Тема 51. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» — 1. Писатели о роли книги в жизни человека и общества

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

Тема 51.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Цель работы школьной мастерской – написать сочинение на тему «Каков идеал человека для Д. Лондона?»

* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.

I.Задания для создания диалоговой ситуации:

1.Ответьте на вопросы:

  • Как называется город, где происходило действие повести?
  • Почему Том Сойер не мог выучить стих из Библии, хотя книги о Дон Кихоте или Робине Гуде знал почти наизусть?
  • Кто воспитывал Тома Сойера?
  • Почему тетя Полли многое прощала своему воспитаннику?
  • Какова причина драки, завязавшейся между Томом и незнакомцем в башмаках?
  • Как Том сумел избежать строго запрета тети Полли не купаться в Миссисипи?
  • Какое наказание ждало Тома за эту проделку?
  • Как Том стал владельцем настоящей сокровищницы из двенадцати алебастровых шариков, осколка синей бутылки, ошейника без собаки, ключа без замка, стеклянной пробки без графина, медной дверной ручки и рукоятки ножа?
  • Какое чувство толкнуло Тома Сойера взять на себя чужой проступок?
  • Где Том и его друзья устроили мальчишеский рай пиратов?
  • С какой целью Том переоделся в девочку и пробрался в город?
  • Когда мальчики поняли жестокость своей игры по отношению к близким людям?
  • Для чего Том и Гек отправились ночью на кладбище?
  • Свидетелями какой тайны они невольно стали?
  • Как Том спас Меффа Поттера от тюрьмы?
  • Куда отправились мальчики в поисках клада и вновь повстречали индейца Джо?
  • Как Том и Бекки заблудились в пещере?
  • Что помогло детям выбраться из пещеры?
  • Где был найден клад индейца Джо? Как его поделили?
  • Как вдова Дуглас отблагодарила за свое спасение Гека Финна?

2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы: М. Горький, познакомившись с М. Твеном, был очарован старым писателем: «У него на крупном черепе – великолепные волосы, – какие-то буйные языки белого, холодного огня. Из-под тяжелых, всегда полуопущенных век редко виден умный и острый блеск серых глаз, но, когда они взглянут прямо в твое лицо, чувствуешь, что все морщины на нем измерены и останутся навсегда в памяти этого человека».

  • Рассмотрите фотографию Марка Твена. Насколько точно, по-вашему, М. Горький сумел описать его внешность?
  • Какие эпитеты и метафоры использовал М. Горький? Попробуйте добавить к портрету М. Твена свои характеристики, чтобы полнее и точнее дать представление о внешности писателя.

II. Задания для создания эвристической ситуации:1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:«Повесть Твена полна неподдельной веселой искренности, она поэтична. Объяснение этому – в детскости взгляда писателя, в детском восприятии действительности.

Книга в значительной мере автобиографична; она впитала в себя воспоминания писателя о собственном детстве в американской провинции 40х гг. XX в. В одной из позднейших автобиографических записей Твен говорит, что Ганнибал его детских лет был “сущий рай для мальчишек”. Те, кто ближе знаком с жизнью Твена, без труда установят, что Сент-Питерсберг, городок-деревушка на берегу Миссисипи – это Ганнибал, где вырос Сэм Клеменс, что Том Сойер во многом он сам и тетя Полли тоже во многом списана с матери Твена. Писатель признался: “Большинство приключений, описанных в этой книге, происходило взаправду: два-три произошли со мной, остальные – со школьными моими товарищами”».

(Л. Биндеман)

  • В чем секрет «неподдельной, веселой искренности» повести о Томе Сойере?
  • Почему книгу М. Твена можно назвать автобиографичной?
  • Как вы понимаете значения слов «автобиография», «прототип»?

2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопрос:

«Все же Том Сойер один, он не похож ни на Джо Гарпера, ни на Бена Роджерса, ни на других юных обитателей Санкт-Петербурга. Он один, потому что никто, кроме Тома Сойера, не умеет так непринужденно превращать тягучие будни в подлинный фейерверк выдумки и фантазии, романтики и игры. Ни в ком, кроме Тома, нет этой способности преображать самые скучные минуты в настоящие праздники, когда мир становится бесконечно интересным, красочным, таинственным: и веселым в любом, на вид вовсе не привлекательном своем проявлении». (А.И. Старцева)

  • В чем неповторимость образа Тома Сойера?

3.Приведите примеры того, как Том Сойер «умеет непринужденно превращать тягучие будни в подлинный фейерверк выдумки и фантазии, романтики и игры, преображать самые скучные минуты в настоящие праздники».

III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи: Какому герою повести М. Твена принадлежит портретная характеристика?

1. «Мокрые волосы были гладко причесаны щеткой, коротенькие кудряшки расположены с красивой симметричностью. Он тотчас же стал тайком распрямлять свои локоны… Он крепко прижимал их к голове, так как был уверен, что локоны делают его похожим на девчонку».2. «В состоянии обиды из-за несправедливо понесенного наказания составил великий и мрачный план уйти в отшельники, жить в уединенной пещере, питаясь сухими корками, и умереть от холода, нужды и душевных терзаний».3. «Тот самый мальчишка, насмешек которого Том Сойер боялся больше всего, не шел, а прыгал, скакал и приплясывал – верный знак, что на душе у него было легко и что он многого ждал от предстоящего утра. Он грыз яблоко и время от времени издавал протяжный мелодичный свист вперемежку с более низкими нотами “дин-дон-дон", так как он изображал пароход».4. «Прелестное голубоглазое создание с золотистыми волосами, заплетенными в две длинные косички, в белом летнем платьице и вышитых панталончиках».5. «В глазах Тома и Гека был “самым интересным, хотя и самым страшным человеком на земле”».6. «Был послушный тихоня, который никогда не проказничал и не доставлял неприятностей старшим».7. «Одевался в обноски с плеча взрослых людей; одежда его была испещрена разноцветными пятнами и так изорвана, что лохмотья развевались по ветру. Шляпа его представляла собой развалину огромных размеров, пиджак доходил ему чуть не до пят».8. «Старушка спустила очки на кончик носа и оглядела комнату поверх очков; потом вздернула очки на лоб и глянула из-под них. Она никогда или почти никогда не смотрела сквозь очки, если ей приходилось отыскивать мелкий предмет вроде мальчика, потому что это были ее парадные очки, гордость ее сердца: они надевались “для шику”, а не для действительной надобности».9. «Это была красивая, нарядная женщина лет сорока, добрая душа, всем известная своей щедростью и богатством, владелица единственного барского дома во всем городе, гостеприимная хозяйка и устроительница самых блестящих праздников».

Справка. Том Сойер, Джо Гарпер, Бен Роджерс, Бекки Тетчер, индеец Джо, Сид, Гекльберри Финн, тетя Полли, вдова Дуглас.

IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:

Индивидуальное выполнение в составе группы:

1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«Совершенно очевидно, что без юмора повесть о Томе звучала бы просто сентиментально и фальшиво. Именно юмор придает фигуре главного героя, а также и некоторым другим персонажам истинность, душевную глубину. В повести воспевается прекрасная вольная жизнь, а смех, окрашенный лиризмом, задушевный юмор служат выражением любви к простым и добрым людям». (А.И. Старцева)

  • Что такое «юмор»? Какую роль он играет в литературном произведении? Обратитесь к словарю!
  • Согласны ли вы с тем, что юмор придает фигуре главного героя истинность и душевную глубину? Приведите примеры из повести.
  • Как автор относится к своим героям? Сумел ли М. Твен с помощью смеха, на ваш взгляд, выразить свою любовь к простым и добрым людям?

2.Прочитайте стихотворение М.И. Цветаевой (посвящение Марку Твену) и ответьте на вопросы: Книги в красном переплетеИз рая детского житьяВы мне привет прощальный шлете,Неизменившие друзьяВ потертом, красном переплете.Дрожат на люстрах огоньки…Как хорошо за книгой дома!Под Грига, Шумана, КюиЯ узнавала судьбы Тома.Темнеет… В воздухе свежо…Том в счастье с Бэкки полон веры.Вот с факелом индеец ДжоБлуждает в сумраке пещеры…Кладбище… Вещий крик совы…(Мне страшно!) Вот летит чрез кочкиПриемыш чопорной вдовыКак Диоген, живущий в бочке.Светлее солнца тронный зал,Над стройным мальчиком – корона…Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:«Позвольте, я наследник трона!»О, золотые времена,Где взор смелей и сердце чище!О, золотые имена:Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

  • Чем дороги М.И. Цветаевой книги Марка Твена?
  • Какие герои и события повести о Томе Сойере упоминаются в стихотворении?
  • О каких золотых временах и золотых именах вспоминает поэтесса?

Коллективное выполнение задания:Напишите стихотворение или сочинение на тему «За что я люблю Марка Твена?» Используйте мысль-подсказку Е.Асеева:Я очень люблюМарка Твена.ОнОдним движением рукиПереносит меняМгновенноНа берегВеличественной реки.И видится мнеВ серебряной зыбиЖизньНа Миссисипи…

Тема 52.

Джек Лондон «Сказание о Кише»

Цель работы школьной мастерской – написать стихотворение или сочинение на тему «За что я люблю Марка Твена?»

* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.

I.Задания для создания диалоговой ситуации:

1.Ответьте на вопросы:

  • Где и когда жил Киш?
  • Почему имя его было у всех на устах в поселке?
  • Сколько лет было Кишу? Как считают на Севере годы?
  • Кто был отец Киша и как он погиб?
  • Чем удивила речь Киша совет старейшин? Как охотники отнеслись к ней?
  • В чем поклялся Киш на совете? Выполнил ли он свою клятву?
  • Почему на мальчика стали смотреть с уважением и побаиваться его?
  • В чем состояла тайна удачной охоты Киша?

2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:Вот как описывает Д. Лондона писатель И. Стоун: «Джек был от природы добр, безрассудно щедр – воистину друг из друзей, король славных малых… Что это был за превосходный образец человеческой породы! У него было чистое, полное радости, нежное, незлобивое сердце… Он выглядел старше своих лет, тело гибкое и сильное, открытая у ворота шея, копна спутанных волос – они падали ему на лоб, и он, занятый оживленной беседой, нетерпеливо отбрасывал их назад. Не комнатный житель, а человек вольных просторов – словом, настоящий человек, мужчина. Он был одержим жаждой правды. Он прожил жизнь бойцом, “моряком в седле”, как он однажды выразился, стал большим писателем, хотя жизнь с детских лет нагромождала ему одно препятствие за другим».

  • За что писатель И. Стоун назвал Джека Лондона «превосходным образцом человеческой породы»?
  • Познакомьтесь с биографией Д. Лондона. Почему он называл себя «моряком в седле»?

3.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:«Моряк, рабочий, приисковый старатель, журналист, – Джек Лондон в своем творчестве всю жизнь сохранял тесную связь с народом. Произведения его полны любви и уважения к простому человеку. Его рассказы проникнуты глубоким гуманизмом, верой в силы и возможности людей, стремлением к справедливости».

(П.С. Коган)

  • Какие люди являются героями произведений Д. Лондона?
  • Каково значение слова «гуманизм»? Обратитесь к словарю!
  • Какими мыслями проникнуты рассказы Джека Лондона?

II. Задания для создания эвристической ситуации:1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:«В произведениях Джека Лондона преобладает живой интерес к необыкновенным, своеобразным характерам. Герои его – прежде всего люди, готовые сражаться с трудностями, смело смотрящие в глаза опасности. Всех их объединяет жажда действия, стремление принять активное участие в происходящих событиях, желание внести свой посильный вклад в дело, которому они решили посвятить свою жизнь. Их искания, их поступки продиктованы жизнью, вытекают из окружающей их действительности.Все они из трудовой среды, но наделены подлинной человечностью, открытой и богатой душой, они одаренные и талантливые, испытывают искренние чувства, стремятся жить полной жизнью. В них автор воплотил свой идеал человека – смелого, чистого душой, бескорыстного.Тема величия человеческого характера, способного противостоять самым жестоким испытаниям, тема духовной силы и благородства простых людей ярко раскрывается во многих рассказах Джека Лондона, в том числе и в “Сказании о Кише”».

(В.Н. Богословский)

IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:

Индивидуальное выполнение в составе группы:

Расскажите, как Киш сражался с трудностями, смело смотрел в глаза опасности.

  • В чем выражалась его «жажда действия, стремление принять активное участие в происходящих событиях, желание внести свой посильный вклад в дело, которому он решил посвятить свою жизнь»?

Коллективное выполнение задания:Докажите, что Киш «наделен подлинной человечностью, открытой и богатой душой, он одарен и талантлив».

  • Каков идеал человека для Д. Лондона? Соответствует ли этот идеал вашим представлениям о настоящем человеке?

^

Тема 53.

Заключительная викторина

Цель работы школьной мастерской – обобщить изученный за год материал

* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.

I.Задания для создания диалоговой ситуации:

1.Ответьте на вопросы:

  • Каково происхождение слова «фольклор»? Какие жанры фольклора вы знаете?
  • С какой героической богатырской народной сказкой вы познакомились в этом году?
  • Что сделал М.В. Ломоносов для русской науки и литературы?
  • Кому из русских писателей посвящено стихотворение П.А. Вяземского?

Забавой он людей исправил,Сметая с них пороков пыль;Он баснями себя прославил,И слава эта – наша быль.И не забудут этой были,Пока по-русски говорят:Ее давно мы затвердили,Ее и внуки затвердят.

  • Вспомните пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Почему его называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора?
  • С именем какого поэта связано имение Тарханы?
  • Какому историческому событию посвящена баллада М.Ю. Лермонтова «Бородино»?
  • Кому принадлежат эти строки?

О Волга!.. колыбель моя!Любил ли кто тебя, как я?Один, по утренним зарям,Когда еще все в мире спитИ алый блеск едва скользитПо темно-голубым волнам,Я убегал к родной реке…

  • В каком рассказе Н.В. Гоголя нечистая сила морочила деда, мечтавшего о кладе?
  • Назовите имена героев рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
  • Герой какого художественного произведения выглядит таким образом:

«Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках…»?

  • Какой русский писатель по образованию был врачом?
  • Какие человеческие недостатки высмеивает А.П. Чехов в рассказе «Хирургия»?
  • Какой русский писатель черпал образы и сюжеты из уральского фольклора?
  • Какое произведение К.Г. Паустовского учит ценить хлеб, человеческий труд и быть добрым и внимательным ко всем окружающим?
  • Кто автор этих строк?

Желаю вам цвести, расти,Копить, крепить здоровье.Оно для дальнего пути –Главнейшее условие.Пусть каждый день и каждый часВам новое добудет.Пусть добрым будет ум у вас,А сердце умным будет.Вам от души желаю я,Друзья, всего хорошего.А все хорошее, друзья,Дается нам недешево!

  • Какие произведения о Великой Отечественной войне вам знакомы?
  • С какими робинзонадами вы познакомились в этом году?
  • Кому принадлежит это стихотворение?

Разгулялась вьюга,Наклонились елиДо земли, с испугаСтавни заскрипели.А в окно снежинкиМотыльками бьются,Тают, и слезинки,Вниз по стеклам льются.Жалобу кому-тоВетер шлет на что-тоИ бушует люто:Не услышал кто-то.А снежинок стаяВсе в окно стучитсяИ, слезами тая,По стеклу струится.

  • День рождения какого великого сказочника отмечается как Международный день детской книги?
  • Каким героям повести М. Твена был поставлен памятник?

II. Задания для создания эвристической ситуации:1.Заканчивается учебный год, и вы говорите «До свидания!» школе, учителям, одноклассникам. Напишите в форме письма о том, с каким настроением вы знакомились с произведениями русских и зарубежных писателей. Главное – выскажите собственное мнение о прочитанном, поразмышляйте о том, что вам подарили уроки литературы.

IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:

Индивидуальное выполнение в составе группы:

Составьте свою викторину по особенно полюбившимся вам произведениям русских и зарубежных писателей, изученным в 5 классе.Список литературы

1. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Л.: Просвещение, 1983.

2. Брандис Е.П. От Эзопа до Джанни Родари. М.: Детская литература, 1980.

3. Брауде Л.Ю. Ханс Христиан Андерсен. Л.: Просвещение, 1978.

4. Воскобойников В.М. Жизнь замечательных детей. СПб.: Образование-Культура, 1999.

5. Голубков В.В. Мастерство Чехова. М.: Просвещение, 1986.

6.Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии. М.:Дрофа. 2006.

7. Коровин В.И. Русская поэзия XIX в. М.: Знание, 1983.

8. Нересова М.А. Даниэль Дефо. М.: Знание, 1960.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: народное образование. 1998.

10. Степанов Н. Лирика Пушкина. М.: Художественная литература, 1974.

11. Творогов. О.В. Литература Древней Руси: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981.

12. Чалмаев В.А. Иван Тургенев. М.: Современник, 1986.

11. Чекалин С.В. Лермонтов: Знакомясь с биографией поэта. М.: Знание, 1998

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …