Тема 15. ^ М.Ю. Лермонтов «Бородино» — 1. Писатели о роли книги в жизни человека и общества

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

Тема 15.

^

Цель работы школьной мастерской – написать сочинение на тему: « Согласны ли вы с В.Г. Белинским в том, что произведения М.Ю. Лермонтова музыкальны?»

* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.

I.Задания для создания диалоговой ситуации:

1. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«Лермонтов родился в год, когда последние русские полки один за другим возвращались из Франции после победы над армией Наполеона. Его отец, хотя и записался в ополчение, но по болезни в военных действиях не участвовал, и о “грозе” 1812 г. и о дне Бородина мальчику рассказывал двоюродный дед, младший и любимый брат его бабушки отставной штабс-капитан артиллерии Афанасий Алексеевич Столыпин. Интонация этих безыскусных рассказов бережно сохранена в стихотворении поэтом.Поражающие беспощадным реализмом строки о “горе кровавых тел”, которая так высока, что мешала пролетать пушечным ядрам, попали в описание Бородинского боя под впечатлением рассказов поэта К. Батюшкова, который попал на поле битвы весной, когда брошенная при отступлении “куча”, где “смешались кони, люди”, начала оттаивать. Батюшков был так потрясен, что у него началась “нервическая горячка”».

(П.Л. Висковатов)

  • Из каких источников узнавал М.Ю. Лермонтов о событиях 1812 г.?
  • Сумел ли поэт, на ваш взгляд, передать дух войска и масштаб национальной трагедии?

2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопрос: «Стихотворение “Бородино” поразило современников единственным в своем роде соединением поэтического образа и документальности.Еще живы были герои – участники этого беспримерного сражения, и они не могли указать в “Бородино” ни одной ошибки против действительности. Даже те строки, которые с первого взгляда могут показаться обычным художественным обобщением, на поверку оказываются точным фактом. Например, Лермонтов пишет: “И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой”. “Тысяча орудий” – не только поэтический образ. Действительно, в Бородинском сражении артиллерия с обеих сторон насчитывала около тысячи орудий. Точнее – 1227.Столь же документально точно написано все стихотворение».

(А. Сизов)

  • Чем поразило современников стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»?

3. Найдите в тексте стихотворения факты, которые на первый взгляд выглядят как средства художественной выразительности.

II. Задания для создания эвристической ситуации:

  • Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«Гениальное “Бородино” Лермонтова – это поэма о бессмертном народном подвиге. И вместе с тем это слово грусти и тоски о прошедших невозвратимых героических днях, и еще – слово странного и страшного смирения перед судьбой». (В. Архипов)

  • Что вы знаете о подвиге народа в Отечественной войне 1812 г.?
  • Назовите героев Бородинского сражения. Кто одержал победу в этой битве?

2. Найдите в рассказе солдата строки, в которых вы услышали гордость за Россию, «грусть о невозвратимых героических днях и смирение перед судьбой».

III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:

1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:«Самое поразительное у лермонтовского солдата то, что он видит историю не с командного пункта и не с вышки вечности, а со своей батареи! В этом и состоит великое философское значение поэмы Лермонтова, как поэмы о народном сознании».

(С.В. Чекалин)

  • Как видит историю лермонтовский солдат? Приведите примеры из стихотворения.
  • Почему М.Ю. Лермонтов доверил рассказ о Бородинском сражении старому солдату?
  • Обратите внимание на речь простого солдата. О чем свидетельствует в ней обилие пословиц, поговорок, просторечных слов?

2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

В стихотворении не раз повторено слово “русский”, слово “родина” звучит как призыв к битве; и над всем как оправдание неисчислимых потерь и жертв – образ Москвы, олицетворяющий всю страну». (С.В. Чекалин)

  • Почему в «Бородино» несколько раз повторяется слово «русский»?
  • Прочитайте знаменитое обращение полковника к солдатам. Почему эти слова звучали призывом и во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.?
  • Что значила Москва для русского солдата?

IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:

Индивидуальное выполнение в составе группы:

1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопрос:

«Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь взором за потрясенными струнами, с которых они сорваны рукой невидимой». (В.Г. Белинский)

  • Согласны ли вы с В.Г. Белинским в том, что произведения М.Ю. Лермонтова музыкальны? Докажите свою точку зрения.

Коллективное выполнение задачи:Перечитайте описание Бородинского сражения. Повторение каких звуков передают музыку боя?

Тема 16.

Н.В. Гоголь. Рассказ о писателе

Цель работы школьной мастерской – дописать фрагмент «Детства Гоголя» А.И. Полторацкого.

* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.

I.Задания для создания диалоговой ситуации:

1. Ответьте на вопросы:

  • Где и в каком году родился Н.В. Гоголь?
  • Где прошли детские годы писателя?
  • Что способствовало его увлечению литературой?
  • В каких учебных заведениях учился Н.В. Гоголь?
  • Когда начал работать Н.В. Гоголь над повестями из украинской народной жизни?
  • Как называлась эта книга?
  • Кем была высоко оценена?

2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопрос:«Из всех гостей, какие приезжали в Васильевку, Никоша любил только одного. Он загорался счастьем, когда еще издали слышал бубенчики его коляски.Хлопчик тотчас выбегал на дорогу, цеплялся за коляску, помогал гостю сойти на землю, принимал шляпу, целовал руку. И, сияя от удовольствия, бежал рядом, держась за фалду его пиджака.Большой загадкой для Василия Афанасьевича была эта дружба малого ребенка с шестидесятилетним стариком, прославленным сочинителем Василием Васильевичем Капнистом.Все началось с шутки… Василий Афанасьевич, отец Никоши Гоголя, сказал, что, чего доброго, появится трагедия, которую напишет его сынок…Капнист, засмеявшись, всплеснул руками. Где же этот милый малыш, собрат по вдохновению?..В эту минуту собрат по вдохновению сидел за столом в соседней комнате. Левой рукой он нервно теребил свои волосы, в правой же руке красовалась судорожно сжатое перо…Василий Николаевич и Капнист на цыпочках подошли к Никоше.Испуганный Никоша вскочил со стула:Капнист ласково ему сказал:– Нет, хлопче, ты не должен прятаться со своим вдохновением. Ведь ты же вверял его бумаге для того, чтобы сказать слово людям. Ну-ка покажи нам свою триумфальную песню.Никоша еще крепче прижал листок к своей груди.Василий Васильевич Капнист, усмехнувшись, промолвил:– Понимаю. Стало быть, ты стыдишься простых смертных? Но ведь мы с тобой родные братья по музе.Исписанный листок слегка дрогнул в руке Никоши. И тут старый поэт понял, что он коснулся нужной струны…– Конечно, ты не привык еще к большой аудитории. Но мы с тобой пойдем туда, где нас будет только трое: ты, я и муза нашей поэзии…Капнист взял его под руку и, сияя улыбкой, удалился с ним в соседнюю комнату.Наконец двери отворились… Старый поэт молчал. И только поднимаясь в коляску, неожиданно сказал, почти шепотом:– А ведь у хлопца, пожалуй, великий талант. Кажется, напрасно мы с вами шутили. Но кто бы мог подумать!»

(^ )

  • Как можно объяснить дружбу Никоши и шестидесятилетнего писателя Капниста?

II. Задания для создания эвристической ситуации:Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы: «Среди предков Гоголя были люди духовного звания: прадед его по отцовской линии был священником, дед закончил Киевскую духовную академию, а отец – Полтавскую семинарию. Мария Ивановна, мать писателя, отличалась глубокой набожностью. В семье Гоголь получил первые начатки веры.При поступлении в Нежинскую гимназию высших наук в 1821 г. двенадцатилетний Гоголь обнаружил хорошие знания по Закону Божию, по другим предметам был подготовлен слабо.Милосердие, привитое Гоголю в семье, было истинно христианским и впоследствии только укреплялось в его душе. По рассказам нежинских учеников, Гоголь никогда не мог пройти мимо нищего, чтобы не подать ему, а если нечего было дать, то всегда говорил: “Извините”.Позднее Гоголь писал: “Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора”».

(Ю.Д. Нечипоренко)

  • Какие нравственные качества были привиты Гоголю в семье?
  • Случайно ли в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» вошли повести, где христианская вера всегда одерживала победу над представителями нечистой силы – ведьмами, русалками, чертями?

IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:

Индивидуальное выполнение в составе группы:

Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«Замечательная наблюдательность и страсть к сочинениям пробудилась у Гоголя очень рано и чуть ли не с первых дней поступления его в Гимназию высших наук. Но при занятии науками почти не было времени для сочинений и письма. Что же делает Гоголь? Во время класса, особенно по вечерам, он выдвигает ящик из стола, в котором была доска с грифелем или тетрадка с карандашом, облокачивается над книгою, смотрит в нее и в то же время пишет в ящике, да так искусно, что и зоркие надзиратели не подмечают этой хитрости…» (Т.Г. Пащенко «Черты из жизни Гоголя»)

  • Когда пробудилась у Н.В. Гоголя страсть к сочинениям?
  • Как проявился его актерский талант?

Коллективное выполнение задачи:

  • Как вы думаете, о чем могли говорить Никоша с Капнистом? Допишите этот фрагмент «Детства Гоголя» А.И. Полторацкого.

Тема 17.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место»

Цель работы школьной мастерской – написать рассказ под названием «Заколдованное место» о происшествии из жизни своего класса или семьи.

* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.

I.Задания для создания диалоговой ситуации:

1.Ответьте на вопросы:

  • Кто рассказал историю о заколдованном месте?
  • Как обнаружил дед дьявольское место?
  • Что искал дед в заколдованном месте?
  • Как морочила кладоискателя нечистая сила?
  • Как поступил дед с нечистым местом?
  • Что принес дед домой вместо клада?
  • Можно ли верить нечистой силе, по мнению деда?

2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопрос:

«Читатели наши, конечно, помнят впечатление, произведенное над нами появлением “Вечеров на хуторе близ Диканьки”: все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего, этим свежим картинам малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой. Как изумлялись мы русской книге, которая заставляла нас смеяться… Мы так были благодарны молодому автору, что охотно простили ему неровность и неправильность его слога, неправдоподобие некоторых рассказов, предоставляя сии недостатки на поживу критики». (А.С. Пушкин. Предисловие ко второму изданию «Вечеров на хуторе близ Диканьки»)

  • Какое впечатление произвели на А.С. Пушкина и первых читателей «Вечера…» Н.В. Гоголя?

II. Задания для создания эвристической ситуации:1. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«“Вечера на хуторе близ Диканьки” – книга, обладающая секретом вечной молодости. Она одинаково близка и доступна любому возрасту и настроению, ее можно перечитывать по многу раз – и она никогда не теряет от этого своей свежести… В повестях этой книги получила выражение восторженная любовь Гоголя к родному краю, к его природе и людям, к его истории и народным преданиям». (Г.М. Фридлендер)

  • В чем секрет вечной молодости «Вечеров…» Н.В. Гоголя?
  • Согласны ли вы с Г.М. Фридлендером в том, что «в повестях этой книги получила выражение восторженная любовь Н.В. Гоголя к родному краю»? Аргументируйте свой ответ.

2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«Сборник вышел в свет в 1831 г. В это время Гоголь увлекался фантастическими сюжетами. Мир в его повестях разделен на две части: обычный, реальный и фантастический, потусторонний с представителями нечистой силы – ведьмами, русалками, чертями. Ранние повести Гоголя похожи на сказки со счастливым концом. Один из современников Гоголя, прочитав повесть, сказал: “Никак не узнаешь, что в ней быль, а что сказка”». (И.А. Виноградов)

  • Какие события в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» можно отнести к реальным, а какие – к фантастическим?
  • Похожа ли повесть Н.В. Гоголя на сказку со счастливым концом? Докажите свой ответ.

III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи: 1. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«В кладоискательском предприятии и ждет деда настоящее посрамление – суд автора над героем, доверившимся нечисти ради обогащения. Суд этот совершается через многократное физическое и нравственное унижение героя перед нечистой силой». (И.А. Виноградов)

  • Какова главная мысль повести «Заколдованное место»?
  • Какие физические и нравственные унижения терпел дед ради наживы?
  • Как он был наказан за жажду денег?

2. Г.М. Фридлендер считает, что «подобно настоящим сказителям, Н.В. Гоголь не относится к своим персонажам безучастно».

  • Как, по-вашему, относится Н.В. Гоголь к деду, решившему добыть клад с помощью нечистой силы?
  • Какие качества героя восхищают вас, а какие вызывают насмешку?

IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:

Индивидуальное выполнение в составе группы:

Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы: «Гоголь щедро воспользовался для “Вечеров…” материалами богатого и красочного украинского фольклора. С ним писатель был хорошо знаком с детства. Но Гоголь отнюдь не просто пересказал в своих повестях традиционные сюжеты, известные ему из народных сказок и дум. По старой канве он вышил новые, смелые и оригинальные узоры».

(Г.М. Фридлендер)

  • Как вы думаете, почему «Вечера на хуторе близ Диканьки» имеют подзаголовок «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком»? Кто такой «пасичник»?
  • После предисловия Рудый Панько дает словарики. Какие народные слова встречаются в «Заколдованном месте»?

Коллективное выполнение задачи:1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«Книга неисчерпаемого, заразительного веселья, молодой и буйной фантазии, книга, которая чарует нас ощущением праздничной полноты бытия, “Вечера на хуторе близ Диканьки” в то же время – удивительно добрая книга, преисполненная глубокого чувства справедливости, любви и доверия к жизни и человеку, к его нравственной борьбе и стремлениям». (Г.М. Фридлендер)

  • Согласны ли вы с тем, что это добрая и веселая книга? Аргументируйте свой ответ.
  • Как вы думаете, всегда ли ее героям воздается по справедливости за их поступки?

2.Прочитайте самостоятельно другие повести «Вечеров на хуторе близ Диканьки».3.Напишите предисловие к сборнику Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поделитесь своими впечатлениями от этого произведения.4.Напишите рассказ под названием «Заколдованное место» о происшествии из жизни своего класса или семьи.5. Каким вы представляете себе главного героя повести «Заколдованное место»? Опишите внешность и внутренние качества деда.6.Составьте словарик из неизвестных слов прочитанных произведений Н.В. Гоголя.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …