Тема 2.4 Литература 30-х – начала 40-х годов — Рабочая программа учебной дисциплины литература

Тема 2.4

Содержание учебного материала
38
М.И. Цветаева. Сведения из биографии Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», « Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…».Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы. Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.
2
2
О.Э. Мальденштам. Сведения из биографии. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим». Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама.
2
2
М.А. Булгаков. Сведения из биографии. «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов.
2
2
Ершалаимские главы. Москва 30-х годов.
2
2
Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова.
2
2
Урок развития речи. Сочинение-рассуждение. Интеллигенция и революция в романах М. Булгакова.
4
3
М.А. Шолохов. Сведения из биографии.«Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра.
2
2
Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.
2
2
Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.
2
2
Урок развития речи. Сочинение-размышление.
4
3
Самостоятельная работа обучающихсяТематика самостоятельной работы:
А.Н. Толстой*. Сведения из биографии.
«Петр Первый». Тема русской истории в творчестве писателя. «Петр Первый» – художественная история России XVIII века. Единство исторического материала и художественного вымысла в романе. Образ Петра. Проблема личности и ее роль в судьбе страны. Народ в романе. Пафос борьбы за могущество и величие России. Художественное своеобразие романа. Экранизация произведения.
Отражение трагических противоречий эпохи в творчестве А. Ахматовой, О.Мандельштам.
Трагедия изображения Гражданской войны в драматургии М.А. Булгакова («Дни Турбиных», «Бег» и др.).
Творчество и судьба А.Ахматовой.
7
Тема 2.5.
Литература русского Зарубежья
Содержание учебного материала
4
В. В. Набоков. Сведения из биографии. Роман «Машенька». Тема России в творчестве Набокова. Проблематика и система образов в романе. Описания эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом, юности. Образ Машеньки. Смысл финала романа.
2
2
Н. А. Заболоцкий. Сведения из биографии. Стихотворение: «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц».Утверждения не преходящих нравственных ценностей, не разрывной связи поколений, философская углубленность, художественная неповторимость стихотворений поэта.
2
2
Тема 2.6
Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет
Содержание учебного материала
32
Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.
2
2
Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.
2
2
А.А. Ахматова.Жизненный и итворческий путь.
2
2
Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя».
2
2
Поэма «Реквием». Статьи о Пушкине. Ранняя лирика Ахматовой: глубина яркость переживаний поэта, его скорбь и радость. Тематика и тональность лирики периода войны: судьба страны и народа.
2
2
Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой. Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя».
2
2
Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь».
2
2
Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.
2
2
А.Т. Твардовский. Сведения из биографии. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны…», «В тот день, когда кончилась война…», «Ты, дура смерть, грозишься людям» .
2
2
Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностейПоэма «По праву памяти»* – искупление и предостережение, поэтическое и гражданское осмысление трагического прошлого. Лирический герой поэмы, его жизненная позиция. Художественное своеобразие творчества А. Твардовского.
2
2
Самостоятельная работа обучающихсяТематика самостоятельной работы:
Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго».
5
Тема 2.7
Литература 50-80 г. (обзор)
Содержание учебного материала
20
Новое осмысление проблемы человека на войне. В.Кондратьев «Сашка».
2
2
Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведении В. Быкова «Сотников».
2
2
А.И. Солженицын. Сведения из биографии. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.. «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести.
2
2
В.Т. Шаламов. Сведения из биографии. «Колымские рассказы». Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.
2
2
В.М. Шукшин. Сведения из биографии. Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина
2
2
Урок развития речи.
2
3
Самостоятельная работа обучающихсяТематика самостоятельной работы:
Н.М. Рубцов. Сведения из биографии.
2. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти: «Прощание с Матерой» В. Распутина
5
Тема 2.8
Русская литература последних лет(обзор)
Содержание учебного материала
1
1
Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов.
1
2
Тема 2.9
Зарубежная литература (обзор)
Содержание учебного материала
1
1.
Ф.Е. Гёте. «Фауст».
1
2
Тема 2,10
Произведение для бесед по современной литературе
Содержание учебного материала
1
1.
А. Арбузов. «Годы странствий»
1
2
Дифференцированный зачет
3
Всего
292
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы
Школьные материалы
При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru

Оцените статью
Добавить комментарий