Урока Цели урока

  • От :
  • Категории : Без рубрики

А. С. ГРИБОЕДОВ: ЛИЧНОСТЬ И СУДЬБА ДРАМАТУРГА
«ГОРЕ ОТ УМА». ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ. ЧТЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СЦЕН ПЬЕСЫ. ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ КОМЕДИИ
2 урока
Цели урока: познакомить учащихся с яркой личностью А.С. Грибоедова, расширить знания о комедии, научиться анализировать список действующих лиц, прокомментировать первое действие комедии Грибоедова «Горе от ума», выявить особенности построения экспозиции комедии, проанализировать другие действия, выявить особенности конфликта, раскрыть основные этапы сюжета
ХОД УРОКА:
Рассказ о жизни А.С. Грибоедова (презентация)
История создания комедии (по учебнику)
А) Анализ списка действующих лиц
Говорящие фамилии:Фамусов (от лат. Fama — молва)Репетилов ( от фр. Repetet – повторять)Молчалин, Скалозуб, Тугоуховский, Хрюмина, Хлестова и дрФамилия Чацкий несет в себе зашифрованный намёк на имя одного из интереснейших людей эпохи – Петра Яковлевича Чаадаева. В некоторых черновых вариантах Грибоедов называл своего героя Чадским. Петр Яковлевич Чаадаев окончил словесное отделение философского факультета Московского университета (1811). Участвовал в Отечественной войне 1812, в заграничном «антинаполеоновском» походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821 году внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. Уйдя в отставку ,он много занимался самообразованием, обратился к религии и философии. Жил за границей (1823-1826), познакомился со многими философами. В 1836 в журнале «Телескоп» было опубликовано «Философическое письмо» Чаадаева. Содержащаяся в нем резкая критика прошлого и настоящего России вызвала в обществе шоковый эффект. Реакция властей была суровой: журнал закрыли, Чаадаева объявили сумасшедшим. Более года он находился под полицейским и врачебным присмотром. Затем наблюдение было снято, и Чаадаев вернулся к интеллектуальной жизни московского общества.Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал еёБ)Работа с 1 действием комедии1. Просмотр 1 действия спектакля «Горе от ума» 2. Комментированное чтение с элементами анализа
Как начинается комедия? (утро, Лиза переводит часы, беспокоит Молчалина с Софьей; Фамусов заигрывает с Лизой)
Как ведут себя герои? (все лгут, пытаясь что-то скрыть)
Какие два мнения о Чацком узнает читатель до его появления? (мнение Лизы: «… чувствителен и весел, и остёр»; мнение Софьи: «… славно пересмеять умеет всех»)
Как ведет себя Чацкий при первом свидании с Софьей? Почему? (Чацкий взволнован, напряжен, он долго ждал этой встречи)
Как ведет себя Софья при виде Чацкого? (Софья сдержанна, в меру учтива, т.к. с момента отъезда Чацкого прошло много времени, а теперь она увлечена Молчалиным)
Работа со 2 действиемМонологи Чацкого «И точно, начал свет глупеть…», «А судьи кто?»Монологи Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера»
Кто такой Скалозуб? Может ли он понравиться Софье?
Любит ли Софья Молчалина? А он её? Что нового мы узнаем о характере героя из этого действия?
Как ведет себя «влюбленный» Чацкий?
Работа с 3 действием
С какой целью едет на бал в дом Фамусова Чацкий? (добиться признания Софьи в том, кого она любит)
Изменился ли Чацкий. Каким вы видите его на балу?
Как его встречает Софья? (Софье нравится Молчалин, а Чацкий его критикует)
Почему все подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого? (сплетня связывает любовный и социальный конфликты. С одной стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой стороны, его поведение расценивается как социальное безумие)
Работа с 4 действием
Что такое комедия?
Что такое конфликт в драматическом произведении?
Каким был конфликт в традиционной драме классицизма? (любовный)
Есть ли любовный конфликт в комедии «Горе от ума»?
Любовный конфликт. Основные стадии развития (композиция)
Экспозиция – утро в доме Фамусова; все лгут, пытаясь что-то скрыть (писателю важно показать атмосферу в доме Фамусова, особенности взаимоотношений в семье)
^ – слова Софьи на нелестный отзыв Чацкого о Молчалине («Не человек – змея»)
Кульминация – сцена падения Молчалина с лошади и реакция Софьи – обморок
^ – сцена объяснения Молчалиным своей жизненной позиции Лизе под лестницей, этот разговор слышат Чацкий и Софья
Является ли любовный конфликт основной движущей силой комедии? (любовный конфликт не является основным, т.к. Грибоедов ставил цель не просто показать характер любовных взаимоотношений героев, а раскрыть нравы современной ему Москвы, показать наметившиеся противоречия в обществе)
Какой конфликт в комедии является основным? (социально-политический как отражение всех противоречий того времени)
Кто из героев комедии участвует в социально-политическом конфликте? (Чацкий и представители фамусовского общества)
Социально-политический конфликт. Основные стадии развития (композиция)
^ – разговор Чацкого с Фамусовым, в котором Фамусов излагает свою мораль;
Кульминация – сцена на балу, когда Чацкий негодует, возмущен, произносит свои обвинительные монологи, а «… все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам;
Развязка – отъезд Чацкого, но полностью конфликт не разрешен, финал открытый.
В чем состоит суть социально-политического конфликта? (конфликт умного человека и пошлой толпы)
Выписать «крылатые» фразы
Выписать из текста основные характеристики героев
Итог: В комедии два основных конфликта: любовный, с которого начинается пьеса, постепенно перерастает в социальный, когда противопоставляется «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт оказывается шире и не укладывается в рамки любовного сюжета.

А. С. ГРИБОЕДОВ: ЛИЧНОСТЬ И СУДЬБА ДРАМАТУРГА

«ГОРЕ ОТ УМА». ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ. ЧТЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СЦЕН ПЬЕСЫ. ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ КОМЕДИИ

2 урока

Цели урока: познакомить учащихся с яркой личностью А.С. Грибоедова, расширить знания о комедии, научиться анализировать список действующих лиц, прокомментировать первое действие комедии Грибоедова «Горе от ума», выявить особенности построения экспозиции комедии, проанализировать другие действия, выявить особенности конфликта, раскрыть основные этапы сюжета

ХОД УРОКА:

  1. Рассказ о жизни А.С. Грибоедова (презентация)
  2. История создания комедии (по учебнику)
  3. А) Анализ списка действующих лиц

Говорящие фамилии:Фамусов (от лат. Fama — молва)Репетилов ( от фр. Repetet – повторять)Молчалин, Скалозуб, Тугоуховский, Хрюмина, Хлестова и дрФамилия Чацкий несет в себе зашифрованный намёк на имя одного из интереснейших людей эпохи – Петра Яковлевича Чаадаева. В некоторых черновых вариантах Грибоедов называл своего героя Чадским. Петр Яковлевич Чаадаев окончил словесное отделение философского факультета Московского университета (1811). Участвовал в Отечественной войне 1812, в заграничном «антинаполеоновском» походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821 году внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. Уйдя в отставку ,он много занимался самообразованием, обратился к религии и философии. Жил за границей (1823-1826), познакомился со многими философами. В 1836 в журнале «Телескоп» было опубликовано «Философическое письмо» Чаадаева. Содержащаяся в нем резкая критика прошлого и настоящего России вызвала в обществе шоковый эффект. Реакция властей была суровой: журнал закрыли, Чаадаева объявили сумасшедшим. Более года он находился под полицейским и врачебным присмотром. Затем наблюдение было снято, и Чаадаев вернулся к интеллектуальной жизни московского общества.Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал еёБ)Работа с 1 действием комедии1. Просмотр 1 действия спектакля «Горе от ума» 2. Комментированное чтение с элементами анализа

