Урок в 5 классе Тема: Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова

  • От :
  • Категории : Без рубрики
Урок в 5 классе

Тема: Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова.

Цели урока:

Учебные:

  1. Расширить знания учащихся о речевых формах этикета
  2. Тренировать в использовании этикетных слов в различных ситуациях общения.
  3. Формировать представление о речевой ситуации

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные способности учащихся.
  2. Уметь отбирать необходимые этикетные слова относительно речевой ситуации.
  3. Уметь формулировать правила речевого общения.

Воспитательные: 1. Подвести к мысли о том, что внимательность и доброжелательность к другим людям проявляются в словах, тоне разговора, поступках. 2. Воспитывать уважение к собеседнику путем использования этикетных слов и оборотов речи.

Задачи:

  • Научить различать речевые формы этикетных слов и использовать их в речевой ситуации.

Оборудование урока:

1.На доске эпиграф:

Заговори, чтоб я тебя увидел (Сократ).

2.Слайды на интерактивной доске. 3. Задания группам: карточки с описанием речевой ситуации.

Ход урока.

1.Оргмомент.

Учитель приветствует класс:

— Привет, малявки!

2. Стадия вызова ( «мозговой штурм»)

1) Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи.

Почему вы так удивлены? — Я неправильно обратилась к вам? — А как же я должна была вас поприветствовать? Почему?

— Итак, как вы считаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

(Умеем ли мы использовать этикетные слова) – запись в тетрадь.

— Что мы с вами должны узнать? Чему научиться?

А) какие существуют правила речевого этикета, Б) какие этикетные слова мы должны использовать в разных ситуациях.

2. Стадия осмысления

1) Слово учителя с элементами беседы.

-Что такое этикет? (прочитать толкование этого слова на плашке на стр. 116 учебника). Выясняется история создания этикета.

(А как возникло это слово? Может быть, кто-либо из вас знает? О, это интересная история.

Людовик 14 решил устроить бал и гостей к себе позвал из разных стран. Он подумал, что в разных странах разные обычаи, и не все знают, как вести себя при дворе. Поэтому, чтобы был порядок, он придумал удобные для всех правила поведения и раздал их на ярлычках, этикетках. Дамы прикрепляли их к вееру, господа – к обшлагу, к манжету камзола. Все чувствовали себя легко и непринужденно. Петр Первый, побывав в Европе, перенес этикет в Россию. Итак, главная цель этикета — чтобы было удобно и комфортно.) — А как вы понимаете слова «речевой этикет»? (правила поведения, принятые в речевом общении между людьми) — Какие вы знаете правила речевого этикета (приветствие, прощание, извинения, благодарности, просьбы и т.д.) ( самостоятельное формулирование и запись основных правил речевого поведения по рядам или в группах) В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», прочитанной нами на уроках литературы, А.С.Пушкин писал:

Вмиг по речи распознали,

Что царевну принимали…

-Как вы думаете, почему богатыри поняли, что к ним пришла царевна? — Ознакомьтесь с высказыванием древнегреческого философа и ученого, написанным на доске. Как вы понимаете эти слова? — Какими бы вы хотели выглядеть в глазах других людей? (культурными, вежливыми, воспитанными) — А что нужно делать, чтобы стать воспитанным, вежливым, культурным? (соблюдать этикет) Действительно, можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь «выдает» нас.

^

Упражнение 309. Русский народ давно создал правила речевого этикета и выразил их в пословицах и поговорках. Прочитайте каждую пословицу и объясните, какое правило речевого поведения она выражает.

-Обдумывай, что говоришь. — Внимательно слушай собеседника — Будь всегда добрым и внимательным к окружающим. — Приветствуй всех, кто тебе встретится. — Не забывай поблагодарить всех, кто тебе помог. — Извинись или попроси прощения у тех, кому причинил неудобства.

2) Вы, наверное, заметили, как по-разному каждого из нас называют люди? Мы в течение дня можем быть и Надей, и Надькой, и Надеждой, и Надюшей. Некоторые обращения звучат ласково, другие – официально, третьи – обидно.

-От чего зависят этикетные слова, которые мы употребляем в речи? Вспомните, как я обратилась к вам в начале урока.( от речевой ситуации)

— Как вы думаете, что такое речевая ситуация?

Прочитайте текст на стр. 117.Что узнали нового из этого текста?

-В тетради схематично изобразите речевую ситуацию. ( 1 ученик на доске)

4. Контроль усвоения материала – самоконтроль, взаимопроверка

1) .Запишите этикетные слова и обороты, которые уместно использовать, обращаясь к старшему по возрасту (1вариант) и в разговоре с товарищем (2 вариант)

2) Упражнение 314. Прочитайте по ролям. Какое чувство вызывает у вас речь мальчика? Какие слова неуместны и почему? Замените слова мальчика на подходящие речевой ситуации (устно).

3) Скажите, пожалуйста, что изменяется в предложении, когда появляются этикетные слова? Я уверена, что вы поняли, для чего нам нужна эта лексика. Давайте проверим, сможете ли вы воспользоваться знаниями, полученными на уроке.

Работа в группах. Подготовьте и разыграйте сценку в соответствии с правилами речевого этикета.

-В автобусе

-В библиотеке

-В кинотеатре

-В столовой

-В билетной кассе.

4) Упражнение 317 (самостоятельно.) Используя этикетные слова, сформулируйте вопрос.

5. Итоги урока.

Подведем итоги нашего урока. Достигли ли его целей? Открыли ли вы для себя что-то новое? Что вы чувствовали? Когда было трудно? Чему удивились? Что пожелаете самим себе? А мне? Поэт Солоухин написал такие строки: “Здравствуйте”,– поклонившись, Мы друг другу сказали. Просто “здравствуйте”, Больше ведь мы ничего не сказали. Почему же на капельку солнца Прибавилось в мире, Почему же на капельку счастья Прибавилось в мире, Почему же на капельку радостней Сделалась жизнь?

Попробуйте ответить на вопросы, поставленные в стихотворении:

Как здорово говорить друг другу приятные, добрые слова. Мне нравится с вами работать

6. Домашнее задание.

Упражнение 313, 308 или 316 на выбор, упр 309.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …