Учебник: Защита прав потребителей

  • От :
  • Категории : Без рубрики

В бывшем СССР не существовало единой государственной политики, а также специализированных ведомств на защиту прав и интересов потребителей. Бросив громкий лозунг "Все для человека, все во имя человека", государственные чиновники Советского Союза не сделали никаких шагов по законодательному закреплению прав потребителей, а тем более практической их реализации. Первые общественные консюмерской организации в СССР возникли в конце 80-х годов в ходе попыток применения рыночных реформ и демократизации общества, предусмотренных политикой перестройки, которая ведет свое начало от решений апрельского (1985 г..) Пленума ЦК КПСС. Первые государственные консюмерской учреждения, а также первые законы в защиту споживачив начали появляться уже в 90-х годах в независимых государствах бывших республиках Советского Союза. Первые упоминания о применении стандартов России с целью повышения качества продукции были еще в XVI веке, во времена правления царя Ивана Грозного. В частности, были введены стандартные калибры круги для измерения пушечных ядер с целью повышения их качества. Было также заложено караульный городок Свияжск, при построении которого вводились строительные элементы, которые были заранее изготовлены по стандартным размерам далеко от Свияжск в городе Угличе. Были и другие примеры. Однако в XVI-XVП ст. в России ограничивались лишь отдельными стандартными решениями. Начало широкого внедрения стандартизации в России было положено императором Петром I. В частности, в первом собрании законов Российской империи был помещен Указ, свидетельствующий о введении в России элементов стандартизации и взаимности. Так, во время построения флота для Азовского похода как образец была использована галера, по которой были изготовлены еще 22 галеры. Это дало возможность построить российский флот быстро и качественно. Участие в т. Н. "черных очередях" (за мебелью, холодильниками, телевизорами, которые продолжались месяцами, даже годами) привели к самоорганизации граждан-потребителей. Возникли общественные инициативные гру-пы, ратовали за улучшение работы торговли, транспорта, строительства и т. Наличие определенных структур, занимавшихся проверкой качества продукции, соблюдения правил торговли, проверкой санитарного состояния предприятий торговли, общественного питания, быта и т. Особое внимание Петр уделял качества и стандартизации оружия, интерес в этом плане представляет собой Указ Петра I о качестве от 2 января 1723 Текст Указа свидетельствует не только о требованиях к качеству (в данном случае к ружьям для армии), но и к системе контроля качества государственного надзора за ним и мерах наказания за изготовление дефектной продукции. Известно также, что Петр I, пытаясь расширить и активизировать внешнюю торговлю, организовал в Петербурге и Архангельске правительственные Бракеражный комиссии, в обязанности которых входил надзор за качеством экспортируемой Россией сырья (льна, конопли, дерева и др.) Развитие промышленности и транспорта в Российской империи привел к расширению работ по стандартизации в XIX в. В частности, в 1860. был установлен единый размер железнодорожной колеи (1524мм) и утверждены габаритные нормы приближения строений и подвижного состава. В 1889 были утверждены первые технические условия проектирования и сооружения железных дорог, а в 1898 г.. Единые технические требования к поставке основных материалов и изделий для нужд железной дороги. В 1899 был определен единый сортамент профилей металлопроката. А в 1900 г.. Был принят ряд правил и норм по проектированию и эксплуатации электротехнических изделий. Внедрение национальных стандартов и единых требований к качеству продукции в Российской империи осложнялось из-за обилия иностранных концессий, владельцы которых, как правило, вводили свои стандарты. В частности, такое положение дел привело к распространению в стране трех систем измерения: аршинной, дюймовой и метрической. Это, разумеется, затрудняло производство продукции и контроля ее качества. Одним из первых после революции 1917 г.. Был принят декрет "О введении международной метрической системы мер рычагов" (14 сентября 1918). В 1925 г.. Создается Комитет по стандартизации. В 1926г. утвержден первый советский общесоюзный стандарт "Мука. Селекционные сорта зерна. Номенклатура". В том же году были приняты стандарты на новый сортамент металлопроката, который позволил сократить количество типоразмеров в 6 раз, а также стандарты на метрически дюймовое резьбы, на допуски и посадки и т. Они стали базой для овладения методами передовых зарубежных фирм, таких как Форд, Тэйлор, касающиеся контроля качества продукции на основе допусков и посадок. Как видим, одной из первых форм управления качеством в Советском Союзе стала проверка изделий методом сортировки и розбраковкы на пригодные и непригодные. Зарождением элементов защиты прав потребителей можно считать отличие внутри 30-х годов карточной системы за введение клеймения гирь и рычагов. Была также введена уголовная ответственность за обвеса, обмера покупателей и др. В СССР, как и в западных государствах, существовавших исторические традиции движения потребителей. Так, первые потребительские и кооперативные общества в России начали возникать в 90-е годы XIX в. и активно действовали до революционных событий 1917г. Организующую роль в потребительском движении играли съезды кооператоров. В 1908 г.. На кооперативном съезде в Москве было представлено 117 потребительских обществ. А в 1917 в Российской империи насчитывалось 35 тыс. Обществ. Советской властью 10 апреля 1918 был обнародован Декрет "О потребительской кооперации". Но потребительский и кооперативное движение при большевиках по добровольному, независимого постепенно превратился в государственный механизм распределения дефицитных товаров. Это, в частности, отражено в следующих декретах Советской власти по развитию потребительской кооперации (декреты от 2 ноября 1918, от 20 марта 1919 и др.). Потребительская кооперация была подчинена Наркомпроду и окончательно потеряла свою независимость. Следует сказать, что определенные стандарты и соответствующие решения относительно качества продукции и услуг в СССР были разбросаны по многим законодательных актах, и отдельные, туманные, нечеткие решения по этому вопросу только подчеркивали значительное различие между целью и реальностью. К тому же ГОСТу СССР самому было трудно управлять вышеназванными системами качества. Другие же ведомства (Госплан, Госкомтруда и т.п.) не видели в этом острой необходимости. Безусловной заслугой Госстандарта СССР в конце 80-х в начале 90-х гг., В переходный к рыночным отношениям период, стала работа по гармонизации отечественных стандартов с международными, в которых нашел свое отражение и советский опыт управления качеством продукции. Важной предпосылкой зарождения консюмеризма в Советском Союзе стал и опыт определенных контролирующих структур, занимавшихся проверкой качества продукции, соблюдением правил торговли, общественного питания, быта и др. Эти проблемы в той или иной степени решались функционированием государственных органов (законодательных, исполнительно-распорядительных, судебных и контрольно-надзорных), государственно-общественных органов (органов народного контроля), общественных органов партийных, комсомольских, профсоюзных и других организаций, деятельность которых организовывалась, руководствовалась , пропагандировалась, контролировалась единственным полновластным органом правящей партией). Значительный опыт деятельности советского варианта "кружков качества". В их работе участвовала значительное количество работников как в довоенные, так и в послевоенные годы. Общественные комитеты, группы и посты народного контроля непосредственно на производстве, постоянно действующие производственные совещания, отделы технического контроля, комсомольские, партийные, профсоюзные организации и их представители в производственных ппидроздилах предприятий, учреждений, организаций, «комсомольские прожекторы», рейды и т.д. осуществляли непосредственный воздействие на работников, занятых в сфере производства. То есть они были неотъемлемой частью системы управления качеством продукции. Можно говорить о положительных и отрицательных сторонах социалистического соревнования в трудовых коллективах, его формализм, о недоверии или веру работников в его целесообразности. Но на определенных исторических этапах развития страны организовано должным образом соревнования в трудовых коллективах давало положительные результаты и воспринималось как реальное участие работников, общественных и государственных органов в улучшении качества продукции, товаров и услуг. Бесспорно, что свой вклад в оформление движения в защиту прав и интересов потребителей внесли и политики перестройки. Ведь формирование в конце 80-х гг. Различных действительно добровольных организаций в различных сферах общественной бытия свидетельствовало о постепенном освобождении людей от страха перед самодеятельной активностью как уголовно преследуемой дела, целенаправленно насаждалось советской системой. Важное место в развитии такого к-бровильництва, "низовой демократии" вообще занимали организации, ставившие целью защиту прав и интересов потребителей. Первые такие объединения появились в Ленинграде и Москве осенью 1988, затем в Киеве, Свердловске, Челябинске, Минске, Новосибирске, Воронеже, Риге, Вильнюсе, во многих других местах на высоком гребне общественной активности, вызванной демократическими преобразованиями , которые начались во второй половине 80-х гг. Оформление групп потребителей было связано с тем, что советские люди почувствовали возможность путем самоорганизации добиваться улучшения обслуживания покупателей, более четкой работы общественного транспорта, привлечение населения к разработке планов городского строительства и тому подобное. Иногда толчком к объединению потребителей были так называемые "черные очереди" за мебелью, холодильниками, телевизорами и др., Которые продолжались месяцами, даже годами. За период, предшествовавший покупке, складывались своеобразные коллективы, которые возглавлялись энергичными старостами-самовыдвиженцами и способны были отстаивать свое "право на покупку". Часто ядро ​​первых организаций потребителей составляли журналисты, юристы, экономисты, социологи, наиболее регулярно с начала 80-х гг. Занимались проблемами работы магазинов, предприятий производителей продукции широкого потребления, а также предприятий бытового обслуживания и т. Молодой консюмеризм государств бывших республик СССР -стикаеться с непомерно большими трудностями чем в любой развитой стране. Во-первых, процесс его становления проходил в условиях хронического и тотального дефицита товаров и услуг, под влиянием прежде всего политическим причинам. Во-вторых, монополизм, слабая конкуренция, отсутствие цивилизованного рынка явно стимулирует производителя и продавца идти навстречу потребителю. В-третьих, еще не преодолена (и не смогла преодоленной таким исторически короткий срок) неразвитость демократических форм общественной жизни в целом. Этот факт отражается на уровне и качестве движения в защиту прав и интересов потребителей. Так, консюмеризм в государствах -прежнему республиках СССР не знаком с такими инициативами и действиями потребителей, как, скажем, массовые кампании бойкота какой фирмы или товара, нет телефонных атак на предприятие, шо проштрафилося, отсутствуют "громкие" выступления с требованиями внедрения новых конеюмерських законов и др. В-пятых, консюмеризм в регионе требует большего государственной поддержки. Ему необходимы помещения для работы, налоговые льготы, возможно, перечисления части штрафов, взимаемых за нарушение прав потребителей, консюмерской организациям. Представители консюмеризма должны активнее привлекаться к разработке законодательно-правовой базы защиты потребителей, к решению проблем сертификации и стандартизации и др. В декабре 1989 г.. Четыре десятка реально существующих местных клубов, обществ, союзов, ассоциаций потребителей объединились в Федерацию обществ потребителей СССР. С первых же шагов Федерацией был принят разумный курс на автономию ее составных частей. Решение Федерации носили недирективной, а рекомендательный характер. Она не руководила, а координировала усилия, помогала обмена опытом, методиками и др. В начале 1992в связи с распадом СССР Федерация обществ потребителей СССР была преобразована в Международную Конфедерацию обществ потребителей (КонфОП). Реализуя на практике фундаментальный принцип международных консюмерской организаций, зафиксированный в Уставе СИ. КонфОП стала независимой, неправительственной; неприбыльной международной организацией. Она не получает ни государственных субсидий, ни спонсорской поддержки от коммерческих структур. Принцип ее работы никакой политики. Состав Конфедерации постоянно обновляется. Сейчас она объединяет национальные консюмерской организации стран СНГ (Беларуси, Армении, Туркменистана, Российской Федерации: Союз потребителей РФ, Лигу защитников потребителей, Общество потребителей автотехники), а также около пяти десятков региональных обществ потребителей (областных и местных). В частности, от Украины до КонфОП входят Одесская, Днепропетровская, Харьковская, Донецкая области, а также Киевская городская организация "Защита потребителя". Заседание Координационного Совета КонфОП основного органа организации происходит несколько раз в год. Руководство между заседаниями Совета осуществляется Правлением. Низовые региональные общества входят в своей "главной" (национальной, областной) организации, с одной стороны, с другой непосредственно, как полноправный член, к КонфОП. Так, информационное агентство формирует банк данных о качестве продукции, производителей и импортеров товаров, о рейтинге и сравнительные характеристики различных, фирм и их изделий, а также собирает данные о независимые лаборатории, контролирующие стандарты потребительских товаров. Накапливается юридическая информация (решения судов, комментариев к законодательству), что касается потребителей и др. Необходимые материалы на договорной основе предоставляют КонфОП, а также получают от нее региональные общества потребителей, экспертные лаборатории, предприниматели. Юридическая фирма "Адвокат потребителя" цель своей деятельности видит в защите прав и интересов потребителей как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, а также в содействии созданию солидной правовой основы для развития цивилизованных форм рыночных отношений. Главное детище Редакционно-издательского центра КонфОП журнал "СПРОС (аббревиатура которого расшифровывается следующим образом: (рус) Советы Потрсбителям. Рейтинги. Обзоры. Ситуации.). Журнал выходит один раз в два месяца. Все специализированные службы и подразделения КонфОП имеют в нем свои рубрики Проблему финансирования своей деятельности КонфОП решает самостоятельно. Часть средств поступает от продажи разработанных профессиональными структурами методик и юридических услуг. Иногда, пытаясь помочь малоимущим, фирма "Адвокат потребителя" и юристы обществ потребителей членов организации увольняют своих клиентов от внесения аванса за ведение дела, проводят экспертизу за свой счет. Некоторую прибыль приносят информационные издания. Хотя они, в соответствии с правилами международного консюме-ризму, не публикуют рекламы. Современная стратегия КонфОП предусматривает переход от создания собственных пидроздильних структур к содействию в формировании постоянных специализированных организаций и кооперации с ними. Так, активно развивается сотрудничество с Общественным Советом по рекламе, Бюро конкретного бизнеса, Лигой защитников потребителей, Центром банкротств, Ассоциацией потребительской образования и т. Эффективность политики КонфОП воссоздана во многих общественных компаниях. Так, в 1993 г.. Адвокат Диана Сорк, которая впоследствии возглавила фирму "Адвокат потребителя", выиграла первый в России иск о компенсации морального ущерба. Потребитель-пострадавший не только получил новую микроволновую печь вместо дефектной, но и половину ее стоимости в качестве компенсации за моральный ущерб. К концу 1993 г.. На счету только московских юристов КонфОП было около 4 тыс. Выигранных судебных процессов, а также 8 тыс. Урегулированных еще до суда дел. Оперативность профессиональных служб КонфОП вместе с организация-ми-членами оказалась также в кампании 1993 за отмену постановления правительства о повышении акцизных ставок на некоторые товары, в том числе на автомобили. Общественное давление способствовал тому, что правительство РФ отказалось от повышения тарифов на ввоз продуктов питания, автомобилей и др., Как меры, не отвечает интересам потребителей. Определенных улучшений потребителям принесли также такие акции КонфОП: компания за признание банкротами некоторых финансовых компаний и возврата денег их владельцам (лето 1995) кампания в защиту потребителей с целью снижения расценок на доставку по почте подписных изданий (осень 1995) кампания в защиту владельцев валютных сбережений (весна 1996), кампания в защиту владельцев автомобилей, пострадавших в Москве от деятельности "эвакуаторов" "(осень 1996) кампания против фирм, которые пользуются недоброкачественной рекламой (март 1997); кампания за изменения в политике сертификации, которая предусматривала дорогие и неэффективные меры по обязательной маркировки потребительских товаров голографическими знаками (июль-сентябрь 1997) и др. Сохраняя неполитический характер своей деятельности. КонфОП в то же время взаимодействует с различными политическими силами: она ведет диалог как с правительством, так и с оппозицией, как с исполнительной, так и с законодательной властью. Отказ от прямой совместных с политическими партиями, от привязки к какой-либо партийной идеологии вовсе не означает, что Конфедерация избегает участия в различного рода комитетах и ​​комиссиях, разрабатывающих консюмерской законодательство. Она настаивает на расширении такого сотрудничества. Одновременно КонфОП обращается к политикам, которые претендуют на презентацию интересов избирателей, с требованием включать в свои предвыборные программы вопросы защиты прав и интересов потребителей и тому подобное.
Важную помощь КонфОП оказывают опытные консюмерской организации Англии, Германии, США, а также международный Конс-меризм, особенно СИ, членом которой КонфОП стала в 1994 Как уже было сказано, в рамках СИ разработана специальная программа "РИЮЕСТ", нацеленная на содействие развитию консюмеризма в Центральной и Восточной Европе. Заслуживает внимания также помощь, оказываемая бывшим республикам СССР со стороны Европейского Союза. В частности, разработана Программа технической помощи в области защиты прав потребителей, финансируемого Программой ТАСИ8. ТАСК это программа, которая реализуется с 1991 г.. И введена для 12 стран бывшего Советского Союза: Азербайджана, Беларуси, Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Украины и Узбекистана. В 1994 еще одной страной-партнером по ТАСИ8 стала Монголия. Цель ТАСИ8 — содействие развитию гармоничных и прочных экономических и политических связей между Евросоюзом и странами-партнерами, а также поддержка усилий стран-партнеров в создании общества, основанного на политических свободах и экономическом процветании. ТАСИ8 направляется к цели путем предоставления субсидий (безвозмездного финансирования) для передачи "ноу-хау", поддерживая таким образом процесс демократизации общества и перехода к рыночной экономике. Например, только в первые четыре года своей деятельности, 1991-1994 гг., ТАСИ8 безвозмездно предоставила своим партнерам 1 млрд 757 млн ​​экю, что позволило финансировать 2 тыс.

В бывшем СССР не существовало единой государственной политики, а также специализированных ведомств на защиту прав и интересов потребителей. Бросив громкий лозунг "Все для человека, все во имя человека", государственные чиновники Советского Союза не сделали никаких шагов по законодательному закреплению прав потребителей, а тем более практической их реализации. Первые общественные консюмерской организации в СССР возникли в конце 80-х годов в ходе попыток применения рыночных реформ и демократизации общества, предусмотренных политикой перестройки, которая ведет свое начало от решений апрельского (1985 г..) Пленума ЦК КПСС. Первые государственные консюмерской учреждения, а также первые законы в защиту споживачив начали появляться уже в 90-х годах в независимых государствах бывших республиках Советского Союза. Первые упоминания о применении стандартов России с целью повышения качества продукции были еще в XVI веке, во времена правления царя Ивана Грозного. В частности, были введены стандартные калибры круги для измерения пушечных ядер с целью повышения их качества. Было также заложено караульный городок Свияжск, при построении которого вводились строительные элементы, которые были заранее изготовлены по стандартным размерам далеко от Свияжск в городе Угличе. Были и другие примеры. Однако в XVI-XVП ст. в России ограничивались лишь отдельными стандартными решениями. Начало широкого внедрения стандартизации в России было положено императором Петром I. В частности, в первом собрании законов Российской империи был помещен Указ, свидетельствующий о введении в России элементов стандартизации и взаимности. Так, во время построения флота для Азовского похода как образец была использована галера, по которой были изготовлены еще 22 галеры. Это дало возможность построить российский флот быстро и качественно. Участие в т. Н. "черных очередях" (за мебелью, холодильниками, телевизорами, которые продолжались месяцами, даже годами) привели к самоорганизации граждан-потребителей. Возникли общественные инициативные гру-пы, ратовали за улучшение работы торговли, транспорта, строительства и т. Наличие определенных структур, занимавшихся проверкой качества продукции, соблюдения правил торговли, проверкой санитарного состояния предприятий торговли, общественного питания, быта и т. Особое внимание Петр уделял качества и стандартизации оружия, интерес в этом плане представляет собой Указ Петра I о качестве от 2 января 1723 Текст Указа свидетельствует не только о требованиях к качеству (в данном случае к ружьям для армии), но и к системе контроля качества государственного надзора за ним и мерах наказания за изготовление дефектной продукции. Известно также, что Петр I, пытаясь расширить и активизировать внешнюю торговлю, организовал в Петербурге и Архангельске правительственные Бракеражный комиссии, в обязанности которых входил надзор за качеством экспортируемой Россией сырья (льна, конопли, дерева и др.) Развитие промышленности и транспорта в Российской империи привел к расширению работ по стандартизации в XIX в. В частности, в 1860. был установлен единый размер железнодорожной колеи (1524мм) и утверждены габаритные нормы приближения строений и подвижного состава. В 1889 были утверждены первые технические условия проектирования и сооружения железных дорог, а в 1898 г.. Единые технические требования к поставке основных материалов и изделий для нужд железной дороги. В 1899 был определен единый сортамент профилей металлопроката. А в 1900 г.. Был принят ряд правил и норм по проектированию и эксплуатации электротехнических изделий. Внедрение национальных стандартов и единых требований к качеству продукции в Российской империи осложнялось из-за обилия иностранных концессий, владельцы которых, как правило, вводили свои стандарты. В частности, такое положение дел привело к распространению в стране трех систем измерения: аршинной, дюймовой и метрической. Это, разумеется, затрудняло производство продукции и контроля ее качества. Одним из первых после революции 1917 г.. Был принят декрет "О введении международной метрической системы мер рычагов" (14 сентября 1918). В 1925 г.. Создается Комитет по стандартизации. В 1926г. утвержден первый советский общесоюзный стандарт "Мука. Селекционные сорта зерна. Номенклатура". В том же году были приняты стандарты на новый сортамент металлопроката, который позволил сократить количество типоразмеров в 6 раз, а также стандарты на метрически дюймовое резьбы, на допуски и посадки и т. Они стали базой для овладения методами передовых зарубежных фирм, таких как Форд, Тэйлор, касающиеся контроля качества продукции на основе допусков и посадок. Как видим, одной из первых форм управления качеством в Советском Союзе стала проверка изделий методом сортировки и розбраковкы на пригодные и непригодные. Зарождением элементов защиты прав потребителей можно считать отличие внутри 30-х годов карточной системы за введение клеймения гирь и рычагов. Была также введена уголовная ответственность за обвеса, обмера покупателей и др. В СССР, как и в западных государствах, существовавших исторические традиции движения потребителей. Так, первые потребительские и кооперативные общества в России начали возникать в 90-е годы XIX в. и активно действовали до революционных событий 1917г. Организующую роль в потребительском движении играли съезды кооператоров. В 1908 г.. На кооперативном съезде в Москве было представлено 117 потребительских обществ. А в 1917 в Российской империи насчитывалось 35 тыс. Обществ. Советской властью 10 апреля 1918 был обнародован Декрет "О потребительской кооперации". Но потребительский и кооперативное движение при большевиках по добровольному, независимого постепенно превратился в государственный механизм распределения дефицитных товаров. Это, в частности, отражено в следующих декретах Советской власти по развитию потребительской кооперации (декреты от 2 ноября 1918, от 20 марта 1919 и др.). Потребительская кооперация была подчинена Наркомпроду и окончательно потеряла свою независимость. Следует сказать, что определенные стандарты и соответствующие решения относительно качества продукции и услуг в СССР были разбросаны по многим законодательных актах, и отдельные, туманные, нечеткие решения по этому вопросу только подчеркивали значительное различие между целью и реальностью. К тому же ГОСТу СССР самому было трудно управлять вышеназванными системами качества. Другие же ведомства (Госплан, Госкомтруда и т.п.) не видели в этом острой необходимости. Безусловной заслугой Госстандарта СССР в конце 80-х в начале 90-х гг., В переходный к рыночным отношениям период, стала работа по гармонизации отечественных стандартов с международными, в которых нашел свое отражение и советский опыт управления качеством продукции. Важной предпосылкой зарождения консюмеризма в Советском Союзе стал и опыт определенных контролирующих структур, занимавшихся проверкой качества продукции, соблюдением правил торговли, общественного питания, быта и др. Эти проблемы в той или иной степени решались функционированием государственных органов (законодательных, исполнительно-распорядительных, судебных и контрольно-надзорных), государственно-общественных органов (органов народного контроля), общественных органов партийных, комсомольских, профсоюзных и других организаций, деятельность которых организовывалась, руководствовалась , пропагандировалась, контролировалась единственным полновластным органом правящей партией). Значительный опыт деятельности советского варианта "кружков качества". В их работе участвовала значительное количество работников как в довоенные, так и в послевоенные годы. Общественные комитеты, группы и посты народного контроля непосредственно на производстве, постоянно действующие производственные совещания, отделы технического контроля, комсомольские, партийные, профсоюзные организации и их представители в производственных ппидроздилах предприятий, учреждений, организаций, «комсомольские прожекторы», рейды и т.д. осуществляли непосредственный воздействие на работников, занятых в сфере производства. То есть они были неотъемлемой частью системы управления качеством продукции. Можно говорить о положительных и отрицательных сторонах социалистического соревнования в трудовых коллективах, его формализм, о недоверии или веру работников в его целесообразности. Но на определенных исторических этапах развития страны организовано должным образом соревнования в трудовых коллективах давало положительные результаты и воспринималось как реальное участие работников, общественных и государственных органов в улучшении качества продукции, товаров и услуг. Бесспорно, что свой вклад в оформление движения в защиту прав и интересов потребителей внесли и политики перестройки. Ведь формирование в конце 80-х гг. Различных действительно добровольных организаций в различных сферах общественной бытия свидетельствовало о постепенном освобождении людей от страха перед самодеятельной активностью как уголовно преследуемой дела, целенаправленно насаждалось советской системой. Важное место в развитии такого к-бровильництва, "низовой демократии" вообще занимали организации, ставившие целью защиту прав и интересов потребителей. Первые такие объединения появились в Ленинграде и Москве осенью 1988, затем в Киеве, Свердловске, Челябинске, Минске, Новосибирске, Воронеже, Риге, Вильнюсе, во многих других местах на высоком гребне общественной активности, вызванной демократическими преобразованиями , которые начались во второй половине 80-х гг. Оформление групп потребителей было связано с тем, что советские люди почувствовали возможность путем самоорганизации добиваться улучшения обслуживания покупателей, более четкой работы общественного транспорта, привлечение населения к разработке планов городского строительства и тому подобное. Иногда толчком к объединению потребителей были так называемые "черные очереди" за мебелью, холодильниками, телевизорами и др., Которые продолжались месяцами, даже годами. За период, предшествовавший покупке, складывались своеобразные коллективы, которые возглавлялись энергичными старостами-самовыдвиженцами и способны были отстаивать свое "право на покупку". Часто ядро ​​первых организаций потребителей составляли журналисты, юристы, экономисты, социологи, наиболее регулярно с начала 80-х гг. Занимались проблемами работы магазинов, предприятий производителей продукции широкого потребления, а также предприятий бытового обслуживания и т. Молодой консюмеризм государств бывших республик СССР -стикаеться с непомерно большими трудностями чем в любой развитой стране. Во-первых, процесс его становления проходил в условиях хронического и тотального дефицита товаров и услуг, под влиянием прежде всего политическим причинам. Во-вторых, монополизм, слабая конкуренция, отсутствие цивилизованного рынка явно стимулирует производителя и продавца идти навстречу потребителю. В-третьих, еще не преодолена (и не смогла преодоленной таким исторически короткий срок) неразвитость демократических форм общественной жизни в целом. Этот факт отражается на уровне и качестве движения в защиту прав и интересов потребителей. Так, консюмеризм в государствах -прежнему республиках СССР не знаком с такими инициативами и действиями потребителей, как, скажем, массовые кампании бойкота какой фирмы или товара, нет телефонных атак на предприятие, шо проштрафилося, отсутствуют "громкие" выступления с требованиями внедрения новых конеюмерських законов и др. В-пятых, консюмеризм в регионе требует большего государственной поддержки. Ему необходимы помещения для работы, налоговые льготы, возможно, перечисления части штрафов, взимаемых за нарушение прав потребителей, консюмерской организациям. Представители консюмеризма должны активнее привлекаться к разработке законодательно-правовой базы защиты потребителей, к решению проблем сертификации и стандартизации и др. В декабре 1989 г.. Четыре десятка реально существующих местных клубов, обществ, союзов, ассоциаций потребителей объединились в Федерацию обществ потребителей СССР. С первых же шагов Федерацией был принят разумный курс на автономию ее составных частей. Решение Федерации носили недирективной, а рекомендательный характер. Она не руководила, а координировала усилия, помогала обмена опытом, методиками и др. В начале 1992в связи с распадом СССР Федерация обществ потребителей СССР была преобразована в Международную Конфедерацию обществ потребителей (КонфОП). Реализуя на практике фундаментальный принцип международных консюмерской организаций, зафиксированный в Уставе СИ. КонфОП стала независимой, неправительственной; неприбыльной международной организацией. Она не получает ни государственных субсидий, ни спонсорской поддержки от коммерческих структур. Принцип ее работы никакой политики. Состав Конфедерации постоянно обновляется. Сейчас она объединяет национальные консюмерской организации стран СНГ (Беларуси, Армении, Туркменистана, Российской Федерации: Союз потребителей РФ, Лигу защитников потребителей, Общество потребителей автотехники), а также около пяти десятков региональных обществ потребителей (областных и местных). В частности, от Украины до КонфОП входят Одесская, Днепропетровская, Харьковская, Донецкая области, а также Киевская городская организация "Защита потребителя". Заседание Координационного Совета КонфОП основного органа организации происходит несколько раз в год. Руководство между заседаниями Совета осуществляется Правлением. Низовые региональные общества входят в своей "главной" (национальной, областной) организации, с одной стороны, с другой непосредственно, как полноправный член, к КонфОП. Так, информационное агентство формирует банк данных о качестве продукции, производителей и импортеров товаров, о рейтинге и сравнительные характеристики различных, фирм и их изделий, а также собирает данные о независимые лаборатории, контролирующие стандарты потребительских товаров. Накапливается юридическая информация (решения судов, комментариев к законодательству), что касается потребителей и др. Необходимые материалы на договорной основе предоставляют КонфОП, а также получают от нее региональные общества потребителей, экспертные лаборатории, предприниматели. Юридическая фирма "Адвокат потребителя" цель своей деятельности видит в защите прав и интересов потребителей как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, а также в содействии созданию солидной правовой основы для развития цивилизованных форм рыночных отношений. Главное детище Редакционно-издательского центра КонфОП журнал "СПРОС (аббревиатура которого расшифровывается следующим образом: (рус) Советы Потрсбителям. Рейтинги. Обзоры. Ситуации.). Журнал выходит один раз в два месяца. Все специализированные службы и подразделения КонфОП имеют в нем свои рубрики Проблему финансирования своей деятельности КонфОП решает самостоятельно. Часть средств поступает от продажи разработанных профессиональными структурами методик и юридических услуг. Иногда, пытаясь помочь малоимущим, фирма "Адвокат потребителя" и юристы обществ потребителей членов организации увольняют своих клиентов от внесения аванса за ведение дела, проводят экспертизу за свой счет. Некоторую прибыль приносят информационные издания. Хотя они, в соответствии с правилами международного консюме-ризму, не публикуют рекламы. Современная стратегия КонфОП предусматривает переход от создания собственных пидроздильних структур к содействию в формировании постоянных специализированных организаций и кооперации с ними. Так, активно развивается сотрудничество с Общественным Советом по рекламе, Бюро конкретного бизнеса, Лигой защитников потребителей, Центром банкротств, Ассоциацией потребительской образования и т. Эффективность политики КонфОП воссоздана во многих общественных компаниях. Так, в 1993 г.. Адвокат Диана Сорк, которая впоследствии возглавила фирму "Адвокат потребителя", выиграла первый в России иск о компенсации морального ущерба. Потребитель-пострадавший не только получил новую микроволновую печь вместо дефектной, но и половину ее стоимости в качестве компенсации за моральный ущерб. К концу 1993 г.. На счету только московских юристов КонфОП было около 4 тыс. Выигранных судебных процессов, а также 8 тыс. Урегулированных еще до суда дел. Оперативность профессиональных служб КонфОП вместе с организация-ми-членами оказалась также в кампании 1993 за отмену постановления правительства о повышении акцизных ставок на некоторые товары, в том числе на автомобили. Общественное давление способствовал тому, что правительство РФ отказалось от повышения тарифов на ввоз продуктов питания, автомобилей и др., Как меры, не отвечает интересам потребителей. Определенных улучшений потребителям принесли также такие акции КонфОП: компания за признание банкротами некоторых финансовых компаний и возврата денег их владельцам (лето 1995) кампания в защиту потребителей с целью снижения расценок на доставку по почте подписных изданий (осень 1995) кампания в защиту владельцев валютных сбережений (весна 1996), кампания в защиту владельцев автомобилей, пострадавших в Москве от деятельности "эвакуаторов" "(осень 1996) кампания против фирм, которые пользуются недоброкачественной рекламой (март 1997); кампания за изменения в политике сертификации, которая предусматривала дорогие и неэффективные меры по обязательной маркировки потребительских товаров голографическими знаками (июль-сентябрь 1997) и др. Сохраняя неполитический характер своей деятельности. КонфОП в то же время взаимодействует с различными политическими силами: она ведет диалог как с правительством, так и с оппозицией, как с исполнительной, так и с законодательной властью. Отказ от прямой совместных с политическими партиями, от привязки к какой-либо партийной идеологии вовсе не означает, что Конфедерация избегает участия в различного рода комитетах и ​​комиссиях, разрабатывающих консюмерской законодательство. Она настаивает на расширении такого сотрудничества. Одновременно КонфОП обращается к политикам, которые претендуют на презентацию интересов избирателей, с требованием включать в свои предвыборные программы вопросы защиты прав и интересов потребителей и тому подобное.

Важную помощь КонфОП оказывают опытные консюмерской организации Англии, Германии, США, а также международный Конс-меризм, особенно СИ, членом которой КонфОП стала в 1994 Как уже было сказано, в рамках СИ разработана специальная программа "РИЮЕСТ", нацеленная на содействие развитию консюмеризма в Центральной и Восточной Европе. Заслуживает внимания также помощь, оказываемая бывшим республикам СССР со стороны Европейского Союза. В частности, разработана Программа технической помощи в области защиты прав потребителей, финансируемого Программой ТАСИ8. ТАСК это программа, которая реализуется с 1991 г.. И введена для 12 стран бывшего Советского Союза: Азербайджана, Беларуси, Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Украины и Узбекистана. В 1994 еще одной страной-партнером по ТАСИ8 стала Монголия. Цель ТАСИ8 — содействие развитию гармоничных и прочных экономических и политических связей между Евросоюзом и странами-партнерами, а также поддержка усилий стран-партнеров в создании общества, основанного на политических свободах и экономическом процветании. ТАСИ8 направляется к цели путем предоставления субсидий (безвозмездного финансирования) для передачи "ноу-хау", поддерживая таким образом процесс демократизации общества и перехода к рыночной экономике. Например, только в первые четыре года своей деятельности, 1991-1994 гг., ТАСИ8 безвозмездно предоставила своим партнерам 1 млрд 757 млн ​​экю, что позволило финансировать 2 тыс.

возникли общественные инициативные гру-пы,заседаниями совета осуществляется правлением,стран бывшего советского союза,опыт управления качеством продукции,цели путем предоставления субсидий,государственные чиновники советского союза,высоком гребне общественной активности,поддержка усилий стран-партнеров,государствах -прежнему республиках ссср,определенных улучшений потребителям принесли

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …