Урока I. Опрос учащихся

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Тема: Поэма «Мцыри» М.Ю.Лермонтова как романтическая поэма. Своеобразие поэмы.
Образ главного героя.
Цели урока:
1) дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя;2) сделать выводы об особенностях поэмы «Мцыри» как романтического произведения.
Оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

I. Опрос учащихся.
 Как жил Мцыри в монастыре? Характер и мечты юноши-послушника.
Комментарий учителя.
Лермонтов не даёт подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывается навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к жизни запрещалось.
Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами, «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив(«Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, — Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.
 (задание-объединить строки) .

Взглянуть на дальние поля, Таких две жизни за одну,
Узнать, прекрасна ли земля, Но только полную тревог,
Узнать, для воли иль тюрьмы Я променял бы, если б мог.

Б) Мою пылающую грудь Г) …Я цель одну
Прижать с тоской к груди другой, Пройти в родимую страну
Хоть не знакомой, но родной. Имел в душе.
Делаем вывод:
Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

Про волю дикую степей,
Про лёгких, бешеных коней,
Про битвы чуждые меж скал…
В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».
II. Работа над образом Мцыри.
1 Слово учителя.
Поэма М.Ю.Лермонтова – романтическая. Его герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.
Я знал одной лишь думы власть,

Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревоги битв.
Главная страсть героя – стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далёкой любимой родине.

Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?
Ответ в 6 главе, половина 9, 10, 11.
Делаем вывод:
Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как он говорит о них. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонной монастырской обстановкой. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.
В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах. Перечитайте отрывок из 6 главы. Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж.
( Со слов «Я видел груды тёмных скал» до слов «В снегах, горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ».)
Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична, — «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока – «груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.
В начале урока говорилось о Мцыри – пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный, гордый юноша, одержимый «пламенной страстью», — любовью к родине и свободе. Но важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к. только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. Если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможного счастья, любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.

Гиперболы: О, я, как брат,
Обняться с бурей был бы рад !
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил…
Метафоры: Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской,
Я грыз сырую грудь земли…
Сравнения: Я сам, как зверь, был чужд людей,
Полз и прятался, как змей.
Развёрнутые сравнения Мцыри с конём и тепличным цветком.
Эпитеты: Но юность вольная сильна
И смерть казалась не страшна.
III. Особенности Мцыри как романтической поэмы.
Где происходит действие поэмы?
На Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре.

Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви ему поёт рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И, напротив, природа чужда и враждебна монахам монастыря: Мцыри убегает «…в час ночной, ужасный час, когда гроза пугала вас, когда, столпясь при алтаре, вы ниц лежали не земле».
Сюжет поэмы кажется привычным романтизму – герой, искатель свободы ,бежит из мира неволи. Мы встретимся с такой ситуацией в «Кавказском пленнике» и «Цыганах» А.С.Пушкина. Но в поэме Лермонтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную ситуацию. Пленник и Алеко рвут связи со своим привычным окружением и уходят в чужой, экзотический мир вольности (на Кавказ, к цыганам), Мцыри же бежит из чужого, насильственно навязанного ему мира в мир родной, естественный.

Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту героя, гордом, свободном и сильном человеке, противостоящем «постыдно-равнодушным» современникам, для которого «свобода» и «родина» означает одно и то же. Человек должен сам выбрать свой путь – таково кредо поэта.

Она помогает поэту психологически правдоподобно раскрыть внутренний мир Мцыри в системе образов – переживаний. Чтобы понять характер Мцыри, необходимо всё пережить вместе с ним: монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом, отчаяние от того, что не попал в родную страну; безнадёжность, когда вновь возвращается к своей тюрьме. Исповедь Мцыри занимает почти всё текстовое пространство поэмы (она лишь прерывается краткой авторской справкой) и обращена к определённому персонажу – старому монаху, которого Мцыри называет сначала отчуждённо-враждебно «старик», затем по-христиански – «отец». Точка зрения автора на происходящее не представлена, она исчезает после краткой экспозиции. Старый монах не произносит ни слова в ответ на исповедь Мцыри. Таким образом, читатель видит всё происходящее с героем только его глазами, что способствует характерной для романтического повествования субъективности. Исповедь является важным сюжетообразующим элементом.
IV.Выводы:
1.Лермонтовский романтизм не был уходом от окружающей его современности, а напротив, означал жажду её изменения и являлся выражением передовых идеалов времени.
2.Пафосом романтической поэмы «Мцыри» было утверждение необходимости свободы для человека и отрицание рабства и смирения.
3.В центре поэмы «Мцыри» не законченный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни.
4.Поэт воспевает не столько самого героя, сколько его идеалы.
5.И характер героя, и обстановка действия являлись исключительными и в то же время художественно правдивы.
V. Итог урока, домашнее задание.
Подготовиться к сочинению-отзыву по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Оцените статью
Добавить комментарий