Тема 2.1.Общий обзор организма(1 час) — Учебно-тематическое планирование по биологии Содержание тем учебного курса биологии

  • От :
  • Категории : Без рубрики
Тема 2.1.Общий обзор организма(1 час) Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

^

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

^ «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей».

^

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

^ «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.».

Тема 2.4.Опорно-двигательная система(7 часов) Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

^ «Микроскопическое строение кости». Лабораторная работа №5,6 « Мышцы человеческого тела. Утомление при статической и динамической работе». Лабораторная работа № 7,8,9 «Выявление нарушений осанки . Выявление плоскостопия. Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки».

^

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы(тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

^ «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системы организма(7 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

^ «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». Лабораторная работа №14,15 «Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку».

^

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении из заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

^ «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания при вдохе и выдохе».

Тема 2.8.Пищеварительная система(7 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Лабораторная работа №18 «Действие ферментов слюны на крахмал».Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

^

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

^ «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки». Лабораторная работа №20 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат».

^

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

^

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и вторичная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

^

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

Лабораторная работа №21,22 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической м парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении».

^

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

^ «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».

Тема 2.14.Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика(5 часа)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А. Ухтомского о доминанте. Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

^ «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа». Лабораторная работа №25 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом».

^

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками.

РАЗДЕЛ 3.Индивидуальное развитие организм(6 часов) Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.

^

п/п

Тема урока

^

Дата

Основные понятия

Оборудование

Лабораторные

работы

Требования к уровню обученности

^

план

факт

1 (1) Введение (1час) Первичный инструктаж Науки, изучающие организм человека. Рассказ, беседа, самостоятельная работа Анатомия физиология гигиена Психология Таблицы, модель торса человека Знать: науки , изучающие человека Уметь: распознавать науки Изучить § 1,2
1 (2) Раздел 1. Происхождение человека (3 часа) Место человека в систематике. Рассказ, беседа, самостоятельная работа Рудименты. Атавизмы. внутренние органы млекопитающих Знать: систематику человека Уметь: приводить доказательства систематики Изучить §3
2 (3) Этапы эволюции человека. Люди Шульган-Таша. Рассказ, беседа, самостоятельная работа ЭК: Люди Шульган-Таша Модели древних людей Знать: этапы эволюции человека Уметь: характеризовать Изучить §4
3 (4) Расы человека. Рассказ, беседа, самостоятельная работа Антропология.

МС: Этнография (география).

Модели человеческих рас Знать: человеческие расы Уметь: сравнивать расы человека Изучить §5
1 (5) Раздел 2. Строение и функции организма

( 59 часов)

Общий обзор организма (1 час). Уровни организации.

Структура тела

Рассказ, беседа, самостоятельная работа Внутренние органы. Внутренняя среда. Гормоны. Органы. Система органов. Таблицы по тканям органов Знать: структуру тела человека Уметь: приводить док-ва уровней организации Изучить §6-7
1 (6) ^ Строение клетки. Ядро. Органоиды. Рассказ, беседа, самостоятельная работа Таблицы с изображением клеток Знать: строение клетки Уметь: распознавать органоиды Изучить §7
2 (7) Жизненные процессы клетки. Рассказ, беседа, самостоятельная работа Ткань. Нервное волокно. Таблицы рефлекторной дуги Знать: процессы в клетке Уметь: описывать процесссы Изучить §7
3 (8) Деление, обмен веществ в клетках Рассказ, беседа, самостоятельная работа Ткань. Нервное волокно. Знать: деление клетки и обмен веществ Уметь: объяснять механизм деления клетки Изучить §7
4 (9) Образование тканей. Рассказ, беседа, самостоятельная работа Знать: как образуются ткани Уметь: распознавать ткани Изучить §8
5 (10) Ткани. Инструктаж по ТБ. Л.р.№1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей» Комбиниро- ван- ный. Микроскопы, микропрепараты клеток и тканей Л.р. №1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной и мышечной и нервной тканей.» Знать: характеристики тканей Уметь: описывать ткани Изучить §8, оформить работу
1 (11) ^ Центральная и периферическая нервная системы. Инструктаж по ТБ. Л. р. № 2,3 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс» Комбиниро- ван- ный. Рефлекс: Безусловный, условный. Рефлекторная дуга. Рефлекторный центр. Рецепторы. Таблицы с изображением нервной системы. Л.р. №2,3 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс» Знать: строение нервной системы Уметь: описывать рефлексы Изучить §9, оформить работу
2 (12) Рефлекторная регуляция. Рассказ, беседа, самостоятельная Таблицы с изображением нервной системы Знать: механизм рефлекторной регуляции Уметь: составлять схему рефлекторной дуги Изучить §9
1 (13) ^ Значение ОДС. Скелет человека Рассказ, беседа, самостоятельная работа Модель скелета. Знать: строение костей Уметь: определять функции костей Изучить §10,12
2 ( 14) Соединение костей. Инструктаж по ТБ. Л.р. №4 «Микроскопическое строение кости». Комбиниро- ван- ный. Скелет Модель скелета. Л. р. №4 «Микроскопическое строение кости». Знать: соединение костей Уметь: описывать кости Изучить §11,12, оформить работу
3 (15) Строение мышц. Инструктаж по ТБ. Л. р. №5,6 Мышцы человеческого тела. Утомление при статической и динамической работе. Комбинирован- ный. Антагонисты. Синергисты. Таблица «Мышцы человека» Л. р. №5,6 « Мышцы человеческого тела.Утомление при статической и динамической работе». Знать: строение мышц Уметь: наблюдать работу мышц Изучить §13, оформить работу
4 (16) Работа скелетных мышц. Инструктаж по ТБ. Л.р.№7. Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки». Комбинированный Гиподинамия. Двигательная единица. Тренировочный эффект. Таблицы «Ткани», «Мышцы человека» Л.р.№7. Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки». Знать: регуляцию работу скелетных мышц Уметь: описывать работу скелетных мышц Изучить §14
5 (17) Осанка. Инструктаж по ТБ. Л. р. №8,9 «Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия» Комбиниро- ван- ный. Осанка. Плоскостопие. Остеохондроз Модель скелета, таблицы Л. р. № 8,9 «Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия.» Знать: особенности формирования осанки Уметь: наблюдать работу мышц Изучить §15, оформить работу
6 (18) Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Рассказ, беседа, самостоятельная работа Модель скелета, таблицы. Знать: основные травмы Уметь: оказывать первую помощь Изучить §16
7 (19) «Опорно-двигательная система» Обоб -щение и систе- матизация знаний Контроль знаний Повторить §10-16
1 (20) ^ Компоненты внутренней среды Рассказ, беседа, самостоятельная работа Антиген. Антитело. Модели скелета, распилы костей. Изучить §17
2 (21) Кровь. Инструктаж по ТБ. Л. р. №10 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» Комбин ирован- ный. Фагоцитоз. Малокровие (анемия) Таблицы , Микроскопы, Микропрепараты Л.р. №10 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» Знать: строение крови Уметь: сравнивать кровь человека и лягушки Изучить §17, оформить работу
3 (22) Инфекции. Достижения ученых РБ в области иммунологии. Рассказ, беседа, самостоятельная работа Иммунитет. Антиген. Интерферон

ЭК: Достижения ученых РБ в области иммунологии.

Знать:основные инфекции и меры профилактики Уметь: различать инфекции Изучить §18-19
1 (23) ^ Транспортные системы организма. Рассказ, беседа, самостоятельная работа Замкнутая система. Артерии. Вены Знать: транспортные системы Уметь: характеризовать кровообращение Изучить §20
Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …