Урок внеклассного чтения и его роль в формировании духовного становления личности школьника. ( На примере рассказа «Собака» Нодара Думбадзе)

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Урок внеклассного чтения и его роль в формировании духовного становления личности школьника. ( На примере рассказа « Собака» Нодара Думбадзе).Стало традицией видеть задачу уроков внеклассного чтения в расширении кругозора детей выработке ориентации в современном мире книг, укреплении любви к художественной литературе. Но научить читать книгу – процесс долгий, требует от учителя четкой выверенности в организации обучения. Чтобы учащиеся проявили знания, умения и навыки, усвоенные в учебной работе, переношу учебные и педагогические цели и в организацию работы уроков внеклассного чтения.Основой для их планирования служит программа по предмету и индивидуальный выбор учителем литературных произведений. Приобщение учеников к внеклассной работе по предмету продолжает работу по какой-то ранее изученной теме или произведению. Это особенно актуально, когда изученное прежде оказывается востребованным на следующем этапе обучения или на другом литературном материале. В этом случае учащиеся на уроке внеклассного чтения не только закрепляют полученные ранее знания, но и накапливают литературный материал для работы в старших классах. Для меня урок внеклассного чтения – это своеобразный «мостик» от ученика сегодняшнего к ученику будущему, или читателю.
Интерес к урокам внеклассного чтения в школьной аудитории всегда устойчив, потому что, выбирая тему, я ориентируюсь на эмоционально-психологическое состояние учащихся, учитываю их возраст, интерес к чтению. Большинство учащихся не имеет достаточного аналитического опыта самостоятельной работы с текстом, и потому самостоятельное чтение непрограммного произведения сводится к усвоению фабулы (основной схемы событий). Моя же задача состоит в раскрытии сюжета произведения, выявлении авторской позиции. Еще одной особенностью восприятия текста учащимися является и то, что они не умеют самостоятельно соотнести уже освоенную проблему с подобной, но рассматриваемой на другом литературном материале. А ведь в «новом» увидеть знакомое( по опыту жизни, пусть небольшому, или по освоенному тексту )– одна из задач урока литературы. Литература формирует опыт человека, его духовные идеалы, с которыми впоследствии он войдет в жизнь и станет ее осваивать. Урок должен вдохновлять. «Вдохновение, если не «выпрямит» душу, то уже, безусловно поставит ее в ситуацию непростого выбора, если случится испытание обстоятельствами или всею жизнью» 1.
После изучения творчества Л.Н.Толстого в 10 классе планирую урок внеклассного чтения по рассказу Нодара Думбадзе (1928 — 1984) «Собака». Тема урока звучит так: «Тема «войны» и «мира» в рассказе Н.Думбадзе «Собака». Тема урока перекликается с изучением творчества Л.Н.Толстого (роман «Война и мир») и продолжает разговор о наследии Л.Н.Толстого в творчестве советских прозаиков, пишущих о войне.
Н.Думбадзе – советский писатель середины прошлого века. Грузия, как и большинство советских республик – Киргизия, Белоруссия, Украина, Казахстан и др – входила в состав объединенного советского государства, а потому горе и радость для грузин, как и для всего советского народа, были общими. Общенародное желание — победить фашизм – объединяло людей разных национальностей. Слова деда Спиридона в конце рассказа выражают общую для советского народа уверенность в непобедимость мира, в неистребимость всего живого, т.е. самой жизни, в недопустимость победы фашизма: «…Будет конец и войне! Войну начинают люди, и люди же положат ей конец. Быть того не может, чтобы война одолела человека…»2.
В 60-е годы ХХ века появляется ряд писателей, избравших главной темой своего творчества тему войны: Ю.Бондарев, Г.Бакланов, В.Быков, В. Астафьев, К.Воробьев, к числу которых мы, по праву, можем дописать и имя Н.Думбадзе. Многие из них прошли трудный путь войны, и опыт военных лет стал первым опытом их самостоятельной жизни. Книги этих авторов обогатили литературу опытом пережитого. В рассказах и очерках война осмыслялась писателями как этап жизни, что раньше было присуще только эпическим полотнам. Усилилось внимание к общечеловеческим ценностям: доброте, справедливости. Это было связано с главными тенденциями в развитии общественной жизни, где возросла роль нравственных начал. Особый гуманизм военной прозы проявился в признании несовместимости войны с идеалами человеческого общежития. Война, как совершенно правильно поняли и показали ее писатели, не в состоянии изменить нравственные основы жизни. Ни совесть, ни вера в будущее не противопоставлены войне, а сосуществуют в ней.Выбранная тема урока – это благодатный материал, чтобы показать связь грузинского писателя с русской культурой не только ХХ, но и Х1Х века (Л.Н.Толстой).Противостояние «войны» и «мира» в рассказе Н.Думбадзе создает атмосферу драматической напряженности. Открытого конфликта двух противоборствующих армий (фашисты – красноармейцы) в рассказе нет, но тем больший вес приобретает конфликт внутренний: между истинно человеческими качествами, прочностью моральных критериев и безнравственным, неоправданно жестоким поведением людей.«Мир» заключает в себе для Н.Думбадзе, органическую, естественную часть бытия, в которой находит отражение единение всего живого и человеческого. «Войне», по мысли автора, принадлежит качественно иное состояние бытийного пространства. В нем действуют безнравственные законы, где возможным и допустимым становится убийство (в рассказе это массовое убийство собак сельчанами), бездумная, неоправданная жестокость по отношению к голодному животному ( буфетчик обливает кипятком бездомного, голодного пса, обрекая животное на медленную и мучительную гибель), насилие над личностью человека (противостояние Бадриа и деда Спиридона). Война концентрирует зло, несет разобщенность и отчуждение, лишает человека радостного восприятия окружающего мира, обессмысливает его существование и таким образом разрушает человека. Война вырабатывает особую, чуждую человеческой природе систему отношений.Конфликт «войны» и «мира» в рассказе Н.Думбадзе находит свое разрешение в столкновении подростка Гогиты, деда Спиридона (это герои «мира») и буфетчика, односельчанина Бадриа (это герои «войны») Этот конфликт способен превратить самое естественное человеческое деяние – любовь к животным (собаке) в абсурд и преступление ( убийство односельчанами деда Спиридона своих собак по пустому, непроверенному навету): « …Наступила Варфоломеевская ночь! – проговорил дед. За первым выстрелом последовал второй, третий, четвертый… Со всех сторон доносились звуки выстрелов, лай и вой собак, крики мужчин, вопли женщин, плач детей, мычание скота…»(214)Соотнесенность человеческой судьбы с судьбой народа в периоды трагических испытаний нации заставляет с особенной силой проявлять национальную самобытность крестьянского характера, исключительную силу человеческой личности (дед Спиридон). Именно такая личность соединила в своем облике лучшие качества народа. Вот почему слово и дело деда Спиридона «никогда не расходились с делом»(216).Прилив счастья и удовлетворения жизнью герой ощущает, когда мир вокруг него разумен и гармоничен. Он всегда трудится над временными «неполадками», бытовым несовершенством мира, он строит и созидает его как свой собственный дом. Дед Спиридон не жалеет драгоценного топленого масла на излечение ошпаренной собаки, он не умеет, да и не хочет принимать боль живого существа. Для него это бесчеловечно. Дед Спиридон не хочет убивать свою Собаку тогда, когда все односельчане сделали это, пытаясь личным примером образумить людей, , уберечь их от огалтелой жестокости. Дед Спиридон здесь, в родном селе, борется за Мир, строит его, обихаживает как свой собственный дом, по праву считая себя его хозяином, восприемником лучшего, что есть в его народе.
Мир и дом-жилище для Спиридона обозначают общее с ним пространство жизни. Дом формирует тот уклад, который утверждает человек своим трудом, и потому дом становится опорой человеку в отстаивании им нравственных основ жизни. «…Не дай погаснуть нашему очагу!…Быть того не может, чтобы война одолела человека…»(220) – завещает он внуку.
Мотив сиротства в рассказе «Собака» служит знаком ценностной ориентации жизни. Сиротой оказывается тот, кто лишен связей с миром, людьми, утратил связь с общей жизнью. Умирающий дед Спиридон понимает, что внук с его уходом лишается жизненной опоры и подмоги, а потому наказывает Гогите:»…Я вернусь в этот мир, вернусь в другом обличье – деревом, травой, птицей, собакой… И всегда буду с тобой!.. Я никогда не оставлю тебя одного! Знай, сынок, что бы тебе не доставило тепло и радость,- будь то даже простой камень, — это буду я, твой старый дед!…» (220).
Только восстановление норм народной жизни, преемственность духовных и связей делает возможным сохранение личности, может спасти и уберечь ее от гибели. Опора на духовное наследие деда утверждает Гогиту на избранном им жизненном пути. Оставшись без близких (на фронте погибает отец, умирает дед Спиридон), Гогита опирается в своем жизненном устремлении на духовный опыт предков. «Если ты всегда будешь поступать так, трудно тебе придется в жизни», — вспомнил я слова деда и все же повторил
— Уйди, Бадриа, из моего дома!»(222- 223) Завещание деда Спиридона становится жизненным посохом для Гогиты.Именно Гогита восстанавливает гармонию мира, опираясь на духовный опыт деда и отца, а потому в конце рассказа мы видим восстановленный, целостный и гармоничный Мир, в котором Гогита занимает место деда и отца:, принимая ответственность за него как дар своего народа – ему есть теперь что хранить. Почувствовав личную ответственность за происходящее, герой поднялся до понимания высшей ценности бытия, которое утверждало право на жизнь всего сущего. …Я окинул взглядом свое село:Над домами вились легкие белые струйки дыма.Пели петухи.Мычали коровы.Блеяли козы.Кудахтали куры.Из-за Концхоулы поднималось солнце.Тело мое наполнилось теплом, и в ушах зазвонили веселые колокола.В моем дворе лаяла собака.» (223).
1 Золототрубова Н.Н. -Литературное образование как фактор нравственного воспитания личности . -\Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста. — Межрегиональная научно-практическая конференция. – 7-8 апреля 2005 г. – Воронеж. – Выпуск 5. – С 44
2 Думбадзе Н.В. «Собака».- С 220. — Избранное в 2 — ТТ.-Т.2.-М.-Молодая гвардия.-1981.- 336с. Здесь и далее цитируется по данному изданию

Урок внеклассного чтения и его роль в формировании духовного становления личности школьника. ( На примере рассказа « Собака» Нодара Думбадзе).Стало традицией видеть задачу уроков внеклассного чтения в расширении кругозора детей выработке ориентации в современном мире книг, укреплении любви к художественной литературе. Но научить читать книгу – процесс долгий, требует от учителя четкой выверенности в организации обучения. Чтобы учащиеся проявили знания, умения и навыки, усвоенные в учебной работе, переношу учебные и педагогические цели и в организацию работы уроков внеклассного чтения.Основой для их планирования служит программа по предмету и индивидуальный выбор учителем литературных произведений. Приобщение учеников к внеклассной работе по предмету продолжает работу по какой-то ранее изученной теме или произведению. Это особенно актуально, когда изученное прежде оказывается востребованным на следующем этапе обучения или на другом литературном материале. В этом случае учащиеся на уроке внеклассного чтения не только закрепляют полученные ранее знания, но и накапливают литературный материал для работы в старших классах. Для меня урок внеклассного чтения – это своеобразный «мостик» от ученика сегодняшнего к ученику будущему, или читателю.

Интерес к урокам внеклассного чтения в школьной аудитории всегда устойчив, потому что, выбирая тему, я ориентируюсь на эмоционально-психологическое состояние учащихся, учитываю их возраст, интерес к чтению. Большинство учащихся не имеет достаточного аналитического опыта самостоятельной работы с текстом, и потому самостоятельное чтение непрограммного произведения сводится к усвоению фабулы (основной схемы событий). Моя же задача состоит в раскрытии сюжета произведения, выявлении авторской позиции. Еще одной особенностью восприятия текста учащимися является и то, что они не умеют самостоятельно соотнести уже освоенную проблему с подобной, но рассматриваемой на другом литературном материале. А ведь в «новом» увидеть знакомое( по опыту жизни, пусть небольшому, или по освоенному тексту )– одна из задач урока литературы. Литература формирует опыт человека, его духовные идеалы, с которыми впоследствии он войдет в жизнь и станет ее осваивать. Урок должен вдохновлять. «Вдохновение, если не «выпрямит» душу, то уже, безусловно поставит ее в ситуацию непростого выбора, если случится испытание обстоятельствами или всею жизнью» 1.

После изучения творчества Л.Н.Толстого в 10 классе планирую урок внеклассного чтения по рассказу Нодара Думбадзе (1928 — 1984) «Собака». Тема урока звучит так: «Тема «войны» и «мира» в рассказе Н.Думбадзе «Собака». Тема урока перекликается с изучением творчества Л.Н.Толстого (роман «Война и мир») и продолжает разговор о наследии Л.Н.Толстого в творчестве советских прозаиков, пишущих о войне.

Н.Думбадзе – советский писатель середины прошлого века. Грузия, как и большинство советских республик – Киргизия, Белоруссия, Украина, Казахстан и др – входила в состав объединенного советского государства, а потому горе и радость для грузин, как и для всего советского народа, были общими. Общенародное желание — победить фашизм – объединяло людей разных национальностей. Слова деда Спиридона в конце рассказа выражают общую для советского народа уверенность в непобедимость мира, в неистребимость всего живого, т.е. самой жизни, в недопустимость победы фашизма: «…Будет конец и войне! Войну начинают люди, и люди же положат ей конец. Быть того не может, чтобы война одолела человека…»2.

В 60-е годы ХХ века появляется ряд писателей, избравших главной темой своего творчества тему войны: Ю.Бондарев, Г.Бакланов, В.Быков, В. Астафьев, К.Воробьев, к числу которых мы, по праву, можем дописать и имя Н.Думбадзе. Многие из них прошли трудный путь войны, и опыт военных лет стал первым опытом их самостоятельной жизни. Книги этих авторов обогатили литературу опытом пережитого. В рассказах и очерках война осмыслялась писателями как этап жизни, что раньше было присуще только эпическим полотнам. Усилилось внимание к общечеловеческим ценностям: доброте, справедливости. Это было связано с главными тенденциями в развитии общественной жизни, где возросла роль нравственных начал. Особый гуманизм военной прозы проявился в признании несовместимости войны с идеалами человеческого общежития. Война, как совершенно правильно поняли и показали ее писатели, не в состоянии изменить нравственные основы жизни. Ни совесть, ни вера в будущее не противопоставлены войне, а сосуществуют в ней.Выбранная тема урока – это благодатный материал, чтобы показать связь грузинского писателя с русской культурой не только ХХ, но и Х1Х века (Л.Н.Толстой).Противостояние «войны» и «мира» в рассказе Н.Думбадзе создает атмосферу драматической напряженности. Открытого конфликта двух противоборствующих армий (фашисты – красноармейцы) в рассказе нет, но тем больший вес приобретает конфликт внутренний: между истинно человеческими качествами, прочностью моральных критериев и безнравственным, неоправданно жестоким поведением людей.«Мир» заключает в себе для Н.Думбадзе, органическую, естественную часть бытия, в которой находит отражение единение всего живого и человеческого. «Войне», по мысли автора, принадлежит качественно иное состояние бытийного пространства. В нем действуют безнравственные законы, где возможным и допустимым становится убийство (в рассказе это массовое убийство собак сельчанами), бездумная, неоправданная жестокость по отношению к голодному животному ( буфетчик обливает кипятком бездомного, голодного пса, обрекая животное на медленную и мучительную гибель), насилие над личностью человека (противостояние Бадриа и деда Спиридона). Война концентрирует зло, несет разобщенность и отчуждение, лишает человека радостного восприятия окружающего мира, обессмысливает его существование и таким образом разрушает человека. Война вырабатывает особую, чуждую человеческой природе систему отношений.Конфликт «войны» и «мира» в рассказе Н.Думбадзе находит свое разрешение в столкновении подростка Гогиты, деда Спиридона (это герои «мира») и буфетчика, односельчанина Бадриа (это герои «войны») Этот конфликт способен превратить самое естественное человеческое деяние – любовь к животным (собаке) в абсурд и преступление ( убийство односельчанами деда Спиридона своих собак по пустому, непроверенному навету): « …Наступила Варфоломеевская ночь! – проговорил дед. За первым выстрелом последовал второй, третий, четвертый… Со всех сторон доносились звуки выстрелов, лай и вой собак, крики мужчин, вопли женщин, плач детей, мычание скота…»(214)Соотнесенность человеческой судьбы с судьбой народа в периоды трагических испытаний нации заставляет с особенной силой проявлять национальную самобытность крестьянского характера, исключительную силу человеческой личности (дед Спиридон). Именно такая личность соединила в своем облике лучшие качества народа. Вот почему слово и дело деда Спиридона «никогда не расходились с делом»(216).Прилив счастья и удовлетворения жизнью герой ощущает, когда мир вокруг него разумен и гармоничен. Он всегда трудится над временными «неполадками», бытовым несовершенством мира, он строит и созидает его как свой собственный дом. Дед Спиридон не жалеет драгоценного топленого масла на излечение ошпаренной собаки, он не умеет, да и не хочет принимать боль живого существа. Для него это бесчеловечно. Дед Спиридон не хочет убивать свою Собаку тогда, когда все односельчане сделали это, пытаясь личным примером образумить людей, , уберечь их от огалтелой жестокости. Дед Спиридон здесь, в родном селе, борется за Мир, строит его, обихаживает как свой собственный дом, по праву считая себя его хозяином, восприемником лучшего, что есть в его народе.

Мир и дом-жилище для Спиридона обозначают общее с ним пространство жизни. Дом формирует тот уклад, который утверждает человек своим трудом, и потому дом становится опорой человеку в отстаивании им нравственных основ жизни. «…Не дай погаснуть нашему очагу!…Быть того не может, чтобы война одолела человека…»(220) – завещает он внуку.

Мотив сиротства в рассказе «Собака» служит знаком ценностной ориентации жизни. Сиротой оказывается тот, кто лишен связей с миром, людьми, утратил связь с общей жизнью. Умирающий дед Спиридон понимает, что внук с его уходом лишается жизненной опоры и подмоги, а потому наказывает Гогите:»…Я вернусь в этот мир, вернусь в другом обличье – деревом, травой, птицей, собакой… И всегда буду с тобой!.. Я никогда не оставлю тебя одного! Знай, сынок, что бы тебе не доставило тепло и радость,- будь то даже простой камень, — это буду я, твой старый дед!…» (220).

Только восстановление норм народной жизни, преемственность духовных и связей делает возможным сохранение личности, может спасти и уберечь ее от гибели. Опора на духовное наследие деда утверждает Гогиту на избранном им жизненном пути. Оставшись без близких (на фронте погибает отец, умирает дед Спиридон), Гогита опирается в своем жизненном устремлении на духовный опыт предков. «Если ты всегда будешь поступать так, трудно тебе придется в жизни», — вспомнил я слова деда и все же повторил

— Уйди, Бадриа, из моего дома!»(222- 223) Завещание деда Спиридона становится жизненным посохом для Гогиты.Именно Гогита восстанавливает гармонию мира, опираясь на духовный опыт деда и отца, а потому в конце рассказа мы видим восстановленный, целостный и гармоничный Мир, в котором Гогита занимает место деда и отца:, принимая ответственность за него как дар своего народа – ему есть теперь что хранить. Почувствовав личную ответственность за происходящее, герой поднялся до понимания высшей ценности бытия, которое утверждало право на жизнь всего сущего. …Я окинул взглядом свое село:Над домами вились легкие белые струйки дыма.Пели петухи.Мычали коровы.Блеяли козы.Кудахтали куры.Из-за Концхоулы поднималось солнце.Тело мое наполнилось теплом, и в ушах зазвонили веселые колокола.В моем дворе лаяла собака.» (223).
1 Золототрубова Н.Н. -Литературное образование как фактор нравственного воспитания личности . -\Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста. — Межрегиональная научно-практическая конференция. – 7-8 апреля 2005 г. – Воронеж. – Выпуск 5. – С 44
2 Думбадзе Н.В. «Собака».- С 220. — Избранное в 2 — ТТ.-Т.2.-М.-Молодая гвардия.-1981.- 336с. Здесь и далее цитируется по данному изданию

неоправданно жестоким поведением людей,фактор профессионального становления специалиста,фактор нравственного воспитания личности,исключительную силу человеческой личности,буфетчик обливает кипятком бездомного,тело мое наполнилось теплом,ушах зазвонили веселые колокола,уходом лишается жизненной опоры,эмоционально-психологическое состояние учащихся,жалеет драгоценного топленого масла

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …