Учебная программа по курсу «Экологический туризм и экскурсоведение» Разработчик

Новосибирский государственный педагогический университетИнститут естественных и социально-экономических наукКафедра ботаники и экологии
Разработчик:
доцент кафедры ботаники и экологии
к. б. н., С.А. Гижицкая
Цель – сформировать системные знания о содержании, принципах развития и организации экологического туризма и компетенции проектирования, разработки и реализации экскурсионных услуг в области природного, экологического туризма.
Задачи:
Изучение основных положений, раскрывающие содержание, принципы и основные тенденции развития экологического туризма, а также методологии и методики проектирования и проведения экскурсий
Изучение форматов экологических туров для различных целевых групп и разнообразия экскурсионных услуг в этой сфере.
Знакомство с основными методами разработки экологически грамотного туристического маршрута в разнообразных ландшафтах и соответствующих ему экскурсий.
Освоение основных навыков и умений комплектации и организации разнообразных тематических туров в сфере экологического просвещения и образования.
Знакомство с особенностями рекреационных областей Западной Сибири и спецификой формирования, в их пределах, экологических троп и поддерживающих их экскурсий.
В результате освоения данного курса слушатели должны:
Знать основные положения экологического туризма и форматы экологических туров для различных целевых групп.
Знать методологию и методику экскурсионного дела.
Уметь использовать методы формирования экологически грамотного туристического маршрута в разнообразных рекреационных ландшафтах Западной Сибири.
Уметь подготовить и организовать основные варианты тематических туров в сфере экологического просвещения и образования.
Уметь спланировать и разработать природоведческие экскурсии для экологических троп
Фундаментальной основой курса «Экологический туризм и экскурсоведение» являются законы устойчивого функционирования экосистем в сочетании с основными положениями природоохранной биологии, а также знание эффективных методов и приемов экологической педагогики и психологии. Необходимым компонентом курса является использование основ туристической деятельности. В рамках освоения экскурсоведения необходимо знание педагогической психологии, культурологи, основ менеджмента и маркетинга. Синтетический, комплексный характер программы предопределяет пошаговую стратегию в освоении содержания данного курса. Весь материал разбит на 4 блока.
История развития туризма и экскурсий:
первые путешественники, географические открытия, достопримечательности;
история появления и развития первых турагентств, организованных экскурсий;
связь между развитием транспорта и появлением туризма;
роль науки и образования в развитии туризма;
история развития экскурсионного дела.
Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности:
определение понятий путешествие, туризм, рекреация;
мотивация туризма и путешествий и характеристика потребителей туристического продукта;
основные сегменты индустрии туризма в мире и России;
туризм как сектор экономики, маркетинг в туризме;
перспективы развития туризма.
Основы экскурсоведения
определение экскурсии, экскурсионной услуги;
классификация экскурсий;
тематика и содержание экскурсий;
показ в экскурсии;
рассказ в экскурсии.
История появления и развития экологического туризма. Первые экологические тропы.
Современное состояние экологического туризма (ЭТ)
характеристика мотивации и причин ее усиления для ЭТ
характеристика потребителей ЭТ
доля ЭТ в общей туристической деятельности
аспекты ЭТ (духовно-нравственный, экономический, культурный, исторический, природоохранный)
характеристика ресурсов ЭТ
принципы и правила организации ЭТ
Виды экологического туризма (ЭТ):
по роду деятельности: приключенческий ЭТ, познавательный, образовательный ЭТ, научный ЭТ, событийный ЭТ, спортивный игровой ЭТ, духовный ЭТ, бытовой ЭТ, творческий ЭТ,
по объектам ЭТ: биотуризм, природный туризм, агротуризм
по степени воздействия на окружающую среду: разрушающий туризм, устойчивый, поддерживающий туризм
Методология и методика проведения экскурсий:
экскурсионный метод познания – основные принципы;
технология подготовки новой экскурсии;
составление маршрута экскурсии;
методика проведения экскурсий;
техника ведения экскурсий
Классификация рекреационных ландшафтов
Особенности использования различных рекреационных ландшафтов
Характеристика деградации природных экосистем, находящихся под рекреационным воздействием
Экологический менеджмент ресурсов ЭТ
Понятие экскурсионного объекта, их отбор и изучение
составление карточек экскурсионных объектов
Подготовка похода
Формулирование цели и задач похода, определение маршрута
Подготовка снаряжения, подготовка питания, организация походного быта
Тактика и техника движения в походе
Техника безопасности и доврачебная помощь в походе
Подведение итогов после похода
Создание среды общения в «малых группах»
упражнения для установления межличностного взаимодействия
упражнения для определения проблем и принятия решений
Организация познавательной, общественно-полезной деятельности в ЭТ
упражнения на оптимизацию цельного восприятия природной среды
организация общественного экологического мониторинга
организация участия в местных природоохранных проектах
Инновации в экскурсионном деле
Сравнительный анализ педагогического дизайна традиционных и активных экскурсий
Активные методы проведения экскурсий
Интерактивные методы проведения экскурсий
Игровые методы проведения экскурсий
Тенденции на рынке экскурсионных услуг в мире, России и в рекреационных системах Западной Сибири.
Роль музеев в развитии инновационных экскурсий. Возможности экстраполяции новых технологий в природоведческие экскурсии.
Роль особо охраняемых природных территорий в развитии новых форм и методов экскурсионной работы.

Лекции
Занятия
8
12
16
24
8
12
8
12
100
Гижицкая С.А., Факторович Л.В., Влазнева А.Е. Экологические тропы города Новосибирска. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник. М.: Советский спорт, 2004.
Квартальнов В.А. Туризм: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 320 с.
Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков: уч.-метод. пособ-е – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
Методика подготовки и проведения экскурсии: учеб.пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 1980.
Отношение школьников к природе / под. ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной, М.: Просв., 1988.
Хассард Дж. Уроки естествознания – М.: Центр «Экология и образование», 1993
Экологическое и эстетическое воспитание школьников / под. ред. Л.П. Печко. М.: Просв., 1984.
Экологическое образование школьников / под. ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной, М.: Просв., 1983.
Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. М.: Просвещение, 1989

Оцените статью
Добавить комментарий