Урока: Михаил Юрьевич Лермонтов «Парус»

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов «Парус»
Учитель : Токуева А.С.
Цель урока: учить анализировать художественный текст
Как камень, пущенный из роковой пращи,
Браздя подольный свет,
Покоя ищешь ты, покоя не ищи.
Покоя нет.
А. Белый
Комментарий к тексту
Лексика
Играть — зд.перен. волноваться, бушевать (о волнах)
Лазурь — голубизна, синева, зд.поэт. цвет моря (в солнечную погоду)
Кинуть — зд.покинуть, оставить
Грамматика Об устаревшей форме именительного падежа единственного числа прилагательного на- ой (одинокой вместо современного одинокий)Формы винительного и родительного падежей ед.числа существительных Счастия (не ищет), (не от) счастия бежит были свойственны поэтическому (стихотворному) языку прошлых столетий; выбор одного из вариантов падежной формы (счастья, счастия) часто диктовался требованиями стихотворного размера.Как будто — зд.употребляется при сравнении, не соответствующем действительности: Как будто в бурях есть покой — в бурях покоя нет
Фонетика
Глагол скрипеть ( совр.скрипеть) дан здесь в старой звуковой огласовке и орфографии
1. История создания стихотворения
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» было написано в 1832 году. Это яркий образец пейзажно- символической лирики. В «Парусе» Лермонтова нашли отражение настроения русской интеллигенции 30- ых годов 19века, чувство одиночества, разочарования и стремления к свободе в обстановке последекабрьской реакции.Тема одинокого странника, вынужденного покинуть родину, звучит у Лермонтова нередко, например:Прощай, немытая Россия,Стран рабов, страна господИ вы, мундиры голубые,И ты, им преданный народ.Эта тема часто сменяется гневным мятежным протестом против властителей общества, великосветских «надменных потомков», как в стихотворении «Смерть поэта» и других произведениях Лермонтова . Оба этих начала — вынужденное одинокое странствие и мятежность, социальный протест, свободолюбие — слиты в образе паруса — символе переживаний поэта. «Он спрашивает: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» Следовательно, своё или чужое, которое можно назвать исканием в стране далекой, оставлением в краю родном» (Потебня, 1976, с.553) Стихотворение Лермонтова «Парус» было создано, на берегу моря, по предположению А. Потебни, в несколько минут, когда автор смотрел на парус. Оно представляет собой тонкий эскиз мгновенной поэтической реакции на наблюдаемое, слепок авторского «потока сознания». Быть может, грустное восприятие паруса, переходящее у Лермонтова в глубокое философское раздумье, и сам этот словесный образ были навеяны стихами из повести А.А Бестужева -Марлинского « Андрей, князь Переяславский :Белеет парус одинокийКак лебединое крыло,И грустен путник ясноокий;У ног колчан, в руку весло.
2.Анализ стихотворения
По композиции стихотворение представляет собой расчлененный символический образ, данный в его развертывании и развитии. « Предметный образ» глубинный смысл выступают в структуре символа как два полюса, немыслимые один без другого (ибо смысл теряет вне образа свою явленность, а образ вне смысла рассыпается на свои компоненты).Каждая из трех строф стихотворения состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и второй стихи воссоздают предметный образ (меняющуюся картину моря и парус ), третий и четвертый- мысли и переживания лирического героя. Внутреннее единство каждой строфы и вместе с тем разведенность составляющих частей создают то напряжение, которое существует в многозначном символе между предметным образом и глубинным смыслом. Если, воспользовавшись приемом лингвистического эксперимента, прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы(внешний образный ряд), а потом два заключительных стиха этих же строф(внутренний смысловой ряд), а потом два заключительных стиха этих же строф(внутренний смысловой ряд), это переживаемые напряжение исчезнет, т.к. указанные ряды перестанут соотноситься м/у собой и создавать двуплановое многозначное изображение, перестанут «беспокоить» читателя своим соположением в строфе, побуждать к творческому восприятию стихов.Образ паруса тесно связан с лирическим «я»: если в первой строфе, содержащей вопросы, между ними чувствуется дистанция, то во второй и третьей они предельно сближены; лирический герой знает мысли своего второго «я», отвечает за него.Переживаемый переход от изображения природы к мыслям и чувствам лирического героя осуществляется через образ одушевленного паруса.