  • Как начинается комедия? (утро, Лиза переводит часы, беспокоит Молчалина с Софьей; Фамусов заигрывает с Лизой)
  • Как ведут себя герои? (все лгут, пытаясь что-то скрыть)
  • Какие два мнения о Чацком узнает читатель до его появления? (мнение Лизы: «… чувствителен и весел, и остёр»; мнение Софьи: «… славно пересмеять умеет всех»)
  • Как ведет себя Чацкий при первом свидании с Софьей? Почему? (Чацкий взволнован, напряжен, он долго ждал этой встречи)
  • Как ведет себя Софья при виде Чацкого? (Софья сдержанна, в меру учтива, т.к. с момента отъезда Чацкого прошло много времени, а теперь она увлечена Молчалиным)

Работа со 2 действиемМонологи Чацкого «И точно, начал свет глупеть…», «А судьи кто?»Монологи Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера»

  • Кто такой Скалозуб? Может ли он понравиться Софье?
  • Любит ли Софья Молчалина? А он её? Что нового мы узнаем о характере героя из этого действия?
  • Как ведет себя «влюбленный» Чацкий?

Работа с 3 действием

  • С какой целью едет на бал в дом Фамусова Чацкий? (добиться признания Софьи в том, кого она любит)
  • Изменился ли Чацкий. Каким вы видите его на балу?
  • Как его встречает Софья? (Софье нравится Молчалин, а Чацкий его критикует)
  • Почему все подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого? (сплетня связывает любовный и социальный конфликты. С одной стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой стороны, его поведение расценивается как социальное безумие)

Работа с 4 действием

  • Что такое комедия?
  • Что такое конфликт в драматическом произведении?
  • Каким был конфликт в традиционной драме классицизма? (любовный)
  • Есть ли любовный конфликт в комедии «Горе от ума»?

Любовный конфликт. Основные стадии развития (композиция)

Экспозиция – утро в доме Фамусова; все лгут, пытаясь что-то скрыть (писателю важно показать атмосферу в доме Фамусова, особенности взаимоотношений в семье)

^ – слова Софьи на нелестный отзыв Чацкого о Молчалине («Не человек – змея»)

Кульминация – сцена падения Молчалина с лошади и реакция Софьи – обморок

^ – сцена объяснения Молчалиным своей жизненной позиции Лизе под лестницей, этот разговор слышат Чацкий и Софья

  • Является ли любовный конфликт основной движущей силой комедии? (любовный конфликт не является основным, т.к. Грибоедов ставил цель не просто показать характер любовных взаимоотношений героев, а раскрыть нравы современной ему Москвы, показать наметившиеся противоречия в обществе)
  • Какой конфликт в комедии является основным? (социально-политический как отражение всех противоречий того времени)
  • Кто из героев комедии участвует в социально-политическом конфликте? (Чацкий и представители фамусовского общества)

Социально-политический конфликт. Основные стадии развития (композиция)

^ – разговор Чацкого с Фамусовым, в котором Фамусов излагает свою мораль;

Кульминация – сцена на балу, когда Чацкий негодует, возмущен, произносит свои обвинительные монологи, а «… все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам;

Развязка – отъезд Чацкого, но полностью конфликт не разрешен, финал открытый.

  • В чем состоит суть социально-политического конфликта? (конфликт умного человека и пошлой толпы)
  • Выписать «крылатые» фразы
  • Выписать из текста основные характеристики героев

Итог: В комедии два основных конфликта: любовный, с которого начинается пьеса, постепенно перерастает в социальный, когда противопоставляется «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт оказывается шире и не укладывается в рамки любовного сюжета.

интеллектуальной жизни московского общества,опубликовано философическое письмо чаадаева,писателю важно показать атмосферу,выписать крылатые фразы выписать,чтение ключевых сцен пьесы,момента отъезда чацкого прошло,просмотр действия спектакля горе,кульминация сцена падения молчалина,героев комедии участвует,выявить особенности конфликта

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …