Учебная программа по курсу «Экологический туризм и экскурсоведение» Разработчик

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

Новосибирский государственный педагогический университетИнститут естественных и социально-экономических наукКафедра ботаники и экологии

Разработчик:

доцент кафедры ботаники и экологии

к. б. н., С.А. Гижицкая

Цель – сформировать системные знания о содержании, принципах развития и организации экологического туризма и компетенции проектирования, разработки и реализации экскурсионных услуг в области природного, экологического туризма.

Задачи:

  1. Изучение основных положений, раскрывающие содержание, принципы и основные тенденции развития экологического туризма, а также методологии и методики проектирования и проведения экскурсий
  2. Изучение форматов экологических туров для различных целевых групп и разнообразия экскурсионных услуг в этой сфере.
  3. Знакомство с основными методами разработки экологически грамотного туристического маршрута в разнообразных ландшафтах и соответствующих ему экскурсий.
  4. Освоение основных навыков и умений комплектации и организации разнообразных тематических туров в сфере экологического просвещения и образования.
  5. Знакомство с особенностями рекреационных областей Западной Сибири и спецификой формирования, в их пределах, экологических троп и поддерживающих их экскурсий.

В результате освоения данного курса слушатели должны:

  • Знать основные положения экологического туризма и форматы экологических туров для различных целевых групп.
  • Знать методологию и методику экскурсионного дела.
  • Уметь использовать методы формирования экологически грамотного туристического маршрута в разнообразных рекреационных ландшафтах Западной Сибири.
  • Уметь подготовить и организовать основные варианты тематических туров в сфере экологического просвещения и образования.
  • Уметь спланировать и разработать природоведческие экскурсии для экологических троп

Фундаментальной основой курса «Экологический туризм и экскурсоведение» являются законы устойчивого функционирования экосистем в сочетании с основными положениями природоохранной биологии, а также знание эффективных методов и приемов экологической педагогики и психологии. Необходимым компонентом курса является использование основ туристической деятельности. В рамках освоения экскурсоведения необходимо знание педагогической психологии, культурологи, основ менеджмента и маркетинга. Синтетический, комплексный характер программы предопределяет пошаговую стратегию в освоении содержания данного курса. Весь материал разбит на 4 блока.

  1. История развития туризма и экскурсий:

    1. первые путешественники, географические открытия, достопримечательности;
    2. история появления и развития первых турагентств, организованных экскурсий;
    3. связь между развитием транспорта и появлением туризма;
    4. роль науки и образования в развитии туризма;
    5. история развития экскурсионного дела.
  2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности:

    1. определение понятий путешествие, туризм, рекреация;
    2. мотивация туризма и путешествий и характеристика потребителей туристического продукта;
    3. основные сегменты индустрии туризма в мире и России;
    4. туризм как сектор экономики, маркетинг в туризме;
    5. перспективы развития туризма.
  3. Основы экскурсоведения

    1. определение экскурсии, экскурсионной услуги;
    2. классификация экскурсий;
    3. тематика и содержание экскурсий;
    4. показ в экскурсии;
    5. рассказ в экскурсии.
  1. История появления и развития экологического туризма. Первые экологические тропы.
  2. Современное состояние экологического туризма (ЭТ)

    1. характеристика мотивации и причин ее усиления для ЭТ
    2. характеристика потребителей ЭТ
    3. доля ЭТ в общей туристической деятельности
    4. аспекты ЭТ (духовно-нравственный, экономический, культурный, исторический, природоохранный)
    5. характеристика ресурсов ЭТ
    6. принципы и правила организации ЭТ
  3. Виды экологического туризма (ЭТ):

    1. по роду деятельности: приключенческий ЭТ, познавательный, образовательный ЭТ, научный ЭТ, событийный ЭТ, спортивный игровой ЭТ, духовный ЭТ, бытовой ЭТ, творческий ЭТ,
    2. по объектам ЭТ: биотуризм, природный туризм, агротуризм
    3. по степени воздействия на окружающую среду: разрушающий туризм, устойчивый, поддерживающий туризм
  4. Методология и методика проведения экскурсий:

    1. экскурсионный метод познания – основные принципы;
    2. технология подготовки новой экскурсии;
    3. составление маршрута экскурсии;
    4. методика проведения экскурсий;
    5. техника ведения экскурсий
  1. Классификация рекреационных ландшафтов
  2. Особенности использования различных рекреационных ландшафтов
  3. Характеристика деградации природных экосистем, находящихся под рекреационным воздействием
  4. Экологический менеджмент ресурсов ЭТ
  5. Понятие экскурсионного объекта, их отбор и изучение
  6. составление карточек экскурсионных объектов
    1. Подготовка похода

      1. Формулирование цели и задач похода, определение маршрута
      2. Подготовка снаряжения, подготовка питания, организация походного быта
      3. Тактика и техника движения в походе
      4. Техника безопасности и доврачебная помощь в походе
      5. Подведение итогов после похода
    2. Создание среды общения в «малых группах»

      1. упражнения для установления межличностного взаимодействия
      2. упражнения для определения проблем и принятия решений
    3. Организация познавательной, общественно-полезной деятельности в ЭТ

      1. упражнения на оптимизацию цельного восприятия природной среды
      2. организация общественного экологического мониторинга
      3. организация участия в местных природоохранных проектах
  1. Инновации в экскурсионном деле

    1. Сравнительный анализ педагогического дизайна традиционных и активных экскурсий
    2. Активные методы проведения экскурсий
    3. Интерактивные методы проведения экскурсий
    4. Игровые методы проведения экскурсий
    5. Тенденции на рынке экскурсионных услуг в мире, России и в рекреационных системах Западной Сибири.
    6. Роль музеев в развитии инновационных экскурсий. Возможности экстраполяции новых технологий в природоведческие экскурсии.
    7. Роль особо охраняемых природных территорий в развитии новых форм и методов экскурсионной работы.

^
Лекции Занятия
8 12
16 24
8 12
8 12
100
  1. Гижицкая С.А., Факторович Л.В., Влазнева А.Е. Экологические тропы города Новосибирска. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999
  2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
  3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник. М.: Советский спорт, 2004.
  4. Квартальнов В.А. Туризм: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 320 с.
  5. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков: уч.-метод. пособ-е – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  6. Методика подготовки и проведения экскурсии: учеб.пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 1980.
  1. Отношение школьников к природе / под. ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной, М.: Просв., 1988.
  2. Хассард Дж. Уроки естествознания – М.: Центр «Экология и образование», 1993
  3. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / под. ред. Л.П. Печко. М.: Просв., 1984.
  4. Экологическое образование школьников / под. ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной, М.: Просв., 1983.
  5. Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. М.: Просвещение, 1989
Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …