Уроки Печорина, актуальны они сегодня

Вершина творчества Лермонтова — социально-психологический роман «Герой нашего времени». Главное действующее лицо романа офицер Григорий Печорин, прекрасно образованный, богатый молодой человек, которого выслали из Петербурга в действующую армию на Кавказ. Эпизоды его жизни на Кавказе составляют содержание романа, которые построен из пяти повестей: «Тамань», «Максим Максимыч», «Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист».
Поступки Печорина, заставляя страдать других, не делают и его счастливым. Он несчастен и одинок. его
холодный ум неустанно судит всех и самого себя. В то же время в его душе живет потребность в любви и соболезновании. В нем кипит энергия, ему хочется активного действия, он понимает, что у него могло быть «назначения высокое ». Но приложить свои силы к общественно-полезному делу в его время было невозможно.
Поступки Печорина мелкие; кипучая деятельность его пуста и бесполезна. Время поставило его перед выбором: «или решительная
бездействие, или деятельность без цели ». Несмотря на то, что Печорин так и не нашел главной, достойной его цели в жизни — и в этом один из источников
трагизма его судьбы, — было бы неверно утверждать, что у него вообще нет серьезных занятий. Одно из них —
понимание природы и возможностей человека. Отсюда — бесконечная цепь психологических и нравственно-философских экспериментов над собой и другими. Он обдумывает свои поступки, он сам — незаурядная личность, он постоянно сопоставляет свое поведение с «назначением высоким». В повести «Фаталист» поведение Печорина приобретает философского осмысления. Пружиной событий становится спор о
то, определена заранее судьба человека или же она свободна в своих действиях. Офицер Вулич понимает предопределение судьбы
как выражение высшей воли, от которой зависит каждый шаг человека, философским обоснованием поведения Печорина становится принцип сомнения. Печорин сомневается во всем: в существовании определенной заранее судьбы, а значит, и Бога в необходимости добра как условия человеческой жизни; во всех моральных ценностях. Это приводит его к выводу, что единственной несомненной реальностью становится его собственное «я». Свободу своей воли он делает принципом поведения.
Индивидуализм Печорина из категории психологической переходит в категорию мировоззренческую, философскую.
Свобода «для себя» оборачивается и другой стороной — она ​​опустошает человека, делает его жизнь бесцельной. такая результате судьба Печорина, который едет путешествовать в Персию и по дороге умирает.
Отношение Лермонтова к Печорину неоднозначно. Лермонтов принимает мужественную критическую мысль Печорина, который разрушает
традиционные взгляды, его стремление к действию и утверждение права на свободу. В этом в условиях эпохи реакции оказались черты настоящего героизма. Но философию индивидуализма (свободы «для себя») Лермонтов осуждает как бесполезную и социальное опасное.
Уроки Печорина очень актуальны и в наше время. Сегодня очень много людей, которые хотят много, и, если жизнь им
не дает, теряют веру в нем; теряют смысл в жизни, ведут бессмысленное и опустошительное существования. но нужно понимать, что, если жить только для того, чтобы удовлетворять свои потребности, радовать свою спесь, счастливым будешь. Рано или поздно, человек оглядывается, и понимает, что в жизни не сделала ничего путного, не принесла никому счастью, никто не ценит ее и не помнит. Надо жить так, чтобы каждый вечер ты понимал — этот день прожит не зря; может ты просто помог кому-то или улыбнулся печальной человеку, но ты оставил след добра и любви в
кого в душе, а не просто пил, курил, ругался или даже бездумно смотрел телевизор.

Оцените статью
Добавить комментарий