Тема 13.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина — 1. Писатели о роли книги в жизни человека и общества

Тема 13.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
Цель работы школьной мастерской – сравнить сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, а также сказками Ш. Перро «Спящая красавица» и братьев Гримм «Белоснежка»
* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Все творчество А.С. Пушкина было наглядным утверждением того, что народ является создателем больших поэтических ценностей, без которых не может обойтись национальная литература. Эти пушкинские традиции – глубокое уважение к народу и его поэтическому творчеству – нашли свое дальнейшее развитие в творчестве Лермонтова и Гоголя, а затем и у многих других лучших писателей XIX в.». (Д.Д. Благой)
Как А.С. Пушкин относился к народному творчеству?
Какие пушкинские традиции нашли свое дальнейшее развитие в национальной литературе?
Сколько сказок написано А.С. Пушкиным? Перечислите их.
2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Царевна из сказки Пушкина представляет собой воплощение милой женственности в русском народном вкусе. Она кроткая и терпеливая, заботливая хозяйка и верная невеста. Во всем поведении царевны – крестьянская благовоспитанность, скромная деревенская грация, какая-то милая обрядовая церемонность». (Л.З. Слонимский)
Как называют богатыри царевну?
Какова речь царевны? Как она характеризует героиню?
Чем особенно полюбилась вам царевна – красотой внешней или душевной?
3.Подберите отрывки из текста сказки, подтверждающие «милую обрядовую церемонность» и хозяйственность царевны.
II. Задания для создания эвристической ситуации:
1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:«Смысл сказки – в противопоставлении “лица” и “души”, красоты внешней и красоты душевной. Именно эту антитезу имел в виду Пушкин, когда задумывал свою сказку: противопоставление кроткой, работящей царевны и злой мачехи, “ломливой” царицы».
(М.А. Рыбникова)
Какова речь «гневливой», «своенравной» царицы и ее манеры? Приведите примеры из сказки.
Какую героиню характеризуют эти определения?
?
?
Гордая, заносчивая, высокомерная, капризная, своенравная, сумасбродная, грубая, дерзкая, жестокая, бессердечная, злая, завистливая, ревнивая, праздная бездельница
Кроткая, скромная, спокойная, сдержанная, ласковая, приветливая, услужливая, добрая, жалостливая, сердечная, доброжелательная, трудолюбивая
Какие по значению слова использованы для характеристики царевны и царицы?
С какой целью А.С. Пушкин противопоставляет этих героев сказки?
2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«В сказках Пушкин создал реалистические характеры, наделенные безусловной истиной страстей, правдоподобием чувств. Мачеха и падчерица, Елисей и даже месяц, с которым разговаривает королевич – все это живые лица, каждое со своей натурой, со своим нравом, со своим характером». (В.С. Непомнящий)
Как вы понимаете выражение «реалистические характеры»?
Какой характер, на ваш взгляд, у королевича Елисея, у Чернавки, у месяца? Докажите свое мнение текстом сказки.
Подумайте, какое внутренне состояние царицы-матери диктуют глаголы в отрывке:
На него она взглянула,
Тяжелехонько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
3. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопрос:
«Пушкин искал в народном языке и в народной поэзии тех элементов, которые могли бы освежить русскую поэзию и придать ей новое звучание. В сказках Пушкин говорит языком крестьянина, народного сказителя». (М.К. Азадовский)
С какой целью А.С. Пушкин использует в сказке просторечную, народную лексику?
4. Подберите синонимы к выделенным словам.Отпустила и сказала:
«Не кручинься, бог с тобой».
* * *
Она, черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,Позвала к себе Чернавку.* * *
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
* * *
Им она не прекословит,
Не перечат ей они.
* * *
«^ старушка, будь нам мать,
Так и будем величать»
* * *
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали…
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:
Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопрос:«Читая Пушкина, мы не можем не обратить внимания на чисто звуковую сторону его произведений, на музыку слова в пушкинских стихах, на несравненное умение поэта пользоваться там, где это нужно, выразительностью самих звуков, составляющих слова.Все это лежит в природе нашего родного русского языка… Все приемы словесного мастерства, которыми теперь так щедро пользуются поэты, родились первоначально в народной среде, в устном безымянном творчестве. Из народной среды этот прием звукового повтора перешел и в литературную речь. Встречается он, конечно, и у Пушкина. Следует заметить, что применяется он поэтом очень искусно».
(В.А. Рождественский)
Что такое «аллитерация» и «ассонанс»? Уточните в Словаре литературоведческих терминов!
Какой образ создают звуковые повторы в отрывках из сказки А.С. Пушкина? Для чего они используются автором?
В каком случае перед вами аллитерация, а в каком – ассонанс?
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался.
(Повторение звуков б-п, д-т.)
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит.
(Повторение звука о.)
Какие фольклорные приемы (постоянные эпитеты, повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами) использует А.С. Пушкин в своей сказке?
Отвечает месяц ясный, –
Не видал я девы красной.
* * *Но невеста молодая,До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.* * *
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прикусила
И кусочек проглотила.
IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:
Индивидуальное выполнение в составе группы:
1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопрос:
«Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу… Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта. Но оставил неизменными их смысл и силу». (М. Горький)
Как использует А.С. Пушкин фольклор в своем творчестве?
Согласны ли вы с М. Горьким в том, что А.С. Пушкин «украсил народную песню и сказку блеском своего таланта»?
2.Прочитайте стихотворение П.Г. Антокольского. ИмяЭто имя – знакомое с детства –Вместе с грамотой впаяно в речь.Надо заново в имя вглядеться,Чтобы заново знать и беречь.Это имя – на то и дано намИ оно никогда не лгало,Не застыло казенным канономИ не в школьную пропись легло.Это имя подростка смешного,Что свечу до полуночи жег,И строчил, и вычеркивал снова,И выискивал нужное слово –Свой веселый сигнальный рожок.Это имя – веселое рвенье,Лихорадка ночного труда.Не стареющее вдохновенье,Не сгорающее никогда.Это имя – бессонница весен,Увлекающая за моря,Золотая румяная осень,Бодрый холод в конце октября.Пробуждение в дальней дороге,И встают – первый раз наяву –Горных кряжей клинки и остроги,Убегающие в синеву.Это имя – сквозь белые ночиВсех бессонных касается век,Раскрывает все жадные очиНа прошедший и будущий век.
Чем дорого нам имя А.С. Пушкина?
Коллективное выполнение задачи:1.Составьте вопросы для викторины по теме «Сказочные герои А.С. Пушкина», взяв в качестве заданий строки из произведений великого русского поэта.
Образец
Спит себе на соломе,Ест за четверых,Работает за семерых…
(^ .)
* * *В дорогой собольей душегрейке,На руках золотые перстни,На ногах красные сапожки.Перед нею усердные слуги.
(^ .)
2. Передайте события «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» от лица Чернавки, семи богатырей, ветра.
3. Сравните сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, а также сказками Ш. Перро «Спящая красавица» и братьев Гримм «Белоснежка»:
Что общего в их сюжете?
В чем неповторимость каждого произведения?
Тема 14.
М.Ю. Лермонтов. Слово о великом поэте
Цель работы школьной мастерской – написать сочинение на тему «Что я знаю о Лермонтове?».
* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
1.Ответьте на вопросы:
Когда и где родился М.Ю. Лермонтов?
В каком месте будущий поэт провел свои детские годы?
Какие таланты и дарования проявились у М.Ю. Лермонтова в детстве?
Какое образование он получил?
Какое стихотворение прославило его на всю Россию?
За что он был сослан на Кавказ?
При каких обстоятельствах и где погиб М.Ю. Лермонтов?
2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Через всю жизнь проносим мы образ этого человека – грустного, строгого, нежного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, с могучими страстями и волей, с проницательным и беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и всегда молодого». (И.Л. Андроников)
В чем, по мнению И.Л. Андроникова, сложность и многогранность характера М.Ю. Лермонтова?
Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова вы знаете?
3.Подготовьте их выразительное чтение.
II. Задания для создания эвристической ситуации:
1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы: «Маленький Мишель (так называли в детстве близкие люди М.Ю. Лермонтова) жил вместе с мамой и бабушкой в селе Тарханы.Воспитала поэта бабушка, так как мама рано умерла. Бабушка заботилась о воспитании Мишеля, о его здоровье (в детстве он очень часто болел), делала все, чтобы мальчик не тосковал по рано умершей матери, очень любила его и гордилась своим внуком. О маме осталось светлое воспоминание – мамина песня, от которой на душе становилось сладко, грустно и одиноко, и у маленького Мишеля сами собой по щекам текли слезы.Няня поэта Кристина Осиповна Рембер была немкой. Днем и ночью сидела она у постели больного воспитанника, давала ему лекарства и кисленькое питье. Маленький Лермонтов очень уважал свою няню, она многому его научила. Когда Мишель сердился и прогонял кого-нибудь из слуг, няня не уставала повторять: “Все люди перед небом равны, и надо уважать каждого человека, нельзя говорить плохо с теми людьми, которые от тебя зависят”.Гувернер Жан Капе был французом, бывшим пленным солдатом наполеоновского войска. Жан Капе говорил с маленьким Лермонтовым по-французски, а няня по-немецки, и ребенок свободно разговаривал на этих языках. Гувернер привил любовь не только к французскому языку и географии, но и к военному делу.Бабушка старалась, чтобы внуку было не скучно. Однажды приказала, чтобы для игры к дому привели маленького олененка и лосенка. Мишель с ними быстро подружился. Кормил сеном, березовыми вениками и хлебом. Потом бабушка выписала из Москвы крошечную черкесскую лошадку с детским седлом, и Мишель научился ездить верхом.Бабушка поселила в доме нескольких мальчишек, которым было столько же лет, и они вместе с Мишелем строили крепости, рыли траншеи, а потом, одетые в военную форму, брали их штурмом. Впереди, размахивая деревянной саблей, скакал Михаил Юрьевич на своей лошадке.Зимой садовник Василий катал на санях маленького Лермонтова. Однажды в зимний праздник с бабушкой Мишель наблюдал, как деревенские крестьяне мерялись силой, шли “стенка на стенку”. В этом бою Василию сильно досталось: из боя он вышел с рассеченной губой. Увидев это, Мишель заплакал и закричал: “Нельзя так драться, чтобы кровь текла! Прикажи им кончить драку, не хочу, чтоб людей били!”».
(В.М. Воскобойников «Жизнь замечательных детей»)
Какие дорогие и близкие сердцу люди окружали М.Ю. Лермонтова в детстве?
Как общение с ними обогащало духовный мир будущего поэта?
Какие детские впечатления развили в поэте большое, доброе сердце?
2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы: «У Лермонтова получалось все. Он прекрасно рисовал, музицировал, владел холодным оружием, при стрельбе “сажал одну пулю в другую”, руками завязывал железные шомпола, был отличным наездником, неповторимым поэтом и прозаиком.Пробуждению поэтического таланта способствовали поездки на Кавказ. Вместе с бабушкой и гувернером Мишель гулял по Пятигорску, смотрел на гору Машук, и никто не догадывался, что однажды на этом месте оборвется его жизнь. И только иногда Лермонтову становилось вдруг так печально, одиноко, словно ему было суждено почувствовать одиночество и печаль всех людей на земле. И тогда он прятался от взрослых и торопливо записывал строчки стихов. Стихи были необыкновенно красивые и умные, и чаще печальные».
(П.Л. Висковатов)
1. Какими талантами и дарованиями был наделен М.Ю. Лермонтов?2. Что способствовало пробуждению его поэтического таланта?3. Как вы думаете, почему М.Ю. Лермонтов чаще всего писал печальные стихи?3. Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Звезда».
Согласны ли вы с тем, что стихи М.Ю. Лермонтова «необыкновенно красивые, умные и печальные»? Докажите свой ответ.
ЗвездаВверху однаГорит звезда,Мой ум онаМанит всегда,Мои мечтыОна влечетИ с высотыМеня зовет.Таков же былТот нежный взор,Что я любилСудьбе в укор;Мук никогдаОн зреть не мог,Как та звезда,Он был далек;Усталых веждЯ не смыкал,Я без надеждК нему взирал.
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:
Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы: «Какое тихое, успокоительное чувство ночи после знойного дня веет в этой маленькой пьесе Гете, так грациозно переданной нашим поэтом:Горные вершиныСпят во тьме ночной;Тихие долиныПолны свежей мглой;Не пылит дорога,Не дрожат листы…Подожди немного,Отдохнешь и ты».
(В.Г. Белинский)
Как вы понимаете выражение «грациозно передано»?
Что, по-вашему, восхищает В.Г. Белинского в этом стихотворении?
Как вы думаете, почему многих композиторов это стихотворение вдохновило на сочинение музыки?
IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:
Индивидуальное выполнение в составе группы:
Нарисуйте иллюстрации к стихотворению «Из Гете».
Коллективное выполнение задачи:
Рассмотрите портрет М.Ю. Лермонтова. Напишите сочинение на тему «Что я знаю о Лермонтове?».

Оцените статью
Добавить комментарий