Тема 51. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» — 1. Писатели о роли книги в жизни человека и общества

Тема 51.
Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
Цель работы школьной мастерской – написать сочинение на тему «Каков идеал человека для Д. Лондона?»
* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
1.Ответьте на вопросы:
Как называется город, где происходило действие повести?
Почему Том Сойер не мог выучить стих из Библии, хотя книги о Дон Кихоте или Робине Гуде знал почти наизусть?
Кто воспитывал Тома Сойера?
Почему тетя Полли многое прощала своему воспитаннику?
Какова причина драки, завязавшейся между Томом и незнакомцем в башмаках?
Как Том сумел избежать строго запрета тети Полли не купаться в Миссисипи?
Какое наказание ждало Тома за эту проделку?
Как Том стал владельцем настоящей сокровищницы из двенадцати алебастровых шариков, осколка синей бутылки, ошейника без собаки, ключа без замка, стеклянной пробки без графина, медной дверной ручки и рукоятки ножа?
Какое чувство толкнуло Тома Сойера взять на себя чужой проступок?
Где Том и его друзья устроили мальчишеский рай пиратов?
С какой целью Том переоделся в девочку и пробрался в город?
Когда мальчики поняли жестокость своей игры по отношению к близким людям?
Для чего Том и Гек отправились ночью на кладбище?
Свидетелями какой тайны они невольно стали?
Как Том спас Меффа Поттера от тюрьмы?
Куда отправились мальчики в поисках клада и вновь повстречали индейца Джо?
Как Том и Бекки заблудились в пещере?
Что помогло детям выбраться из пещеры?
Где был найден клад индейца Джо? Как его поделили?
Как вдова Дуглас отблагодарила за свое спасение Гека Финна?
2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы: М. Горький, познакомившись с М. Твеном, был очарован старым писателем: «У него на крупном черепе – великолепные волосы, – какие-то буйные языки белого, холодного огня. Из-под тяжелых, всегда полуопущенных век редко виден умный и острый блеск серых глаз, но, когда они взглянут прямо в твое лицо, чувствуешь, что все морщины на нем измерены и останутся навсегда в памяти этого человека».
Рассмотрите фотографию Марка Твена. Насколько точно, по-вашему, М. Горький сумел описать его внешность?
Какие эпитеты и метафоры использовал М. Горький? Попробуйте добавить к портрету М. Твена свои характеристики, чтобы полнее и точнее дать представление о внешности писателя.
II. Задания для создания эвристической ситуации:1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:«Повесть Твена полна неподдельной веселой искренности, она поэтична. Объяснение этому – в детскости взгляда писателя, в детском восприятии действительности.
Книга в значительной мере автобиографична; она впитала в себя воспоминания писателя о собственном детстве в американской провинции 40х гг. XX в. В одной из позднейших автобиографических записей Твен говорит, что Ганнибал его детских лет был “сущий рай для мальчишек”. Те, кто ближе знаком с жизнью Твена, без труда установят, что Сент-Питерсберг, городок-деревушка на берегу Миссисипи – это Ганнибал, где вырос Сэм Клеменс, что Том Сойер во многом он сам и тетя Полли тоже во многом списана с матери Твена. Писатель признался: “Большинство приключений, описанных в этой книге, происходило взаправду: два-три произошли со мной, остальные – со школьными моими товарищами”».
(Л. Биндеман)
В чем секрет «неподдельной, веселой искренности» повести о Томе Сойере?
Почему книгу М. Твена можно назвать автобиографичной?
Как вы понимаете значения слов «автобиография», «прототип»?
2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопрос:
«Все же Том Сойер один, он не похож ни на Джо Гарпера, ни на Бена Роджерса, ни на других юных обитателей Санкт-Петербурга. Он один, потому что никто, кроме Тома Сойера, не умеет так непринужденно превращать тягучие будни в подлинный фейерверк выдумки и фантазии, романтики и игры. Ни в ком, кроме Тома, нет этой способности преображать самые скучные минуты в настоящие праздники, когда мир становится бесконечно интересным, красочным, таинственным: и веселым в любом, на вид вовсе не привлекательном своем проявлении». (А.И. Старцева)
В чем неповторимость образа Тома Сойера?
3.Приведите примеры того, как Том Сойер «умеет непринужденно превращать тягучие будни в подлинный фейерверк выдумки и фантазии, романтики и игры, преображать самые скучные минуты в настоящие праздники».
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи: Какому герою повести М. Твена принадлежит портретная характеристика?
1. «Мокрые волосы были гладко причесаны щеткой, коротенькие кудряшки расположены с красивой симметричностью. Он тотчас же стал тайком распрямлять свои локоны… Он крепко прижимал их к голове, так как был уверен, что локоны делают его похожим на девчонку».2. «В состоянии обиды из-за несправедливо понесенного наказания составил великий и мрачный план уйти в отшельники, жить в уединенной пещере, питаясь сухими корками, и умереть от холода, нужды и душевных терзаний».3. «Тот самый мальчишка, насмешек которого Том Сойер боялся больше всего, не шел, а прыгал, скакал и приплясывал – верный знак, что на душе у него было легко и что он многого ждал от предстоящего утра. Он грыз яблоко и время от времени издавал протяжный мелодичный свист вперемежку с более низкими нотами “дин-дон-дон", так как он изображал пароход».4. «Прелестное голубоглазое создание с золотистыми волосами, заплетенными в две длинные косички, в белом летнем платьице и вышитых панталончиках».5. «В глазах Тома и Гека был “самым интересным, хотя и самым страшным человеком на земле”».6. «Был послушный тихоня, который никогда не проказничал и не доставлял неприятностей старшим».7. «Одевался в обноски с плеча взрослых людей; одежда его была испещрена разноцветными пятнами и так изорвана, что лохмотья развевались по ветру. Шляпа его представляла собой развалину огромных размеров, пиджак доходил ему чуть не до пят».8. «Старушка спустила очки на кончик носа и оглядела комнату поверх очков; потом вздернула очки на лоб и глянула из-под них. Она никогда или почти никогда не смотрела сквозь очки, если ей приходилось отыскивать мелкий предмет вроде мальчика, потому что это были ее парадные очки, гордость ее сердца: они надевались “для шику”, а не для действительной надобности».9. «Это была красивая, нарядная женщина лет сорока, добрая душа, всем известная своей щедростью и богатством, владелица единственного барского дома во всем городе, гостеприимная хозяйка и устроительница самых блестящих праздников».
Справка. Том Сойер, Джо Гарпер, Бен Роджерс, Бекки Тетчер, индеец Джо, Сид, Гекльберри Финн, тетя Полли, вдова Дуглас.
IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:
Индивидуальное выполнение в составе группы:
1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Совершенно очевидно, что без юмора повесть о Томе звучала бы просто сентиментально и фальшиво. Именно юмор придает фигуре главного героя, а также и некоторым другим персонажам истинность, душевную глубину. В повести воспевается прекрасная вольная жизнь, а смех, окрашенный лиризмом, задушевный юмор служат выражением любви к простым и добрым людям». (А.И. Старцева)
Что такое «юмор»? Какую роль он играет в литературном произведении? Обратитесь к словарю!
Согласны ли вы с тем, что юмор придает фигуре главного героя истинность и душевную глубину? Приведите примеры из повести.
Как автор относится к своим героям? Сумел ли М. Твен с помощью смеха, на ваш взгляд, выразить свою любовь к простым и добрым людям?
2.Прочитайте стихотворение М.И. Цветаевой (посвящение Марку Твену) и ответьте на вопросы: Книги в красном переплетеИз рая детского житьяВы мне привет прощальный шлете,Неизменившие друзьяВ потертом, красном переплете.Дрожат на люстрах огоньки…Как хорошо за книгой дома!Под Грига, Шумана, КюиЯ узнавала судьбы Тома.Темнеет… В воздухе свежо…Том в счастье с Бэкки полон веры.Вот с факелом индеец ДжоБлуждает в сумраке пещеры…Кладбище… Вещий крик совы…(Мне страшно!) Вот летит чрез кочкиПриемыш чопорной вдовыКак Диоген, живущий в бочке.Светлее солнца тронный зал,Над стройным мальчиком – корона…Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:«Позвольте, я наследник трона!»О, золотые времена,Где взор смелей и сердце чище!О, золотые имена:Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
Чем дороги М.И. Цветаевой книги Марка Твена?
Какие герои и события повести о Томе Сойере упоминаются в стихотворении?
О каких золотых временах и золотых именах вспоминает поэтесса?
Коллективное выполнение задания:Напишите стихотворение или сочинение на тему «За что я люблю Марка Твена?» Используйте мысль-подсказку Е.Асеева:Я очень люблюМарка Твена.ОнОдним движением рукиПереносит меняМгновенноНа берегВеличественной реки.И видится мнеВ серебряной зыбиЖизньНа Миссисипи…
Тема 52.
Джек Лондон «Сказание о Кише»
Цель работы школьной мастерской – написать стихотворение или сочинение на тему «За что я люблю Марка Твена?»
* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
1.Ответьте на вопросы:
Где и когда жил Киш?
Почему имя его было у всех на устах в поселке?
Сколько лет было Кишу? Как считают на Севере годы?
Кто был отец Киша и как он погиб?
Чем удивила речь Киша совет старейшин? Как охотники отнеслись к ней?
В чем поклялся Киш на совете? Выполнил ли он свою клятву?
Почему на мальчика стали смотреть с уважением и побаиваться его?
В чем состояла тайна удачной охоты Киша?
2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:Вот как описывает Д. Лондона писатель И. Стоун: «Джек был от природы добр, безрассудно щедр – воистину друг из друзей, король славных малых… Что это был за превосходный образец человеческой породы! У него было чистое, полное радости, нежное, незлобивое сердце… Он выглядел старше своих лет, тело гибкое и сильное, открытая у ворота шея, копна спутанных волос – они падали ему на лоб, и он, занятый оживленной беседой, нетерпеливо отбрасывал их назад. Не комнатный житель, а человек вольных просторов – словом, настоящий человек, мужчина. Он был одержим жаждой правды. Он прожил жизнь бойцом, “моряком в седле”, как он однажды выразился, стал большим писателем, хотя жизнь с детских лет нагромождала ему одно препятствие за другим».
За что писатель И. Стоун назвал Джека Лондона «превосходным образцом человеческой породы»?
Познакомьтесь с биографией Д. Лондона. Почему он называл себя «моряком в седле»?
3.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:«Моряк, рабочий, приисковый старатель, журналист, – Джек Лондон в своем творчестве всю жизнь сохранял тесную связь с народом. Произведения его полны любви и уважения к простому человеку. Его рассказы проникнуты глубоким гуманизмом, верой в силы и возможности людей, стремлением к справедливости».
(П.С. Коган)
Какие люди являются героями произведений Д. Лондона?
Каково значение слова «гуманизм»? Обратитесь к словарю!
Какими мыслями проникнуты рассказы Джека Лондона?
II. Задания для создания эвристической ситуации:1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:«В произведениях Джека Лондона преобладает живой интерес к необыкновенным, своеобразным характерам. Герои его – прежде всего люди, готовые сражаться с трудностями, смело смотрящие в глаза опасности. Всех их объединяет жажда действия, стремление принять активное участие в происходящих событиях, желание внести свой посильный вклад в дело, которому они решили посвятить свою жизнь. Их искания, их поступки продиктованы жизнью, вытекают из окружающей их действительности.Все они из трудовой среды, но наделены подлинной человечностью, открытой и богатой душой, они одаренные и талантливые, испытывают искренние чувства, стремятся жить полной жизнью. В них автор воплотил свой идеал человека – смелого, чистого душой, бескорыстного.Тема величия человеческого характера, способного противостоять самым жестоким испытаниям, тема духовной силы и благородства простых людей ярко раскрывается во многих рассказах Джека Лондона, в том числе и в “Сказании о Кише”».
(В.Н. Богословский)
IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:
Индивидуальное выполнение в составе группы:
Расскажите, как Киш сражался с трудностями, смело смотрел в глаза опасности.
В чем выражалась его «жажда действия, стремление принять активное участие в происходящих событиях, желание внести свой посильный вклад в дело, которому он решил посвятить свою жизнь»?
Коллективное выполнение задания:Докажите, что Киш «наделен подлинной человечностью, открытой и богатой душой, он одарен и талантлив».
Каков идеал человека для Д. Лондона? Соответствует ли этот идеал вашим представлениям о настоящем человеке?

Тема 53.
Заключительная викторина
Цель работы школьной мастерской – обобщить изученный за год материал
* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
1.Ответьте на вопросы:
Каково происхождение слова «фольклор»? Какие жанры фольклора вы знаете?
С какой героической богатырской народной сказкой вы познакомились в этом году?
Что сделал М.В. Ломоносов для русской науки и литературы?
Кому из русских писателей посвящено стихотворение П.А. Вяземского?
Забавой он людей исправил,Сметая с них пороков пыль;Он баснями себя прославил,И слава эта – наша быль.И не забудут этой были,Пока по-русски говорят:Ее давно мы затвердили,Ее и внуки затвердят.
Вспомните пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Почему его называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора?
С именем какого поэта связано имение Тарханы?
Какому историческому событию посвящена баллада М.Ю. Лермонтова «Бородино»?
Кому принадлежат эти строки?
О Волга!.. колыбель моя!Любил ли кто тебя, как я?Один, по утренним зарям,Когда еще все в мире спитИ алый блеск едва скользитПо темно-голубым волнам,Я убегал к родной реке…
В каком рассказе Н.В. Гоголя нечистая сила морочила деда, мечтавшего о кладе?
Назовите имена героев рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
Герой какого художественного произведения выглядит таким образом:
«Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках…»?
Какой русский писатель по образованию был врачом?
Какие человеческие недостатки высмеивает А.П. Чехов в рассказе «Хирургия»?
Какой русский писатель черпал образы и сюжеты из уральского фольклора?
Какое произведение К.Г. Паустовского учит ценить хлеб, человеческий труд и быть добрым и внимательным ко всем окружающим?
Кто автор этих строк?
Желаю вам цвести, расти,Копить, крепить здоровье.Оно для дальнего пути –Главнейшее условие.Пусть каждый день и каждый часВам новое добудет.Пусть добрым будет ум у вас,А сердце умным будет.Вам от души желаю я,Друзья, всего хорошего.А все хорошее, друзья,Дается нам недешево!
Какие произведения о Великой Отечественной войне вам знакомы?
С какими робинзонадами вы познакомились в этом году?
Кому принадлежит это стихотворение?
Разгулялась вьюга,Наклонились елиДо земли, с испугаСтавни заскрипели.А в окно снежинкиМотыльками бьются,Тают, и слезинки,Вниз по стеклам льются.Жалобу кому-тоВетер шлет на что-тоИ бушует люто:Не услышал кто-то.А снежинок стаяВсе в окно стучитсяИ, слезами тая,По стеклу струится.
День рождения какого великого сказочника отмечается как Международный день детской книги?
Каким героям повести М. Твена был поставлен памятник?
II. Задания для создания эвристической ситуации:1.Заканчивается учебный год, и вы говорите «До свидания!» школе, учителям, одноклассникам. Напишите в форме письма о том, с каким настроением вы знакомились с произведениями русских и зарубежных писателей. Главное – выскажите собственное мнение о прочитанном, поразмышляйте о том, что вам подарили уроки литературы.
IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:
Индивидуальное выполнение в составе группы:
Составьте свою викторину по особенно полюбившимся вам произведениям русских и зарубежных писателей, изученным в 5 классе.Список литературы
1. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Л.: Просвещение, 1983.
2. Брандис Е.П. От Эзопа до Джанни Родари. М.: Детская литература, 1980.
3. Брауде Л.Ю. Ханс Христиан Андерсен. Л.: Просвещение, 1978.
4. Воскобойников В.М. Жизнь замечательных детей. СПб.: Образование-Культура, 1999.
5. Голубков В.В. Мастерство Чехова. М.: Просвещение, 1986.
6.Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии. М.:Дрофа. 2006.
7. Коровин В.И. Русская поэзия XIX в. М.: Знание, 1983.
8. Нересова М.А. Даниэль Дефо. М.: Знание, 1960.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: народное образование. 1998.
10. Степанов Н. Лирика Пушкина. М.: Художественная литература, 1974.
11. Творогов. О.В. Литература Древней Руси: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981.
12. Чалмаев В.А. Иван Тургенев. М.: Современник, 1986.
11. Чекалин С.В. Лермонтов: Знакомясь с биографией поэта. М.: Знание, 1998

Оцените статью
Добавить комментарий