Тема 4. Историография эпохи Просвещения — «Историография всеобщей истории»

Тема 4. Историография эпохи ПросвещенияИдеология эпохи Просвещения как целостное мировоззрение. Рационализм Просвещения, формирование новых эстетических и культурных ценностей, новые подходы к пониманию мировой истории. Основные черты исторической мысли Просвещения. Периодизация мировой истории как процесса линейного и прогрессивного развития человеческого разума, европоцентризм. Понятие «цивилизация».Исторические концепции французских просветителей. Исторические взгляды Вольтера, Ш.Монтескье, Д. Дидро, Ф. Кэне, Ж.-П. Марата, Ж.-Ж.Руссо. А. де Буленвилье, Ж. Б. Дюбо и оформление романо-германской проблемы. Развитие французской исторической мысли во время Великой Французской революции.Историография эпохи Просвещения в Англии: Д. Юм, Э. Гиббон. Шотландская философско-историческая школа (А. Фергюсон, А. Смит).Немецкое Просвещение: Э. Лессинг, И. Гердер, Г. Форстер. Концепция И. Г. Гердера о локальных культурах как субъектах истории.

Основные черты и направления историографии первой половины XIX века. Философско-исторические основания историографии первой половины XIX века. Исторические концепции Г.-Ф. Гегеля и А. де Сен-Симона.Реакционно-романтическая историография Германии. Историческая концепция Леопольда фон Ранке. Немецкая историческая школа права (Ф. К. Савиньи, К. Ф. Эйхгорн).Реакционная публицистика Англии. Э. Берк.Реакционно-романтическая историография Франции: Л. Сисмонди, Ж. де Местр, Л. де Бональд, Ф. Р. де Шатобриан, Ф. Д. Монлозье.Либеральная историография первой половины XIX века. Либеральная школа периода Реставрации во Франции: О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. О. Минье. Немецкие либеральные историки — Ф. Шлоссер, В. Циммерман.Радикальная историография первой половины XIX века: школа младогегельянцев (Б. Бауэр, Д. Штраус), Ж. Мишле.Социалистическая историография: Д. О’Брайен, Р. Оуэн, Л. Блан, «Истинные социалисты».Историческая концепция Т. Карлейля.Тема государства и права в исторической мысли первой половины XIX века. Роль представительского правления, национальная составляющая государственности, классовый подход.Тема революций в исторической мысли первой половины XIX века. Осмысление опыта ранних буржуазных революций — английской и французской, начало их сравнительного анализа.

Философские основы историографии второй половины XIX века. Предпосылки возникновения «позитивной» науки. Развитие сциентистской и нарративной традиции гуманитарного познания в эпоху позитивизма.О. Конт и разработка основ позитивистской философии как общенаучной методологии познания. Конт об основных тенденциях общественного развития, принципе детерминированности и идее исторического прогресса. Различие предмета исторической науки и «социальной физики» в концепции Конта. Категории «социальной статики» и «социальной динамики» в социо­логии Конта. Социологическая концепция цивилизационного развития: до­минирующие формы познания, социальной философии и организации общества на теологической, метафизической, позитивной стадиях. Понятие «индустриального общества» в социологии Конта. Принцип эволюционизма в социологической философии Г. Спенсера. Разработка Спенсером цивилизационной концепции на основе эволюционистской теории. Характеристики «нецивилизованного общества», «начального состояния цивилизации» и «современной развитой цивилизации». Принципы структурно-динамического анализа развития общества в позитивистской теории Г. Спенсера. Соотношение понятий «эволюция» и «прогресс».Марксистская историческая концепция. Формационная теория Маркса. Исторический материализм как составная часть философии марксизма. Категории общественного бытия и общественного сознания в концепции К. Маркса и Ф. Энгельса, их методологическое значение. Категория общественно-исторической практики, диалектика объективного и субъективного в общественном развитии. Проблема закономерности исторического процесса. Концепция развития общества как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций. Понятие «способ производства» в формационной концепции. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Механизм смены формаций. Проблема периодизации всемирной истории в формационной концепции. Энгельс о генезисе общественных форм («Происхождение семьи, частной собственности и государства»). Понятие цивилизации в работах Энгельса, марксистская трактовка триады «дикость — варварство — цивилизация». Доминирующая проблематика марксистских исторических исследований.Консервативная историография второй половины XIX века в Германии: Г. фон Зибель, Малогерманская историческая школа и ее политические тенденции, евангелические религиозные убеждения (И.-Г. Дройзен, Г. фон Зибель, Г, фон Трейчке, Т. Моммзен). Великогерманское католическое направление в историографии (Ю. Фиккер, Т. Онкен, И. Янсея). Новая историческая школа (Ф.Брентано, Г. фон Шмоллер). Школа неокантианства (В. Виндельбандт, Г. Риккерт), М. Вебер, В. Дильтей. Пангерманская историография (Г. фон Белов, Д. Шеффер).Консервативная историография второй половины XIX века во Франции: Н. Д. Фюстель де Куланж, И. Кастилль, И. Тэн, Э. Лависс, Ш. Сеньобос, Проблемы внешней политики в трудах А. Сореля, А. Дебидура.Консервативная историография второй половины XIX века в Англии: Оксфордская и Кэмбриджская исторические школы. История колониальной политики (Дж. Сили, Ч. Дилк. Дж. Э. Фруд).Либеральная историография второй половины XIX века в Германии: Я. Бурхкгардт, Э. Готхайн, М. Леман, П Дельбрюк, Ф. Мейнеке, Э. Трёльч.Либеральная историография второй половины XIX века в Англии: Т. Бокль, История Английской революции в трудах С. Гардинера. Экономическая история (Т. Роджерс, У. Кеннингем, У. Эшли, А. Тойнби).Либеральная историография второй половины XIX века во Франции: А. де Токвиль. Историография Великой французской революции (А. Олар).Радикальная историография второй половины XIX века во Франции: A. Матьез, А. Бужар, Ж. Вейль. Школа экономической истории (Э. Лавассер).Радикальная историография второй половины XIX века в Англии: Д. Актон. Социальные проблемы и история рабочего движения (С. и Б. Вебб). Социалистическое направление во Франции. А. Тома, Ж. Жорес. Социал-демократическая историография Германии: А. Бебель, B. Либкнехт, В. Блос, К. Каутский, Э. Бернштейн.Марксистская историография второй половины XIX века: Т. Бакс, Ж. Гед, П. Лафарг.Американская историография второй половины XIX века. Становление исторических знаний в североамериканских Соединенных Штатах. Война за независимость и социально-исторические воззрения североамериканских просветителей.«Ранняя школа». Источники, публикации документов. Историография Войны за независимость. Романтизм в американской общественной мысли и историографии. Идейная борьба по вопросу о рабстве в историографии. Крупнейшие американские историки и проблематика их исследований (Дж. Бэнкрофт, Ф. Паркмен, Дж. Л. Мотли, У. X. Прескотт, Р. Хилдрет).Историография США в период Гражданской войны и Реконструкции: сторонники рабовладения, либеральное направление, радикально-аболиционистская публицистика. Состояние исторической науки, публикация источников, профессиональная подготовка историков. Крупнейшие историки и проблематика их работ (Дж. Скулерс, Дж. Ф. Родс, англосаксонская школа — Г. Б. Адамс, Дж. Фиске, Дж. Мак Мастер, культурная и дипломати­ческая история Г. Адамса, история рабочего движения).Историография США в конце XIX — начале XX века. Публикация источников, становление системы исторического образования в стране. Экономическое (прогрессистское) направление в историографии. Теория границ (фронтир) Ф. Дж. Тернера. Работы Ч. О. Бирда. «Имперская школа» в изучении колониальной истории США, историография внешней политики. Историография Гражданской войны и Реконструкции, усиление консервативных тенденций. Усиление антимонополистической критики в публицистике, социалистическая и негритянская историография.Национальные аспекты осмысления тем государственности, революции, собственности, роли народных масс в истории в историографии второй половины XIX века. Английская революция XVII века. Великая французская революция в трудах европейских историков второй половины XIX века.

Духовный кризис европейского общества на рубеже XIX-XX веков. Формирование предпосылок для изменения мировоззренческой парадигмы индустриальной цивилизации. Философские искания в период «заката Европы». Философия жизни. В. Дильтей о герменевтике как методике анализа источников и методологии исторического исследования. Историософия О. Шпенглера. «Мир-природа» и «мир-история» как объекты познания. Локальные культуры и витальные циклы их развития. Понятие цивилизации в концепции Шпенглера. Классификация культур-цивилизаций. Философское обоснование герменевтической методологии представителями экзистенциализма. М. Хайдеггер и К. Ясперс о закономерностях развития общества и методах исторического познания. Теория осевого времени К. Ясперса как альтернатива концепциям диклического развития локальных цивилизаций. Ясперс о «главных проблемах истории». Проблемы сознания и метода познания мира в феноменологии Э. Гуссерля. Гуссерль о «кризисе европейского человечества».Герменевтика и психоанализ — соотношение методов познания. Г. Зиммель о психологической истории. Методологические принципы теории архетипов К. Юнга и психоанализа 3. Фрейда в историософии А. Тойнби и Р. Коллингвуда. Цивилизационная теория А. Тойнби и традиции философии жизни. Религиозный взгляд на «законы истории». Локальные цивилиза­ции в теории Тойнби. Проблема преемственности в истории цивилизаций. Р. Коллингвуд о методологических принципах исторического познания. Неогегельянские философские аспекты Теории Коллингвуда. Исторический процесс как история мысли. Особенности герменевтического метода в трактовке Коллингвуда. «Априорное мышление историка». Неогегельянская историософия Б. Кроче. Идея синтетического единства истории и жизни в концепции Кроче — теоретическое обоснование презентизма.Теория идеальных типов М. Вебера в контексте культурно-исторической методологии цивилизационных исследований. Социология К. Мангейма, А. Вебера, В. Парето в контексте развития идей исторического синтеза. Становление методологии исторической компаративистики. Развитие традиций веберовского культурно-исторического анализа в цивилизационных концепциях Е. Шубарта и П. Сорокина. Шубарт о «четырех вечных прототипах культуры». Концепция культурных суперсистем Сорокина. А. Тойнби, П. Сорокин, А. Кребер у истоков Международного общества по сравнительному изучению цивилизаций. Современные цивилизационные разработки (Н. Элиас, С. Айзенштадт). Влияние теории «осевого времени» К. Ясперса на цивилизационную концепцию С. Айзенштадта. Айзенштадт о структуре цивилизационного устройства общества, основах цивилизационного подхода к изучению истории. Развитие традиций культурно-исторического анализа этнографии второй половины XIX века в теориях культурантропологии (Р. Бенедикт, М. Мид, Д. Горера).

Организация исторической науки в Великобритании в XX веке. Теоретико-методологические основы исторической науки (Дж. Бьюри, А. Дж. Тойнби, Р. Дж. Коллингвуд, М. Оукшотт). Политическая история, изучение британской истории XVII-XVIII веков, истории внешней политики (Г. Темперли, Дж. Гуч, Р. Сэтон-Уотсон, Дж. Кларк, Л. Б. Нэмир). Формирование экономической и социальной истории (Дж. Клепэм, Р. Тоуни, Дж. М. Тревельян). Изучение промышленной революции в Англии, проблематика «рабочей истории». Организационные основы британской историографии во второй половине XX века. Теоретико-методологические основы британской историографии (Г. Баттерфилд, М. Оукшотт, И. Берлин, Дж. Элтон, Э. Карр, П. Берк, А. Марвик, Л. Стоун, влияние постмодернизма). Политическая история. Экономическая история. Расширение сферы социальной истории. Культурная история. Важнейшие тематические области и направления в британской историографии.

Организационные основы и состояние исторической науки в США в первой половине XX века. Либерально-реформистское прогрессистское направление (Дж.Т. Адамс, Дж.Ф. Джеймсон, Ч.О. Бирд, А.М. Шлезингер-старший). Консервативное направление в изучении американской истории XVIII-XIX веков. (Ч. М. Эндрюс, Э. Чаннинг, У. Б. Филипс). Историография внешней политики (Д. Перкинс, С. Ф. Бимис). Школа Дж. Коммонса, историография рабочего движения. Леворадикальное направление (В.Л. Паррингтон). Негритянская историография (К. Г. Вудсон, У. Дюбуа). Марксистское направление.Историческая наука в США во второй половине XX века. Организационные основы исторической науки, методологические подходы. Упадок прогрессистского направления. Теория «согласованных интересов» — консенсусное направление в американской историографии. Консервативное направление (Л. Харц, Д. Бурстин, Р.Е. Браун). Неолиберальное направление (Р. Хофстедтер, А.М. Шлезингер-младший). Историография внешней политики — школы «политического идеализма» и «реальной политики». Теоретико-методологические новации 1960-1980-х годов: теории «индустриального» и «нового индустриального» общества, радикально-демократическое направление, «новая историческая наука». Влияние неоконсерватизма на историческую науку.

Организация исторической науки во Франции. Направления историографии Франции XX века.Предпосылки развития сциентистской историографии во Франции в начале XX века. П. Лакомб и критика исторического позитивизма. Исследования в области исторической географии (В. де ла Бланш), экономической истории (Э. Лабрусс), исторической социологии (Э. Дюркгейм). Э. Дюркгейм, А. Берр и разработка основ концепции исторического синтеза. Журнал «Анналы социальной истории» и формирование методологии ментальной истории. М. Блок. Л. Февр. Дискуссия «Анналов» со «Школой хартий» Ш. Самарана. Ф.Бродель и второе поколение «Анналов». Влияние социологической теории Ж. Гурвича на концепцию Ф. Броделя. Расширение понятийного аппарата цивилизационной теории. Идея структурализма в концепции Броделя. «Мир-экономика». Трактовка идеи исторического синтеза. Методологические дискуссии среди представителей третьего поколения «Анналов» (Ф. Фюре, Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби). Проблемы интеграции концепции «Анналов» в «новую историческую науку».

Консервативная историография (В. Зомбарт, А. Валь, И. Галлер, Г. Риттер). Либеральное направление (Ф. Мейнеке, Г. Онкен, Э. Бранденбург, Ф. Шнабель), леволиберальное направление (И. Цикурш, Ф. Валентин, Л. Бергштрессер). Радикально-демократическое направление (X. Хинтце, Г. Майер, Э. Кер, В. Г. Хальгартен, 3. Нойман). Социал-демократическая и марксистская историография. Историография в Третьем рейхе.Германская историография во второй половине XX века. Тенденции развития и основные направления, организация исторических исследований. Господство консервативного направления в 1950-е годы (Г. Риттер, Г. И. Шёпс, В. Хубач). Рост влияния социальной истории (В. Конце — гейдельбергская школа, Г. Ротфельс, Т. Шидер, М. Штюрмер, Р. Козеллек). Марбургская школа В. Абендрота — центр изучения истории немецкого рабочего и социал-демократического движения. Социально-критическая школа (Г. У. Велер, Ю. Кокка, Г. А. Винклер, В. Моммзен). Неоисторизм и новое обоснование возможности персонифицирующего и индивидуализирующего подхода к истории (Т. Ниппердай, Л. Галль). История повседневности. Историография национал-социализма.
1.3. Рабочая учебная программа
1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля
Таблица 1 — Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля (очная форма обучения)
Номер темы
Наименование темы дисциплины
Семестр
Объем в часах по видам учебной работы
Формы контроля успеваемости
Всего
Л
ПЗ
С
ЛР
СРС
1
Введение в историографию всеобщей истории
6
8
2
6
Консультации, устный опрос
2
Историография эпохи Возрождения
6
14
6
2
6
Консультации, устный опрос
3
Историография XVII века
6
10
4
6
Консультации, устный опрос
4
Историография эпохи Просвещения
6
14
2
6
6
Консультации, устный опрос
5
Историография первой половины XIX века
6
18
4
8
6
Консультации, устный опрос
6
Историография второй половины XIX века
6
20
6
8
6
Консультации, устный опрос
7
Направления исторической мысли XX века
6
10
4
6
Консультации, устный опрос
8
Английская историография XX века
6
10
2
2
6
Консультации, устный опрос
9
Американская историография в XX веке
6
10
2
2
6
Консультации, устный опрос
10
Французская историография XX века
6
16
2
8
6
Консультации, устный опрос
11
Западногерманская историография XX века
6
8
2
6
Консультации, устный опрос
Сессия
6
6
6
зачет
Итого
144
36
36
72
Л – лекции; ПЗ – практические занятия; С – семинары; ЛР – лабораторные работы; СРС – самостоятельная работа студентов
Таблица 1а — Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля (заочная форма обучения на базе СОО)
Номер темы
Наименование темы дисциплины
Семестр
Объем в часах по видам учебной работы
Формы контроля успеваемости
Всего
Л
ПЗ
С
ЛР
СРС
1
Введение в историографию всеобщей истории
6
10
Консультации, устный опрос
2
Историография эпохи Возрождения
6
2
12
Консультации, устный опрос
3
Историография XVII века
6
10
Консультации, устный опрос
4
Историография эпохи Просвещения
6
10
Консультации, устный опрос
5
Историография первой половины XIX века
6
2
2
12
Консультации, устный опрос
6
Историография второй половины XIX века
6
2
12
Консультации, устный опрос
7
Направления исторической мысли XX века
6
2
12
Консультации, устный опрос
8
Английская историография XX века
6
10
Консультации, устный опрос
9
Американская историография в XX веке
6
10
Консультации, устный опрос
10
Французская историография XX века
6
2
10
Консультации, устный опрос
11
Западногерманская историография XX века
6
10
Консультации, устный опрос
Сессия
6
14
зачет
Итого
144
8
4
132

Оцените статью
Добавить комментарий