:Великая заслуга В.А. Жуковского заключается в том, что он, по словам В.Г. Белинского, «обогатил русскую поэзию глубоко нравственным, истинно-человеческим содержанием».
В чем состоит безнравственность испытания, устроенного царем своим подчиненным?
Почему на вызов царя никто не откликнулся, кроме молодого пажа?
Какие чувства наполняют свидетелей этого испытания? Почему они мысленно просят прощения у бросившегося в пучину юноши?
Какой урок получил юноша, побывав в бездне вод?
II. Задания для создания эвристической ситуации:1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«В “средневековых” “рыцарских балладах” Жуковский умело воссоздает исторический колорит, психологию коварных преступлений, жестокости, властолюбия и вместе с тем вечной, хотя и неразделенной любви». (В.И. Коровин)
Что заставляет пажа вновь шагнуть в бездну?
Легко ли дается ему этот шаг?
В чем, по-вашему, проявилось благородство юноши?
За что он был наказан?
2.Докажите, что «Кубок» является средневековой рыцарской балладой.
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:
1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:«У Жуковского пейзаж сопряжен с конкретным психологическим состоянием».
(И.М. Семенко)
Как описывается пучина вод?
Каково психологическое состояние героев баллады?
Связано ли оно с описанием пейзажа? Докажите ответ примерами их текста.
2.Найдите глаголы, которые использует Жуковский, чтобы передать характер морской стихии.
Найдите метафоры, эпитеты, олицетворения и постарайтесь определить их роль в описании морской стихии..
IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:
Индивидуальное выполнение в составе группы:
Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Вся поэзия Жуковского выражает искреннюю неудовлетворенность господствовавшими моральными нормами…Своим творчеством он увлекал к гуманизму, к очаровательной дали совершенства и нравственной красоты». (В.И. Коровин)
Как вы понимаете значение слова «гуманизм»? Обратитесь к словарю!
Согласны ли вы с тем, что «своим творчеством Жуковский увлекал к гуманизму»? Докажите свою точку зрения.
Коллективное выполнение задачи:Напишите небольшое рассуждение на тему: « Кто из героев «Кубка», по-вашему, близок к нравственному совершенству и красоте? Почему?»
Тема 12.
А.С. Пушкин. Начало творческого пути.

Цель работы школьной мастерской – написать небольшое рассуждение на тему: Напишите сочинение на тему «Мои любимые пушкинские строки».
* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
Назовите дату рождения А.С. Пушкина.
К какому роду принадлежал А.С. Пушкин? Кем были его родители?
Каким образом он впервые приобщился к литературе?
Кого поэт считал «кладезем русской народности»?
Сколько лет было А.С. Пушкину, когда он поступил в лицей?
Кто из лицейских товарищей был особенно близок А.С. Пушкину?
Кто из великих поэтов присутствовал на публичном экзамене в лицее и высоко оценил стихотворение А.С. Пушкина «Воспоминания в Царском Селе»?
Какое произведение было задумано и начато А.С. Пушкиным еще в лицее?
II. Задания для создания эвристической ситуации:
1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«С Пушкина начинаются мои первые впечатления от словесного искусства. Хотя я уже научился, но еще не читаю, а только слушаю: “Евгения Онегина”, “Полтаву”, “Бориса Годунова”, “Сказку о царе Салтане”. мой слух был и моим воплощением – я чувствовал себя Татьяной, Марией, Лебедью, белкой – веретенным ритмом сказки; и я не только чувствовал, я вдыхал и ту природу – землю этих образов и ритма: Россия, русская речь Пушкин вошел в мою словесную культуру и стал для меня поэтической мерой». (А.М. Ремизов)
Каковы были ваши первые впечатления от словесного искусства?
Какие произведения А.С. Пушкина произвели на вас впечатление?
Как вы думаете, почему именно А.С. Пушкин стал для писателя А.М. Ремизова «поэтической мерой»?
Как вы понимаете это выражение?
2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:«Книги Пушкин любил с детства. По словам его младшего брата, он, еще будучи мальчиком, проводил бессонные ночи, тайком забираясь в кабинет отца, и без разбора “пожирал” все книги, попадавшиеся ему под руку.По рассказу отца Пушкина, Александр уже в самом младенчестве проявлял большое уважение к писателям. Однажды Николай Михайлович Карамзин был в гостях у родителей Пушкина. И весь вечер мальчик, сидя напротив писателя, вслушивался в его разговор, не спускал с него глаз.Обладая необыкновенной памятью, Пушкин уже на одиннадцатом году великолепно знал французскую литературу. Девяти лет он читал “Илиаду” и “Одиссею”. Своей начитанностью мальчик впоследствии поразил своих лицейских товарищей.Большую любовь к книге Пушкин сохранил до конца своих дней. Находясь в изгнании, поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу. Его библиотека в Михайловском была очень обширна и, по словам первого биографа Пушкина, “росла по часам”.Уезжая в путешествия, Пушкин всегда брал с собой книгу. К книгам поэт относился очень бережно. В одном из писем с дороги поэт писал, что он очень сердит и расстроен, так как книги, взятые им в дорогу, в сундуке перебились и перетерлись.После дуэли Пушкин лежал в кабинете, окруженный книгами своей библиотеки. Рядом с кабинетом, в гостиной, собрались его близкие друзья. С ними поэт трогательно и взволнованно простился. Состояние его ухудшалось. Он попросил привести детей и простился с ними. Потом он окинул угасающим взглядом книжные полки и тихо сказал: “Прощайте, друзья!”».
(По А.И. Гессену)
Какую роль в жизни А.С. Пушкина играли книги?
Согласны ли вы с А.С. Пушкиным, который считал, что «чтение – вот лучшее учение»?
3. Познакомьтесь с кругом чтения юного А.С. Пушкина. Кто из этих писателей вам знаком?В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев, К.Н. Батюшков, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, И.Ф. Богданович, В.Л. Пушкин, Д.В. Давыдов, Гомер, Плутарх, У. Шекспир, Д. Байрон, Вольтер, М. Монтень, Мольер, О. Бальзак, П. Мериме, И. Шиллер, И. Гете.
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:
1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:«Друзья вошли в маленькую комнату, в которой лежал их больной товарищ. Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели еще денек-другой.– Рассаживайтесь! – сказал хозяин комнаты. Тут же он рассмеялся. Рассмеялись и гости.Рассаживаться было не на чем. Вся обстановка комнаты состояла из кровати, стула, ночного столика и комода.Все же расселись: двое сели на стул, двое в ногах больного, двое примостились на подоконнике.Не удалось устроиться только одному из гостей. Он был менее поворотлив, чем остальные, и в борьбе за место оказался побежденным.Впрочем, он ничем не выразил своего недовольства. Как видно, уже одно то, что он находится в этой комнате, делало его счастливым. Он не спускал глаз, смотрел на хозяина комнаты, и взгляд его был полон любви.– Пушкин, – спросил он, когда шум улегся, – ты сочинил новые стихи?– Да, Виленька, – ответил хозяин комнаты.– Ну, прочти! Прочти же! – воскликнул неповоротливый гость.Теперь его неповоротливость исчезла. Он перебегал от одной группы мальчиков к другой, размахивая руками, как будто хотел обнять и тех, и других, и третьих. Обнять от радости, что его товарищ сочинил новые стихи.– Да будет тебе, Виленька, – сказал кто-то. – Ну, читай, Пушкин!Пушкин уже не лежал, а сидел на постели.Лучи заходящего солнца косо падали на стену, у которой он сидел, и в этих лучах лицо его казалось золотым.В руках у него появилась тетрадка. Он перелистал ее и, найдя то, что искал, громко прочел заглавие. С первых же слов друзья поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. Так оно и оказалось. Пушкин читал стихи о своих товарищах.Они находились тут же, в комнате, и слушали, не сводя с него глаз.Все они мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинял их удивительный сверстник. Разница была такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с разлетающейся гривой коне».
(По А.И. Гессену)
Чем увлекались лицеисты?
Почему лицейские друзья А.С. Пушкина с нетерпением ждали его новых стихов?
Кого из друзей А.С. Пушкин ласково называл Виленькой?
2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Пушкин начал свое поэтическое поприще “Русланом и Людмилою” – созданием, которого идея отзывается слишком раннею молодостью, но которое кипит чувством, блещет всеми красками, благоухает всеми цветами природы, созданием неистощимо веселым, игривым… Это была шалость гения после первой опорожненной им чаши на светлом пиру жизни». (В.Г. Белинский)
Как вы понимаете выражение «поэтическое поприще»?
Согласны ли вы с В.Г. Белинским, который считает поэму «Руслан и Людмила» «созданием неистощимо веселым и игривым»? Докажите свою точку зрения.
3. Приведите примеры из текста поэмы, которые подтверждают, что поэма «кипит чувством, блещет всеми красками, благоухает всеми цветами природы».
IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:
Индивидуальное выполнение в составе группы:
1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:«Это были поэмы Пушкина. Я прочитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданное красивое место.Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать ее было неловко. Пролог к “Руслану и Людмиле” напомнил мне лучшие сказки бабушки…Там на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей…мысленно повторял я чудесные строки и видел эти, очень знакомые, едва заметные тропы, видел таинственные следы, которыми примята трава, еще не стряхнувшая капли росы…Полнозвучные строки стихов запомнились удивительно легко, украшая празднично все, о чем говорили они; это делало меня счастливым, жизнь мою – легкой и приятной, стихи звучали, как благовест новой жизни! Какое счастье – быть грамотным!»
(По М. Горькому)
Какое впечатление произвели на М. Горького поэмы А.С. Пушкина, а особенно пролог к поэме «Руслан и Людмила»? Какое на вас?
Какие народные сказки напоминают вам строки из пролога?
Там царь Кощей над златом чахнет…* * *Избушка там на курьих ножкахСтоит без окон, без дверей.* * *В темнице там царевна тужит,А бурый волк ей верно служит…2. Найдите традиционные сказочные формулы, постоянные эпитеты в прологе.3. Подумайте, в каких еще деталях пушкинского пролога раскрылись накопленные веками неистощимые богатства народного творчества?
Коллективное выполнение задачи:
1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«В основе этого волшебного сказочного пушкинского мира – необычное и забавное, странное и чудесное, концентрирующее вымыслы и небылицы в сочетании с обыденным и привычным». (В.Я. Коровина)
Что показалось вам в пушкинском прологе забавным, чудесным, а что – обыденным и привычным для сказки?
Почему пролог к «Руслану и Людмиле» называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора?
2.Напишите сочинение на тему «Мои любимые пушкинские строки».

Оцените статью
Добавить комментарий