Технология изготовления изделий, вязаных крючком

Виды материалов природного (животного) происхождения. Краткие сведения о волокна животного происхождения (шелк, шерсть), способы их получения и использования.
Животные волокна — это выделение желез гусениц шелкопряда (тутового, дубового), или волосяной покров различных животных (овец, верблюдов, коз, лам и т.д.). Наиболее распространенными из материалов животного происхождения является шелк и шерсть.
Ше а — тонкая длинная шерсть животных, используется в текстильной промышленности в качестве сырья для изготовления тканей. Основными производителями и экспортерами шерсти являются Австралия, Новая Зеландия, Китай, Уругвай, Аргентина, ЮАР, страны Средней Азии.
Основную массу шерсти (94 — 96%) для предприятий текстильной промышленности поставляет овцеводство. Овец стригут в четко определенный сезон, но шерсть, снятая с овец, обычно загрязнена и неоднородна по качеству. Поэтому, прежде чем ее использовать в домашних условиях или отправить на текстильное предприятие, она подвергается первичной обработке. Этапы первичной обработка шерсти: сортировка по качеству, разрыхления и трепания, мойка, сушка, упаковка. Затем ее красят и прядут. Во всех названных процессах есть свои особенности, которые придают шерстяной пряжи различных качественных характеристик. Шерсть, которая состоит преимущественно из волокон одного качества, называется однородной, а та, что содержит волокна разного качества называют неоднородной.
Шелк — тонкие длинные нити животного происхождения, образующиеся по выделению желез гусениц шелкопрядов в процессе свивки коконов. Длина шелковой нити может достигать 800 — 1000 м.
Родиной шелка является древней Китай. Много веков никому за пределами Китая не удавалось овладеть технологией производства шелка, поскольку наказание за разглашение тайны была смерть. Огромные усилия пришлось потратить, чтобы выведать этот секрет. Письменные памятники сохранили историю о том, как это удалось сделать правителю Хотане. Долгое время ему никак не удавалось завладеть информацией о способе изготовления вожделенного материала. Тогда, по совету своего министра Юйчи Му, он решил схитрить и посватался к китайской принцессе. Когда предложение было принято, посланец хотинского правителя шепнул принцессе, что на родине ее мужа много замечательного нефрита, но нет изысканного шелка и, если она хочет носить такую ​​же красивую одежду, как и до свадьбы, ей следует привезти с собой яйца шелковичных червей и семена тутового дерева. Все это девушка привезла в Хотан, спрятав яйца в замысловатой прическе, а семена — среди мешочков с травами и снадобьями. Кроме этого мудрая невеста под видом домашней прислуги прихватила с собой специалистов по разведению шелкопряда, выращивание тутовых деревьев и ткачества.
Согласно другой легенде, в 550 г.. Византийский император Юстиниан уговорил двух персидских монахов привезти ему из Китая драгоценные яйца червей шелкопряда. Монахи спрятали их в пустотелой бамбуковой палки. Таким образом технология производства шелка вышла за пределы страны. Личинка шелкопряда живет на листьях шелковицы. В первые тридцать дней своей жизни, когда происходит процесс ее превращения в гусеницу, она съедает такое количество листьев, которая в двадцать раз превышает ее собственный вес. Поэтому для выращивания шелкопряда китайцы сажали большие плантации шелковицы, которые давали им необходимое количество листьев. Тысячи шелкопрядов выращивали на специальных подносах. Когда формирование кокона подходило к концу, цикл жизни гусеницы искусственно прерывали. Бабочек убивали горячим паром. Коконы заливали кипятком, чтобы очистить их от серицина (клейкое вещество): после чего волокна разматывали. Уже готовы мотки ниток поступали в специальные мастерских, где их красили. Основным применением нитей шелка является изготовление шелковых тканей. Чтобы соткать один квадратный метр ткани, необходимо нитью размотанные из трех тысяч пятисот коконов.
В мировой практике шелк натуральный имеет различные обозначения на этикетках: silk, seide, soie.
Свойства материалов с волокон животного происхождения (пряжа, нити, ткани): механические, гигиенические, оптические, технологические.
Пряжа — это нить с равномерно расположенных и скрученных волокон. Шерстяная пряжа более легкая, чем растительная, она лучше удерживает тепло. Не так быстро намокает во влажной среде, как хлопок, однако менее прочная. Шерсть трудно занимается (горит только в пламени, вне пламени горение прекращается), но обвуглюючись, выделяет запах, подобный запаху гари рога. Пряжа животного происхождения производится с шерсти разных животных и поэтому по свойствам несколько отличается друг от друга, но среди общих свойств целесообразно подчеркнуть уникальной способности сохранять тепло, уравновешивая разницу между температурой тела и воздуха. Шерстяная пряжа гигроскопична, мягкая, устойчивая к морщины. Малая теплопроводность, вместе с другими характеристиками, делает ее незаменимой в процессе изготовления пальтовых, костюмно-платяных тканей и трикотажных изделий зимнего ассортимента.
Основным недостатком шерсти является ее способность к сваливанию, что объясняется наличием на ее поверхности чешуйчатого слоя, со значительной извитостью и мягкостью волокон. Благодаря этому свойству из шерсти производят достаточно плотные ткани, сукно, драпы, фетр, а также войлочные и валяные изделия. Для уменьшения указанного недостатка используют как специальную обработку, так и сочетание шерсти с растительным или искусственным волокном.
Шелк еще в древности высоко ценили за его прочность, мягкость и блеск; одежду из шелка был достаточно дорогим. Шелк ткали несколькими способами, поэтому из него изготавливали как тяжелую ткань, так и очень легкую. Недостатком шелка является то, что он особенно чувствителен к воздействию ультрафиолетовых лучей, поэтому срок годности изделий из натурального шелка во время солнечного освещения резко уменьшается. Натуральный шелк широко используется в процессе изготовления платяных тканей и штучных изделий (головных платков, косынок и шарфов), швейных ниток. Овладение человеком рядом с охотой новыми методами получения продуктов питания — рыболовством, птахоловством стало толчком к появлению вязаных изделий, ведь возникла необходимость в сетях, снастях, корзинах.
Вязаные вещи найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. В частности археологи установили, что найденной в гробнице Египта детской вязаной туфельке более четырех тысяч лет. В одной из гробниц фараонов был найден детский вязаный носок. Большой палец вывязан отдельно, поскольку в то время носили обувь, похоже на наше пляжное. В V в. вязание процветает на Востоке и около IX в. попадает в Европу, где до сих пор чулки (одежда для нижней части ног, в прошлом использовался как женщинами, так и мужчинами) шили из полотна и тонкой кожи. В Европе появляются вязаные чулки. Их носили и короли, и их свита. В Испании только с XVI в. начали использовать вязаные чулки. Известно, что английский король Генрих VIII получил оттуда как драгоценный дар пару чулок ручной вязки. Чулки были необходимым предметом одежды в XVII и XVIII вв. В прохладный период мужчины надевали сразу до 12 пар чулок. Известно, что тогда, как правило, вязанием занимались мужчины, а не женщины. В 1589 г.. Гальвертонський священник Уильям Ли изобрел первую вязальную машину, но английская королева Елизавета I отказала ему в патенте, так как чулки, связанные на этой машине, показались ей толще сшитых из шелка, и посоветовала изобретателю зарабатывать деньги честным трудом. Ли перебрался во Францию ​​и в г.. Руане основал первую механическую трикотажную мастерскую.
Литературные источники свидетельствуют существование вязаных изделий уже в XI в. Произведения более позднего времени (XIX-XX вв.) Хранятся во многих музейных коллекциях. Вязкой, как распространенным видом ремесла и художественного творчества, испокон веков занимались в домашних условиях украинские женщины и девушки не только в крестьянских, но и в мещанских семьях. Сырьем, из которого изготавливали вязаная одежда для бедных слоев населения служили шерсть, конопля и лен, для богатых — шелк, шерсть высшего качества с использованием золотых и серебряных нитей и драгоценных камней для отделки.
Техники ручного вязания в западных областях Украины, в частности на Гуцульщине, называли плетением.
Украинские женщины техникой вязания изготавливали элементы народной одежды (безрукавки, шапки, носки, перчатки, чулки, ленты для отделки безрукавок и кожухов и т.п.). В настоящем вязаные вещи также достаточно популярны. Увлекаются вязанием крючком не только женщины, но и мужчины. Для многих из них вязание стало основным хобби. Большим преимуществом вязаных изделий на ткаными является то, что их, если необходимо, можно распустить и перевязать. Шапки, береты, шарфы, перчатки, блузки, платья, чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты, шляпки и много иншихвьязаних вещей нашего гардероба позволяют продемонстрировать свою индивидуальность. Они удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Фактура полотна, связанного крючком, отличается своеобразным переплетением, плотностью и малым способностью к растяжению. Детали, связанные крючком, придают особый шарм многим вещам. Достаточно часто крючком украшают края связанных спицами изделий. Связанные крючком декоративные вещи — салфетки, скатерти, покрывала и другие создают тепло и уют в домах.
Ангорская шерсть — это мягкий легкий пух ангорского кролика. Для придания прочности в процессе вязания пух соединяют с шерстяной, хлопчатобумажной или шелковой нитью. Но даже такой способ изготовления не позволяет устранить основной недостаток пряжи из ангорской шерсти: выпадение пуха в процессе эксплуатации. Сама же пряжа пушистая, мягкая, теплая.
Мериносовая шерсть — тонкая, пушистая шерсть овцы мериноса. Одним из лучших сортов мериносовой шерсти считается австралийский. Эта шерсть обладает прекрасными термостатические свойства, она достаточно упругая, не раздражает кожу, поэтому ее часто используют для вязания крючком детских вещей.
Верблюжья шерсть — бывает мягкой или грубой, это зависит от возраста верблюда. Красивый естественный цвет шерсти от светлого до темно-коричневого позволяет использовать ее без предварительного окрашивания.
Мохер — это шерсть ангорских коз. Мохеровая пряжа имеет длинные пушистые волокна. Изделия из мохера легкие и теплые. Натуральный цвет — чисто-белый с блеском, но пряжа хорошо красится и поэтому в работе используется сырье самых разнообразных цветов и оттенков. В пряжи мохер чаще всего соединяют с синтетической или шерстяной нитками. Для вязания крючком также используют шелковые нити, которые хорошо сохраняют тепло. Шелковые изделия хорошо поглощают влагу, не деформируются. В работе используют сочетание шелка с хлопком, шерстью, синтетической нитками.
Пряжа растительного происхождения — хлопок, лен — гигиеническая, гигроскопична, хорошо впитывает влагу, более прочная, чем шерсть. Во время стирки вязаных изделий из такой пряжи надо учитывать процесс усадки, а также время высыхания. С целью повышения эластичности пряжа используется в сочетании с пряжей животного и синтетического происхождения. А сочетание хлопчатобумажной пряжи с первым искусственным волокном, что изобрел человек — вискозой, значительно повышает скорость поглощения влаги, позволяет получить приятные на ощупь, колоритные вязаные вещи.
Искусственной хлопком называют акрил ( «Нитрон», «полиамид», «ПАН -волокно», «препан»). Акриловые волокна хорошо окрашиваются, поэтому акриловая пряжа отличается разнообразием и яркостью цветов. Недостатком считается то, что акрил имеет низкую гигроскопичность. Для вязания крючком чаще всего используют сочетание акрила с шерстью, в частности, мохером. Такие вещи приятные на ощупь, пухлые и в то же время хорошо держат форму. Для вязания крючком используют также фасонный и меланжевую пряжу. Фасонный — это пряжа, которую производят путем сочетания разноцветных и разнокачественных волокон, или которая изготавливается по специальной технологии. Особенностью однотонном цвете является то, что пряжа одного мотка красится равномерными участками в три — пять цветов. На этикетке мотка пряжи фабричного производства сказывается номер, выраженный дробным числом, например, 32/2, 50/2. Цифра до метки указывает толщину нити — чем меньше это число, тем тоньше нить. Цифра после черты показывает, из скольких нитей скручена пряжа. Покупая пряжу в магазине, стоит обращать внимание на то, чтобы номер окраски на всех упаковочных этикетках был одинаковым. Для вязания крючком используют шерстяные, полушерстяные, синтетические, льняные нити.Такие, как гарус, краше, катушечни № 10-20, ирис и другие. Инструментом для вязания является крючок. Крючки бывают деревянные, металлические, костяные, пластмассовые, причем разной длины: короткие (от 12 до 15 см) — для обычного вязания и длинные (30-35 см) — для тунисского. Для вязания тесьмы используют «вилки» с крючком, палочки. На некоторых крючках на расстоянии 2-3 см от головки на стержне есть плоская часть (щечки) это для того, чтобы во время работы крючок было удобно держать в руке. Крючки бывают пяти номеров от 2-го до 6-го. Номер крючка определяется диаметром головки. Так, например, крючок №2 имеет толщину головки 2 мм. Для вязания подбирают номер крючка согласно диаметра пряжи (диаметр пряжи должен быть в 1,5 — 2 раза меньше диаметр головки). Если для тонкой пряжи взять толстый крючок, то полученное полотно будет ажурным с большими просветами. Плотное полотно можно получить, используя толстую пряжу и толстый крючок, или тонкий крючок и тонкую пряжу. Работать очень тонким крючком, используя толстую пряжу, неудобно — получится слишком плотный изделие и в работе крючок будет цеплять пряжу — она ​​распадаться. Так же изделие, связан слишком толстым крючком и тонкой пряжей, не будет держать форму. Производители пряжи пометкой (изображение крючка, а под ним цифра) на этикетке рекомендуют целесообразный размер крючка. Покупая пряжу, надо обращать внимание не только на вес, но и на длину нити. Оптимально, если в 100 г пряжи будет не менее, чем 300 м. Чтобы пряжа не теряла своих свойств, ее надо правильно хранить. Шерстяную и смешанную пряжу свободно, не пользуясь никакими бумажками или другими подкладками, перематывают в клубки. Во время перемотки шерсть теряет упругость. Процесс перемотки пряжи: начинают наматывать на два пальца, постепенно подкладывая третий, потом четвертый пальцы и наконец, наматываем на все пять пальцев.
Принцип получения вязаного полотна состоит в сгибании нитей в петли, переплетаются между собой. Разнообразие переплетений во время вязания крючком обеспечивает получение различных видов узоров. Плотные узоры получают, когда петли плотно прилегают друг к другу. Такие узоры выбирают для вязания детской одежды, шапок, шарфов и т.д., чаще всего для этого используют шерстяную пряжу.
Технику ажурного вязания применяют при изготовлении салфеток, скатертей, украшений для пасхальных яиц и тому подобное. Для ажурного вязания лучше всего использовать тонкую хлопчатобумажную пряжу.
Филейное вязание — это «сетевая» система вязания. В технике филейного вязания можно выполнить ажурные платки, кофты, шали, палантины. Основой филейной вязание является сетка. Обычно филейные узоры выполняются нитями одного цвета. Филейное вязание должно быть плотным: надо избегать растянутых петель. Чтобы не было таких недостатков, можно выбрать крючок немного меньше, чем для других видов вязания с такой же пряжи.
Приемы работы крючком. Основные элементы вязания крючком: начальная петля, воздушная петля, цепочка, пивстовпчик, столбик, столбик с накидом, их условные обозначения на схемах для вязания. В процессе вязания крючок держат в руке так же, как карандаш при письме: большим и указательным пальцем, бородкой к себе, свободно, не зажимая (рис. 4.2.). Многие вязальщиц держат крючок, как спицу: большим и средним пальцем. Крючок лежит в плоскости ладони, безымянный палец и мизинец его поддерживают, помогая большом и среднем. Указательный палец должен быть свободным для поддержки петель на рабочей части крючка. В таком положении крючок не крутится в пальцах, рука меньше устает (рис. 4.3.). Нить, идущую от клубка, называется рабочей. В процессе вязания ее держат между большим и указательным пальцем левой руки так, чтобы нить огибала указательный палец, падала на ладонь, а потом выходила между средним и безымянным пальцами клубка (мал.4.4.). Для образования первой петли крючок подводят под рабочую нить слева от себя. Поворачивают вокруг нитки против часовой стрелки, большим пальцем придерживают нить в месте искажения и снова вводят крючок под рабочую нить слева, захватив бородкой нить, протягивают ее через петлю, которая образовалась на крючке. Большой палец убирают, придерживают конец нити и затягивают узел. Начальная петля должна плотно лежать на крючке, но так, чтобы в нее легко можно было протянуть следующую. Размер первой петли будет определять размер всех последующих петель (рис. 4.5.). Для образования второй петли крючок снова вводят под нитку слева, и, захватив ее, протягивают через петлю, находящуюся на крючке. Таким образом выполняют ряд петель, которые образуют цепочку. Петли такой цепочки называют воздушными. Воздушный цепочку и является основой для вязания других элементов (рис. 4.6.). Крючок вводят в третью петлю цепочки, накидывают на него рабочую нить и протягивают через петлю цепочки. Опять делают накид и протягивают его через обе петли (рис.4.8.). Второй столбик выполняют в следующей петли цепочки. Крючок с последней петлей цепочки и накидом вводят в четвертую петлю цепочки и протягивают через нее петлю из рабочей нити. Опять набрасывают рабочую нить на крючок и протягивают ее через петлю и накид (на крючке остается две петли). Захватывают рабочую нить еще раз и протягивают ее через две петли на крючке (рис.4.9).
Для получения качественного вязаного изделия необходимо правильно подобрать пряжу и крючок, обоснованно подобрать узоры, учитывать целесообразность сочетания различной пряжи по материалу и цвету, внимательно осуществлять расчеты количества петель и элементов вязания. Правильность выполнения изделия или отдельного мотива также зависит от того, насколько туго натягивается нить; а от неточных движений рук и крючка петли и элементы вязания получаются разной величины. Это искажает узор, а следовательно, и изделие.
Схема записывается снизу вверх. Ряды пишут и читают справа налево и слева направо. Обычно сначала ряда пишется цифра нумерации ряда. Начало ряда там, где указаны воздушные петли подъема. Наборный край состоит из цепочки воздушных петель, которые являются основой всех вязаных изделий (нулевой ряд). Первую петлю от начала вязания и последнюю (ведущую), что находится на крючке, в расчет набранных петель не включают. Перед провязыванием нового ряда работу возвращают слева направо. Соединение столбиков с основанием или с предыдущим рядом называется прикреплением. Вывязыванием каждого следующего ряда начинают с воздушных петель подъема.
Петли подъема — это воздушные петли, которые провязывают только в начале каждого ряда (четные и нечетные). Их количество соответствует высоте ряда.
Рабочий образец — это небольшой квадрат или прямоугольник, который вяжется рабочей нитью, правильно подобранным крючком и узором и тщательно видпарюеться.
Наименьшая повторяющаяся часть узора называется рапортом. Вывязанным узор, как правило, состоит из одинаковых элементов.
Пико обычное. Вяжут четыре воздушные петли, затем вводят крючок во вторую воздушную петлю, захватывают и протягивают нить, после чего на крючок набрасывают нить и вяжут еще одну воздушную петлю.
Рогатка из двух столбиков с накидом. Спочаткувьяжуть первый столбик с накидом, а затем второй в ту же петлю основания (рис. 4.10). Этот элемент можно выполнять из двух столбиков без накида.
Рогатка из двух столбиков с накидом через воздушную петлю. Сначала вяжут первый столбик с накидом, а затем — воздушную петлю и снова столбик с накидом в ту же петлю основания (рис. 4.11). Этот элемент можно вязать через две-три воздушные петли.
Чешуйка из колонок с накидом. В одну петлю основания провязывают от двух до девяти столбиков с накидом (рис. 4.12). Чем больше связано столбиков, тем более рельефным является вязание.
Вогнутый столбик с накидом. Крючок с накидом вводят не в петлю основания, а проводят его перед столбиком предыдущего ряда. Захватив рабочую нить, вяжут столбик с накидом (мал.4.13).
Выпуклый столбик с накидом. Крючок с накидом вводят не у петлю основания и проводят его столбиком предыдущего ряда. Захватив рабочую нить, вяжут столбик с накидом (мал.4.14).
Двойной столбик с накидом. Сделав накид, крючок вводят в петлю предыдущего ряда, захватывают и протягивают нить (как столбик с накидом), делают накид на крючок и провязывают две петли (петлю и накид). Получают недовязанный столбик с накидом. Опять делают накид и по той же петлю основания провязывают второй недовязанный столбик. Затем снова делают накид и провязывают все три петли на крючке (рис. 4.15).
Тройной столбик с накидом. Выполняется по технологии двойного столбика с накидом. Но в первую петлю основания провязывают не два, а три недовязанный столбика с накидом (рис. 4.16).
Пышный столбик (ему соответствуют три — четыре петли подъема) — делают накид, крючок вводят в цепочку предыдущего ряда и вытягивают петлю длиной 1 — 1,5 см (так повторяют четыре — пять раз в одну и ту же петлю предыдущего ряда). Чем больше накидов, тем пышнее столбик. После последнего накида протягивают нить через все петли и наброски на крючке. Для закрепления пышного столбика накидывают на крючок и провязывают петлю на крючке (рис. 4.17).
Скрещенный столбик с накидом. Провязывайте два столбика с накидом крест — накрест: сначала на второй петле основания, затем на первой (4.18).
Перекрещенный столбик с накидом (ему соответствуют пять петель подъема). Делают два наброски, вводят крючок в шестую петлю цепочки, подхватывают рабочую нить и протягивают ее через эту петлю. На крючке четыре петли. Подхватывают рабочую нить и протягивают ее через две петли. На крючке три петли. Делают накид, вводят крючок в петлю цепочки через одну петлю слева от первого столбика, подхватывают рабочую нить и протягивают ее через эту петлю. На крючке пять петель. Далее подхватывают рабочую нить, поочередно провязывают по две петли четыре раза. На крючке остается одна петля. Делают одну воздушную петлю, накид и вводят крючок в центр столбика, захватывают две нити, подхватывают рабочую нить и протягивают ее через две нитки центра столбика. На крючке три петли. Подхватывают рабочую нить, дважды провязывают по две петли (4.19). Вязание по спирали это круговое непрерывное вязание по кругу в одном направлении (справа налево). По спирали можно связать различные шнурки. Сначала необходимо связать нужного размера цепочку с воздушных петель и соединить его полустолбиком (рис. 4.20.). А затем вязать столбики без накида против часовой стрелки, вводя крючок в предыдущую полупетлю. Особенностями этого вязания является то, что при переходе из одного ряда на другой петли подъема не вывязываются, вязание осуществляется с одной стороны, поэтому изделие, связанный этим способом, имеет лицевую и обратную стороны. Сначала вяжут цепочку из воздушных петель и соединяют пивстовпчиком в круг. Затем вводят крючок в кольцо и, захватив нить, вяжут вдвое больше столбиков без накида. Соединяют первый и последний столбики пивстовпчиком (рис. 4.21). В каждом следующем ряду необходимо равномерно увеличивать количество столбиков, которые вяжут в соответствии с количеством, указанной на схеме. Для того, чтобы вязание было аккуратным, равномерным, прикрепленные столбиков нужно выполнять одинаково, захватывая две части воздушной петли: верхнюю часть лицевой части петли и изнаночную. Для этого движением крючка «к себе» надо отодвинуть нижнюю часть лицевой стороны петли, а затем направить крючок вверх "от себя" под рабочую нить. На крючке в момент первого захвата рабочей нити будет находиться две части петли, которую провязываем. В процессе вязания движения руки должны быть плавными, крючок должен двигаться в постоянном ритме, а нить — разматываться свободно и постепенно.
4-й ряд: на 1-й и 2-й петлях по 1-му столбику без накида, на следующей — 2 столбика без накида и т.д., то есть расстояние между добавлениями — 2 столбика без накида.

Оцените статью
Добавить комментарий