Тема 8. Социально-политические учения представителей немецкой классической философии

Тема 8. Социально-политические учения представителей немецкой классической философии
И. Кант (1724–l804). Философские основы социально-политической концепции. Общество и личность. Личность как самоцель, главная ценность. Нравственный закон и деятельность. Мораль и политика. Цель и средства. Понимание свободы. Критерии справедливости. Происхождение государства, его задачи. Суверенитет народа и суверенитет власти. Формы правления. Форма и содержание государства. Разделение властей и гарантии от деспотизма. Права и обязанности. Политический идеал. Роль противоречий в развитии общества. Реформа и революция. Идея «вечного мира».
И. Г. Фихте (1762–1814). Философия истории. Происхождение государства и его задачи. Необходимость государственного принуждения для соблюдения прав личности. Ответственность власти перед обществом, подчинение её закону. Народ как высший источник власти. Право народа на революцию, изменение государственного строя. Основные черты социального устройства идеального общества. Государство как средство достижения нового строя. Политический идеал.
Г. В. Ф. Гегель (1770–1831). Философские основы социально-политической теории. Стремление создать «науку о государстве». Необходимость и свобода. Частная собственность и свобода личности. Понимание равенства. «Гражданское общество», его структура и противоречия. Природа государственной власти, её роль. Формы государства. Разделение властей. Идеал конституционной монархии.

Тема 9. Либеральная теория политики.
Философские и экономические основы политического либерализма. И. Бентам (1748-1832), Дж. Ст. Милль (1806-1873). Отрицание теории естественного права и общественного договора. Природа человека. Интересы индивидуума. Принцип пользы. Личная и общественная польза. Свобода личности. Мораль и политика. Цели политики и средства и осуществления. Реформизм. Представительная демократия. Место и роль государства в обществе. Невмешательство государства в экономическую жизнь общества. Эволюция взглядов на государственное устройство. Идеал общественно-политического устройства общества. Коммерциализм и альтруизм. Их место и роль в организации политической жизни общества.
Политические концепции Ф. Гизо (1787-1874), Ф.О.М. Минье (1796-1884), Ж.Н.О. Тьерри (1795-1877), А. Тьера (1797-1877). Анализ основ развития общества. Закономерности исторического процесса. Социальная структура общества. Причины возникновения классов. Место и роль различных классов в жизни общества. Средний класс, его место и роль в обществе. Сословия, классы и их борьба. Политика. Политическая борьба. Роль интереса в политике. Причины, движущие силы и последствия революций. Сущность государства и его формы. Роль государства в развитии общества.
Позитивная социология и теория «позитивной политики» О. Конта (1798-1857). Социальный процесс и его характер. Закономерность стадий эволюции общества и политическое развитие. Основные черты «социократии». Место и роль религии в организации политического устройства общества. Социальная солидарность, реформизм, порядок и прогресс. Органическая теория общества и государства Г. Спенсера (1820-1903). Теория эволюционного прогресса. Отрицание революции и социализма. Свобода личности.
Учение о демократии А. де Токвиля (1805-1859). Характерные черты демократического устройства общества. Народовластие, права и свободы индивида. Частная собственность и ее место в демократическом устройстве общества. Истоки, генезис и развитие демократии. Диалектика свободы и равенства в демократическом обществе. Власть и закон. Концентрация власти и опасность деспотизма в условиях равенства. Роль религии в утверждении свободы. Социальный прогресс и закономерность революционного обновления общественно-политического устройства общества.

Политическая философия традиционализма и консерватизма. Ж. де Местр (1754–l821). Религиозная философия истории. Отрицание идей Просвещения и «сатанинской» французской революции. Теория власти. Происхождение и сущность государства. Природа человека и власть. Религия и политика. Идеал монархического государства. Л. де Бональд (1754–1840). Религиозная философия истории. Греховная природа человека и необходимость государственного принуждения. Цели государства. Роль религии и церкви. Теория политической и религиозной власти. Причины революций. Отрицание идей Просвещения, демократии. Идеал монархии. Монархия и общая воля. Ф.Р. де Шатобриан (1768–1848). Роль религии в обществе. Причины революций, их бесплодность. Отношение к гражданской свободе. Политический идеал. Т. Карлейль (1795–1881). Природа человека и власть. Характерные черты героической личности. Политический вождь и масса. Политика и нравственность. Политический идеал. Праворадикальные консервативные политические теории. Антропологическая социология и политическая теория Ж. А. де Гобино (1816-1882). Социологическая концепция расовой борьбы Л. Гумпловича (1838-1909). Раса как основа политического процесса. Неравенство и борьба рас как движущая сила общественного развития, подчинение низших рас высшим. Отрицание демократии. Политический аспект философского учения Ф. Ницше (1844-1900). Воля к власти. Иерархия господ и подчиненных. Господство избранных. «Мораль господ» и «мораль рабов». Ницшеанский нигилизм, отрицательное отношение к государству, законодательству и демократии. Оправдание насилия, войн и подчинения. Влияние идей Ницше на политическую философию ХIХ – ХХ веков.

Идеи утопического социализма А. Сен-Симона (1760–1825). Движущие силы и стадии исторического процесса. Соотношение материально-экономических факторов, и идеологии. Социальная структура общества. Формы собственности. Развитие материального производства и необходимость социальных преобразований. Программа социальных реформ. Промышленная система. Методы управления обществом. Условия свободного развития способностей человека. «Новое христианство». Интерпретация и развитие идей Сен-Симона в работах С. Базара и Б. Анфантена. Влияние сен-симонизма на общественную мысль. Ш. Фурье (1772–1837). Социальная философия. Закономерности прогресса. Теория страстей. Понятие цивилизации. Критика капитализма. Характерные черты строя «гармонии» и пути его достижения. Устройство фаланги. Новая организация труда. Мотивация труда. Методы воспитания. Влияние фурьеризма на социальную мысль и общественные движения. Р. Оуэн (1771–1858). Природа человека. Влияние социальной среды на формирование человека. Машинное производство, его социальные и нравственные последствия. Источники общественных бедствий. Предпосылки и пути социальных реформ. Принципы «Нового нравственного мира». Основы «рациональной религии». Оуэнизм и массовые движения XIX в.
История формирования и основные направления анархизма. Основные черты анархизма. Анархоиндивидуализм М. Штирнера (1806-1856). Индивид и общество. Свобода индивида. Отношение индивида к собственности и государству. Философские и экономические основы политических взглядов П. Ж. Прудона (1809-1865). Собственность, ее сущность и происхождение. Собственность и владение. Государство и собственность. Социально-политический идеал. Свобода, равенство и справедливость. Мирный путь социальных преобразований. Политическое учение Ф. Лассаля (1825-1864). Сущность государства, его место и роль в политическом устройстве общества. Экономика и ее роль в справедливой организации общественной жизни. Место и роль политической партии в общественной жизни. Политические и социальные реформы. Социалистический идеал Ф. Лассаля. Государственный социализм К. Родбертуса-Ягецова (1805-1875). Революционные идеи В. Вейтлинга (1808-1871). Политическая теория Л. О. Бланки (1805-1881). Заговор революционного меньшинства. Вооруженное восстание. Революционная диктатура. Необходимость организации пролетариата. Политическая организация нового общества.
Политическая доктрина марксизма. Теоретические основы и этапы создания и развития К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895) марксистской доктрины. Философско-социологическое обоснование теории политики. Материалистическая теория политики. Взаимодействие экономики и политики, детерминирующая роль экономики. Происхождение и исторические судьбы частной собственности, классов и государства. Сущность государства, его формы и функции. Учение о новом типе государства. Типы демократии. Классовая борьба. Социальная революция. Историческая роль рабочего класса. Диктатура пролетариата, пролетарская демократия. Партия рабочего класса, ее политическая программа и тактика.

Характерные черты экономического и политического развития России перв. трети XIX в. Формирование, развитие и особенности основных течений политической мысли. Н.М. Карамзин (1766–1826). Записка «О древней и новой России» — манифест русского охранительного консерватизма. Характерные черты социально-политической концепции русской истории, идеал «мудрого самодержавия» Карамзина. Характерные черты концепции правового взаимодействия государства и общества, идеал «истинной монархии» М.М. Сперанского (1772–1839).
Характерные черты политических идей декабризма. Общее и особенное социально-политических проектов преобразования России в «Русской правде» П.И. Пестеля (1793–1826) и «Конституции» Н.М. Муравьева (1796–1843).
Консервативные политические учения в России ХIХ века. Особенности русской формы консерватизма. Генезис идеи об особом призвании России в мире. Общество любомудрия (1823-1825). Обоснование В. Ф. Одоевским (1803-1869) идей всечеловеческого братства; конца «великого» Запада; исторического преимущества «свежих» славянских народов во главе с русским, призванных оживить Запад. Постановка проблемы Запад-Россия-Восток в творчестве П.Я.Чаадаева (1794-1856): место России в развитии мировой цивилизации; исторические судьбы России, причины ее отсталости. Идеал «Царства Божия на земле» и пути его достижения: проблема духовной и политической эмансипации, роль католичества и православия. Пассионарность русского народа, историческая миссия России в мире. Роль Чаадаева в формировании проблематики русской мысли ХIХ века. Политические аспекты идеологии официальной народности. Социально-политические предпосылки, теоретические источники и идейное содержание формулы С.С. Уварова (1786-1855) «Самодержавие – Православие – Народность». Интерпретация исторических традиций России и национальной русской идеи в исторических трудах и политической публицистике М.П. Погодина (1800-1875). Концепция «бесконфликтной» русской истории, отличной от истории Запада, «русского политического согласия» церкви, государства и народа, тезис о принципиальном отличии России от Западной Европы, панславистские идеи создания «Дунайского союза». Обоснование и пропаганда самобытности России С.П. Шевыревым (1806-1864). Аргументация тезиса о «гниющем Западе» и его тлетворном влиянии на Россию. Общее и особенное в трактовке национальной идеи Н.М.Карамзиным и теоретиками официальной народности.
Политические аспекты историософии Н.Я. Данилевского (1822-1885). Теория «культурно-исторических типов». Концепция происхождения и сущности государства. Политическая доктрина панславизма. Идеал «Всеславянского союза», пути его достижения. «Творческий консерватизм» К. Н. Леонтьева (1831-1891). Критика «эгалитарно-либерального прогресса» западной цивилизации. Идея циклического развития общества. Концепция российского «византизма». Политическая программа. Национальный и восточный вопрос. Проект создания Восточного союза. «Революционный консерватизм» Р.А. Фадеева (1824-1883).Критика реформ, заимствования западных образцов и теорий. Концепция земской «народной монархии». К. П. Победоносцев (1827-1907) – критика демократии и парламентаризма. Геополитические идеи В.И. Ламанского (1833-1914). Теория монархической государственности Л.А. Тихомирова (1852-1923). Социально-политические концепции авторов сборников «Проблемы идеализма» (1902) и «Вехи» (1909). Социально-политические предпосылки поворота либеральной и демократической интеллигенции «от марксизма к идеализму» и политическому консерватизму. Критика русской интеллигенции: ее отщепенства от государства, безрелигиозного максимализма, нигилистического утилитаризма. Проблема насилия и его роли в истории; проповедь реформизма и религиозного покаяния, идея теократической государственности.
Политическая философия славянофильства, западничества и почвенничества в России XIX века. Учение о «соборности», общинном начале, концепция «демократического монархизма» А.С. Хомякова (1804-1860). И.В. Киреевский (1806-1856) об особенностях исторического развития России. Учение о государстве и власти К.С. Аксакова (1817-1866). Национальный и крестьянский вопросы в творчестве Ю.Ф. Самарина (1819-1876). Политическая философия Ф.И.Тютчева (1803-1873): анализ европейского политического процесса, объяснение феномена «русофобии», политический панславизм. Либеральное и консервативное в славянофильстве. Вопрос о путях развития России, идеи свободы и достоинства личности, социальной справедливости, культ Петра I и европейской цивилизации в творчестве Н.В. Станкевича (1813-1840), П.В. Анненкова (1813-1887), В. П. Боткина (1812-1869), Т.Н. Грановского (1813-1855). Разработка проблематики политической науки и истории политической мысли в трудах Д.И. Каченовского (1828-1873). Социально-политические воззрения В.Г.Белинского (1811-1848). Идейно-политический смысл споров славянофилов и западников. Социально-политические аспекты идеологии почвенничества. Понятие «национальной почвы», община и земство как основа и форма социально-политического развития России в творчестве А.А. Григорьева (1822-1864), Ф.М. Достоевского (1821-1881), Н.Н. Страхова (1828-1896). Критика политического радикализма и нигилизма. Неприятие буржуазной демократии. Религиозно-социальная утопия, идея особой миссии русского народа – «спасителя человечества». Стремление сблизить западничество, славянофильство, официальную народность и православие вокруг концепции самобытного пути исторического развития России. Идеи социального реформаторства – требования отмены крепостного права, слияния «просвещенного общества» с народом в общину и земство, программа «постепенства и малых дел».
Политические теории русского либерализма середины XIX – начала ХХ века. Особенности либерализма в России, характер его политической и идейной эволюции. Характерные черты либерализма К.Д. Кавелина (1818-1885), его взгляд на перспективы развития России. Либеральный консерватизм М.Н. Каткова (1818-1887): понятие «государственной национальности», принцип политического единства страны, трактовка монархической идеи. Постановка проблемы создания политической науки, аналогический метод А. И. Стронина (1827-1889). Социально-политический идеал Б.Н. Чичерина (1828-1904). Разработка Чичериным вопросов политической науки и истории политической мысли. Обоснование идеи гражданского общества в исторической концепции В.О. Ключевского (1841-1911). Учение о государственности А.Д. Градовского (1841-1889). Критика славянофильства, разработка национального вопроса, теократическая утопия В.С. Соловьева (1853-1900).
Российский конституционализм и идея правового государства в конце XIX –начале ХХ вв. Обоснование либеральной политики М. М. Ковалевским (1851-1916): концепция генезиса политической власти и государства; идея солидарности; понятие «замиренной среды»; политический идеал. Идея организованного правопорядка С.А. Муромцева (1850-1910). Учение о власти Н.М. Коркунова (1853-1904); психологическая модель власти Л.И. Петражицкого (1867-1931). Идеал правового, социального государства Б. А. Кистяковского (1868-1920). Идея европеизации России, концепция конституционного государства П.Н. Милюкова (1859-1943), В.М. Гессена (1868-1920), С. А. Котляревского (1873-1939). Теория общественного идеала П.И. Новгородцева (1866-1924).
Социалистические и коммунистические идеи в России XIX века. Утопический социализм петрашевцев. М.В. Буташевич-Петрашевский (1821-1866) и В.А. Милютин (1826-1855), А.В. Ханыков (1825-1853), Д.Д. Ахшарумов (1823-1910). Разработка русской общественно-политической лексики. Идеи создания новой науки об обществе. Критика западноевропейского общества и капитализма. Трактовка идеи «социальности». Социалистический идеал и пути его достижения. Требования демократизации политического строя России, освобождения крестьян с землей. Концепция «русского» крестьянского социализма. Народничество. Политическая теория А.И. Герцена (1812-1870). Этапы идейной эволюции. Критика буржуазного индивидуализма, «мещанства» и уравнительного коммунизма. Пропаганда идей социальной справедливости. Обоснование возможности перехода России к социализму, минуя капитализм. Разработка концепции «русского» крестьянского социализма. Политическая программа, критика политического экстремизма и бунтарства. Отношение к марксизму и либерализму. Идеи революционного панславизма в творчестве Герцена и Н. П. Огарева (1813-1877). Политические воззрения Н.Г. Чернышевского (1828-1889). Идея классового характера политического процесса, государства и идеологии. Отношение к капитализму, буржуазной демократии и абсолютизму. Критика теории и практики либерализма. Обоснование некапиталистического пути развития России. Основные черты и этапы становления будущего общества. Общее и особенное «русского» социализма Герцена и Чернышевского. Социалистические воззрения П.Л.Лаврова (1823-1900). Философия истории, теория прогресса, концепция солидарности, трактовка государства. Идея долга интеллигенции перед народом. Теория революции и учение о партии. Концепция «рабочего» социализма. Идеал «федерации самоуправляющихся общин и союзов». «Государственный элемент» в будущем обществе. Роль Лаврова в истории русского и международного революционного движения. Теоретическое обоснование народнического движения К. Н. Михайловским (1842-1904). Политические идеи П.Н. Ткачева (1844-1885).Бланкистская концепция политической революции: «революция во имя народа, но без народа», отказ от просветительских конспираций в пользу тайного политического общества, идеи вооруженного восстания, захвата политической власти, революционной диктатуры. Обоснование принципов «боевой организации», апология революционного насилия. Коммунистический идеал «общества равных возможностей», идея переходного периода к новому обществу, сущность и функции государства переходного периода. Народовольчество. Концепция террористической революции Н.А. Морозова (1854-1946). Эволюция народничества в конце ХIХ – начале ХХ вв.
Русский революционный нигилизм и анархизм. Понятие «нигилизм». Феномен русского нигилизма 1860-х гг. Теоретическое обоснование нигилизма и социализма в творчестве Д.И. Писарева (1840-1868), В.А. Зайцева (1842-1882), Н.В. Соколова (1835-1889). Роль субъективного фактора социально-политических изменений. Критика самодержавия и крепостничества. Анархистская доктрина М.А. Бакунина (1814-1876). Идейно-теоретические истоки, социальные предпосылки и особенности российского анархизма. Идейная эволюция Бакунина к анархизму и бунтарству. Идея революционного панславизма. Политическая философия. Утопия анархо-коммунизма и революционная программа: идея свободы, антитеологизм, специфика российской государственности, критика политических институтов, бюрократии, эксплуатации и неравенства; идея федерализма. Характерные черты русского народного идеала: антиэтатизм, общественная собственность и коллективный труд. Концепция социальной революции: цели и средства, движущие силы; народ и организация революционеров, тактика «прямых действий». Роль насилия, задачи революционного разрушения. Социально-политические контуры будущего общества. Утопия анархо-коммунизма П.А. Кропоткина (1842-1921). Теоретические основы кропоткианства: закон взаимной помощи, понятие «инстинкта солидарности», трактовка природы государственной власти, необходимости уничтожения государства, идея федерализма. Характерные черты будущего общества. «Непротивленческий анархизм» Л.Н. Толстого (1828-1910). Учение о ненасилии, критика государства и церкви, бюрократии и официальной культуры, отношение к революции, идеализация патриархального быта. Влияние идей Толстого на русскую и мировую социально-политическую мысль.
Теория марксизма в России. Исторический монизм Г.В. Плеханова (1856-1918). Критика народнического социализма, анархизма и бланкизма. Концепция буржуазно-демократической революции. Трактовка социализма и путей его достижения. «Легальный марксизм»: критика теории некапиталистического развития, отношение к социалистической революции и социализму, ревизионизм П. Б. Струве (1870-1944) , «этический социализм», федералистские идеи М. И. Туган-Барановского (1865-1919). Революция и государство в доктрине российской социал-демократии. Политическая идеология большевизма. Теория революции: социальная революция, ее характер и движущие силы, революционная ситуация, основной закон революции, мирные и немирные пути развития революции, роль политической партии рабочего класса. Учение о диктатуре пролетариата В.И. Ульянова (Ленина) (1870-1924).
^

Оцените статью
Добавить комментарий