Важную роль здесь играет прилагательное одинокой. Это не только выражение одной из тем произведения (гордое одиночество мятежника), но и ключ к раскрытию символического образа: в этом многоликом слове совмещаются значения, соотнесенные как с предметным рядом (парус одинокой, т.е. плывущий один, без подобных себе других), так и с рядом, «одушевленным» в символе (одинокий, не имеющий единомышленников, соратников, близких людей). Такое олицетворение делает естественным переход к вопросам в первой строфе. Оно мотивирует совмещение двух первых и последних стихов и в последующих строфах.Вся языковая структура стихотворения в соответствии с его идейным содержанием пронизана антитезой, выраженной контекстуальными антонимами:Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?Употребление таких антонимов, обозначающих предельные проявления какого-нибудь отношения, свойства, качества, действия, дает художественно сжатое, легкое и вместе с тем емкое, масштабное изображение: большой охват пространства (в стране далекой -в краю родном; Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой), движения, действий (ищет- кинул в…),отказ от всего самого дорогого, полную разочарованность и равнодушие, всю гамму утраченных чувств (счастья не ищет- не от счастья бежит), « Буря» и « покой», « далекая страна» и « родной край»,движение к чему- то и отчего- то, обретения и потери — вот неполный перечень антиномий «Паруса» — и «половинок» навсегда потерянного гармонического целого».Повтор слов и их симметричное расположение (Что ищет он…, Что кинул он…, счастия не ищет, не от счастия бежит, под ним- над ним и др.) подчеркивают ценностность вводимого в текст содержания.Той же цели служит и инверсия- перестановка синтаксических компонентов предложения, нарушающая их обычный, стилистически нейтральный порядок и приводящая к смысловому или эмоциональному выделению слов: парус одинокой, в тумане моря голубом, в стране далёкой, в краю родном, луч солнца золотой (акцентирование прилагательных, сдвинутых в стихотворной речи со своих обычных мест перед определяемыми существительными и поставленных в позицию рифмуемых, фонетически подчёркнутых ), белеет парус, играют волны, счастия не ищет, не от счастия бежит ( выдвижение глаголов- сказуемых на позицию перед подлежащими передаёт активность проявления признака, динамизм изображаемой картины; постановка дополнения перед глаголом подчёркивает понятийную ценность существительного счастия).Эффект приближения лирического героя к парусу, «укрупнения кадра» (в ином. глубинном плане — это познание разочарованности) во второй строфе стихотворения усиливается благодаря звукоподражанию, передающему ощутимый свист ветра (ветер свищет (ш- ш: ) и скрип мачты (мачта скрыпит (с-к-р-п-).Динамическое изображение бури во второй строфе передано бессоюзным предложением (играют волны- ветер свищет) и нагнетанием глаголов (играет ,свищет, гнётся, скрыпит).Обращает на себя внимание ритмическое выделение опорных слов и словосочетаний, прежде всего словесного образа парус одинокой, где сбив ямбического метра вызван пропуском ударения в третьей стопе; ритмическое убыстрение в произнесении этого сочетания подчёркивает его.Аналогичная закономерность наблюдается при ритмическом подчёркивании существительного счастие.Вопросительное местоимение что выделяется, напротив, не за счёт попуска ударения, а благодаря его появлению вопреки требованиям метра.Легко заметить, что одни и те же опорные слова стихотворения становятся семантически значимыми и эстетически ценными благодаря различным средствам их акцентирования (антитезе, инверсии, ритму и др.)
Лирический герой — важнейший организующий центр стихотворения. Но он — только одно, хотя и важнейшее, составляющее текста, так сказать, «повествователь».В последнем стихе в «голосе» лирического героя как бы слышен другой, всеведущий, высший «голос»:
А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой!Лирический герой ищет покой в буре. Покоя в буре и после неё нет и будет: таков человек.Сложное взаимодействие образов (природы, паруса, лирического «я» ) и «голосов» в стихотворении отражает общую структуру образа автора, в которой проступает «лик» поэта: высший нравственный идеал- жизнь, исполненная борьбы.
Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что ищет он в краю родном?
Играют волны- ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит…
Увы! Он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури ,
Как будто в бурях есть покой!

Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов «Парус»

Учитель : Токуева А.С.

Цель урока: учить анализировать художественный текст

Как камень, пущенный из роковой пращи,

Браздя подольный свет,

Покоя ищешь ты, покоя не ищи.

Покоя нет.

А. Белый

Комментарий к тексту

Лексика
Играть — зд.перен. волноваться, бушевать (о волнах)

Лазурь — голубизна, синева, зд.поэт. цвет моря (в солнечную погоду)

Кинуть — зд.покинуть, оставить

Грамматика Об устаревшей форме именительного падежа единственного числа прилагательного на- ой (одинокой вместо современного одинокий)Формы винительного и родительного падежей ед.числа существительных Счастия (не ищет), (не от) счастия бежит были свойственны поэтическому (стихотворному) языку прошлых столетий; выбор одного из вариантов падежной формы (счастья, счастия) часто диктовался требованиями стихотворного размера.Как будто — зд.употребляется при сравнении, не соответствующем действительности: Как будто в бурях есть покой — в бурях покоя нет

Фонетика

Глагол скрипеть ( совр.скрипеть) дан здесь в старой звуковой огласовке и орфографии

1. История создания стихотворения

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» было написано в 1832 году. Это яркий образец пейзажно- символической лирики. В «Парусе» Лермонтова нашли отражение настроения русской интеллигенции 30- ых годов 19века, чувство одиночества, разочарования и стремления к свободе в обстановке последекабрьской реакции.Тема одинокого странника, вынужденного покинуть родину, звучит у Лермонтова нередко, например:Прощай, немытая Россия,Стран рабов, страна господИ вы, мундиры голубые,И ты, им преданный народ.Эта тема часто сменяется гневным мятежным протестом против властителей общества, великосветских «надменных потомков», как в стихотворении «Смерть поэта» и других произведениях Лермонтова . Оба этих начала — вынужденное одинокое странствие и мятежность, социальный протест, свободолюбие — слиты в образе паруса — символе переживаний поэта. «Он спрашивает: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» Следовательно, своё или чужое, которое можно назвать исканием в стране далекой, оставлением в краю родном» (Потебня, 1976, с.553) Стихотворение Лермонтова «Парус» было создано, на берегу моря, по предположению А. Потебни, в несколько минут, когда автор смотрел на парус. Оно представляет собой тонкий эскиз мгновенной поэтической реакции на наблюдаемое, слепок авторского «потока сознания». Быть может, грустное восприятие паруса, переходящее у Лермонтова в глубокое философское раздумье, и сам этот словесный образ были навеяны стихами из повести А.А Бестужева -Марлинского « Андрей, князь Переяславский :Белеет парус одинокийКак лебединое крыло,И грустен путник ясноокий;У ног колчан, в руку весло.

2.Анализ стихотворения

По композиции стихотворение представляет собой расчлененный символический образ, данный в его развертывании и развитии. « Предметный образ» глубинный смысл выступают в структуре символа как два полюса, немыслимые один без другого (ибо смысл теряет вне образа свою явленность, а образ вне смысла рассыпается на свои компоненты).Каждая из трех строф стихотворения состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и второй стихи воссоздают предметный образ (меняющуюся картину моря и парус ), третий и четвертый- мысли и переживания лирического героя. Внутреннее единство каждой строфы и вместе с тем разведенность составляющих частей создают то напряжение, которое существует в многозначном символе между предметным образом и глубинным смыслом. Если, воспользовавшись приемом лингвистического эксперимента, прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы(внешний образный ряд), а потом два заключительных стиха этих же строф(внутренний смысловой ряд), а потом два заключительных стиха этих же строф(внутренний смысловой ряд), это переживаемые напряжение исчезнет, т.к. указанные ряды перестанут соотноситься м/у собой и создавать двуплановое многозначное изображение, перестанут «беспокоить» читателя своим соположением в строфе, побуждать к творческому восприятию стихов.Образ паруса тесно связан с лирическим «я»: если в первой строфе, содержащей вопросы, между ними чувствуется дистанция, то во второй и третьей они предельно сближены; лирический герой знает мысли своего второго «я», отвечает за него.Переживаемый переход от изображения природы к мыслям и чувствам лирического героя осуществляется через образ одушевленного паруса.Важную роль здесь играет прилагательное одинокой. Это не только выражение одной из тем произведения (гордое одиночество мятежника), но и ключ к раскрытию символического образа: в этом многоликом слове совмещаются значения, соотнесенные как с предметным рядом (парус одинокой, т.е. плывущий один, без подобных себе других), так и с рядом, «одушевленным» в символе (одинокий, не имеющий единомышленников, соратников, близких людей). Такое олицетворение делает естественным переход к вопросам в первой строфе. Оно мотивирует совмещение двух первых и последних стихов и в последующих строфах.Вся языковая структура стихотворения в соответствии с его идейным содержанием пронизана антитезой, выраженной контекстуальными антонимами:Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?Употребление таких антонимов, обозначающих предельные проявления какого-нибудь отношения, свойства, качества, действия, дает художественно сжатое, легкое и вместе с тем емкое, масштабное изображение: большой охват пространства (в стране далекой -в краю родном; Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой), движения, действий (ищет- кинул в…),отказ от всего самого дорогого, полную разочарованность и равнодушие, всю гамму утраченных чувств (счастья не ищет- не от счастья бежит), « Буря» и « покой», « далекая страна» и « родной край»,движение к чему- то и отчего- то, обретения и потери — вот неполный перечень антиномий «Паруса» — и «половинок» навсегда потерянного гармонического целого».Повтор слов и их симметричное расположение (Что ищет он…, Что кинул он…, счастия не ищет, не от счастия бежит, под ним- над ним и др.) подчеркивают ценностность вводимого в текст содержания.Той же цели служит и инверсия- перестановка синтаксических компонентов предложения, нарушающая их обычный, стилистически нейтральный порядок и приводящая к смысловому или эмоциональному выделению слов: парус одинокой, в тумане моря голубом, в стране далёкой, в краю родном, луч солнца золотой (акцентирование прилагательных, сдвинутых в стихотворной речи со своих обычных мест перед определяемыми существительными и поставленных в позицию рифмуемых, фонетически подчёркнутых ), белеет парус, играют волны, счастия не ищет, не от счастия бежит ( выдвижение глаголов- сказуемых на позицию перед подлежащими передаёт активность проявления признака, динамизм изображаемой картины; постановка дополнения перед глаголом подчёркивает понятийную ценность существительного счастия).Эффект приближения лирического героя к парусу, «укрупнения кадра» (в ином. глубинном плане — это познание разочарованности) во второй строфе стихотворения усиливается благодаря звукоподражанию, передающему ощутимый свист ветра (ветер свищет (ш- ш: ) и скрип мачты (мачта скрыпит (с-к-р-п-).Динамическое изображение бури во второй строфе передано бессоюзным предложением (играют волны- ветер свищет) и нагнетанием глаголов (играет ,свищет, гнётся, скрыпит).Обращает на себя внимание ритмическое выделение опорных слов и словосочетаний, прежде всего словесного образа парус одинокой, где сбив ямбического метра вызван пропуском ударения в третьей стопе; ритмическое убыстрение в произнесении этого сочетания подчёркивает его.Аналогичная закономерность наблюдается при ритмическом подчёркивании существительного счастие.Вопросительное местоимение что выделяется, напротив, не за счёт попуска ударения, а благодаря его появлению вопреки требованиям метра.Легко заметить, что одни и те же опорные слова стихотворения становятся семантически значимыми и эстетически ценными благодаря различным средствам их акцентирования (антитезе, инверсии, ритму и др.)

Лирический герой — важнейший организующий центр стихотворения. Но он — только одно, хотя и важнейшее, составляющее текста, так сказать, «повествователь».В последнем стихе в «голосе» лирического героя как бы слышен другой, всеведущий, высший «голос»:

А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой!Лирический герой ищет покой в буре. Покоя в буре и после неё нет и будет: таков человек.Сложное взаимодействие образов (природы, паруса, лирического «я» ) и «голосов» в стихотворении отражает общую структуру образа автора, в которой проступает «лик» поэта: высший нравственный идеал- жизнь, исполненная борьбы.

Парус

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что ищет он в краю родном?

Играют волны- ветер свищет,

И мачта гнётся и скрыпит…

Увы! Он счастия не ищет,

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури ,

Как будто в бурях есть покой!

ритмическом подчёркивании существительного счастие,появлению вопреки требованиям метра,обозначающих предельные проявления какого,указанные ряды перестанут соотноситься,важнейший организующий центр стихотворения,многоликом слове совмещаются значения,передающему ощутимый свист ветра,диктовался требованиями стихотворного размера,идейным содержанием пронизана антитезой,с-к-р-п

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …