«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» — Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История…

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

^ кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы

^

ДПП.Ф.12 ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(УД-04.13-003)

Для специальности 050301 Русский язык и литература
ОП-02.01Составитель: к.ф.н., доцент В.С. Бондарь,к.ф.н., доцент Л.Г. Швех, преподаватель Н.В. БеляеваУссурийск, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………. 2. Тематический план дисциплины …………………………………………………………………………… а) для очной формы обучения ………………………………………………………………………………. б) для заочной формы обучения …………………………………………………………………………… 3. Содержание учебного материала ………………………………………………………………………….. 4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов ……………………………….. 5. Формы контроля (очное и заочное обучение) ………………………………………………………. а) рубежный (текущий) контроль ………………………………………………………………………… б) итоговый контроль ………………………………………………………………………………………….. 6. Список литературы ……………………………………………………………………………………………….

^

В ходе перехода на новый Государственный образовательный стандарт и его реализацию со всей очевидностью встала проблема перестройки процесса обучения в вузе. Решение данной проблемы требует создание программ нового поколения, совершенствование методики обучения, отбора материала, интенсификации учебного процесса, глубокой интеграции как учебных дисциплин, так и в целом образовательного процесса с наукой и будущей деятельностью студента старших курсов, профессиональная сущность которого определяется мерой адаптации к условиям современной школы, культурой методологического мышления, способностью к самообразованию, потребностью в саморазвитии. Кроме того, самой историей нам дана возможность увидеть уходящее столетие в перспективе и необходимость единой комплексной программы, отражающей специфику литературного процесса ХХ века очевидна. Настоящая программа создана на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032900 «Русский язык и литература». Курс «История русской литературы. Русская литература рубежа XIX-XX веков. Русская литература ХХ века» является федеральным компонентом стандарта, дисциплиной предметной подготовки. При разработке программы авторы опирались на опубликованные «Программы лекционных курсов: «История русской литературы ХХ века», «Актуальные проблемы современной русской литературы», «История русской литературной критики конца XIX – начала ХХ века (до 1917 г.)», «История литератур народов России». – М., 1997 и рекомендованные Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию «История русской литературы. Современный литературный процесс. Русская литература ХХ века. Детская литература. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 021700 – Филология» (М,: «Флинта»: «Наука», 1999).ХХ век в русской литературе – один из сложнейших и интереснейших периодов. Впервые в это время нельзя выделить доминирующее литературное направление (течение): наряду с классической, реалистической традицией существует модернистская, новаторская; в одно и то же время пропагандируется официальная литература соцреализма и развивается творчество писателей и поэтов авангардной, оппозиционной направленности. Свобода творческого выражения породила поиск новых художественных форм в перестроечное время и постсоветский период. С.И. Тимина справедливо отмечает, что «неоднократная смена культурных, политических парадигм в течение столетия приводила к потрясениям на уровне сознания, морали и нравственности, в том числе и особенно остро в художественном сознании творцов культуры».

В соответствии с образовательным стандартом по специальности «Русский язык и литература» курс русской литературы ХХ века должен реализовать следующие цели:

— сформировать целостное представление о литературном процессе ХХ века;- средствами предмета способствовать развитию гармоничной личности.

Задачи курса определяются следующим образом:

— совершенствовать навыки анализа и интерпретации художественного произведения, фиксировать в сознании студентов особенности трансформации ведущих литературных жанров, их языка и синтаксиса, когда осознается традиционное и новаторское в индивидуальном стиле, стиле направления или литературной школы;- формировать представление о многообразии литературных явлений, направлений, стилевых течений в контексте русской культуры ХХ века;- познакомить студентов с литературоведческой терминологией, отражающей специфику литературного процесса ХХ века;- формировать представление о стиле и эволюции крупнейших художников слова ХХ века;- показать необходимость адекватного прочтения с позиции читателя XXI века произведений о революции, гражданской войне, коллективизации;- всемерно способствовать овладению студентами навыками самостоятельной научно-исследовательской работы в области филологического знания.Содержание материалов программы обусловлено необходимостью нового прочтения и осмысления известных произведений классики ХХ века, особенно в свете преодоления нормативной эстетики, в свете филологических понятий о приоритете общечеловеческих ценностей. Художественное произведение может быть понято лишь в контексте историко-литературных связей. Систематический курс русской литературы ХХ века изучается в течение 4 семестров. В учебных целях дисциплина традиционно подразделяется следующим образом: VII семестр – Литература рубежа XIX — ХХ вв., 22 часа лекций, 24 часа практических занятий (автор раздела – Швех Л.Г.);VIII семестр – Русская литература 20 – 40-х гг. XX века, 22 часа лекций, 24 часа практических занятий (автор – Бондарь В.С.);IX семестр – Русская литература 50 – 80-х гг. ХХ века, 24 часов лекций, 26 часов практических занятий (автор – Бондарь В.С.);Х семестр — Русская литература конца XX — начала XXI века, 18 часов лекций, 18 часов практических занятий (автор – Беляева Н.В.).Х семестр — Литература русского зарубежья, 18 часов лекций, 18 часов практических занятий.

На заочном отделении изучаемый материал распределяется следующим образом:

VI семестр – Литература рубежа XIX — ХХ вв., 6 часов лекций, 8 часов практических занятий.VII семестр – Русская литература 20 – 40-х гг. XX века, 6 часов лекций, 8 часов практических занятий.VIII семестр – Русская литература 50 – 80-х гг. ХХ века, 8 часов лекций, 8 часов практических занятий.IX семестр –– Русская литература конца XX — начала XXI века, 18 часов лекций, 18 часов практических занятий, 6 часов лекций, 8 часов практических занятий.X семестр –Литература русского зарубежья, 12 часов лекций.На каждом этапе изучения выявляются особенности литературного процесса обозначенного периода, который рассматривается как закономерный этап в эволюции русской литературы. Логика такого подразделения подсказана самой истории страны и литературы как явления культуры. Отсутствие 1917 года как рубежа нового периода объясняется тем, что революционные события, включая Октябрьскую революцию, имели поначалу собственно политическое, военное, социально-экономическое содержание. Литература, реагируя на изменения в судьбе России, тем не менее по своим художественным принципам оставалась самоценной сферой духовной жизни страны. Значительные изменения в литературном процессе начались с 1920-х годов, когда власть начала проводить целенаправленную, диктаторскую литературную политику. При изучении русской литературы рубежа XIX-ХХ веков рассматриваются основные направления, представлены основные особенности развития реализма, символизма, акмеизма, авангарда, отражены поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия) русской литературы рубежа XIX-XX веков, феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства, предлагается материал о культуре и литературе «серебряного века», выделена роль отдельных прозаиков и поэтов. При изучении литературного процесса 20-50-х годов ХХ века рассматриваются особенности развития модернизма и реализма в 1920-е годы, объясняются причины, история возникновения, политические и эстетические принципы возникновения социалистического реализма. Историко-литературный контекст потребовал от писателей обращения к новым жанровым формам, поэтому в этот период получает широкое распространение сатира, основанная на авантюрно-приключенческих или фантастических сюжетах, утопия и антиутопия, скрывающие за аллегорическим содержанием серьезное философское содержание, антитеатр, писателями на историческом материале осмысляются причины Октябрьской революции, поэтому жанр в этот период наблюдается возвращение исторического романа. Большое внимание уделяется эволюции творчества писателей, начавших творить в дооктябрьский период, но раскрывшим новые грани своего таланта, предметом пристального анализа становится публицистика М. Горького («Несвоевременные мысли»), поэма А. Блока «Двенадцать», поэзия В. Маяковского, поэма А. Ахматовой «Реквием». На примере последней рассматривается возможность соотнесения трагических страниц истории (репрессий 1930-х годов) и личной судьбы поэта. Этот период связан также с особыми поисками в области литературоведения и литературной критики. С одной стороны, 1920-е годы – это время развития формальной школы литературоведения, во многом предопределившей современный подход к анализу художественного произведения. С другой, 20-50-е годы ХХ века – период господства вульгарного социологизма в литературоведении и литературной критике. Последнее явление объясняется литературной политикой партии в эти годы. Рассматриваются дискуссии 1930-х годов о методе, мировоззрении, о языке, о формализме, дискуссии о новом человеке, теории бесконфликтности и более поздние дискуссии о ней. Особенное внимание уделяется литературе в годы Великой Отечественной войны, основанной на принципах патриотизма и народности в освещении войны. Начало третьего этапа русской литературы ХХ века традиционно связывается с решениями ХХ съезда коммунистической партии о культе личности, которые способствовали активизации литературной жизни в стране. Появляются новые литературно-художественные журналы и альманахи, наблюдается взлет в творчестве поэтов и писателей старшего поколения. Однако и этот период характеризуется размежеванием в писательской среде. В соответствии с идейно-эстетическими воззрениями писателями литературные журналы также делятся по принципу официальная линия – оппозиция – почвенники. Этот период характеризуется возрождением внимания к специфике искусства, актуальными становятся споры о проблеме «самовыражения», о «тихой лирике» и т.д. Новое звучание приобретает авангардная (постмодернистская) и модернистская литература. Новейший этап русской литературы начинается с середины 80-х годов прошлого века. Начало преобразований в СССР, названных перестройкой, реформы, проводившиеся в политике страны, отмена цензуры не могли не сказаться на литературной жизни. Произведения, долгие годы бывшие недоступными, стали возвращаться с триумфом. Возвращаемая литература была знаком интеллектуального сопротивления, заполняла вакуум исторической памяти, заставляла пересмотреть нравственные и мировоззренческие основы нашей жизни. Введение этих книг в культурный обиход расширяло границы свободы слова. Андеграунд, составлявший оппозицию официальной литературе в предыдущие десятилетия, легализовавшись, перестал объединять тех очень разных по творческой манере писателей, которые раньше группировались как раз на основе оппозиционности. Выработав свои художественные стили в андеграунде, продолжали их развивать уже в новых условиях Т. Толстая, В. Пьецух, Евг. Попов и др. После 1991 года происходит дифференциация прозы. Она разделилась не на два идеологически противопоставленных потока, как это было раньше, а на множество стилевых ручейков, жанровых образований, часть которых существует вне идеологии как феномен эстетический, как – прежде всего – словесное искусство. Выделение отдельным циклом курса «Литература русского зарубежья» объясняется необходимостью целостного осмысления уникального феномена русской культуры ХХ века. Исследователи обращают внимание на правомерность появления самого понятия «русское зарубежье», которое отражает и выражает существование за границей своеобразной «малой» России – особого мира со своим образом жизни и устоями, взаимоотношениями и привязанностями, существование которого воспроизводило бытие на утраченной родине. Начало изучению литературы русского зарубежья положили сами эмигранты, и сегодняшнее отечественное литературоведение опирается на давние традиции, сложившиеся на Западе в осмыслении культурного наследия русской эмиграции. Традиционно выделяется и изучается три этапа русской эмигрантской литературы. Возникновение связано с первой волной эмиграции, пик которой пришелся на конец 1910-х – начало 1920-х годов. Среди эмигрантов были выдающиеся писатели, философы, художники, ученые. Эмиграция была воспринята большинством как национальная трагедия. Вторая волна эмиграции явилась реакцией на войну 1941 – 1945 годов, продолжившись и в послевоенное время (период «оттепели»). Третья волна связана с диссидентским движением в СССР, когда страну вынужденно покидает часть творческой интеллигенции (1960-1980-е годы). Начиная с середины 1920-х годов в эмигрантской печати развернулась дискуссия о судьбе и будущем русской зарубежной литературы. Эта проблема возникала перед участниками литературного процесса каждой из трех волн.

Основное содержание лекционного материала – обзор отдельных этапов русской литературы ХХ века, творчества отдельных авторов, отдельных произведений и критической литературы. Кроме того, на лекциях демонстрируются образцы анализа сложнейших произведений русской литературы ХХ века (роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени», Л. Улицкая «Казус Кукоцкого» и др.). На практических занятиях отрабатываются навыки анализа конкретных художественных произведений в заданном аспекте, совершенствуются навыки работы с периодическими изданиями и критической литературой. Наряду с традиционной формой практические занятия проводятся в форме семинаров, научных студенческих конференций, что позволяет использовать творческий потенциал студентов.

Формой итогового контроля является экзамен («Русская литература конца XIX –начала ХХ века», «Русская литература ХХ века: 20-40-е годы», «Русская литература ХХ века: 50-80-е годы», «Новейшая русская литература») и зачет («Русская зарубежная литература»).

В соответствии с Государственным образовательным стандартом объем самостоятельной внеаудиторной работы студентов составляет 50% общей трудоемкости дисциплины. Это соответствует характеру самих литературоведческих дисциплин, предполагающих систематическое самостоятельное «начитывание» художественных текстов. В связи с этим по каждому курсу определены темы для самостоятельной работы студентов, списки дополнительной художественной и научной литературы, формы контроля за самостоятельной работой (рефераты, конспекты, собеседования, научные конференции и т.д.). Содержание и тематика самостоятельной работы может варьироваться. Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется также в ходе практических занятий. При такой системе освоения теоретико-литературного материала роль систематизатора знаний выполняют и преподаватель, и сам студент, овладевающий: 1) текстами, 2) справочным материалом, 3) лекционным материалом, 4) материалом, подробно исследуемым на практических занятиях, 5) материалом, вынесенным на самостоятельное изучение.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …