Учебная программа по курсу «Менеджмент инноваций в биологическом и экологическом образовании» Разработчик

Новосибирский государственный педагогический университет Институт естественных и социально-экономических наук Кафедра ботаники и экологии
Разработчик:
доцент кафедры ботаники и экологии
к. б. н., С.А. Гижицкая
Цель – сформировать системные знания и умения организации инноваций в биологическом и экологическом образовании.
Задачи:
Изучение методологии и методики биологического и экологического образования.
Изучение основных принципов инновационного менеджмента в образовательных системах.
Знакомство с основными методами формирования инновационной культуры
Освоение основных навыков и умений формирования проектного мышления и организации деятельности у школьников и молодежи в сфере биологии и экологии
Знакомство с региональными особенностями инициирования инновационной экологической деятельности детей и молодежи в Западной Сибири и Новосибирской области
В результате освоения данного курса слушатели должны:
Знать методологии и методики биологического и экологического образования
Знать основные принципы инновационного менеджмента в образовательных системах
Владеть основными методами формирования инновационной культуры
Освоение основных навыков и умений формирования проектного мышления и организации деятельности в сфере экологии и биологии у школьников и молодежи
Знакомство с региональными особенностями инициирования инновационной экологической деятельности детей и молодежи в Западной Сибири и Новосибирской области.
Фундаментальной базой курса «Менеджмент инноваций в биологическом и экологическом образовании» являются основы методологии и методики биологического и экологического образования, а также инновационного менеджмента. Необходимым компонентом курса является использование методов проектной, креативной педагогики. Прикладной характер программы предопределяет пошаговую стратегию в освоении содержания данного курса, результатом которой должно стать умелое владение навыками организации экологической проектной деятельности. Весь материал разбит на 4 блока.
История развития экологического мировоззрения в мире и России:
Праэкологизм – генетическая связь человечества с природной средой в эпоху неолита
Развитие городских поселений и усиление самоизоляции природы от общества
Заложение основ антиэкологической идеологии победителей природы
Начало XX века: осознание уничтожения природной среды
Противоречивость и незавершенность первичной концепции экологического мировоззрения
От разрозненных и частных экологических проблем – к осознанию глобального экологического кризиса. Парадигма целостности в экологическом мировоззрении.
Характеристика современного экологического мировоззрения по Н.Н. Моисееву.
Коэволюционный подход в формировании экологической культуры школьников и молодежи.
Осознание необходимости экологического образования
Модели и содержание экологического образования (ЭО)
Характеристика нововременного образования как предпосылка
Характеристика утопически-экстремистской модели (ЭО)
Характеристика «отшельнической», или «неоруссоистской» модели ЭО
Характеристика «природоохранной» и «научной» моделей ЭО
Содержание, проблемы и пути развития «альтернативной» экологической педагогики
Предпосылки и условия общественного участия (ОУ)
Социально-экологические предпосылки ОУ
Нормативно-правовое обеспечение ОУ: обеспечение «права знать» в системе ОУ, ответственность и обеспечение доступа к правосудию
Особенности участия школьников и молодежи в принятии экологически значимых решений
ОУ в государственной системе принятия решений
ОВОС и общественные слушания
ОУ в экспертизе проектов
Общественная экологическая экспертиза
Обеспечение доступа к экологической информации в рамках процедуры ОУ
Формы и методы ОУ в процессе подготовки и принятия решений
Формирование общественного мнения (связи с общественностью как механизм формирования общественного мнения, отношения со СМИ, организация специальных событий, восстановление доверия к организации в глазах общественности)
Социально-экологический мониторинг
Консультации в процессе ОУ
Выбор оптимального метода ОУ в процессе подготовки принятия решения
Проектный цикл: определение понятий
«Управление проектным циклом» — инструмент планирования и управления
«Управление проектным циклом» в сфере образования
Логический структурный подход (ЛСП) – инструмент дизайна и анализа проекта
Введение
Фаза анализа
Фаза планирования, примеры матрицы логико-структурного подхода для экологических проектов в сфере образования
Использование ЛСП для разработки плана мероприятий и расходования ресурсов
План мероприятий и расходования ресурсов
Планирование расходования ресурсов
Специфика мероприятий, ресурсов и источников финансирования в сфере образования
Школьный экологический мониторинг (ЭМ)
Исследовательские проекты школьников и студентов в системе экологического образования
Организация школьного экологического мониторинга
Выбор и характеристика объектов ЭМ
Методы ЭМ: биологических объектов, воздушной среды, почв, водных объектов, шумового и радиоактивного загрязнения, здоровья населения,
Обработка данных и оформление результатов
Экологический паспорт микрорайона школы
Формы и методы экологического познания через ощущения, переживания и практическую деятельность
Игровые формы — экологические театр, КВН, экологические конкурсы: олимпиады, конференции, конкурсы практических проектов и др.
Экологически ориентированные туристические походы
Фитодизайн интерьеров и ландшафтов
Участие в природоохранных проектах
Конкретные методики помощи животным, растениям

Лекции
Занятия
(1) История развития экологического мировоззрения в мире и России (2) Модели и содержание экологического образования
6 8
4
(1) Предпосылки и условия общественного участия (ОУ) (2) ОУ в государственной системе принятия решений (3) Формы и методы ОУ в процессе подготовки и принятия решений
8 6 6
4 4
(1) Проектный цикл: определение понятий (2) Логический структурный подход (ЛСП) – инструмент дизайна и анализа проекта (3) Использование ЛСП для разработки плана мероприятий и расходования ресурсов
4 8 6
4 4 6
(1) Школьный экологический мониторинг (ЭМ) (2) Формы и методы экологического познания через ощущения, переживания и практическую деятельность
2 8
6 16
110
http://expertiza.ru/p7/soder.html Рекомендации по организации общественного участия в подготовке и принятии экологически значимых решений
Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.: АГАР, 2000
Борейко В.Е., др. Спутник юного защитника природы. Новосибирск: 2001
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
Калмыков А.А. Введение в экологическую психологию. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999
Краткий курс Управления Проектным Циклом: учебное пособие. Петрозаводск: Техническое бюро ТАСИС, 2001
Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: «Юнисам», 1996
Философия экологического образования. М.: Прогресс – Традиция, 2001.
Гижицкая С.А., Факторович Л.В., Влазнева А.Е. Экологические тропы города Новосибирска. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999
Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков: уч.-метод. пособ-е – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
Отношение школьников к природе / под. ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной, М.: Просв., 1988.
Хассард Дж. Уроки естествознания – М.: Центр «Экология и образование», 1993
Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. М.: Просвещение, 1989
Экологическое и эстетическое воспитание школьников / под. ред. Л.П. Печко. М.: Просв., 1984.
Экологическое образование школьников / под. ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной, М.: Просв., 1983.

Оцените статью
Добавить комментарий