Учебная программа по курсу «Менеджмент инноваций в биологическом и экологическом образовании» Разработчик

  • От :
  • Категории : Без рубрики
Новосибирский государственный педагогический университет Институт естественных и социально-экономических наук Кафедра ботаники и экологии

Разработчик:

доцент кафедры ботаники и экологии

к. б. н., С.А. Гижицкая

Цель – сформировать системные знания и умения организации инноваций в биологическом и экологическом образовании.

Задачи:

  1. Изучение методологии и методики биологического и экологического образования.
  2. Изучение основных принципов инновационного менеджмента в образовательных системах.
  3. Знакомство с основными методами формирования инновационной культуры
  4. Освоение основных навыков и умений формирования проектного мышления и организации деятельности у школьников и молодежи в сфере биологии и экологии
  5. Знакомство с региональными особенностями инициирования инновационной экологической деятельности детей и молодежи в Западной Сибири и Новосибирской области

В результате освоения данного курса слушатели должны:

  • Знать методологии и методики биологического и экологического образования
  • Знать основные принципы инновационного менеджмента в образовательных системах
  • Владеть основными методами формирования инновационной культуры
  • Освоение основных навыков и умений формирования проектного мышления и организации деятельности в сфере экологии и биологии у школьников и молодежи
  • Знакомство с региональными особенностями инициирования инновационной экологической деятельности детей и молодежи в Западной Сибири и Новосибирской области.

Фундаментальной базой курса «Менеджмент инноваций в биологическом и экологическом образовании» являются основы методологии и методики биологического и экологического образования, а также инновационного менеджмента. Необходимым компонентом курса является использование методов проектной, креативной педагогики. Прикладной характер программы предопределяет пошаговую стратегию в освоении содержания данного курса, результатом которой должно стать умелое владение навыками организации экологической проектной деятельности. Весь материал разбит на 4 блока.

  1. История развития экологического мировоззрения в мире и России:

    1. Праэкологизм – генетическая связь человечества с природной средой в эпоху неолита
    2. Развитие городских поселений и усиление самоизоляции природы от общества
    3. Заложение основ антиэкологической идеологии победителей природы
    4. Начало XX века: осознание уничтожения природной среды
    5. Противоречивость и незавершенность первичной концепции экологического мировоззрения
    6. От разрозненных и частных экологических проблем – к осознанию глобального экологического кризиса. Парадигма целостности в экологическом мировоззрении.
    7. Характеристика современного экологического мировоззрения по Н.Н. Моисееву.
    8. Коэволюционный подход в формировании экологической культуры школьников и молодежи.
    9. Осознание необходимости экологического образования
  2. Модели и содержание экологического образования (ЭО)

    1. Характеристика нововременного образования как предпосылка
    2. Характеристика утопически-экстремистской модели (ЭО)
    3. Характеристика «отшельнической», или «неоруссоистской» модели ЭО
    4. Характеристика «природоохранной» и «научной» моделей ЭО
    5. Содержание, проблемы и пути развития «альтернативной» экологической педагогики
  1. Предпосылки и условия общественного участия (ОУ)

    1. Социально-экологические предпосылки ОУ
    2. Нормативно-правовое обеспечение ОУ: обеспечение «права знать» в системе ОУ, ответственность и обеспечение доступа к правосудию
    3. Особенности участия школьников и молодежи в принятии экологически значимых решений
  2. ОУ в государственной системе принятия решений

    1. ОВОС и общественные слушания
    2. ОУ в экспертизе проектов
    3. Общественная экологическая экспертиза
    4. Обеспечение доступа к экологической информации в рамках процедуры ОУ
  3. Формы и методы ОУ в процессе подготовки и принятия решений

    1. Формирование общественного мнения (связи с общественностью как механизм формирования общественного мнения, отношения со СМИ, организация специальных событий, восстановление доверия к организации в глазах общественности)
    2. Социально-экологический мониторинг
    3. Консультации в процессе ОУ
    4. Выбор оптимального метода ОУ в процессе подготовки принятия решения
  1. Проектный цикл: определение понятий

    1. «Управление проектным циклом» — инструмент планирования и управления
    2. «Управление проектным циклом» в сфере образования
  2. Логический структурный подход (ЛСП) – инструмент дизайна и анализа проекта

    1. Введение
    2. Фаза анализа
    3. Фаза планирования, примеры матрицы логико-структурного подхода для экологических проектов в сфере образования
  3. Использование ЛСП для разработки плана мероприятий и расходования ресурсов

    1. План мероприятий и расходования ресурсов
    2. Планирование расходования ресурсов
    3. Специфика мероприятий, ресурсов и источников финансирования в сфере образования
  1. Школьный экологический мониторинг (ЭМ)

    1. Исследовательские проекты школьников и студентов в системе экологического образования
    2. Организация школьного экологического мониторинга
    3. Выбор и характеристика объектов ЭМ
    4. Методы ЭМ: биологических объектов, воздушной среды, почв, водных объектов, шумового и радиоактивного загрязнения, здоровья населения,
    5. Обработка данных и оформление результатов
    6. Экологический паспорт микрорайона школы
  2. Формы и методы экологического познания через ощущения, переживания и практическую деятельность

    1. Игровые формы — экологические театр, КВН, экологические конкурсы: олимпиады, конференции, конкурсы практических проектов и др.
    2. Экологически ориентированные туристические походы
    3. Фитодизайн интерьеров и ландшафтов
    4. Участие в природоохранных проектах
    5. Конкретные методики помощи животным, растениям
^
Лекции Занятия
(1) История развития экологического мировоззрения в мире и России (2) Модели и содержание экологического образования 6 8 4
(1) Предпосылки и условия общественного участия (ОУ) (2) ОУ в государственной системе принятия решений (3) Формы и методы ОУ в процессе подготовки и принятия решений 8 6 6 4 4
(1) Проектный цикл: определение понятий (2) Логический структурный подход (ЛСП) – инструмент дизайна и анализа проекта (3) Использование ЛСП для разработки плана мероприятий и расходования ресурсов 4 8 6 4 4 6
(1) Школьный экологический мониторинг (ЭМ) (2) Формы и методы экологического познания через ощущения, переживания и практическую деятельность 2 8 6 16
110
  1. http://expertiza.ru/p7/soder.html Рекомендации по организации общественного участия в подготовке и принятии экологически значимых решений
  2. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.: АГАР, 2000
  3. Борейко В.Е., др. Спутник юного защитника природы. Новосибирск: 2001
  4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
  5. Калмыков А.А. Введение в экологическую психологию. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999
  6. Краткий курс Управления Проектным Циклом: учебное пособие. Петрозаводск: Техническое бюро ТАСИС, 2001
  7. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: «Юнисам», 1996
  8. Философия экологического образования. М.: Прогресс – Традиция, 2001.
  1. Гижицкая С.А., Факторович Л.В., Влазнева А.Е. Экологические тропы города Новосибирска. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999
  2. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков: уч.-метод. пособ-е – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  3. Отношение школьников к природе / под. ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной, М.: Просв., 1988.
  4. Хассард Дж. Уроки естествознания – М.: Центр «Экология и образование», 1993
  5. Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. М.: Просвещение, 1989
  6. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / под. ред. Л.П. Печко. М.: Просв., 1984.
  7. Экологическое образование школьников / под. ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной, М.: Просв., 1983.
Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …