Традиции готики в английской литературе XIX века по предмету Филологические науки

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Противоречивость духовного мира Джаспера отражается в его неоднозначных связях с Клойстергемським собором: он одновременно и душа, и злой гений собора, и его медиум, и невольный узник, и жертва. Клойстергемський собор, с его мощным силовым полем, определяет вокруг героя замкнутое пространство, поглощает его как самостоятельного персонажа. Прямые хронотопного и характерологические заимствования из "черного романа" свидетельствуют, что автор "Эдвина Друда" обращается непосредственно к готическому канона — произведений А. Радклифф, М. Льюиса, из более поздних авторов — Ч.Р. Метьюрина. Диккенс бы пренебрегает художественными уроками романтической готики, с ее философичностью, универсализмом, всеобъемлющей легендарно-мифологической стихией, — и вместе с тем наследует присущие ей подчеркнутый драматизм коллизий, психологическую заостренность. В выводах раздела отмечается, что диккенсовский круглосуточно готики, удельный вес которой существенно варьирует в течение всего творческого пути романиста, характеризует в целом отношение английского реализма в художественных достижений классического "черного романа". У зрелого, "хрестоматийного" Диккенса элементы готики функционируют как эффектные, но вспомогательные искусные средства, призванные оттенить реалистичный, социальный пласт повествования; за ними, как правило, остается сфера частного, интимно-психологического бытия. Готика позднего Диккенса, на которую уже приходит отблеск декаданса, приобретает новое качество: в психоаналитических штудиям автора "Эдвина Друда" можно увидеть приметы преодоление былой психологической наивности, другое понимание ужасного — не внешне-событийного, а имманентно присущего человеческой природе, — понимание, которое достигает невиданной в писателя ранее глубины и сложности.
Готическое начало в Г. Джеймса реабилитирован: оно, как и в романтической поэтике, задает тон авторской картине мира, избавляется от фрагментарного характера и становится художественно автономным. Вместе с тем повесть окрашена едва заметной иронией, признавал и сам писатель, интерпретируя произведение как готическую "игрушку" (amusette) или "трагическую, но изящную мистификацию" 8. В исследовании показано, что готические цихи произведения являются преимущественно композиционно-повествовательными: это выбранная автором форма организации повествования — исповедь, дневник давно умершей гувернантки — непосредственной участницы и свидетеля сверхъестественных событий, средство множественного обрамления, освященный авторитетом классиков "черного романа" Я. Потоцкого и Ч.Р. Метьюрина, введение фигур нескольких рассказчиков, чьи версии нередко являются взаимоисключающими. Использование совокупности этих художественных средств образует своеобразный колебательный контур, который заставляет читательское восприятие постоянно двигаться между крайностями серьезно-трагического или откровенно-иронического толкования истории, соглашаться с точкой зрения рассказчика, полемизировать с ней или отвергать, отрицать ее. Джеймс ведет причудливую игру в готические настроения, прибегая к поэтике умолчания, искусства намека, ассоциативного течения, несколькими едва заметными набросками преображает вид готических типажей, открывает в них новые ракурсы, смещает акценты. Так, безымянная гувернантка, чьим прототипом послужила "невинная героиня" готики, может восприниматься одновременно как благородная, жертвенная натура, человек тонкой душевной характера, — но и как личность слишком уязвима, экзальтированная, неуравновешенная, чьим оценкам событий не всегда стоит доверять. В образах привидений, преследующих невинных детей, своих бывших воспитанников Флору и Майлза, писатель еще до Фрейда открывает тайный подсознательный измерение: призраки появляются определенными психическими проекциями бессознательных фобий, тревог, надежд и стремлений героини. Едва ли не впервые в истории английской литературы инфернальный мир готики распространяет свои права и на мир детства: детские души у Джеймса оказываются чрезвычайно восприимчивыми к философии зла, они лишены присущего ребенку морального иммунитета (ситуация принципиально невозможна для того же Диккенса). Готическое начало якобы подрывает камерный, обжитый, знакомый до мелочей мир, обнажая заветное мистическое начало в его фундаменте. В повести неоромантика Г. Джеймса готическая поэтика воспроизводит неопределенную, шаткую, болезненную атмосферу fin de siecle, с ее мотивами катастрофического слома привычных форм жизни и сознания, смещением координат картины мира, метафорически обозначенным в новелле как "поворот винта».

Противоречивость духовного мира Джаспера отражается в его неоднозначных связях с Клойстергемським собором: он одновременно и душа, и злой гений собора, и его медиум, и невольный узник, и жертва. Клойстергемський собор, с его мощным силовым полем, определяет вокруг героя замкнутое пространство, поглощает его как самостоятельного персонажа. Прямые хронотопного и характерологические заимствования из "черного романа" свидетельствуют, что автор "Эдвина Друда" обращается непосредственно к готическому канона — произведений А. Радклифф, М. Льюиса, из более поздних авторов — Ч.Р. Метьюрина. Диккенс бы пренебрегает художественными уроками романтической готики, с ее философичностью, универсализмом, всеобъемлющей легендарно-мифологической стихией, — и вместе с тем наследует присущие ей подчеркнутый драматизм коллизий, психологическую заостренность. В выводах раздела отмечается, что диккенсовский круглосуточно готики, удельный вес которой существенно варьирует в течение всего творческого пути романиста, характеризует в целом отношение английского реализма в художественных достижений классического "черного романа". У зрелого, "хрестоматийного" Диккенса элементы готики функционируют как эффектные, но вспомогательные искусные средства, призванные оттенить реалистичный, социальный пласт повествования; за ними, как правило, остается сфера частного, интимно-психологического бытия. Готика позднего Диккенса, на которую уже приходит отблеск декаданса, приобретает новое качество: в психоаналитических штудиям автора "Эдвина Друда" можно увидеть приметы преодоление былой психологической наивности, другое понимание ужасного — не внешне-событийного, а имманентно присущего человеческой природе, — понимание, которое достигает невиданной в писателя ранее глубины и сложности.

Готическое начало в Г. Джеймса реабилитирован: оно, как и в романтической поэтике, задает тон авторской картине мира, избавляется от фрагментарного характера и становится художественно автономным. Вместе с тем повесть окрашена едва заметной иронией, признавал и сам писатель, интерпретируя произведение как готическую "игрушку" (amusette) или "трагическую, но изящную мистификацию" 8. В исследовании показано, что готические цихи произведения являются преимущественно композиционно-повествовательными: это выбранная автором форма организации повествования — исповедь, дневник давно умершей гувернантки — непосредственной участницы и свидетеля сверхъестественных событий, средство множественного обрамления, освященный авторитетом классиков "черного романа" Я. Потоцкого и Ч.Р. Метьюрина, введение фигур нескольких рассказчиков, чьи версии нередко являются взаимоисключающими. Использование совокупности этих художественных средств образует своеобразный колебательный контур, который заставляет читательское восприятие постоянно двигаться между крайностями серьезно-трагического или откровенно-иронического толкования истории, соглашаться с точкой зрения рассказчика, полемизировать с ней или отвергать, отрицать ее. Джеймс ведет причудливую игру в готические настроения, прибегая к поэтике умолчания, искусства намека, ассоциативного течения, несколькими едва заметными набросками преображает вид готических типажей, открывает в них новые ракурсы, смещает акценты. Так, безымянная гувернантка, чьим прототипом послужила "невинная героиня" готики, может восприниматься одновременно как благородная, жертвенная натура, человек тонкой душевной характера, — но и как личность слишком уязвима, экзальтированная, неуравновешенная, чьим оценкам событий не всегда стоит доверять. В образах привидений, преследующих невинных детей, своих бывших воспитанников Флору и Майлза, писатель еще до Фрейда открывает тайный подсознательный измерение: призраки появляются определенными психическими проекциями бессознательных фобий, тревог, надежд и стремлений героини. Едва ли не впервые в истории английской литературы инфернальный мир готики распространяет свои права и на мир детства: детские души у Джеймса оказываются чрезвычайно восприимчивыми к философии зла, они лишены присущего ребенку морального иммунитета (ситуация принципиально невозможна для того же Диккенса). Готическое начало якобы подрывает камерный, обжитый, знакомый до мелочей мир, обнажая заветное мистическое начало в его фундаменте. В повести неоромантика Г. Джеймса готическая поэтика воспроизводит неопределенную, шаткую, болезненную атмосферу fin de siecle, с ее мотивами катастрофического слома привычных форм жизни и сознания, смещением координат картины мира, метафорически обозначенным в новелле как "поворот винта».

имманентно присущего человеческой природе,целом отношение английского реализма,задает тон авторской картине,введение фигур нескольких рассказчиков,всеобъемлющей легендарно-мифологической стихией,джеймс ведет причудливую игру,обнажая заветное мистическое начало,джеймса оказываются чрезвычайно восприимчивыми,истории английской литературы инфернальный,диккенса элементы готики функционируют

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …