Урок литературного чтения в 3 классе(1 4). Форма проведения урока: урок изучения нового материала с элементами дидактической игры-предположения. Тема: «Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»

  • От :
  • Категории : Без рубрики
А.А.Черепкова, учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Чечеульская средняя общеобразовательная школа», высшая квалификационная категория.

Урок литературного чтения в 3 классе(1 – 4).

Форма проведения урока: урок изучения нового материала с элементами дидактической игры-предположения.

Тема: «Николай Алексеевич Некрасов.

Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».

Цели:

  • обучающие: продолжить знакомство обучающихся с творчеством Н. А. Некрасова и его произведениями; учить детей чувствовать поэзию слова; работать над умением выразительно читать стихи; познакомить со средствами выразительности: (тон, темп, ритм, рифма); обогащать словарный запас учащихся;
  • развивающая: развивать у обучающихся поэтический вкус и образное мышление, способности эмоционально откликаться на события, описанные автором в произведении; способствовать эстетическому развитию школьников;
  • воспитывающая: прививать бережное отношение к природе, к животным.

Оборудование. Учебник «Родная речъ-2»(ч.1), (авт. М. В. Голованова. В. Г. Горецкий. Л. Ф. Климанова М., Просвещение); портрет Н.А.Некрасова; грамзапись стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» в исполнении Виктора Хохрякова; раздаточный материал — карточки с вопросами; учебное пособие-плакат «Лесник спасает зайцев»;выставка детской литературы «Произведения Н.А. Некрасова».

^

I.Организационный момент.

Учитель. Ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок хорошего настроения. Мы будем вспоминать, предполагать, слушать, читать, думать, представлять, сосредоточенно работать и … улыбаться. Тогда нам всё будет по плечу.

^ Ребята вспомните, кто сказал эти слова? «Я лиру посвятил народу своему».(запись на доске).

^ Как вы их понимаете?

Дети. Вырос среди простого народа и в своих стихах отражает его жизнь. Учитель. Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством Н.А.Некрасова и прочитаем отрывок из стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы»

^

Дети. В стихах Н. А. Некрасов рассказал, как тяжко живётся людям в крепостной деревне. Особенно много стихов написал о крестьянах и их детях. Это «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок» и др. Когда читаешь эти стихотворения, кажется, будто сами крестьяне рассказывают о своём труде и своих печалях — так хорошо знал Некрасов их жизнь и так близко принимал её к сердцу.

Учитель. Только ли о народе писал Н. А. Некрасов?

^ Какие стихи вы читали?

Дети. «Перед дождём». «Славная осень!…» (отрывок из стихотворения «Железная дорога»). «Мороз-воевода» или «Не ветер бушует над бором…» (отрывок из поэмы «Мороз. Красный нос»),

Учитель. Почему поэт любит природу? Что связывает его с природой?

Дети. Отец Некрасова запрещал ему дружить с детьми крепостных крестьян, потому что сам он выходец из дворянской семьи, но мальчик, выбрав удобную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских детишек. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними ягоды, грибы, а когда наступала зима, и ребята уходили на Волгу кататься с крутых берегов на салазках, он и тогда не расставался со своими приятелями. Так любовь к полям, лесам своей родины, к её снегам и морозам зародилась у него ещё в детские годы.

Учитель. Мороз-богатырь, Морозко — любимый герой русских народных сказок, которые рассказывала ему его няня, крепостная крестьянка. Сказки полюбились маленькому Николаю, и он запомнил их на всю жизнь. Стал поэтом и в своих стихах изображал этого богатыря весёлым, озорным и могучим чародеем.

^ .

Цель: развитие поэтического вкуса и образного мышления.

1) Слово учителя. А сейчас проведём конкурс выразительного чтения двух отрывков из стихотворения «Мороз-воевода».

Жюри конкурса: Гузова Г. С.- завуч по УВР в начальной школе, Нечипурук Н. Н. — учитель начальных классов, Кудинова Н. М. -учитель русского языка и литературы.

^ Вы герои стихотворения: Мороз-сила, Мороз- хвастун. Ваша задача постараться при чтении показать сначала могущество и силу Мороза, а затем весёлого хвастуна — Мороза.

3) Чтение отрывков из стихотворения (4 человека).

^

Имитация движениями рук и ног начала отрывка из стихотворения «Не ветер бушует над бором…» На слова «…бушует над бором»- движение рук вверху; «…побежали ручьи» — бег на месте; «…обходит владенья свои»-ходьба на месте.

^ Уже с раннего детства Некрасов был сильным, смелым, умел грести, плавать, метко стрелял из ружья. Став взрослым, в свободное от работы время любил скитаться по лесам и полям, любил охотиться. Это мы видим на фотографии, сделанной с рисунка Д. Шмаринова (показ фото).

«Охота была для пего не одной забавой, но и средством знакомиться с народом»… говорит его сестра А. Л. Буткевич. Особенно дружил Некрасов с такими крестьянами, которые и сами любили охотиться. Много интересных историй рассказал поэту старый Мазай, с которым он нередко ходил на охоту. Жил Мазай в деревне Малые Вежи, среди дремучих костромских лесов, в болотистой, низменной местности, где водилось очень много всякой дичи. Эту историю Н. Л. Некрасов описывает в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы». Я предлагаю послушать это стихотворение в грамзаписи в исполнении Виктора Хохрякова. Во время прослушивания представьте картину происходившего; словесно попробуйте нарисовать то, что подсказывает вам ваше воображение.

2) Прослушивание грамзаписи стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

3) ^

О каком интересном случае рассказал Дедушка Мазай? Когда этот случай произошёл?

4)Творческое задание. Словесно, нарисуйте то, что вы представили во время

прослушивания.

^ Мы на уроке прочитаем только отрывок из этого стихотворения. В данном отрывке встретятся некоторые слова, которые требуют объяснения. Будьте внимательны и карандашом пометьте те слова, которые вам не понятны.

^ .

3) Лексикословарная работа. Цель: обогащение словарного запаса.

Запись на доске: «половодье»- весенний разлив реки от таяния снега (показ картин); «силки»- петля для ловли птиц; «гинут»- гибнут; «багры»- деревянные шесты с металлическими крюками и остриями; «аршин»- мера, длины, равная 71см; «сажень»- мера длины, равная 2м 13см; «гурьба»- шумливая группа; «гуторя»- говоря; «горемыки»- несчастливый, злополучный; «тягота не велика»- тяжесть небольшая; «зипуном»- крестьянская верхняя одежда; «озимь»- всходы озимого посева (засеянные осенью); «лёжа пластом»- плотным слоем; «дали стречка»- стремительно убежали.

^

1) Самостоятельное чтение стихотворения обучающимися в полголоса. 2) Беседа по вопросам в парах.(Раздаточный материал- карточка с вопросами). — Когда же бьёт зайцев Мазай? (Никогда). — Каким вы представили себе деда Мазая? Опишите его внешний вид. — Нравится ли вам его речь? — Как он говорит? — Как старый Мазай относится к бедным зверькам? — Как относится Мазай к природе и ко всему окружающему?

^

Учитель. Какой же это был человек?

Дети. Добрый, весёлый, не боится показаться кому-то смешным.

Учитель. Весной во время половодья особенно трудно бывает животным. Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны людей.

Учитель. Посмотрите на плакат «Лесник спасает зайцев» и скажите, можно ли его соотнести с произведением Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

^

Учитель. Как Мазай в течение своего рассказа называет зайцев?

Дети. Бедные зверьки, команда косая, зайчики, горемыка, зайчишки, плуты косые, зверишки.

Учитель. О чём это говорит?

Дети. Дедушке Мазаю их жалко, он любит их. Хочет помочь им в беде.

Учитель. — Все ли зайцы разбежались?

— Как поступил Мазай с теми, кто не смог убежать?

^ Только ли потому Мазай не бьёт зайцев весной и летом, что «шкура плохая»?

IХ.Обобщение изученного материала.

Слово учителя с элементами беседы.

Точность передачи рассказа Мазая в стихотворении говорит о великом мастерстве поэта Н. А. Некрасова, сумевшего сохранить выразительную речь, её эмоциональность. Смена ритма, тона в стихотворении: «И во весь дух Пошли зайчишки …» помогают понять, как старый Мазай «подгоняет» зайчиков. Так же мы видим крестьянскую хозяйственность Мазая, беспокойство о своей жизни. Ведь не просто поехал Мазай в лодке кататься, а за чем?

^ Зайцы зайцами, а про дрова тоже не забывает.

-Какое настроение создал поэт Некрасов, описав приключения старого Мазая? — А что из этого стихотворения вы узнали о самом поэте?

^ с. 242-244, выразительное чтение; сделать рисунки к особо понравившемуся отрывку; с. 252, задание № 2.

ХI. Рефлексия урока. Комфортно ли вам было на уроке? Уверенно ли чувствовали себя? С интересом ли познавали новое? Используя «Барометр настроения» покажите это. 

Лесник спасает зайцев «Старый Мазай разболтался в сарае…»

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …