Урок по истории для 6-го класса по теме "Средневековая деревня и её обитатели"

  • От :
  • Категории : Без рубрики
Урок по истории для 6-го класса по теме "Средневековая деревня и её обитатели" провел учитель истории Абуталипов Кадим Джиганшеевич Тип урока: комбинированный Форма урока: урок, с использованием ИКТ Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и бытом средневековых крестьян Задачи урока:

образовательная:

сформировать представление у учащихся о феодальных повинностях, крестьянской общине, подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа феодализма.

развивающая:

продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, иллюстративным материалом, составления характеристики отдельных социальных групп средневекового общества, составления связного рассказа и участия в обсуждении продолжить формирование умения составлять схемы работа с новыми понятиями и терминами.

воспитательная:

формировать у учащихся понимание сути рыцарского поведения в средневековую эпоху и в современное время; воспитывать уважение к крестьянскому труду Оборудование: Мультимедиа аппаратура. Авторские презентации

Раздаточный материал (^

Учебник «История средних веков» Е.В. Агибаловой, Г.М.Донского. М., 2005 Оформление доски: тема урока, план урока, новые слова (повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство), домашнее задание. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний по теме: «В рыцарском замке».

Презентация 1.

1* Работа с классом. Проверку домашнего задания можно начать с фронтального опроса в форме викторины, используя по желанию учителя презентацию «В рыцарском замке». Вопросы викторины появляются по щелчку и сопровождаются иллюстрациями.

Учащиеся, получившие наибольшее количество правильных ответов, получают оценку в журнал.

2*Работа с историческими источниками.

Несколько учащихся до начала викторины получают раздаточный материал с заданием для подготовки, пока идет фронтальный опрос. Можно организовать работу в парах.

(Карточки №1,2 – Приложение 1.)

Далее ход урока идет согласно презентации. Учитель может сам контролировать количество заданий для опроса в зависимости от уровня подготовленности класса и времени для опроса.

Слайд 2, 3, 4

1.Что означает слово «рыцарь» в переводе с германского? (Всадник, конный воин) 2.Каково было главное занятие рыцарей? (Война, военное дело) 3.Как рыцари относились к простым людям? (С пренебрежением, высокомерно, грубо, жестоко) 4. Каковы были главные развлечения рыцарей? (Турниры, охота, пиры) 5. Что такое герб? О чем он свидетельствовал? (Отличительный знак рода. Свидетельствовал о древности рода, знаменитых предках). 6. Что такое девиз? (Краткое изречение, объясняющее смысл герба)    7. Что такое турнир? ( Военное состязание рыцарей в силе и ловкости) 8. Кого называли герольдами? ( Специальных глашатаев, объявляющих имена рыцарей, вступающих в бой) 9. Кто допускался к турниру? ( До турнира допускали тех рыцарей, у которых отец, дед и прадед были свободными людьми) 10. За какие проступки в средние века рыцарей могли не допустить к участию в турнире? (За обиду, нанесенную даме, за нарушение клятвы, за ограбление имущества церкви, за убийство, за нарушение святости брака, за дачу денег под проценты) 11. Что такое «феод»? ( Это земельное владение, которое давалось за несение военной службы и передавалось по наследству). 12. Кого называли феодалами? ( Владельцев земли, которую они получили за несение военной службы) 13. Кто такие сеньоры и вассалы? (Сеньор – «старший» из феодалов, держатель земли — давал часть своих земель с крестьянами мелким феодалам за несение службы и присяги верности; вассал –подчиненный — получал земли и обязан был служить сеньору). 14. Что означал порядок: «Вассал моего вассала – не мой вассал»? (В Средние века сложилась феодальная лестница – отношения между феодалами — крупными, средними, мелкими — согласно их положению в обществе, когда один и тот же феодал был сеньором более мелкого и вассалом более крупного феодала. Вассалы должны были подчиняться только своим сеньорам).

^

Слайд 5 – работа с иллюстративным материалом – опишите, используя картинки, снаряжение и экипировку рыцарей.

Слайд 6 – проблемный вопрос — Во время турнира рыцарей поджидали опасности: можно было получить увечье, травму при падении из седла и даже погибнуть. Но самым большим наказанием для участников турнира следует считать …пыль. Объясните, почему? ( Участвуя в поединке, рыцари с лошадьми поднимали пыль. Если рыцарь упадет лицом вниз, то из-за тяжести доспехов сам он без помощи не встанет, а пыль, влетая в ноздри, глаза, не дает человеку дышать, и он может погибнуть).

Слайд 7 – работа с историческими источниками – Приложение 1.

Карточка №1.

Что описывается в приведенном отрывке: турнир или боевое сражение? В чем сходство турнира и битвы и в чем отличие? (Отвечают учащиеся, получившие это задание ранее)

Слайд 8 – работа с историческими источниками – Приложение 1.

Карточка №2.

Расскажите о главных для средневекового рыцаря ценностях. Используйте при ответе средневековые тексты. (Отвечают учащиеся, получившие это задание ранее.)

Вопросы классу :

  1. Подумайте, насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ?
  2. «Как вы думаете, что значит быть рыцарем сегодня? А есть ли среди присутствующих мальчики, отличающиеся рыцарским поведением? В чем это проявляется?»

3задание : составить связный рассказ, используя иллюстрации, новые понятия и термины. Слайд 9 – Представьте, что вы попали… в рыцарский замок. Расскажите, что он представлял. Слайд 10 — Представьте, что вы попали на рыцарский турнир. Расскажите, что вы увидели? Слайд 11 — Представьте, что вы попали на обряд посвящения в рыцари. Как он проходил? «Бросить перчатку» (Чтобы вызвать на поединок рыцарь бросал противнику перчатку. Тот, кто поднимал перчатку – принимал вызов. Сейчас это выражение означает — вызвать на спор, состязание) «Копья ломать». (На турнирах рыцари сражались на копьях. Им надо было выбить друг друга из седла ударом в железные латы. Копья ломались. Это выражение обозначает ожесточенную борьбу) «Открытое забрало». (Забрало – передняя часть шлема, которая защищала лицо рыцаря. Во время боя оно было опущено. Перед знакомыми людьми его не опускали, значит, намерения были добрые. Сегодня имеется в виду честное, открытое поведение) «Без страха и упрека» (В Средние века у рыцарей существовал кодекс рыцарской чести, согласно которому трусость, предательство считалось позором. Самым страшным была не смерть, а «позор и срам». Имеется в виду поведение согласно кодексу рыцарской чести – смелость, благородство, верность, великодушие) 3.Изучению новой темы: «Средневековая деревня и ее обитатели».

Презентация 2.

При изучении новой темы (Слайд 1), учитель, по желанию, может использовать презентацию «Средневековая деревня и ее обитатели». Основные положения темы учащиеся записывают в тетрадь в виде схемы, предварительно работая с текстом учебника Итак, мы с вами познакомились с жизнью феодалов. Они были собственниками земли: владели полями, лугами, лесами, реками и озерами. На землях феодалов жили крестьяне. Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и бытом средневековых крестьян. План урока: (Слайд 2) 1* Отношения феодала с крестьянами. 2* Крестьянская община. 3* Жизнь крестьян 4* Натуральное хозяйство. 1* На землях свободной деревни возникает феодальная вотчина – земля феодала, передаваемая по наследству от отца к сыну. Пахотная земля в вотчине делилась на господскую и крестьянскую. (Слайд 3). Давайте узнаем, как складывались отношения между феодалами и крестьянами. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п.2 § 12, С.97-98. Беседа по прочитанному материалу, запись схемы и новых понятий в тетрадь. Фрагменты схемы появляются по щелчку, чтобы ребята успевали записывать (Слайд 4). — Что такое «повинность»? (Это принудительные обязанности за пользование крестьянами землей феодала). — Какие повинности несли крестьяне? (Барщину и оброк) — Что называлось барщиной? (Все работы в поместье феодала) — Что такое оброк? (Это часть продуктов труда крестьянина, которую он отдавал своему хозяину). Свободных крестьян к XII веку почти не осталось. Но все они были несвободны по-разному. Одни были поземельно зависимыми, другие – лично зависимыми. (Слайд 5) — Положение каких крестьян было наиболее тяжелым? Почему? Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника – С. 98-99. 2* Рассказ учителя о крестьянской общине в рамках учебника. (Слайд 6) Крестьянская община ведала хозяйственными делами: делила землю, решала, что сеять и когда убирать урожай, владела угодьями поддерживала мир и порядок, сохраняла традиции помогала бедным выплачивать налоги оказывала упорное сопротивление феодалу, чтобы ограничить повинности и произвол господ

Ребята, как вы думаете, злоупотребляли (проявление коррупции) ли своим служебным положением феодалы».

Учащиеся получают раздаточный материал:

«Из описаний владений одного монастыря». X век.

Приложение 1.

^ Данное задание предполагает не только формирование умения работать с текстом, но и несет воспитательный момент.

Показывая на конкретных примерах тяжесть крестьянского труда, необходимо воспитывать в учащихся уважение к нелегкому труду сельских тружеников. Этой задаче служат и иллюстрации, сопровождающие презентацию. Прочитав документ, мы с вами узнали, что все необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось в самой вотчине: и продукты питания, и оружие, и конная сбруя, и ткани, одежда. Только за приобретением соли и железа приходилось ездить туда, где их добывали. Такой тип хозяйства, где все необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления, называется натуральным. Натуральное хозяйство является основой феодального общества. (Слайд 8)

  1. Закрепление изученного материала на уроке.

Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». В чем ее смысл? 5. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал. Домашнее задание. Прочитать §12. Выучить новые слова: вотчина, повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство.

Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как жили крестьяне в Средние века».

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …