Трансформация политической системы России: актуальность, проблемы, перспективы — страница 2

в избирательном процессе, в регулярных выборах властно-государственных должностных лиц, избираемых на строго определённый (ограниченный или неограниченный) срок, как в качестве избирателя, так и в качестве потенциального (возможного) или актуального (действительного) кандидата на любую избираемую должность (участие одного, немногих или меньшинства – автократия; участие всех или большинства – демократия); включая справедливые1, свободные (конкурентные, равноправные, проводимые по принципу «один человек – один голос», нефальсифицированные, независимые от мнения и действий властно-государственных должностных лиц, сохраняющие тайну голосования) выборы (при демократии) или несправедливые, несвободные (неконкурентные, неравноправные, проводимые по принципу «один человек – несколько голосов», фальсифицированные, зависимые от мнения и действий властно-государственных должностных лиц, не сохраняющие тайну голосования) выборы (при автократии)2;
б) участия в образовании и деятельности различных (отличающихся друг от друга, в том числе оппозиционных и независимых) политических партий, а также других политических организаций, ассоциаций или групп интересов (наличие реальной многопартийности – демократия; отсутствие реальной многопартийности – автократия);
в) в получении, высказывании (сообщении) и распространении достаточно полной, в том числе альтернативной, информации о деятельности субъектов и органов государственной власти (гласность), высказывании и распространении своего и общественного (в том числе отрицательного, оппозиционного) мнения о них и их деятельности, в том числе в средствах массовой информации, участия в политических дискуссиях (наличие гласности, альтернативной информации, плюрализма мнений, свободы слова – демократия; отсутствие гласности, альтернативной информации, плюрализма мнений, свободы слова – автократия);
г) участия в формировании (подготовке и принятии) властно-государственных решений, общезначимых и обязательных для всех или специально обозначенного в них круга членов определённого государства, а также в контроле за их реализацией (участие одного, немногих или меньшинства – автократия; непосредственное участие всех или большинства – непосредственная, прямая демократия, как правило, «демократия малых пространств»; опосредованное участие всех или большинства – опосредованная, представительная демократия, как правило, «демократия больших пространств»), в том числе решений, принимаемых либо без учёта мнения других (автократия), либо с учётом мнения других (демократия), включая решения, принимаемые по большинству поданных за них голосов с учётом мнения меньшинства (демократия);
д) в осуществлении политических действий, в том числе протестных (оппозиционных) и иных митингов, собраний, демонстраций и т. п. акций (наличие плюрализма действий – демократия; отсутствие плюрализма действий – автократия; демократия – это когда «свобода слова, свобода собраний и митингов реализуются на практике» – Д. Медведев).
4. В какой мере (минимальной, низкой, средней, высокой, максимально высокой) в политической системе развивается правовая культура и психология («правовое воплощение гуманистических ценностей и идеалов» – Д. Медведев») членов соответствующего государства и общества (в большей мере – демократия; в меньшей мере – автократия), в том числе верховенство права, равенство перед законом и уважение права, приоритет (доминирование) нравственности и права над политической целесообразностью (если у всех без исключения – демократия; если не у всех, исключая некоторых, – автократия);
5. В какой мере (минимальной, низкой, средней, высокой, максимально высокой) в политической системе развивается политическая культура и психология членов соответствующего государства и общества (в большей мере гражданская, диалогическая и рационально-прагматическая – демократия; в большей мере подданническая, монологическая и иррационально-символическая – автократия; демократия предполагает «убежденность граждан в том, что они живут в демократическом государстве» – Д. Медведев);
6. В какой мере (минимальной, низкой, средней, высокой, максимально высокой) в политической системе существует разделение и взаимодействие властей (в большей мере – демократия; в меньшей мере – автократия), в том числе:
а) «горизонтальное» (между законодательно-представительной, исполнительно-распорядительной и судебной);б) внутри законодательно-представительной власти (наличие двух палат);в) внутри исполнительно-распорядительной власти (наличие сменяемой на выборах и несменяемой, профессиональной ветвей власти);г) социальное (между представителями интересов различных социальных групп);д) «вертикальное» (между центральной, региональной и местной властью).
7. В какой мере (минимальной, низкой, средней, высокой, максимально высокой) в политической системе используются методы принуждения (в том числе насилия) и убеждения в отношении членов соответствующего государства и общества (оптимально – демократия; максимум принуждения – автократия)1.
Коротко говоря, различия между автократическими и демократическими системами и режимами определяются тем, во благо кого осуществляется государственная власть и кто является её источником. В частности, можно выделить следующие критерии определения и дифференциации автократия и демократии. Во-первых. Кто является источником государственной власти, сколько людей её реально формирует и осуществляет? Во-вторых. Во благо (в интересах) кого осуществляется государственная власть?
Если государственную власть формируют немногие (менее 10 % граждан и подданных, ориентированных преимущественно на потребительски-бытовые ценности и идеалы), а осуществляет её один из них исключительно (максимально) в интересах этих немногих и своих собственных интересах – моноавтархия2 (неограниченное самовластие одного для немногих). Если государственную власть формируют немногие или меньшинство (менее 40 % граждан и подданных, ориентированных преимущественно на потребительски-бытовые ценности и идеалы), а осуществляют её их немногие представители исключительно в интересах этих немногих и своих собственных интересах – абсолютная1 и явная автолигархия2 (абсолютное и явное самовластие немногих для немногих). Если государственную власть формирует меньшинство (10–40 %) или минимальное большинство (около половины, 40–60 %) граждан и подданных, ориентированных преимущественно на потребительски-бытовые ценности и идеалы, а осуществляют её их немногие представители преимущественно в интересах немногих и своих собственных интересах, а также частично (минимально) в интересах меньшинства – ограниченная и скрытая автолигархия (ограниченное и скрытое самовластие немногих для немногих). Если государственную власть формирует минимальное большинство граждан, ориентированных преимущественно на потребительски-бытовые ценности и идеалы, а осуществляют её их немногие представители в интересах этого минимального большинства, в том числе в своих собственных интересах, – минидемархия3 (минимальная, малоразвитая и среднеразвитая демократия). Если государственную власть формирует абсолютное большинство (существенно более половины, более 60 %) граждан, ориентированных не только на потребительски-бытовые, но и на многообразные гуманистические ценности и идеалы, а осуществляют её их немногие и наиболее достойные (одарённые, высоконравственные, профессиональные, обладающие необходимыми знаниями и умениями) представители-политики в интересах этого абсолютного большинства, в том числе в своих собственных интересах, – полидемархия4 (многосторонне и высоко развитая гуманистическая демократия) (рис. 1.3).
Моноавтархия (Н–1–Н)Автократия Абсолютная автолигархия (Н,М–Н–Н)Ограниченная автолигархия (М,МБ–Н–Н,МАнархия(безвластие)Минидемархия (МБ–Н–МБ)ДемократияПолидемархия (АБ–Н–АБ)
Рис. 1.3. Дифференциация автократии и демократии
Если в автократии теми, кто формирует и осуществляет государственную власть, а также во благо кого она осуществляется является одна-единственная доминирующая касты1 (иерархическая, замкнутая, эндогамная группа людей, обособившаяся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий или профессий) и её представители, то такая автократия принимает форму кастократии, если мафия2 и её представители – мафиократии, если какой-либо клан3 (группа кровных родственников) и его представители – кланократии, если группа жрецов, священнослужителей и её представители – иерократии4, если один-единственный доминирующий этнос и его представители – этнократии5, если одна-единственная доминирующая партия и её представители – партократии6, если богачи и их представители – плутократии7, если кровнородственная аристократия8 (аристократия, лучшие или знатные люди по крови) и её представители – аристократии. Если в минидемархии государственная власть осуществляется политиками, в том числе представителями научно-технической интеллигенции (учёными, инженерами), ориентированными преимущественно на научно-технические и потребительски-бытовые ценности и идеалы, то такая форма демократии может быть определена как технократия9 (рис. 1.4).
КастократияМафиократияКланократияИерократияМоноавтархия ЭтнократияАвтократия Абсолютная автолигархия ПартократияОграниченная автолигархия ПлутократияАнархия Аристократия(безвластие) (по крови)Минидемархия ДемократияПолидемархия(гуманистическая демократия)
Рис. 1.4. Типы политических режимов и системПолитические режимы предполагают и включают в свой состав соответствующие формы государственного правления. Например: автократия может включать в свой состав военно-полицейскую, псевдопарламентарную, суперпрезидентскую или монархическую, а демократия парламентарную, президентскую или полупрезидентскую (парламентарно-президентскую) форму государственного правления (рис. 1.5). Военно-полицейскаяПсевдо-Моноавтархия парламентарнаяАвтократия Абсолютная автолигархия Супер-Ограниченная автолигархия президентскаяАнархия Монархическая(безвластие)Минидемархия ПарламентарнаяДемократия ПолупрезидентскаяПолидемархия Президентская

….
Рис. 1.5. Соотношения политических режимови форм государственного правления
Политические трансформации, реальные жизненно-политические изменения – это результат политических и иных действий, а не словесных обещаний и провозглашаемых намерений. Они не раз случались в истории человечества. Так, С. Хантингтон выделяет три «волны» демократизации, состоявшиеся за последние двести лет: первая «волна» началась в 1826 году и завершилась к 1920-м годам рождением 29 демократий; вторя «волна» началась с завершением Второй мировой войны и увенчалась к 1962 году доведением числа демократий до 32; третья «волна» началась с разрушения СССР и мировой социалистической системы в конце 1980-х годов. Кроме того, Хантингтон называет два «отката» от демократии: в 1922–1942 гг. и 1960–1975 гг., сокративших общее количество демократий до 12 и 30 соответственно1. К третьей «волне» демократизации можно отнести демократический процесс в современной России, который имеет свои особенности, в том числе скромные успехи, робкие движения вперёд – к демократии, и весьма значимые для большинства россиян неудачи-«откаты» – движения к новой автократии.
Если рассматривать проблему в более крупном плане, то история человечества знает две наиболее существенные демократические трансформации.

Оцените статью
Добавить комментарий