Утверждено

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Хандыгская средняя общеобразовательная школа"
УТВЕРЖДЕНОприказом директора школы от 02 сентября 2013 г. № 01-31/116/1-д
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации проектной деятельности
Под проектной деятельностью понимается целенаправленно организованная научно-исследовательская работа, проводимая творческими коллективами (учителей, учащихся, родителей). В процессе такой работы происходит самостоятельное освоение участниками комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций. Её результатом является создание собственного интеллектуального продукта, предназначенного для активного применения в научно-познавательной практике сегодняшнего времени.
Данное положение:
— регламентирует режим работы образовательного учреждения;- распределяет ответственность между участниками проектной деятельности;- определяет цели, задачи, содержание и порядок организации проектной деятельности в образовательном учреждении.
Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года.
Цели и задачи проектной деятельности
Цели проектной деятельности:
-создание условий для формирования проектных умений и навыков учащихся, и педагогов, способствующих развитию их индивидуальности и творческой самореализации.-формирование ключевых компетенций, необходимых каждому члену современного общества, воспитание активного ответственного гражданина и творческого созидателя.-переход от традиционных образовательных форм к сотрудничеству, партнерству учителя, учащихся и родителей.
Задачи проектной деятельности:
-укрепление, совершенствование и дальнейшее творческое развитие сложившейся в школе системы проектной деятельности.-формирование проектных умений и навыков:- проблематизации;- навыков сбора и обработки информации;- целеполагания;- планирования;- коммуникационных умений;- презентационных умений; — рефлексивно-оценочных умений.-формирование ключевых компетентностей учащихся:- социальной компетентности – способности действовать в социуме с учётом позиций других людей;- коммуникативной компетентности – способности вступать в коммуникацию с целью быть понятым;- предметной компетентности – способности анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры;- организаторской компетентности – способности освоения управленческой позиции;- исследовательской компетентности – способности собирать, анализировать и презентировать материал.-расширение области тематического исследования в проектной деятельности.-поиск новых направлений и форм творческого проектирования.-расширение границ практического использования проектных работ.-укрепление престижа участия в проектной деятельности, воспитание сознательного, ответственного отношения к занятиям в проектно-образовательной сфере.-активный поиск партнеров по проектной деятельности и укрепление разнообразных взаимополезных контактов. Проекты, выполняемые в образовательном учреждении, могут быть различных видов:3.1. По типу деятельности:- исследовательские;- творческие;- ролево-игровые;- информационные;- практико-ориентированные;- технические. 3.2. По числу участников:- индивидуальные;- парные;- групповые.3.3. По продолжительности:- краткосрочные;- среднесрочные;- долгосрочные.3.4. По профилю знаний:- монопредметные;- межпредметные;- надпредметные.3.5. По предмету исследования:- экологические;- экономические;- социальные;- психологические;- методические.С учетом возрастных особенностей учащихся рекомендуется проведение проектных работ следующих видов:- в 4,5 классах – информационные; практико-ориентированные- в 6,7 классах – творческие, ролево-игровые, практико-риентированные- в 8 классах – творческий экзамен;- в 8-10 классах – технические, информационные (компьютерное сопровождение)- в 9-11 классах – исследовательские. Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.Перечень возможных выходов проектной деятельности:-Web-сайт;-Анализ данных социологического опроса-Атлас-Атрибуты несуществующего города-Бизнес-план-Видеофильм-Видеоклип-Выставка-Газета-Действующая фирма-Журнал-Законопроект-Игра-Карта-Коллекция-Костюм-Макет-Модель-Музыкальное произведение-Мультимедийный продукт-Оформление кабинета-Пакет рекомендаций-Письмо в ….-Праздник-Прогноз-Публикация-Путеводитель-Серия иллюстраций-Система школьного самоуправления-Творческий продукт (сборник стихов, рассказов, сказок, новелл и т.д.)-Справочник-Сравнительно-сопоставительный анализ-Статья-Сценарий-Учебное пособие-Чертеж-Экскурсия
Организация проектной деятельности в течение учебного года
В течение учебного года в рамках организации проектной деятельности в школе проводятся следующие мероприятия: 5.1. Определение цели и задач проектной работы на текущий учебный год, знакомство учащихся и педагогов с направлениями проектной деятельности, издание приказа об организации и проведении проектной работы в учебном году.5.2.Планирование проектной работы, обсуждение вариантов тем проектов на заседаниях предметных секций.5.3.Организация процесса проектной деятельности в творческих группах, консультации специалистов.5.4.Организация и проведение школьной научно – практической конференции, внутришкольный конкурс проектов по различным номинациям.5.5.Конкурсный отбор проектов для участия в районных научно –практических конференциях («Шаг в будущее», «Герлингерские чтения» и т.д.) и оформление проектов.5.6.Подведение итогов проектной работы за год, подготовка работ к публикации, распространение накопленного опыта.
Участие школьных проектов в конкурсных мероприятиях внешкольного уровня
6.1.Проектные работы, созданные в школе, представляются к участию во внешкольных конкурсных мероприятиях по решению жюри школы. 6.2.Одна и та же работа может участвовать в нескольких внешкольных мероприятиях.6.3.Подготовка проекта к участию в конкурсе внешкольного уровня проводится авторами работы совместно с экспертной группой.
Требования к проектным работам.
7.1.Организационные аспекты:-тема проектной работы самостоятельно выбирается творческой группой совместно с руководителем в процессе общего обсуждения. -тема может быть выбрана как в рамках направлений, предложенных для разработки в данном учебном году, так и не совпадающая с ними. В этом случае тема обсуждается на заседании соответствующей секции. -руководитель проекта и авторы работы самостоятельно выбирают форму проекта и определяют его жанровые особенности. -в процессе работы над проектом могут вноситься уточнения и корректировки в отдельные направления исследования. -отчеты о ходе проектной работы систематически заслушиваются на заседаниях Методического совета. -с момента утверждения директором школы перечня проектных работ, принятых к разработке в текущем учебном году, творческая группа и её руководитель несут ответственность за выполнение проектной работы.7.2.Требования к содержанию проектной работы:-проекты, создаваемые в учреждении, должны быть посвящены одной из актуальных проблем научной, культурной, политической, социальной жизни современного мирового сообщества. -проект должен представлять исследовательскую – индивидуальную или коллективную – работу.-проектная работа включает не только сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение. -проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности.-проектная работа может формироваться из тематических частей, фрагментов, мини – проектов, выполненных для конкретных учебных целей и уже успешно использованных по своему назначению.7.3.Требования к оформлению проектной работы:-проектная работа, представляемая на общешкольную конференцию, должна быть представлена в печатном и электронном виде (презентация, сайт, цифровой фильм и т. д.).-текст работы должен быть структурирован и оформлен в соответствии с существующими требованиями: формат листов А4; интервал — 1; размер шрифта 14; отступ справа и слева – 1,5 см., нумерация страниц (колонтитулы).-оформленной считается работа, по которой сформировано портфолио, включающее: — Рецензию на работу (готовится учителем).- Титульный лист (название учреждения, тема работы, автор, руководитель, год написания).- Оглавление (содержание): перечисление разделов и глав работы с указанием страниц.- Непосредственно сама работа (актуальность исследования, постановка проблемы, цели, задачи, гипотеза, оригинальность исследования или проекта, выбранные методы проектно-исследовательской деятельности, сценарий работы над проектом (исследованием), проверка гипотезы (описание проектной деятельности или исследования), выводы, список литературы) с делением на разделы или главы, представленных в логической последовательности для более чёткой передачи информации.- Обязательно должны быть указаны ссылки на использованные и рекомендуемые источники информации, а также все представленные в проекте печатные, рисованные, графические, фото, — видео, — музыкальные и электронные материалы.- Рекламное представление всей творческой группы, работавшей над проектом, и руководителя проекта.

7.4.Защита проектной работы-публичная защита проекта проводится самим автором или представителями творческой группы. Представление – защита проводится в устной форме, с обязательной демонстрацией фрагментов проекта или его короткой демонстрационной версией.-перед защитой её участники обязаны провести экспертное тестирование демонстрационной техники, записать проект или его демонстрационную версию на компьютер, который будет использоваться во время защиты, проверить качество записи и условия демонстрации.-авторы или представители творческой проектной группы должны ответить на вопросы жюри.-содержание и композиция защиты проекта – инициативное и творческое право его авторов, однако в выступлении должны быть освещены следующие вопросы: — обоснование выбранной темы – её актуальность и степень исследованности;- определение цели и задач представленного проекта, а также степень их выполнения;- краткое содержание выполненного исследования, с обязательными акцентами на ключевых положениях и выводах;- обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем;- рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.
VIII. Критерии оценки проектных работ
-Актуальность выбранного исследования.-Сформулированность и аргументированность собственного мнения.-Чёткость выводов, обобщающих исследование.-Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.-Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.-Владение автором специальным и научным аппаратом.-Грамотность оформления и защиты результатов исследования.-Соответствие содержания работы поставленной цели и сформулированной теме.-Умение вести дискуссию по теме.-Технологичность и техничность исполнения.-Художественный вкус.8.2.При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев:
способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;
сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
8.3. С целью определения степени самостоятельности учащегося в ходе выполнения проекта необходимо учитывать два уровня сформированности навыков проектной деятельности.
Критерий

Базовый
Повышенный
Самосто-ятельное приобре-тение знаний и решение проблем
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы.
Знание предмета
Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.
Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют.
Регуля-тивные действия
Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля учащегося.
Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.
Комму-никация
Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы.
Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы
IX. Функциональные обязанности участников проектной деятельности
10.1. Функции администрации учреждения включают:
разработку нормативных методических документов, определяющих требования, предъявляемые к проведению проектных работ;
определение графика проведения среднесрочных и долгосрочных проектов, включая утверждение сроков, отводимых на проведение каждого из этапов проектной деятельности;
осуществление ресурсного обеспечения проектной деятельности;
осуществление общего контроля за проектной деятельностью.
10.2. Функции руководителя предметных методических объединений педагогов:
определение предметных тематических блоков, в рамках которых могла бы осуществляться проектная деятельность;
разработка примерного перечня тем проектных работ;
координация межпредметных связей в рамках проектной деятельности;
распределение нагрузки учителей – руководителей проектов;
10.3. Учителя – руководители проектов, являясь ключевыми фигурами, непосредственно организующими и контролирующими осуществление учащимися проектной деятельности, выполняют следующие функции:
проведение консультаций с участниками проектов;
руководство проектной деятельностью в рамках согласованного объекта исследования;
осуществление методической поддержки проектной деятельности;
планирование совместно с учащимися работы в течение всего проектного периода;
поэтапное отслеживание результатов проектной деятельности;
координация внутригрупповой работы учащихся.
10.4. Функции библиотекаря школы:- ресурсное обеспечение проектов;- планирование работы библиотеки с учетом проектов по работе с различными источниками информации;- предоставление участникам проектов возможностей видео- и медиатеки.10.5. Функции психологов:- диагностика затруднений при выполнении проектов;- проведение консультаций по запросам учащихся, педагогов;- диагностика формирования проектных умений учащихся;- анкетирование участников проектной деятельности.
XI.Моральное и материальное поощрение участников проектной деятельности
11.1.Авторы и руководители проектных работ награждаются грамотами.11.2.Вид и размер материального поощрения руководителей проекта устанавливает руководитель учреждения и Управляющий совет с учетом результативности осуществлённой проектной деятельности.11.3. Все поощрения выплачиваются из стимулирующей части оплаты труда.

Оцените статью
Добавить комментарий