Урока:”Тема любви в лирике С. А. Есенина

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК. ПО С.А.ЕСЕНИНУ                          

 

Тема урока:”Тема любви в лирике С.А.ЕсенинаЦель урока: познакомить учащихся с любовной лирикой поэта,помочь разобраться  в противоречивости любовной лирики С.Есенина на разных этапах его творчества.Оборудование урока:Основной метод- групповая работа, и поэтому кабинет преображается общей творческой  фантазией в литературное кафе, где за столиками (сдвоенными партами)- группы из 5-6 человек. Каждая группа представляет определенный период любовной лирики:1.1914-1917г.г.-”голубая ” весна2.1917-1919г.г.-”розовое” лето3.1919-середина1925г.”желтая” осень4.вторая половина 1925г.-”черно-белая зима.Каждый столик стилизован под определенный период (скатерть, ваза с букетом).Каждый член гуппы готовит к уроку наизусть одно стихотворение С.Есенина с письменным его анализом. В процессе урока члены группы дают информацию о любимых женщинах С.Есенина  и особенностях лирики этого периода. Одни ученики читают и анализируют стихи на уроке возле  импровизированной березки, другие сдают письменные работы (анализ стихотворения Есенина, приготовленный к уроку).На уроке время от времени влючается компьютер, который демонстрирует на экране фотографии любимых женщин С.Есенина.Ход урока.Вступительное слово учителя.Дорогие гости, ребята, здравствуйте!Сегодня у нас необычный урок-урок литературное кафе.Общей творческой фантазией наш кабинет преобразился в литературное кафе Сергея Александровича ЕсенинаТема нашего урока–”Тема любви в лирике Сергея Александровича Есенина.Сегодня мы познакомимся с любовной лирикой поэта ,попрпобуем разобраться в особенностях любовной лирике  С.А.Есенина на разных этапах его творчества.В своем развитии любовная лирика  Есенина проходит четыре времени года:1.весна (1914-1917)2.лето (1917-1919)3.осень (1919-середина 1025г.)4.зима (вторая половини 1925г.)Учитель:Соответственно класс разделен на четыре группы. Первая группа изучала любовную лирику Есенина 1914-1917 годов–периодо “весны”, каждый приготовил чтение наизусть и письменный анализ одного стихотворения  поэта этого периода. Вторая группа    представляет “лето” любовной лирики, третья группа–”осень”, а четвертая–”зиму”.Любовная лирика затрагивает наиболее сокровенные, интимные стороны жизни человека. Многие темы неразрывно связаны с темой любви. Это значит, что в любовной лирике поэт может выразить и себя, и своих современников, и окружающий мир. По природе своей      лирическая поэзия       автобиографична.В октябре1925г. , рассказывая о себе, поэт заметил:”Что касается остальных автобиографических сведений,-они в моих стихах”.Поэтому,раскрывая тему любви, мы будем обращаться к биографии поэта, вспоминать сведения, полученные на предыдущих уроках, о современницах лирика, вдохновивших его на создание стихов о любвиюЛюбовные мотивы возникли еще в ученических дебютах поэта, на втором году его пребывания в церковно-учительской школе в Спас-Клепиках.А вдохновила Есенина Анна Сардановская, сестра его друга. Итак, слово 1 группе.1 ученикС Анной Сардановской Есенин подружился еще до отъезда в Спас-Клепики.Приезжая летом в родное село, он часто встречался с ней. Константиновские старожилы вспоминают,как “однажды летним вечером Анна и Сергей, раскрасневшиеся, держа друг друга за руки, прибежали в дом священника и попросили бывшую там монашенку разнять их,говоря:”Мы любим друг друга и в будущем даем слово жениться. Разними нас. Пусть, кто первый изменит и женится или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом”. Первой нарушила “договор” Анна.Приехав из Москвы.Есенин написал письмо, попросив все ту же монашенку  передать  его Анне, которая после замужества жила в соседнем селе. Та,отдавая письмо, спросила:”Что Сережа пишет?” Анна с грустью в голосе сказала:”Он,матушка,просит тебя взять пук хвороста и бить меня,сколько у тебя хватит сил”.Анне Сардановской Есенин посвятил стихотворение “За горами, за желтыми долами…”2 ученик.

__ Чтение и анализ стихотворения jАнапиз стихотворения «За горами, за желтыми долами…» (1916 год.)Анна Сардановская ненадолго заняла место в сердце поэта, нопамять об этом увлечении осталась на годы. Уже зрелым поэтом,спустя 4 года после расставания, Есенин посвятил ей эти стихи. В1916 году они были напечатаны. Характерная черта этогостихотворения, как и других стихов о любви этих лет, — полноеотсутствие реалий, связанных с прошедшими встречами и спережитым чувством. Героиня стихотворения — бедная странница,которую лирический герой призывает помолиться за его погибшуюдушу. . _-Эти стихи проникнуты светлой грустью о несбывшемся. Здесь и предчувствие трагической судьбы поэта: Помолись пред ликом спасителя За погибшую душу мою.Лексика стихотворения глубоко религиозна. Здесь земное сливается с небесным: «над церковными главами», «на высокой горе монастырь», «кроток дух монастырского жителя».Чувство нежной грусти создается метким эпитетом: «полюбил я тоской жудавлиною», яркой метафорой «голубеет небесный пес3 ученик. — -Анна Сардановская познакомила Сергея Есенина со своей подругой, тоже слушательницей Рязанского епархиального женского училища, отдыхавшей летом 1912 года у своего родственника в селе Константинове. Это была Мария Бальзамова. Мария Бальзамова ненадолго заняла место в сердце юноши. Семнадцатилетний поэт в письме девушке писал: «Я не знаю, что делать с собой. Подавить все чувства? Убить тоску в распутном веселии?.. Или жить, или не жить? Не фальшивы ли во мне чувства? Можно ли их огонь погасить? И так становится больно-больно, что даже можно рискнуть на существование на земле…»Учитель:В письмах Марии Бальзамовой поэт посылал посвященные ей стихи, но ни одно из них не опубликовал. В этот период Есенин создает стихи, лирический герой которых отдален от личности автора. Мы не будем на них останавливаться.Новое любовное увлечение приходит к поэту в трудный период его жизни. Жизнь в Москве и ненавистная работа в конторе. Разлад с отцом. Затем разрыв. Работа в типографии И.Д.Сытина. Итак, в жизнь Есенина вошла Анна Изряднова.4 ученик.Вскоре после того, как Есенин устроился в типографию, он познакомился с молодой москвичкой Анной Изрядновой и ее сестрами Серафимой и Надеждой. Сестры были прогрессивными девушками той эпохи. Сами зарабатывали себе на жизнь, бегали на лекции и митинги, увлекались модными поэтами–Бальмонтом, Северяниным,Ахматовой. Сергей Есенин при первой же встречевзволновал сердце Анны: «Пришел он кроткий,застенчивый, стесняющийся всех и всего… По внешнему виду на деревенского парня похож не был… На нем был надет коричневый костюм, высокий крахмальный воротничок и ярко-зеленый галстук … копна золотистых кудрей». В 1914 году Сергей Есенин вступил в гражданский брак с Анной Изрядновой. Молодые сняли комнатку и начали семейную жизнь. Изряднова стала матерью первого сына поэта, Юрия, который родился в Москве 21 января 1915 года. В марте Есенин уехал в Петроград за славой. Они расстались. В последний раз Анна Изряднова видела его перед роковой поездкой в Ленинград осенью 1925 года. «Сказал, что пришел проститься, просил не баловать, беречь сына.» Не уберегла. Есенин Юрий Сергеевич, техник-авиаконструктор, был расстрелян 27 июня 1937 года в Москве, где и родился, по обвинению в подготовке покушения на Сталина.Анне Изрядновой поэт посвятил стихотворение «Гаснут красные крылья заката…» (1916 год).5 ученик.Чтение и анализ стихотворения «Гаснут красные крылья заката…».Анализ стихотворения «Гаснут красные крылья заката…».Это стихотворение о любви. Оно прочитывается как лирическая исповедь того героя, с которым пришел в поэзию Сергей Есенин. В нем — боль души, ощущение скудости окружающей жизни:Не тоскуй, моя белая хата, Что опять мы одни и одни. :>Герой тревожится за судьбу любимой женщины:Знаю, годы тревогу заглушат.Эта боль, как и годы, пройдет.В стихотворении надежда на ее возвращение:И придет она к нашему краюОбогреть своего малыша. Колорит стихотворению придают многозначные слова: «крылья заката», сравнения: «как изъеденный сырью хомут», олицетворения: «тихо дремлют в тумане плетни», метафоры: «чистит месяц в соломенной крыше обоймленные синью рога». Читая стихи, грустишь вместе с лирическим героем и веришь ему:Не силен тот, кто радости просит,Только гордые в силе живут. Учитель:Итак, каковы особенности ранней любовной лирики Есенина? — Ранняя любовная лирика Есенина опирается на народные традиции, в стихах поэт стремится к олицетворению образов. Характер лирического героя только складывается. Отличительной особенностью стихов первого периода является религиозная символика.Учитель:6 ученик.В 1917-18 годах Сергей Александрович публикует стихи, сопроводив их подзаголовком «Из книги «Стихи о любви», которой не суждено было выйти. В этой связи нужно назвать прежде всего стихотворение «Зеленая прическа…», содержащее в опубликованных текстах посвящение Л.И.Кашиной. «Девушка в белом» или в «белой накидке» у поэта одно и то же лицо — Лидия Кашина. Она была односельчанкой Есенина, дочерью помещика, жившего в Константинове. Юноша питал к ней нежное чувство, и они многократно встречались. Кульминацией этого странного и таинственного романа была встреча Сергея Есенина с Лидией Кашиной летом 1917 года, после того, как хозяйка усадьбы уже _ отдала свой двухэтажный дом в Константинове деревенскому миру, а _ сама переехала жить на другую усадьбу — в Белый Яр, на луговую. сторону Оки, что в нескольких верстах от Константинова. В память о том лете, о встрече в Белом Яре Есенин написал стихотворение, посвященное Лидии Кашиной, которое было опубликовано в 1918 году.7 ученик.Чтение и анализ стихотворения «Зеленая прическа… ».Учитель:Вернувшись из деревни в Петроград, Есенин в июле 1917 года отправляется с сотрудниками газеты «Дело народа» в этнографическую экспедицию. Его сопровождала сотрудница газеты Зинаида Райх.Проецирование фото З.Н.Райх на экран. * 8 ученик.Поездка на Север Есенина с Зинаидой Райх и поэтом Алексеем Ганиным, который тоже был влюблен в нее, — одна из самых малоизученных страниц жизни поэта. Известно лишь то, что на обратном пути с Соловков Есенин сделал Зинаиде Райх предложение. Венчались они 4 августа 1917 года в Кирико-Улитовской церкви возле Вологды. Первая официальная жена поэта была личностью незаурядной. Период их совместной жизни в Петрограде, а потом в Москве бь/л единственным периодом его семейного счастья. Это 5ыла любовь столь ясная, умиротворенная, цельная, что даже нелюбовь вступила в фазугорестных драматических переживаний, она хлынула в стихи.Зинаиде Райх, не называя имени, поэт посвятил «Письмо кженщине».Учитель:Послушайте романс «Вы помните…» на стихи Сергея Есенина. В основу романса положен только отрывок из его стихотворения «Письмо к женщине».Исполнение ученицей романса «Вы помните».Учитель:Это стихотворение было написано в 1924 году, хотя события, о которых вспоминает поэт, происходили в 1919 году. Разрыв с женой положил начало новому периоду любовной лирики поэта. Но прежде, чем будет предоставлено слово 3 группе, ответьте на вопрос: «Что отличает лирику второго периода?»- Стихи Есенина этого периода восторженные, целомудренные. В них поэзия чувства сливается с поэзией природы, отсюда часто в стихах встречаются восклицательные предложения, обращения. Присутствует религиозная символика.Учитель:Итак, в любовной лирике поэта начинается новый период -«желтая» осень (1919 — середина 1925 года).10 ученик.Крушение крестьянских утопий и влияние имаженистской среды привели поэта к душевному кризису. Есенин создает новый лирический цикл «Москва кабацкая», который стал составной частью сборника «Стихи скандалиста». Цикл «Москва кабацкая» создавался Учитель:Айседора Дункан была известна всему миру как танцовщица-босоножка, то есть она единственная балерина такого высокого уровня, которая танцевала не на пуантах, а босая. Она очень любила танцевать в литературном кафе «Стойло Пегаса», куда она часто ходила с Сергеем Александровичем. В память о трагической судьбе Айседоры Дункан послушайте Венецианское адажио итальянского композитора рубежа XVI1-XV1II веков Томазо Альбинони.Танец Айседоры в исполнении ученицы.Учитель:

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …