Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»
города Осташкова Тверской области

«Утверждаю»Директор МОУ СОШ №1________ (Вовк Е.В.)«1» сентября 2010 г. «Согласовано»Зам. директора по УВР_____ ____________«1» сентября 2010 г. «Рассмотрено»на заседании ШМОучителей математики, информатики и ИКТПротокол № 1от «1» сентября 2010г.Руководитель ШМО______ (Кунарёва А.В.)

Рабочая программа по информатике
для 11 «А» класса универсального профиля
на 2010 -2011 учебный год

адаптированная учителем информатики высшей квалификационной

категории МОУ СОШ №1

Ахмедовой Е.В.

г. Осташков2010

^

Рабочая программа предназначена для работы в 11 «А» классе универсального профиля общеобразовательной школы.

Рабочая программа рассчитана на преподавание курса информатики и информационных технологий для универсального профиля в 10-11 классах на 172 учебных часа (2+3 часа в неделю). Рабочая программа составлена по примерной программе «Информатика и информационные технологии», разработанной на основе проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования и базисного учебного плана (базовый уровень). Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на профильном уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (ПР) (20—25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и проектных работ (ПР) — интегрированных проектных работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся.Преподавание обновленного курса «Информатика и информационно – коммуникационные технологии (ИИКТ)» в старшей школе на универсальном уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса.

^

  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: Бином, 2003. (Содержит систематическое и полное изложение курса ИИКТ) [134]
  2. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Бином, 2003 (Содержит более 450 практических заданий и задач с решениями по всем темам курса.) [142]
  3. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум. Электронный учебник на CD-ROM. – М.: Бином, 2003 (содержит систематическое и полное изложение курса ИИКТ)
  4. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Методическое пособие для учителей + CD. [148] [153]
  5. Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е., Угринович Н.Д. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по информатике. – М.: Дрофа, 2001 [137]
  6. Угринович Н.Д. Windows-CD. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2004
  7. Угринович Н.Д., Новенко Д.В. Информатика и информационные технологии. Примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств. – М. «Школа Пресс», 2001 [182]

^ : проектная технология, образование в глобальном информационном пространстве, интерактивная технология, здоровьесберегающая технология, технология использования образовательного сайта.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых, норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основные задачи курса:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

^ развивающая, обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы. Практико – ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации рабочей программы
Аппаратные средства

  • Компьютер.
  • Принтер
  • Интерактивный комплекс InterWrite, включающий в себя компьютер, проектор и интерактивную доску — технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений, применение интерактивных и мультимедийных технологий.
  • ^ – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации
  • Устройства создания графической информации (графический планшет)
  • Устройства для создания музыкальной информации
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Антивирусная программа.
  • Программа — архиватор.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы, систему управления базами данных.
  • Звуковой редактор.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Простой редактор Web-страниц

Содержание курса и требования к результатам обучения по ИИКТ

1. Алгоритмизация и программирование.Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл). Вспомогательные алгоритмы. Алгоритмическое программирование: основные типы и структуры данных (переменные и массивы). Процедуры и функции.Объектно-ориентированное программирование. Объек­ты: свойства и методы. Событийные и общие процедуры. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Системы программирования (интерпретаторы и компи­ляторы). Интегрированные среды разработки языков Visual Basic. Создание проектов на Visual Basic.

^ :

1. объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алго­ритмов;

2. знать основные типы данных и операторы для одного из языков программирования;

3. уметь разрабатывать и записывать на языке программи­рования типовые алгоритмы;4.уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированногоzsgn% программирования (Visual Basic).

2. Моделирование и формализация

Получить представление о моделировании как методе научного познания. Понять основные принципы формализации и подходы к построению компьютерных моделей. Знать использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности, назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

Учащиеся должны:

  1. иметь представление о сущности формализации и методе моделирования;
  2. уметь построить простейшие модели и исследовать их с использованием компьютера;
  3. уметь построить информационную модель для решения задач, какой — либо учебной предметной области

3. Технология обработки графической информации

Получение растровых изображений с помощью сканера и цифровой камеры. Редактирование и преобразование (масш­табирование, изменение глубины цвета, изменение формата файла и др.) изображений с помощью графических редакто­ров. Печать изображений.Создание чертежей и схем с ис­пользованием векторных графических редакторов.

Учащиеся должны:

1. объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации;2. уметь применять графический редактор для создания и редактирования изображений;3. уметь обрабатывать фотоизображения с помощью графических редакторов.

4. Компьютерные презентации

Создание мультимедийных компьютерных презентаций. Рисунки, анимация и звук на слайдах. Дизайн презентации и макеты слайдов. Композиция и монтаж. Интерактивные презен­тации (реализация переходов между слайдами с помощью ги­перссылок и системы навигации). Демонстрация презентаций. Создание образовательных презентаций по различным школьным предметам.

Учащиеся должны:

1. уметь создавать мультимедийные компьютерные презен­тации;2. уметь настраивать анимацию объектов и слайдов;3. уметь создавать интерактивные компьютерные презентации.

5. Технология обработки текстовой информации

Создание, редактирование и форматирование докумен­тов. Основные объекты в документе (символ, абзац) и опера­ции над ними. Шаблоны документов и стили форматирова­ния. Печать документов.Основные форматы текстовых файлов и их преобразова­ние. Внедрение в документ различных объектов (таблиц, изображений, формул и др.).Создание типовых документов и рефератов по различным предметам.Перевод документов с бумажных носителей в компью­терную форму с помощью систем оптического распознавания отсканированного текста.Автоматический перевод документов на различные языки с использованием словарей и программ-переводчиков.

Учащиеся должны: ,

1. уметь применять текстовый редактор для редактирова­ния и форматирования текстов;2. уметь вставлять в документ объекты из других приложе­ний;3. уметь создавать типовые документы на компьютере;4. уметь использовать системы оптического распознава­ния, словари и переводчики.

6. Технология обработки числовой информации

Вычисления с использованием компьютерных калькуля­торов и электронных таблиц.Исследование функций и построение их графиков в электронных таблицах.Наглядное представление числовой информации (стати­стической, бухгалтерской, результатов физических экспери­ментов и др.) с помощью диаграмм.Исследование информационных моделей из курсов мате­матики, физики с помощью элект­ронных таблиц.

Учащиеся должны:

  1. описывать назначение и возможности электронных таб­лиц;
  2. уметь в электронных таблицах строить диаграммы и графики;

3. уметь применять электронные таблицы для построения и исследования компьютерных моделей.

7. Технология хранения, поиска и сортировки информации

Создание баз данных с использованием систем управле­ния базами данных (СУБД). Виды и способы организации за­просов для поиска информации. Сортировка записей. Пе­чать отчетов. Создание баз данных по географии, истории и другим предметам.

Учащиеся должны:

1. описывать назначение и возможности баз данных;2. уметь создавать табличные базы данных (типа базы дан­ных «Записная книжка»);3. уметь осуществлять сортировку и поиск записей;4. уметь задавать сложные запросы при поиске информа­ции.

8. Коммуникационные технологии

Информационное пространство глобальной компьютер­ной сети Интернет. Система адресации (IP-aдpeca и домен­ные имена). Протокол передачи данных TCP/IP. Универса­льный указатель ресурсов (URL — Universal Resource Loca­tor). Основные информационные ресурсы сети Интернет. Линии связи и их пропускная способность. Передача ин­формации по коммутируемым телефонным каналам. Модем.Локальные компьютерные сети. Топология локальной сети. Аппаратные компоненты сети (сетевые адаптеры, кон­центраторы, маршрутизаторы).Работа с электронной почтой (регистрация почтового ящика, отправка и получение сообщений, использование ад­ресной книги). Настройка почтовых программ. Почта с Web-интерфейсом.WWW-технология. Всемирная паутина (настройка браузера, адрес Web-страницы, сохранение и печать Web-страниц).Загрузка файлов с серверов файловых архивов. Менед­жеры загрузки файлов.Интерактивное общение, электронная коммерция, географические карты. Поиск информации.Основы языка разметки гипертекста HTML. Форматирование текста. Вставка графи­ки и звука. Гиперссылки. Интерактивные Web-страницы (формы). Система навигации по сайту. Инструментальные средства разработ­ки. Публикация сайта.Защита информации от несанкционированного доступа. Разработка Web-сайтов (учебных заведений, образовате­льных, тематических и др.).

Учащиеся должны:

1. иметь представление о скорости передачи информации по различным типам линий связи;2. иметь представление о назначении модема и его основных характеристиках;3. описывать основные виды информационных услуг, предо­ставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет;4. объяснять основные принципы технологии World Wide Web;5. уметь пользоваться электронной почтой и путешествовать по Всемирной паутине;6. знать основы языка разметки гипертекста HTML;7. уметь создавать и публиковать в Интернете Web-сайты.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для учащихся задач.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

^

В результате изучения информатики и информационных технологий на профильном уровне ученик должен знать/понимать

  • логическую символику;
  • основные конструкции языка программирования;
  • свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте фор­мализации понятия алгоритма;
  • виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;
  • общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
  • назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
  • виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
  • базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;
  • нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности;
  • способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

уметь

  • выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
  • строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
  • вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
  • проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
  • интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
  • устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
  • оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
  • проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
  • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
  • представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;
  • подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
  • личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;
  • соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …