Теория "штандортов" А. Вебера

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Проблема промышленного штандорта есть часть общей географического размещения хозяйственной деятельности человека вообще. Фактором размещения ("штандортным" фактором) Вебер называет ту экономическую выгоду, которая оказывается для хозяйственной деятельности в зависимости от места, происходит эта деятельность. Эта выгода заключается в сокращении затрат по производству и сбыту определенного промышленного продукта, означает возможность изготавливать данный продукт в одном каком-то месте с меньшими затратами, чем в другом. Региональные факторы — те, которыми создается региональное размещение промышленности, то есть. размещение по географическим, конкретно-данным, индивидуально-определенным пунктам земной поверхности. Агломерационными есть такие, которые в рамках основной сети, уже созданной региональными факторами вызывают сосредоточение производства в большем или меньшем количестве пунктов, определяя таким образом степень производственной концентрации его независимо от того, где образуется географическая основная сеть промышленной ориентации.
Практические задания размещения промышленности стимулировали теоретические поиски. Ответом науки стала работа Альфреда Вебера (младшего брата крупнейшего социолога Макса Вебера, считавшего "протестантскую этику" важным фактором развития капитализма). Уже в названии книги "О штандорте промышленности" (1909) А. Вебер ввел в научный оборот новое понятие "штандорт", которое описывало не реально, а предложенное оптимальное размещение производства.
В 1926 под редакцией и с предисловием М.М. Баранского вышло полное изложение книги Вебера с приложением работы его ученика 0.Шлира "Промышленность Германии с 1860 г.".
В его предисловии Н. Н. Баранский в частности писал: "Можно считать явным, что всякое продвижение вперед в области вопросов пространственного размещения промышленности возможно и мыслимо только через теорию Вебера, а ни в коем случае не исключая этой теории".
Методологические предпосылки теории сразу указывают дедуктивный характер и идейную близость к теории Тюнена. Объект исследования — "хозяйственно-обособленная территориальная область", подобно "изолированного государстве" которая имеет никаких связей с зарубежными территориями. С другой стороны, эта сфера лишена унаследованных черт хозяйства, сложившихся в ходе длительного социально-экономического развития и бывших докапиталистических форм хозяйства.
Заранее задается размещение сырьевой, в широком смысле этого понятия, базы. Это касается и добывающей промышленности и сельского хозяйства; по отношению к местам добычи энергетического, рудного и строительного сырья это слишком отклоняется от реальности, поскольку их размещения основном определяется геологическими факторами, но сельском хозяйстве испытывает сильное обратное влияние концентрации промышленности на размеры и размещение производства потребительских и промышленных видов продукции.
Наряду с этими теоретически используется несколько явных и неявных допущений. Опять не оговорено общего экономического равновесия; производство любого вида промышленной продукции мыслится в упрощенном виде, как технологический процесс, не распадается на отдельные стадии; рассматривается единственный вид транспорта — железнодорожный, вместо гужевого исходной схемы теоретически Тюнена.
Анализ факторов размещения и их классификация. Фактор размещения по Веберу — экономическая выгода размещения производства, в этом месте. Эта выгода является следствием сокращения относительных издержек по производству этого продукта, его сбыта и обеспечения основными фондами. Очевидно, что закономерности размещения промышленности могут основываться только на факторах, общих для всех, без исключения отраслей промышленности. Специальные факторы связаны с особенностями технологии отдельных отраслей. Все факторы, общие и специальные, разделены на региональные, определяющие размещение промышленности в определенных местах, и агломерационные, которые концентрации промышленности в некоторых из этих мест.
С другой стороны, возможно разделение факторов на "природно-технические" и "культурнообщественные". Первые связаны с различиями в географическом положении, климате других природных условиях; они меняются прогрессом техники. Вторые определяют широкий спектр различий в социальных и культурных условиях, определенных историческими, этническими, конфессиональными и другими причинами.
Анализ каждого вида затрат показал, что ставки земельной ренты не объясняют первичного размещения промышленности в определенных местах обособленной области, хотя в дальнейшем влияют на процессы агломерирования производства. Издержки на основной капитал, потраченные на дома, машины и оборудование в начальной и вспомогательных стадиях промышленного производства, представляют собой принципиально новых расходов не могут выступать как особые факторы размещения.
Поскольку не региональные факторы общего характера может только агломерационными или деагломерационнымы, их действие можно изучать совместно, как некоторую объединенную агломерационную силу, определяющую третий штандортный фактор: агломерацию.
Транспортные расходы определяются только двумя факторами: весом перевозимых грузов и расстоянием перевозки. Остальные факторы сводятся к этим двум: например, изменение, тарифных ставок в зависимости от причин сводится либо изменение расстояния перевозки, или изменение веса перевозимых грузов. При расчете транспортных расходов учитываются расходы по перевозке материалов к местам перевозки, а затем готовой продукции к местам ее потребления. В методологических предпосылки места добычи сырья и потребления готовой продукции были фиксированы заранее. Теперь введем новое предположение: штандорт данного производства находится либо в каком-то из этих фиксированных мест, или на прямой между ними.
К первым относятся сырьевые материалы, более или менее одинаково размещены на территории исследуемой области — вода, глина, дерево и т. К локализованным относятся те виды сырья и топлива, которые по геологическим или экономическими причинам могут быть вовлечены в хозяйственный оборот только в определенных местах.
Далее об особенностях производственного использования материалов важно различать два варианта: 1) исходный материал практически полностью входит при переработке. В состав готовой продукции — "чистые материалы" ‘(например, хлопковое волокно, прокат пр.); 2) исходный материал дает при переработке большие объемы отходов, неиспользуемые в основном производстве — "грубые материалы" (например руды металлов, картофель при переработке в крахмал, молоко — масло пр.).
Для методики расчета этих затрат в теорию введены понятия "склад" и "штандортная фигура", условность применения первого термина определяется его широким переносным смыслом, не совпадающий с нашим обычным словоупотреблением. "Составом" обозначаются места добычи (получения, сбора) исходных материалов — различных видов промышленного сырья и энергоресурсов.

Проблема промышленного штандорта есть часть общей географического размещения хозяйственной деятельности человека вообще. Фактором размещения ("штандортным" фактором) Вебер называет ту экономическую выгоду, которая оказывается для хозяйственной деятельности в зависимости от места, происходит эта деятельность. Эта выгода заключается в сокращении затрат по производству и сбыту определенного промышленного продукта, означает возможность изготавливать данный продукт в одном каком-то месте с меньшими затратами, чем в другом. Региональные факторы — те, которыми создается региональное размещение промышленности, то есть. размещение по географическим, конкретно-данным, индивидуально-определенным пунктам земной поверхности. Агломерационными есть такие, которые в рамках основной сети, уже созданной региональными факторами вызывают сосредоточение производства в большем или меньшем количестве пунктов, определяя таким образом степень производственной концентрации его независимо от того, где образуется географическая основная сеть промышленной ориентации.

Практические задания размещения промышленности стимулировали теоретические поиски. Ответом науки стала работа Альфреда Вебера (младшего брата крупнейшего социолога Макса Вебера, считавшего "протестантскую этику" важным фактором развития капитализма). Уже в названии книги "О штандорте промышленности" (1909) А. Вебер ввел в научный оборот новое понятие "штандорт", которое описывало не реально, а предложенное оптимальное размещение производства.

В 1926 под редакцией и с предисловием М.М. Баранского вышло полное изложение книги Вебера с приложением работы его ученика 0.Шлира "Промышленность Германии с 1860 г.".

В его предисловии Н. Н. Баранский в частности писал: "Можно считать явным, что всякое продвижение вперед в области вопросов пространственного размещения промышленности возможно и мыслимо только через теорию Вебера, а ни в коем случае не исключая этой теории".

Методологические предпосылки теории сразу указывают дедуктивный характер и идейную близость к теории Тюнена. Объект исследования — "хозяйственно-обособленная территориальная область", подобно "изолированного государстве" которая имеет никаких связей с зарубежными территориями. С другой стороны, эта сфера лишена унаследованных черт хозяйства, сложившихся в ходе длительного социально-экономического развития и бывших докапиталистических форм хозяйства.

Заранее задается размещение сырьевой, в широком смысле этого понятия, базы. Это касается и добывающей промышленности и сельского хозяйства; по отношению к местам добычи энергетического, рудного и строительного сырья это слишком отклоняется от реальности, поскольку их размещения основном определяется геологическими факторами, но сельском хозяйстве испытывает сильное обратное влияние концентрации промышленности на размеры и размещение производства потребительских и промышленных видов продукции.

Наряду с этими теоретически используется несколько явных и неявных допущений. Опять не оговорено общего экономического равновесия; производство любого вида промышленной продукции мыслится в упрощенном виде, как технологический процесс, не распадается на отдельные стадии; рассматривается единственный вид транспорта — железнодорожный, вместо гужевого исходной схемы теоретически Тюнена.
Анализ факторов размещения и их классификация. Фактор размещения по Веберу — экономическая выгода размещения производства, в этом месте. Эта выгода является следствием сокращения относительных издержек по производству этого продукта, его сбыта и обеспечения основными фондами. Очевидно, что закономерности размещения промышленности могут основываться только на факторах, общих для всех, без исключения отраслей промышленности. Специальные факторы связаны с особенностями технологии отдельных отраслей. Все факторы, общие и специальные, разделены на региональные, определяющие размещение промышленности в определенных местах, и агломерационные, которые концентрации промышленности в некоторых из этих мест.

С другой стороны, возможно разделение факторов на "природно-технические" и "культурнообщественные". Первые связаны с различиями в географическом положении, климате других природных условиях; они меняются прогрессом техники. Вторые определяют широкий спектр различий в социальных и культурных условиях, определенных историческими, этническими, конфессиональными и другими причинами.

Анализ каждого вида затрат показал, что ставки земельной ренты не объясняют первичного размещения промышленности в определенных местах обособленной области, хотя в дальнейшем влияют на процессы агломерирования производства. Издержки на основной капитал, потраченные на дома, машины и оборудование в начальной и вспомогательных стадиях промышленного производства, представляют собой принципиально новых расходов не могут выступать как особые факторы размещения.

Поскольку не региональные факторы общего характера может только агломерационными или деагломерационнымы, их действие можно изучать совместно, как некоторую объединенную агломерационную силу, определяющую третий штандортный фактор: агломерацию.

Транспортные расходы определяются только двумя факторами: весом перевозимых грузов и расстоянием перевозки. Остальные факторы сводятся к этим двум: например, изменение, тарифных ставок в зависимости от причин сводится либо изменение расстояния перевозки, или изменение веса перевозимых грузов. При расчете транспортных расходов учитываются расходы по перевозке материалов к местам перевозки, а затем готовой продукции к местам ее потребления. В методологических предпосылки места добычи сырья и потребления готовой продукции были фиксированы заранее. Теперь введем новое предположение: штандорт данного производства находится либо в каком-то из этих фиксированных мест, или на прямой между ними.

К первым относятся сырьевые материалы, более или менее одинаково размещены на территории исследуемой области — вода, глина, дерево и т. К локализованным относятся те виды сырья и топлива, которые по геологическим или экономическими причинам могут быть вовлечены в хозяйственный оборот только в определенных местах.

Далее об особенностях производственного использования материалов важно различать два варианта: 1) исходный материал практически полностью входит при переработке. В состав готовой продукции — "чистые материалы" ‘(например, хлопковое волокно, прокат пр.); 2) исходный материал дает при переработке большие объемы отходов, неиспользуемые в основном производстве — "грубые материалы" (например руды металлов, картофель при переработке в крахмал, молоко — масло пр.).
Для методики расчета этих затрат в теорию введены понятия "склад" и "штандортная фигура", условность применения первого термина определяется его широким переносным смыслом, не совпадающий с нашим обычным словоупотреблением. "Составом" обозначаются места добычи (получения, сбора) исходных материалов — различных видов промышленного сырья и энергоресурсов.

индивидуально-определенным пунктам земной поверхности,ходе длительного социально-экономического развития,оговорено общего экономического равновесия,экономическая выгода размещения производства,хозяйственно-обособленная территориальная область,некоторую объединенную агломерационную силу,объясняют первичного размещения промышленности,вспомогательных стадиях промышленного производства,бывших докапиталистических форм хозяйства,особенностями технологии отдельных отраслей

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …