Теория решения изобретательских задач: наука или иллюзия реальности?

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

В.ОгневТеория решения изобретательских задач: наука или иллюзия реальности?"ИС. Промышленная собственность", №1, 2010, с.43-48.Интеллект общества определяется авторитетом наук. Трагедии общества начинаются тогда, когда место наук занимают лженауки. Признаками лженауки обладает известная Теория решения изобретательских задач (далее – ТРИЗ), созданная писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером (далее – ГСА). Однако эта теория, являющаяся продуктом его научно-популярных трудов, объявляется наукой за ее небывалую универсальность, абсолютной истиной и чудодейственным средством, требующим повсеместного внедрения. Практически все – от воспитания детей до рекламирования, переделывается под терминологический язык ТРИЗ и выдается за новое знание, "остро необходимое образованию". Такое творчество небезобидно, как может казаться. Подобной универсальностью обладали еще недавно такие "верные" учения, как, например, "мичуринская наука", научный коммунизм. Вместе с тем Г.С.Альтшуллер – без сомнения, выдающаяся творческая пассионарная личность. Он взялся практически за безнадежное дело — раскрыть секрет изобретательства, и это стало делом его жизни. То, что он предложил, является его огромным личным достижением, которым нельзя не восхищаться. В своих книгах он увлекательно разъясняет суть своей идеи "как изобретать". Правдивость и убедительность описаний различных процессов изобретательской деятельности придает им ауру настоящих откровений, и они кажутся истинными. В его творчестве много полезного и познавательного, интересны глубокие мысли писателя-фантаста. Но этого все же недостаточно для создания научного направления. Основой предлагаемых автором ТРИЗ приемов является восстановление событий по их сохранившимся остаткам, диалогам и описаниям. Обработки самого опыта нет. ГСА описывает то, что им реально создается прямо сейчас у вас на глазах – т.е. суть секрета изобретательства – и здесь же разгадка с полным набором изобретательских инструментов. ТРИЗ – это последняя в ХХ веке теория об изобретательстве, развивающая эвристические принципы. Эвристические – значит основанные на догадке, догадливости, а следовательно, на алогичности. Ее никакой алгеброй не поверить. ТРИЗ, как и эвристика, это прежде всего метод обучения или самообучения, стимулирующий у обучаемых развитие находчивости и активности поиска. Основным достоинством метода и признаком его научности считается некий шаблон решения задач – алгоритм. Однако это не избавляет теорию от присутствия эвристики. Конечно, метод Альтшуллера существенно отличается от метода проб и ошибок, методов активизации перебора вариантов и других подобных методик (на момент создания теории ничего другого и не было). Но, тем не менее, он является их сухим остатком, не избавляющим от попыток использовать все те же пути проб и ошибок, перебора вариантов. Эта теория сопоставима по своей полезности с астрологией. Кстати, ГСА считал свою теорию лишь "крыльями, поднимающими человека ввысь". И они могут обретаться благодаря обаянию его логики и литературному таланту, который посвящен борьбе с тупым перебором вариантов. В коммерческом продукте под названием "ТРИЗ" этого ничего нет, у него другие цели. Все положения ТРИЗ следуют из мысли, что возникающие различные производственные или технологические ситуации порождают задачи для их разрешения. Единственный и эффективный путь их разрешения — изобретательский способ. Такой посыл вселял надежды. Изобретательский — значит относящийся к деятельности изобретателя, личности творческой и активной. Для этого необходимым стало назвать ситуации "изобретательскими", и разрешающие их задачи, соответственно, "изобретательскими". Далее приводится в действие ситуативная логика. "Задачу" как понятие теория представляет в виде разных уровней толкования одной и той же ситуации. Известно, что если толковать какой-то предмет очень долго, то он сильно преобразится и от этого может произойти "озарение". Задачи технические, инженерные, конструкторские ГСА отбросил как неполноценные, оставив только "изобретательскую задачу", уровень толкования которой он считал самым правильным, творческим и эффективным. На самом деле ТРИЗ предназначена лишь для формирования идей и получения представления о предмете или явлении вообще. Даже словосочетание "изобретательские задачи" в названии теории вовсе не означает, что она (теория) как-то связана с производством изобретений. Предметом анализа и обработки в ТРИЗ является сама задача, вернее, определенный уровень толкования ситуации, который считается изобретательским. По убеждению ГСА, "изобретательская задача" отличается от всех прочих тем, что для ее решения необходимо преодолеть противоречие. Это основополагающая аксиома теории. Самих противоречий в ТРИЗ несколько: административное, техническое и физическое, в полном соответствии с уровнями толкования ситуации. Административное противоречие относят к первичному описанию ситуации. Оно нефункционально и потому не используется. Техническое противоречие относят к формулированию изобретательской задачи. Оно является основным для поиска решения. Физическое противоречие относят к толкованию мини-задачи, и оно предназначено для определения физического эффекта. Идея противоречия по своей сути плодотворна, хотя и не нова. Если противоречие в задаче будет определено, то его надо преодолеть, и тогда задача решается. Мысль очевидна. Суть преодоления противоречия также предельно проста: толкуй условие задачи до тех пор, пока не получишь ответ. И это не шутка. Основным методом преодоления противоречий в ТРИЗ является постепенная планомерная перестройка исходной формулировки задачи до такого состояния, когда ответ на нее оказывается определяемым с помощью "очень легкой" догадки. Такова основа всех модификаций АРИЗ (алгоритма решения изобретательских задач), основного инструмента ТРИЗ. Вот такими построениями ГСА заложил краеугольный камень своей теории, гранями которого стали понятия "изобретательская задача", "противоречие" и "перестройка исходной формулировки задачи". Поиск решения путем изменения формулировки задачи известен в математике, "догадливость" – в эвристике. В реальных условиях этот эвристический прием оказывается бесполезным. "Изобретательская задача" напоминает упражнение, которое выполняется посредством умозаключений с целью определить суть того, что удовлетворяет общему требованию. Если обратной стороной понятия "изобретательская задача" является понятие "противоречие", то любую задачу можно обратить в "изобретательскую". Для этого нужно только "поискать" в ней техническое противоречие (ТП). ГСА видел в формулировке ТП "определенную эвристическую ценность, хотя она и не дает указаний на конкретный ответ". Найти техническое противоречие в ТРИЗ достаточно просто: "если известными способами улучшить что-то одно в технической системе и при этом недопустимо ухудшается другое", то это ТП. Понятия "обычное улучшение", "необычное улучшение", "недопустимое ухудшение", "допустимое ухудшение" и т.п. подразумевают расшифровку значения этих действий. Поэтому каждый, кто формулирует ТП, сам по своему разумению определяет их назначение. Эти действия означают элементарные попытки решения или пробы. Без них ТП не обнаруживается. Такую связь одного с другим назвали "техническим противоречием". Является ли техническим противоречием такая рукотворная подчиненность частей? Однозначно нет, так как она прямо вытекает из следствия закона соподчинения частей и функций технической системы. которое гласит: "изменение одной части технической системы или отдельной функции неизбежно влечет за собой изменение другой его части или функции". На то она и система. Однако ГСА видел в таких ТП большее – особую "конфликтность" между частями системы: "выигрыш в одном приводит к проигрышу в другом". Что может означать понятие "конфликтность частей", если ее формулировка совпадает с формулировкой "золотого правила" механики: "выигрыш в силе всегда сопровождается проигрышем в пути, и наоборот"? Правило, как известно, отражает закон сохранения энергии, но что может отражать "конфликтность"? Если "золотое правило" относится к техническому противоречию, то почему оно не преодолено? Ответа нет. В этой связи примечательна предельно радикальная изобретательская задача, высказанная ГСА: "выиграть и при этом ничего не проиграть". Она, конечно, выглядит фантастически заманчивой. Именно из нее следуют понятие об "идеальной машине" и "закон повышения идеальности". У Галилео Галилея для этой задачи есть другой опыт: "невозможно выиграть в одном, не заменив это чем-то другим, иначе обманутыми оказываются и неразумные инженеры, и те, кто верил их обещаниям". Тем не менее ГСА выдвинул тезис: "если есть типичные (повторяющиеся) ТП, то должны быть и типичные (типовые) приемы для их устранения". К типовым приемам относят те самые "необычные улучшения", которые устраняют противоречия. Приемы были найдены. Их оказалось всего 40. Но выдвинутый тезис требует доказательства его истинности. И они были предоставлены, причем самым трудным способом – табличным. В разработанной ГСА таблице устранения технических противоречий на 1250 типичных ТП приходится всего 125 типовых приемов, причем на каждое типичное ТП предлагается до четырех разных типовых приемов. Из этого соотношения видно, что трудности доказательств очень большие и принципиально непреодолимые. Полезность этого инструмента оказалась нулевой. А причина одна – никакой причинно-следственной связи между типичными ТП и типовыми приемами не существует. Остается только перебирать все типовые приемы подряд, пока не подойдет какой-то из них. Создатель ТРИЗ понимал нежизнеспособность предложенного им инструмента. Потребовались разработки других изобретательских инструментов. И они были созданы, но мало что изменили, так как причины остались теми же. Вепольный (из слов "вещество" и "поле") анализ, стандарты, универсальная система эволюции (УСЭ) лишь умножают бесполезные сущности.

Если говорить об эффективности инструментария ТРИЗ, то надо согласиться с мнением ГСА: "Есть склад снарядов и ни одной пушки". Несмотря на это, ТРИЗ причисляют к "науке о сильном мышлении". Под сим понимается развитие творческого воображения, творческой активности, вообще развитие творческой личности. Конечно, это замечательные цели. Но все это исходно тесно связано с аппаратом ТРИЗ, что придает им черты не науки, а неких правил игры или необходимого стимулирующего средства к аппарату ТРИЗ. Что является еще одним подтверждением принципиальной неработоспособности ТРИЗ, у которой есть нужда именно в таких средствах.

Тема же "науки изобретать" гораздо шире и представляется прикладной, практической дисциплиной, а вовсе не следствием "особо сильного мышления". Наука как раз позволяет компенсировать недостатки мышления. Она хороший инструмент и при нормальном мышлении.Состоятельность ТРИЗ и ее исключительную практическую силу обычно демонстрируют на примерах задач, где получают "дикие", алогичные решения, которые и отождествляют с созданием изобретения. Решение таких задач представляет собой однотипную реконструкцию хода решения, в которой присутствуют элементы подгонки под соответствие ответу, а также забота об эффекте, впечатлении от "дикости" и алогичности решения.Это может быть целью писателя, но не выводом ученого, рассматривающего реальные события. Между тем те законы, которые в ТРИЗ считаются законами развития технических систем, не отличаются какой-либо особой "дикостью". Они по сути являются векторами изменений, общими направлениями возможных изменений в технических системах, которые могут стать главными при вполне определенных условиях. Причин ненаучности теории больше. Лишь размеры журнальной публикации не позволяют привести их все. Изобретения появляются в результате совершенно других причин и процессов, где эвристика и объем проб и ошибок играют второстепенную роль. Как инженер, имеющий изобретения (и не только поэтому), автор настоящей статьи может утверждать, что процесс создания изобретений не похож на упражнения по решению "изобретательских задач". Для Галилео Галилея "знание причин есть истинное знание". Именно на них должна стоять аксиоматическая база и принципы науки изобретать. Объектов техники, в отличие от задач, хотя и огромное, но конечное число. Только в них содержится суть изобретательства. Как алхимия дала начало химии, так и ТРИЗ может стать предшественницей прикладной науки. Остается только узнать, как получить совершенную систему из несовершенной исходной. Ибо в этом сокрыто все существо феномена техники, каждый объект которой — изобретение.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …