Управление качеством образования через ресурсное обеспечение учебного процесса

Управление качеством образования через ресурсное обеспечение учебного процесса
Содержание
Стр.
Введение……………………………………………………
Концепция деятельности…………………………………
Теоретическая база………………………………………
Система деятельности…………………………………….
Предъявление опыта деятельности……………………
Выводы…………………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложение «Внешняя оценка результатов деятельности»
ВВЕДЕНИЕ.
Исходная ситуация.
Опыт функционирования отечественной системы образования показывает, что в условиях социально-экономического кризиса страны наиболее жизнеспособными оказываются те образовательные учреждения, которые проводят активную инновационную политику: вводят новые учебные программы, практикуют новые технологии обучения, продумывают систему комфортности образовательной среды, расширяют диапазон образовательных услуг, предоставляемых населению и различного рода организациям. Вместе с тем существующая система ресурсного обеспечения образования ориентирована лишь на поддержание и воспроизводство традиционной структуры деятельности. Налицо очевидное противоречие между провозглашаемыми целями развития образования и реальной ресурсной поддержкой образовательных учреждений. Таким образом, проблема сегодня состоит в изменении методологии экономической поддержки образования, предполагающей отказ от остаточного принципа финансирования и переход к концепции инвестирования образования. Решение этой проблемы не зависит от образовательного учреждения, но сделать все возможное для поддержки инновационных процессов, создания креативной образовательной среды, развитие образования в русле основных тенденций российского образования – проблемы первостепенные.Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности к повышению качества образования в России на основе информатизации, здоровьесбережения, создания комфортных условий в обучении.В настоящее время в развитии российского образования намечаются две перспективные тенденции: — Современная школа должна стать антропоцентричной – в центре всех учебно-воспитательных действий должен быть конкретный ученик, весь образовательный процесс должен подчиняться цели его всестороннего развития. Мы формируем личность, способную функционировать в современном технократичном обществе (с этим связано изменение подхода в развитии информатизации школы), но это должна быть личность разносторонне развитая;
— Основная цель школьного образования – интеллектуальное воспитание личности ребенка, обогащение его ментального опыта. Школа должна создать оптимальные условия, содействующие обогащению интеллектуального опыта человека соответственно его психологическим и умственным способностям.
Формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. А этот фактор является основным для управления. Понятно, что наличие объективных условий само по себе не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Технология нашей деятельности как раз и предполагает выход на управление по ресурсным основаниям (ресурсно-регламентный подход).
Проблемы.Качественное освоение и реализация инноваций в образовании возможны только в условиях управляемого процесса, через систему специально организованных административных действий, выполняя которые школа продвигается к новому состоянию. Традиционные модели управления качеством образования в условиях динамично развивающейся внешней среды не могут обеспечить выполнения всех требований, которые предъявляются к качеству современного образования. Обращение именно к ресурсно-регламентному подходу обусловлено тем обстоятельством, что хронический дефицит ресурсов (кадровых, информационных, материально-финансовых и др.) стал причиной постепенной утраты прежних передовых позиций российской системы образования.
Причины.
В основу ресурсного подхода положен принцип соответствия элементов образовательного процесса и их инновационного содержания существующим и необходимым ресурсам, без которых достижение планируемых результатов освоения образовательных программ невозможно.
Основой регламентного подхода является установление соответствия задач и других элементов образовательного процесса конкретным регламентам (совокупности требований к системе образования, ее элементам в форме различных актов (положений, постановлений), учебников и др.), отсутствие которых не позволит образовательному учреждению обеспечить свое развитие. Ресурсно-регламентный подход предполагает регламентирование ресурсного обеспечения стандартов с учетом требований основных элементов образовательного процесса в соответствии с образовательными программами.
В соответствии с данным подходом выбор всех видов ресурсов направлен прежде всего на эффективную реализацию как традиционных, так и новых требований к элементам образовательного процесса, включая цели и задачи, содержание, деятельность учителя, деятельность в ее разнообразных видах (познавательная, практическая, инфокоммуникативная, речевая, музыкально-творческая, художественно-творческая, двигательная, игровая), методологические подходы и принципы дидактики и воспитания, результаты.
Установление четкого взаимодействия и взаимообусловленности планируемых результатов, элементов образовательного процесса, ресурсного обеспечения позволяет создать систему эффективного управления качеством образования в школе.
Последствия.Достижение нового, более высокого уровня развития ресурсного обеспечения образовательного учреждения проявилось в осознании администрацией школы дефицита инновационных технологий управления, адекватных задачам модернизации образования, в постановке задач по их освоению и введению в практику; в том, что педагогические коллективы совершили прорыв на качественно новый уровень профессиональной деятельности, изменили социальный статус школы за счет включения в рефлексивно-аналитическую и проектировочную деятельность. Рост числа, вариативности реализуемых школами инновационных образовательных программ привели не только к повышению качества подготовки выпускников ОУ, но и к повышению престижа школы, усилению внимания со стороны местного сообщества, органов местного самоуправления, готовности поддерживать инновационные проекты ОУ. Внедрение инновационных образовательных проектов и программ школы привело к улучшению отношения родительской общественности и местных сообществ к школе, привлечение общественности к решению проблем образования (расширение участия и усиление роли органов государственно-общественного управления в жизни школы), повышение самочувствия, удовлетворенности учителей своим трудом. Повысилось доверие родительской общественности к инновационным процессам в школе (родители оказывают поддержку, дают положительную оценку инновациям, участвуют в обсуждении и решении проблем реализации инновационных образовательных программ, интересуются результатами инновационной деятельности школы).

Сегодня в мировой педагогической практике значительное место отводится развитию материально-технических средств учебного назначения и максимальному использованию их дидактических возможностей. Дидакты выделяют современный этап как переход от традиционных средств обучения к средствам новых информационных технологий обучения и видят путь повышения эффективности обучения в широком использовании этих средств.

Сходные проблемы решались с 2000 на муниципальном уровне, когда поднимался вопрос о совершенствовании качества образования. Большим толчком в реализации этой идеи послужили работы А.И. Субетто, М.М. Поташника, А.А. Макарова, А.П.Беляевой, В.С. Аванесова, А. В. Гличева, а особенно работа В.П.Панасюка «Системное управление качеством образования в школе». Именно поэтому для городской системы образования разработка и внедрение муниципальной системы управления качеством образования превратилась в ведущую идею, объединяющую все педагогическое сообщество в Твери. Одной из тенденций развития образовательных учреждений явилась заметная активация инновационных процессов, интенсификация научно-исследовательской деятельности педагогических коллективов. Именно в это время руководители школ знакомились с отечественным и зарубежным опытом управления качеством в сфере материального производства и оказания услуг (в том числе концепция Total Quality Management, стандарты по качеству Международной организации по стандартизации ИСО). Анализ эволюции мышления в области качества демонстрирует непрерывное совершенствование и усложнение деятельности и систем, призванных обеспечить наивысшее качество. Как уже указывалось, в настоящее время вся система воззрений, подходов к проблеме управления в наиболее сконцентрированном виде представлено в концепции TQM, имеющей свое нормативное выражение в стандартах ИСО, которые были разработаны для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества.В рамках стандартов были определены восемь принципов менеджмента качества:
а)
Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
б) Лидерство руководителя
Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
в)
Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
г)
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
д) Системный подход к менеджменту
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
е)
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
ж) Принятие решений, основанное на фактах
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
и)
Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества состоит из нескольких ступеней, включающих в том числе установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества; установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества; разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса; определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин.
Такой подход также применяется для поддержания в рабочем состоянии и улучшения имеющейся системы менеджмента качества.Любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс.Чтобы результативно функционировать, организации должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов и прежде всего обеспечения их взаимодействия могут считаться "процессным подходом".
На рисунке приведена основанная на процессном подходе система менеджмента качества, описанная в семействе стандартов ИСО 9000. Он показывает, что заинтересованные стороны играют существенную роль в предоставлении организации входных данных. Наблюдение за удовлетворенностью заинтересованных сторон требует оценки информации, касающейся восприятия заинтересованными сторонами степени выполнения их потребностей и ожиданий. Система качества рассматривается как средство, обеспечи­вающее соответствие продукции установленным требованиям. Для общеобразовательного учреждения это означает, что с помощью системы качества можно обеспечивать поддержание параметров образовательного процесса в границах, приемлемых для его участников, позволяющих удовлетворять требования общества, ожидания и запросы обучающихся в области качества образова­ния.В этой связи необходимо отметить, что система качества охва­тывает два взаимосвязанных аспекта:
запросы и ожидания потребителя
запросы и интересы организации.
В первом аспекте потребителем по отношению к школе высту­пают учащиеся и их родители, а также системы профессионального образования и использования, общество в целом в лице государ­ственных органов управления. Это аспект является значимым при разработке Программы развития школы. Система качества должна предоста­вить потребителю исчерпывающую информацию с тем, чтобы тот имел уверенность в способности школы обеспечивать образование требуемого качества и постоянно поддерживать достигнутый его уровень.
Второй аспект состоит в решении проблемы соизмеримости обеспечиваемого уровня качества образования и приложенных школой для этого усилий, использованных различного рода ресур­сов. Иными словами, школа должна стремиться к достижению и поддержанию требуемого уровня качества образования, не выходя за границы оптимальных затрат. Выполнение этой задачи связано с плановым и эффективным использованием технических, человече­ских, материальных, информационных, методических и иных ре­сурсов, имеющихся в распоряжении школы.
Среди многих аспектов применения системы качества в школе управление качеством процессов имеет особое значение, поскольку в соответствии с Законом РФ "Об образовании" образовательные учреждения наделены большими свободами в отношении конкрет­ного построения ОП. Обеспечивая своим выпускникам уровень образованности не ниже уровня, установленного государственными образовательными стандартами, они вправе самостоятельно планировать ОП, осуществлять выбор образовательных и учебных программ, обучающих технологий, реализовывать собственные проекты и идеи.В ситуации отсутствия "внешнего" контроля за ходом ОП школа должна самостоятельно его обеспечивать, применяя для этого рекомендации стандартов ИСО. Эти рекомендации касаются многих аспектов деятельности при этом должны быть учтены различные «управляемые» условия, в том числе:
наличие не только учебных программ по предметам обучения, но м методи­ческих разработок к ним, учебно-методического комплекта в виде учебников, пособий, задачников, атласов, тетрадей на печатной основе, альбомов и т.п.;
выполнение правил, требований, норм, стандартов в области материально-технического обеспечения учебного процесса, Госу­дарственного образовательного стандарта и его регионального компонента, норм учебной нагрузки, СНИП, в т.ч. установленных на уровне школы;
наличие профессиональной подготовленного состава учите­лей, прошедших в установленном порядке аттестацию, имеющих должную подготовку и квалификацию;
достаточность расходуемых материальных ресурсов, отра­ботанность схем, договоров на их пополнение.

Оцените статью
Добавить комментарий