Урок-настроение

Родная природа в стихах русских поэтов ХХ века
5 класс
Урок-настроение
Очень люблю стихи. И всегда стремлюсь передать мою любовь ученикам. Именно поэзия, на мой взгляд, учит чувствовать, переживать, понимать окружающий мир и самого себя. Но ни для кого не секрет, и коллеги меня поймут: далеки современные школьники от поэзии. С этим мириться, конечно, не хочется. Поэтому с пятого класса учу детей слушать и читать стихи. Сначала сама провожу поэтические пятиминутки, читаю любимые стихи, потом привлекаю ребят: прошу прочитать то или иное стихотворение, затем они уже сами спешат поделиться открытием: читают понравившиеся стихи, учат их наизусть. Проводим уроки, внеклассные литературные гостиные, посвященные поэтам и поэзии. Этот урок запомнился моим ребятам. Мы не анализировали стихи, мы просто слушали, представляли, воображали. Поэзия помогла нам побывать в лесу (мы живем на берегу Азовского моря, а лес для нас – это такая же экзотика, как для других море). Для создания настроения использовала записи музыкальных пьес П.И. Чайковского и Д.Кабалевского, пения соловья, репродукции картин И.Левитана и И.Шишкина. Накануне ребята получают пропуск-приглашение – открытку со стихотворением, которое они должны выучить в секрете от других.

Ты раскрой мне природа, объятья, Чтоб я слился с красою твоей…И.БунинОбращаюсь к детям:- Сегодня мы с вами отправляемся в страну читательских удовольствий. Это очень большая страна, мы посетим лишь ее уголок. И чтобы мы не заблудились, не нарушили законов, и не попали в какую-нибудь неприятную историю, нас будет сопровождать сама фея. Она прислала каждому из нас приглашение-пропуск – это стихи, которые живут в том уголке ее волшебной страны, куда мы отправляемся. Вы догадались, куда мы идем? Да, в царство природы. Мы отправляемся туда вместе с русскими поэтами С.Есениным, И.Буниным, Н.Заболоцким, Н.Рыленковым и М. Дудиным. Русскими художниками И.Шишкиным и И.Левитаном. Сопровождать нас будет также музыка П.И.Чайковского и Д.Б.Кабалевского. Мне фея тоже прислала приглашение. Это стихи Н.Рыленкова: Как мне жалко людей, про которыхГоворят, что угрюмый их глазВидит лишь водоемы в озерах,А в лесу древесины запас.Кто не может с речушкой сдружиться,не заплачет навзрыд с куликом, кто не знает, как пахнет душицаНа поемном лугу вечерком.Никогда не намокнет под ливнем, босиком по росе не пройдет,И под небом пронзительно-синимНе забудет про дни непогод.И о чем бы они ни старались, -Есть присловье одно про таких:Ни себе, ни другим не на радостьСуетливые хлопоты их!Пей же всласть родниковую воду,Росной свежестью луга дыши,Кто не любит родную природу – Тот не знает народной души! (Включаю магнитофон).

— Добро пожаловать в царство природы! Милые дети! Я вас прошу в моем царстве говорить тихо, ходить на цыпочках. Здесь живут мудрые деревья, тихие травы и нежные цветы, добрые звери и птицы. Здесь всходит ясное солнышко и дарит всем тепло, плывут облака, пролетает ветерок, живет грибной дождик.Не сломайте веточку, не затопчите ромашку на полянке, не прервите птичью песенку…Пожалуйте с добром, дорогие мои друзья!Обращаюсь к детям:- Что же прислала нам Фея?
Юля. Стихотворение Н.Рыленкова
Все в тающей дымке –Холмы, перелески…Здесь краски не яркиИ звуки не резки.Здесь медленны реки,Туманны озера,И все ускользает От беглого взора.Здесь мало увидеть,Здесь надо всмотреться,Чтоб ясной любовьюНаполнилось сердце.Здесь мало услышать,Здесь вслушаться нужно,Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно.Чтоб вдруг отразилиБездонные водыВсю прелесть застенчивой Русской природы.
Учитель. Что ж, будем смотреть и слушать. Отправляемся в путь. Мы проведем с вами в Царстве природы весь день.Итак, раннее-раннее утро…
Лена:
Луна серебряною пряжейПеред зарей заткала сад,Где лепестки, как пух лебяжийВ прозрачном воздухе висят.Они устелют нам дорожку,На голубом песке ясны.И мы поверим понемножку,Что наступил конец весны. Это были стихи Н. Рыленкова.
Учитель. Все светлее небо, луны уже нет.
Наташа:
Задремали звезды золотые,Задрожало зеркало затона,Брезжит свет на заводи речныеИ румянит сетку небосклона.Улыбнулись сонные березки,Растрепали шелковые косы,Шелестят зеленые сережки,И горят серебряные росы,У плетня заросшая крапиваОбрядилась ярким перламутромИ, качаясь, шепчет шаловливо:«С добрым утром!» Таким увидел утро С. Есенин.
Учитель. Тихонько идем дальше, скоро солнышко взойдет, постараемся не пропустить восход.
Оля:
Загорелась зорька краснаяВ небе темно-голубом,Полоса явилась яснаяВ своем блеске золотомЛучи солнышка высокоОтразили в небе свет,И рассыпались далекоОт них новые в ответ.Лучи ярко-золотыеОсветили землю вдруг.Небеса уж голубыеРасстилаются вокруг. Это тоже С.Есенин.
Учитель. Тихо, замрите. Кажется, слышу голоса лесных жителей?
Коля. Да, вместе с Н.Рыленковым:
А в глуши лесов таинственныхНелюдимый, как дикарьПесню прадедов воинственныхНачинает петь глухарь.А на кочках под осинами,Солнца празднуя восход,С причитаниями старинными Водят зайцы хоровод.Лапки к лапкам прижимаючи,Вроде маленьких ребят,Про свои обиды заячьиМонотонно говорят.И над песнями, над пляскамиВ эту пору каждый миг,Населяя землю сказками,Пламенеет солнца лик,И, наверно, наклоняется В наши древние лесаИ невольно улыбается На лесные чудеса.
Учитель. Идем по тропинке, смотрим и слушаем. Таня, кто там вместе с нами идет?
Таня:
Ромашка, излучая свет,На солнышко похожая,Спешит везде за нами вслед,Своя, не перехожая.До поздней осени на насБросает взгляды смелыеЕе веселый желтый глазЧерез ресницы белые.Она в лугу, она в лесуИ рядом – на обочине.По всей земле ее красуВетра рассредоточили.По всем полянам и полямРомашка с мая месяцаНа счастье нам, на радость гамРастет, цветет и светится. Я прочитала стихи М.Дудина.
. Саша, а это кто впереди?
Саша:
Старинный дуб раскинулся могучеВо всей красе земного естества.Подобна надвигающейся тучеЕго ветвей тяжелая листва.Над ним небес промытых мир просторныйИ семицветной радуги раствор.И в три обхвата не обхватишь черный,В буграх наростов узловатый ствол.Он на посту. Он дней и сил не числит.Прижмись к нему. Прислушайся. Внемли,Как по его стволу проходят мыслиЗемли и неба, неба и земли. Таким увидел дуб М.Дудин.
Учитель. Присядем, отдохнем, прислушаемся. И послушаем… Автором стихов и о ромашке, и о старинном дубе является русский поэт Михаил Дудин.
( Рассказ учителя о М.Дудине. – М.Дудин. Собрание сочинений в 4 т. М., Современная литература, 1987. С. 5 – 8)
Учитель. Мы в лесу, в самой чаще его…
Ваня:
Чем жарче день, тем сладостней в боруДышать сухим смолистым ароматом,И весело мне было поутруБродить по этим солнечным палатам!Повсюду блеск, повсюду яркий свет,Песок как шелк… прильну к сосне корявойИ чувствую: мне только десять лет,А ствол – гигант, тяжелый, величавый.Кора груба, морщиниста, красна,Но так тепла, так солнцем вся прогрета!И кажется, что пахнет не сосна,А зной и сухость солнечного лета. Это стихи И.Бунина.
Учитель. Сколько света! Сколько яркой зелени! А запахи!
Саша:
Смешался с запахом смолыТомящий запах земляники.Где сосен тонкие стволыТорчат, как бронзовые пики.И тень бежит во все углыИ ловит солнечные блики,На травы нижет без иглыЦветные бусы земляники.Дрожит под крылышками пчелПозолоченной сеткой воздух.Пичуги дремлют в темных звездах…И вправе я себя не счелНарушить птиц полдневный отдых,Прервать полдневный запах пчел. Это стихи Н.Рыленкова.
Учитель. Не станем и мы нарушать покой леса и работу пчел. Тихонько идем дальше. Где-то здесь должен быть родник.
Андрей:
В глуши лесной, в глуши зеленой,Всегда тенистой и сырой,В крутом овраге под горой Бьет из камней родник студеный:Кипит, играет и спешит,Крутясь хрустальными клубами,И под ветвистыми дубамиСтеклом расплавленным бежит. Заметить родник нам помог Иван Бунин.
Учитель. Давайте отдохнем у родника и послушаем мой рассказ о И.А.Бунине.
Вы уже слышали это имя… А я вот что хочу сказать. Бунин прожил 83 года. Родился в 1870 г., первая книга стихов вышла в 1891. Знаком был с Чеховым, Короленко, виделся с Толстым, дружил с Горьким… Долгая жизнь закончилась 8 ноября 1953 года.Бунин один из самых страстных жизнелюбов, каких знает мировая литература. Он с детства усвоил уроки отца: надо знать природу, жить поближе к природе, любить родные поля, леса, солнце, небо… Это радует, это вечное, а все остальное проходит и не стоит слез. Бунин никогда не уставал восхищаться. Жажда восхищений была главной причиной его путешествий, а он очень много ездил по свету…Ну что ж, пойдем дальше. Видите, мы вышли на поляну. Какая светлая полянка, а вдали поле колосится. Но что-то потемнело вокруг. Тучи появились.
Антон:
Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.Все труднее дышать, в небе облачный шар шевелится,Низко стелется птица, пролетев над моей головой.- предупреждает о дожде Н.Заболоцкий.
Учитель. Дождь… прячемся…Да не бойтесь: летний дождь – теплый дождь.
Вика:
Крупный дождь в лесу зеленомПрошумел по стройным кленам,По лесным цветам…Слышишь? – звонко песня льется,Беззаботно раздается голос по лесам. Рассказывает нам Бунин.
Виталик:
… НабежалоНад лесом облако – и вдругНа взгорье радуга упала,И засверкало все вокруг.Стеклянный, редкий и ядреный,С веселым шорохом спеша,Промчался дождь, и лес зеленыйЗатих, прохладою дыша.Вот день! Уж это не впервые:Прольется и уйдет из глаз…Как эти ливни золотые, пугая, радовали нас!Едва лишь добежим до чащи – Все стихнет… Соглашаемся мы с И.Буниным…
. Летний дождик – быстрый гость: прошумел и затих, ушел. И вокруг все засияло.
Света:
Дымкой даль закрыв на полчаса,Прошел внезапный дождь косыми полосами – И снова глубоко сияют небесаНад освеженными лесами.Тепло, и влажный блеск. Запахли медом ржи,На солнце бархатом пшеницы отливают, И в зелени ветвей, в березах у межиБеспечно иволги болтают.И весел звучный лес, и ветер меж березУж веет ласково, а белые березыРоняют тихий дождь своих алмазных слезИ улыбаются сквозь слезы. Это тоже И.Бунин.
Учитель. Как стало чисто и светло вокруг, заметили?
Валя:
Цветет по сторонам Проселочной дороги медуница.Дождь вымыл лица древним валунам,И молодеют каменные лица.Без устали тачают сапогиКузнечики, как швейные машинки.И, вынырнув, ложатся на кругиВосторженности желтые кувшинки. Это стихи М.Дудина.
Марина. Посмотрите, что я увидела вместе с М.Дудиным:
Мне стрекоза садится на ладонь,Как лайнер на бетон аэродрома.И незабудок голубой огоньСлепит глаза, как молния без грома.Ликуя, пробирается ручейСквозь заросли и запах медуницы,И остается тень его речейНа белом откровении страницы.Я отвечаю голосу дроздаМалиновки передзакатным свистом,И лилия, как белая звезда,Качается на отраженье чистом.
Учитель. Ближе вечер, много таинственных звуков в лесу. Прислушаемся… Что ты услышал, Леша?
Алексей:
Кто мне откликнулся в чаще лесной?Старый ли дуб зашептался с сосной,Или вдали заскрипела рябина?Или запела щегла окарина,Или малиновка, маленький друг,Мне на закате ответила вдруг? Это стихи Н. Заболоцкого.
Учитель. Все ниже солнышко, ближе ночь…
Аня:
Тихо струится река серебристаяВ царстве вечернем зеленой листвы.Солнце садится за горы лесистые,Рог золотой выплывает луны.Запад подернулся лентою розовой ,Пахарь вернулся в избушку с полей,И за дорогою в чаще березовойПесню любви затянул соловей.Слушает ласково песни глубокиеС запада розовой лентой заря.С нежностью смотрит на звезды далекиеИ улыбается небу земля
Учитель. Вот и ночь, прекрасная летняя ночь. Посидим у костра и послушаем. Я расскажу вам о Константиново, где мне посчастливилось побывать.(Рассказ учителя о родине С.Есенина, затем весь класс поет под гитару песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», накануне разученную на уроке музыки)
Настя.
В туманные ночи июняТы выйдешь на берег косой,Там пахнут, как полные ульи,Кусты под медвяной росой.Как с неба упавшие звезды,Мерцают в траве светляки,И месяц ковшом из берестыЛежит у затона реки.А ветер, нахлынувший с плеса,Где замерли всплески весла,Напомнят тебе, что покосаПора золотая пришла. Это стихи Н. Рыленкова.
Учитель. Пора золотая пришла… А нам пришла пора возвращаться в класс. К сожалению, путешествие наше закончилось… Надеюсь, Фея осталась довольна нами и еще пригласит нас в свою страну.

Берегите Землю!Берегите Жаворонка в голубом зенитеБабочку на стебле повилики,На тропинке солнечные блики,На камнях играющего краба,Над пустыней тень от баобаба,Ястреба, парящего над полем,Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите.Берегите Землю!Берегите…
Учитель. Роза, какое тебе оставила Фея послание вместе с Н.Рыленковым?
Роза.
Все богатства русского пейзажаВ полное владенье нам даны:Вьюжных зим серебряная пряжа,Кружева зеленые весны.Летний полдень в поволоке зноя,Вечер, заглядевшийся в ручей,Узоречье луговин цветное,Теплый воск желтеющих полей.Расписные крылья листопадаНад бездонной синевой озер.Все это твое, и сердце радоЦелый мир влюбить в родной простор.
Учитель. Знаете, ребята, мне хотелось бы вам прочитать стихи Н.Рыленкова, посвященные
И. Левитану, репродукции картин которого перед вами. Но мне кажется, стихи эти обращены к вам, вступающим в жизнь: Мы возмужаем и верней оценимПростые краски, точные слова,Вот снова светит в золоте осеннемЧуть тронутая солнцем синева.И если ты художник, если зорокТвой меткий глаз и обострен твой слух,- Туманной тропкой выйди на пригорок,Прислушайся и оглянись вокруг.Перед тобой, как странницы босые,Воспоминанья летние тая,Бредут березы в дальние края,А ветер тени путает косые.Шумят грачи. Так вот она, Россия, Твоя любовь. Бессонница твоя.
Учитель. У А.Сент-Экзюпери есть сказка. Она называется «Маленький принц». Ее мы будем читать в 8 классе. Там есть такие простые, но очень мудрые слова: «Есть такое правило: встал поутру, умылся, почистил зубы, приведи в порядок свою планету». Что мы называем своей планетой?(Ответы учащихся)
Учитель. Да, это все, что нас окружает: леса, реки, озера, море, земля, которая нас кормит, по которой ходим, у которой берем, но отдавать забываем. Природа не только кормилица. Она питает наши души, вдохновляет нас. Вдохновляет поэтов. Вот мы сегодня многое видели, а сами смогли бы найти такие слова, такими глазами посмотреть? Кто нам помог? Поэты! Поэзия!
Учитель. Спасибо вам, ребята, за урок. Дома все, кто хочет, могут сделать рисунки. Нарисуйте, как вы себе представляете царство природы, или проиллюстрируйте понравившееся стихотворение. Мы сделаем выставку. А когда-нибудь еще отправимся в путешествие по литературной стране читательских удовольствий.
На следующем уроке я обязательно спрошу ребят, что они видели, слышали, чувствовали в лесу, чьи стихи слушали, что узнали о поэтах… А сейчас, сразу после урока, важно настроение. Притихли мои пятиклашки…, задумались. Меня радуют их просветленные лица. Значит, будут еще уроки поэзии!
Такие уроки, я считаю, очень много дают: учат любить и понимать поэзию, развивают воображение и творческие способности.

Оцените статью
Добавить комментарий