Трагедия отчуждения личности в новелле Ф. Кафки Перевоплощение

Грегор Замза — обычный молодой человек, выросший в большом городе, привязан к своей семье, ответственность за которую испытывает очень остро. Он заботится об отце-банкрота, больной матери, сестре Грете, которая виднеется учиться в консерватории. Он работает на небольшую фирму, большую часть своего времени проводит в
разъездах, очень дисциплинированный, исполнительный, работоспособный. Иногда ему бывает очень трудно, но Грегор никому
никогда не жалуется. Он понимал, что благосостояние семьи лежит на его плечах. Тем страшнее для него перевоплощения в насекомое. С этого момента мир для героя переворачивается. Новелла "Превращение" (1916) поражает читателя с первой же фразы: "Проснувшись однажды утром после
беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое ». Сам факт
превращение человека в насекомое, так просто, в классической повествовательной манере известность в начале рассказа, конечно, способен вызвать у читателя чувство эстетического шока; и дело тут не столько в этой ситуации, сколько, разумеется, в том чувстве почти физиологической отвращения, которое вызывает у нас представление о насекомом
человеческих размеров. Фантастический образ Кафки однако кажется вызывающим именно в силу своей демонстративной
"Неэстетичность". Главный мотив творчества Ф. Кафки — отчуждение человека, его одиночество — полностью раскрываются в его произведениях. Однако представим себе на минуту, что такое превращение все-таки случайность; попробуем примириться на время чтения с этой мыслью, забыть реальный образ гиперкомахы, и тогда изображенное Кафкой дальше появится странным образом вполне
правдоподобным, даже обыденным. Дело в том, что в рассказе Кафки не сталкивается ничего исключительного, кроме
самого начального факта. Суховатой лаконичным языком повествует Кафка о вполне понятны жизненные неудобства, начавшихся для героя и для его семейства с момента превращения Грегора. Все это связано с некоторыми биографическими обстоятельствами жизни самого Кафки.
Он постоянно чувствовал свою вину перед семьей — перед отцом прежде всего; ему казалось, что он не
соответствует тем надеждам, которые отец, владелец небольшой торговой фирмы, возлагал на него, желая видеть сына процветающим юристом и достойным продолжателем семейной торгового дела. Комплекс вины перед отцом и семьей — Один из самых сильных в этой в точном смысле слова закомплексованной натуры, и с этой точки зрения новелла
"Преображение" — грандиозная метафора этого комплекса. Грегор — жалкое, бесполезное насекомое, разросшаяся
позор и мука для семьи, которая не знает, что с ним делать. В обычном, нормальном мире человек, бодрствуя, живет в мире логических причинно-следственных связей, в
всяком случае так считает. Ему все привычно и объяснимо, а вот засыпая, человек уже погружен в сферу алогизма.

Оцените статью
Добавить комментарий