Урок общее знакомство с растениями. Мир растений

  • От :
  • Категории : Без рубрики
УРОК 1. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТЕНИЯМИ. МИР РАСТЕНИЙ

(СЛАЙД 1)

ЦЕЛЬ УРОКА: ознакомление учащихся с задачами науки ботаники; разнообразием и значением растений

ЗАДАЧИ УРОКА:

Дать общее представление:

  • о ботанике как разделе науки биология; о "Царстве растений"; о жизненных формах растений;
  • развитие представлений о многообразии растений;
  • воспитание любви к природе.

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний

ОБОРУДОВАНИЕ: гербарии, электронная презентация к уроку,

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:

  • приводить примеры ботанических знаний;
  • называть основные царства живых организмов;
  • давать определение терминам "биология", "ботаника";
  • распознавать и описывать жизненные формы растений;
  • объяснять роль растений в природе и жизни человека.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

  • правила поведения в кабинете
  • знакомство с техникой безопасности
  • требования к урокам

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

(СЛАЙД 6).

СЛАЙД 7 — Назовите общие признаки, по которым все эти представители относятся к Царству растений (ведут неподвижный образ жизни имеют в своих клетках хлорофилл, могут создавать на свету органические вещества).

СЛАЙД 8 —БОТАНИКА – наука, изучающая царство растений ( греч. «ботане» – «трава», «растение».

НА слайде мы видим разделы науки ботаники.

^

Анатомия растений — внутреннее строение растений

Морфология растений — внешнее строение растений

Физиология растений — процессы, происходящие в растении

Систематика растений — классификация растений

Геоботаника — строение и значение растительных сообществ

Селекция — сорта растений и их свойства

Цитология — клетка (у нас — растительная)

Биохимия растений — химический состав растений

Палеоботаника — ископаемые растения

Экология растений — связь растений с окружающей средой

СЛАЙД 9Тлалок — "Заставляющий расти» — бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений. У майя — Чак, у тотонаков — Тахин, у миштеков — Цави, у сапотеков — Косихо-Питао.

СЛАЙД 10Юм Кааш — «владыка лесов». В мифологии майя молодой бог кукурузы, известен также под именем Иум-Виила.

^ � (СЛАЙД 11) — (для рассказа используется эффект анимации)

Растительный мир существовал на Земле задолго до появления человека. Растения обитают на огромных пространствах суши: в тундрах, лесах, степях. Они населяют водные просторы прудов, озер, болот, рек, морей, океанов и способны жить даже на голых скалах и сыпучих песках. Такие растения, которые размножаются и расселяются без участия человека называются дикорастущими. Сегодня на Земном шаре известно около 500 тысяч видов дикорастущих растений.

Трудно сказать, когда человек впервые начал выращивать возле жилья растения, которые он до этого собирал далеко от дома. Такие растения, которые специально возделываются человеком называются культурными. В наши дни человек выращивает более 2000 видов культурных растений.

К культурным растениям относят пищевые, кормовые, технические, декоративные растения.

^ делятся на группы: зерновые — пшеница, рожь, ячмень, просо, рис, кукуруза; зернобобовые — горох, бобы, соя; овощные — картофель, капуста, свекла, морковь, редис; плодово-ягодные — яблоня, вишня, смородина, виноград; масличные — подсолнечник, горчица, рапс.

^ — специально выращиваются на корм сельскохозяйственным животным. Это кормовая свекла, брюква.

Технические растения — дают сырье для промышленности, например, лен, хлопок.

^ — выращиваются для украшения садов, квартир, служебных помещений. Это астры, пионы, розы, комнатные растения.

В течение веков выращиваемые растения изменялись в нужном для человека направлении. Дикий картофель, произрастающий в высокогорных районах Южной Америки, имеет клубни величиной с горошину, насколько крупнее картофель культурный может убедиться каждый. Почти несъедобны мелкие и кислые яблоки дикой лесной яблони. Культурные же яблони приносят крупные, вкусные, ароматные плоды.

РАБОТА СО СЛАЙДОМ 12, УЧЕБНИКОМ, СМАРТ-ДОСКОЙ

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: Знакомство с дополнительным материалом о центрах происхождения культурных растений (с.12).

РАБОТА СО СЛАЙДОМ 13: (учащиеся работают совместно с учителем) Беседа

РАЗЛИЧИЯ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (заполненный вариант)

Признак сравнения Растения Животные
Питание Образуют питательные вещества за счет энергии света (автотрофы) Питаются готовыми органическими веществами (гетеротрофы)
Рост Не ограничен Большинство растет до определенного возраста
Движение Малоподвижны, большинство ведут прикрепленный образ жизни или не имеют специфических органов для передвижения Активно передвигаются, большинство имеют специфические органы для передвижения
Газообмен Большинство вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ. Способны к фотосинтезу (поглощение углекислого газа и выделение кислорода) Большинство вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ. Не способны к фотосинтезу
Строение клетки Клеточная стенка из клетчатки (целлюлозы); есть пластиды, обеспечивающие фотосинтез, окраску плодов, цветов Наружный слой клетки тонкий, эластичный; пластиды отсутствуют
  1. Какую роль играют растения в природе и для человека? (беседа; в заключении используя эффект анимации открываются правильные ответы) (СЛАЙД 14)

Мир растений разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить даже те из них, с которыми человек соприкасается в своей жизни. Они украшают нашу жизнь, дают нам витамины, пищу, лекарства, мебель, бумагу. Они постоянно с нами, они вокруг нас.

По своей продолжительности жизни растения можно поделить на три группы — РАБОТА СО СЛАЙДОМ 15 (Используется эффект анимации по мере рассказа учителя).

  1. Чем различаются деревья и кустарники и травянистые травы? (СЛАЙД 16)

(форма, по стволу, высоте)

СЛОВАРЬ: (СЛАЙД 17) — Жизненная форма растений — внешний облик растительного организма, возникающий исторически при воздействии окружающей среды

Термин предложен датским ботаником Э. Вармингом (1884), понимавшим под ним «форму, в которой вегетативное тело растения находится в гармонии с внешней средой в течение всей жизни, от семени до отмирания»

^ — СЛАЙД 18 (работа со слайдом, рассказ с элементами беседы)

ВЫВОД: формулируют учащиеся (о науке ботанике и значении растений)

ПРОВЕРЬ СЕБЯ (закрепление знаний и умений) (СЛАЙД 19)

1) Решите задачу. В жаркую погоду в сквере температура воздуха на 2,2 градуса ниже, чем на городской площади, и выше на 1,5 градуса, чем в лесу. Какая температура воздуха в лесу, если на городской площади она 29 градусов.

2) Работа с печатной тетрадью (с.3-5) (доделывается дома)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. § 11
  2. Сообщение о деревьях-долгожителях (гигантах)
  3. Творческие задания* (по выбору и по желанию):
  1. Есть в природе растения, которые символизируют дорогие и близкие каждому понятия: дружбу, любовь, верность, героизм, мир. Например, олива считается символом мира, лотос — символом солнца и плодородия, незабудка — олицетворением постоянства, долгой памяти и верности. Расскажи об одном из них (электронная презентация приветствуется)
  2. Какие растения выращивают для того, чтобы иметь натуральные ткани и нитки для пошива рубашек, джинсов, курток и другой одежды? Расскажи о них (электронная презентация приветствуется)

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. Биология. растения. Бактериию. Грибы. Лишайники. 6 класс: поурочные планы по учебнику ПАСЕЧНИКА
  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/Т.А. Богданова, Е.А.Солодова. – 3-е изд. – М.: АСТ-ПРЕСС
  3. В.В. Пасечник Биология: Бактерии. Грибы.Растения.: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений- 4-е изд., перераб. — М.:Дрофа, 2010. — с. 4-12
  4. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/botany/00/03/index.htm — Растения в природе и жизни человека
Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …