Учебное пособие «Государственно-церковные отношения в политической истории России. IХ-ХХ вв.»

Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»Центр заочного и дистанционного образованияТ. А Чумаченко
ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ. Х-ХХ вв.
Учебное пособие
Челябинск 2008Чумаченко Т.А. Государственно-церковные отношения в политической истории России. IХ-ХХ вв.: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2008. – …с.Учебное пособие содержит анализ взаимоотношений Русской православной церкви и власти в соответствии с этапами развития Российской государственности на протяжении тысячелетней истории нашей страны. Данный курс разработан на основе выводов и достижений новейшей историографии с использованием широкого спектра источников различного происхождения. Пособие снабжено программой курса и методическими элементами – контрольными вопросами и тестовыми заданиями для самоконтроля. Учебное пособие «Государственно-церковные отношения в политической истории России. IХ-ХХ вв.» рекомендовано студентам неисторических специальностей любых форм обучения.
Рецензенты:
Кафедра истории России Южно-Уральского государственного университета;И.И Аносов, председатель Комитета по взаимодействию с общественными, религиозными и национально-культурными объединениями Челябинской области.
Оглавление
ПредисловиеПрограмма курсаТекст лекцийВедениеРаздел I. Власть и Русская православная церковь в период Древней Руси и образования единого централизованного государства.Тема 1. Принятие христианства великокняжеской властью Киевской Руси. Историческое значение крещения Руси.Тема 2. Княжеская власть и Русская православная церковь в период Киевской Руси. Х — перв. пол ХII вв.Тема 3. Светская власть и РПЦ в период феодальной раздробленности.Тема 4. Русская православная церковь и монголо-татарское иго.Тема 5. Борьба Московского княжества за гегемонию и Русская православная церковь. Конец ХIII – ХIV вв.Тема 6. Государственно-церковные отношения в ХV в. Автокефалия Русской православной церкви. Церковная политика Ивана III. Тема 7. Московское государство и Русская православная церковь в XVI в. Введение патриаршества в России. Тема 8. Православная церковь в условиях кризиса российской государственности (1603-1612 гг.). Патриарх Гермоген.Тема 9. Государственно-церковные отношения в середине XVII в. Соборное Уложение 1649 г.Тема 10. Власть и Церковь во второй половине XVII в. Раскол РПЦ.Раздел II. Государственно-церковные отношения в Российской империи. XVIII – начало ХХ века.Тема 11. Церковные реформы Петра I.Тема 12. Власть и Церковь в российской империи XVIII в.Тема 13. Церковная политика государства и Церковь в первой половине ХIХ в.Тема 14. Государственно-церковные отношения во второй половине ХIХ в. Великие реформы и Российская православная церковь.Тема 15. Государственно-церковные отношения в начале ХХ в. Проблемы реформирования российского вероисповедного законодательства Тема 16. Власть и Православная Церковь от Февраля к Октябрю 1917 г. Вероисповедная политика Временного правительства.Раздел III. Государственно-церковные отношения в советский период Российской истории. 1917-1991 годы.Тема 17. Советская власть и Российская православная церковь: становление отношений. Октябрь 1917 – лето 1918 гг.Тема 18. Церковная политика советской власти в годы гражданской войны. 1918-1921 гг.Тема 19. Власть и Православная церковь в первой половине 1920-х гг.Тема 20. Государственно-церковные отношения во второй половине 1920-х гг.Тема 21. Церковная политика советского государства в 30-е гг. – политика «воинствующего безбожия».Тема 22. Государственно-церковные отношения в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы. 1943-1948 гг.Тема 23. Государственно-церковные отношения в конце 1940-х – начале 1950-х гг.Тема 24. Советское государство и РПЦ в период 1954-1958 гг.Тема 25. Новая политическая война с религией и Церковью. Конец 50-х – 1964 гг.Тема 26. Государственно-церковные отношения в 1965-1985 гг. Тема 27. Перестройка в стране – перестройка государственно-церковных отношений. 1985-1991 гг.Тема 28. Российская Федерация и Русская православная церковь в конце ХХ в: становление новых взаимоотношений.Тест для самоконтроляВопросы для подготовки к зачетуСписок литературыКлюч к тестам
Предисловие
Государственно-церковные отношения – это совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей между институтами государства и институциональными религиозными образованиями (религиозными объединениями, религиозными партиями, религиозными движениями, международными конфессиональными центрами), одна из составных частей внутренней и внешней политики государства. Изучение истории государственно-церковных отношений в России весьма актуально в настоящее время. Политические события конца ХХ в. повлекли за собой не только распад унитарного государства, но и коренные изменения в государственном и политическом строе, существенным образом затронули жизнь и деятельность религиозных организация, характер взаимоотношений государства и Церкви. Неизмеримо выросло число религиозных объединений в России. Возрастание их удельного веса привело к тому, что Церковь стала существенной частью отношений государства с формирующимся гражданским обществом. От состояния государственно-церковных отношений во многом зависит сегодня стабильность, мир и согласие в обществе. Большое влияние на характер государственно-церковных отношений в целом оказали взаимоотношения власти и Российской православной церкви. Исторически сложилось так, что именно РПЦ на протяжении веков являлась духовной опорой государства. Отношения власти и РПЦ были стержнем государственной церковной политики и накладывали отпечаток на формирование и характер отношений власти с другими конфессиями. Да и сегодня РПЦ является самой многочисленной и религиозной организацией в стране, ее деятельность и позиция оказывают существенное влияние не только на вероисповедную политику современного российского государства, но и сказываются на многих внутри и внешнеполитических акциях власти. Именно поэтому объектом изучения данного курса будут являться взаимоотношения Российского государства и Русской православной церкви, их характер, особенности, эволюция на протяжении более чем тысячелетней истории страны.В основе государственно-церковных отношений лежат законодательно закрепленные представления о месте религии и Церкви в жизни общества (Конституция, правовые документы, подзаконные акты, специальное законодательство о свободе совести, специальные соглашения государства и конфессиональных центров), которые призваны регулировать функции, сферы деятельности и компетенции всех субъектов этих отношений. Именно документы такого характера составляют основную источниковую базу при изучении государственно-церковных отношений в России. Для того чтобы в полном объеме представить характер взаимоотношений власти и Церкви в тот иной период истории страны, безусловно, необходимо привлечение и других источников: архивных материалов, публикаций в средствах массовой информации, писем и воспоминаний участников и свидетелей этого процесса.Крушение советского режима, открытие секретных и ранее недоступных архивов, интерес к объективной истории своей страны обусловили всплеск публикаций сначала статей, затем и солидных монографических изданий, посвященных проблеме государственно-церковных отношений в ХХ веке. Работы М.И. Одинцова, В.А. Алексеева, О.Ю. Васильевой, М.В. Шкаровского, Вл. Цыпина и др. заложили солидную историографическую базу в изучении проблемы государственно-церковных отношений в России ХХ века.Проблема государственно-церковных отношений в политической истории России начала разрабатываться отечественными исследователями сравнительно недавно – лишь в 90-х годах прошлого столетия. Безусловно, новейшая историография опирается на солидную (как светскую, так и церковную) традицию изучения истории Русской православной церкви. Труды дореволюционных (В.О. Ключевский, В.С. Соловьев, митрополит Макарий (Булгаков), А.В. Карташев и др.) и советских (Р.Г. Скрынников, Я.Н. Щапов, Н.Р. Борисов и др.) историков, посвященные истории РПЦ в период Х-Х1Х вв. отражает и проблему взаимоотношений Церкви с государственной властью. Изучение государственно-церковных отношений в ХХ веке имеет свою собственную историю. В советскую эпоху эта проблема вообще не являлась предметом изучения за неимением таковой в социалистической действительности. История же самой Церкви подавалась как история однозначно реакционного и отмирающего института. Основная заслуга в исследовании истории РПЦ в советской России принадлежит зарубежным церковным исследователям (Д. Константинов, Л. Регельсон, Д.В. Поспеловский, А. Левитин-Краснов, В. Шавров и др.), труды которых стали известны в России только в постперестроечный период. Крушение советского режима, открытие секретных и ранее недоступных архивов, интерес к объективной истории своей страны обусловили всплеск публикаций сначала статей, затем и солидных монографических изданий, посвященных проблеме государственно-церковных отношений в ХХ веке. Работы М.И. Одинцова, В.А. Алексеева, О.Ю. Васильевой, Т.В. Волокитиной, Н.А Кривовой, Т.А Чумаченко, М.В. Шкаровского, Вл. Цыпина и др. заложили солидную историографическую базу в изучении проблемы государственно-церковных отношений в России ХХ века.Данный курс разработан на основе выводов и достижений новейшей историографии с использованием широкого спектра источников различного происхождения. Пособие снабжено программой курса и методическими элементами – контрольными вопросами и тестовыми заданиями для самоконтроля. Контрольные вопросы и тестовые задания, прилагаемые к каждой лекции, дают возможность актуализировать внимание студентов, помочь активному усвоению материала. В целом данное пособие позволяет решить поставленные образовательные цели и задачи.

Организационно-методический раздел.
Цель курса.
Дать студентам знания по истории взаимоотношений Российского государства и Русской православной церкви в период Х – ХХ веков. Государственно-церковные отношения — совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей между институтами государства и институциональными религиозными образованиями (религиозными объединениями, религиозными партиями, религиозными движениями, международными конфессиональными центрами), одна из составных частей внутренней и внешней политики государства.

На основе современных данных исторической науки дать анализ характера и содержания государственно-церковных отношений в политической истории России, их эволюции на протяжении более чем десяти веков. Определить причины изменения церковной политики государства в определенных исторических условиях, объективно показать позицию и роль Православной церкви – ее руководства, рядовых священнослужителей, — в процессе развития отношений с государственной властью. Способствовать в целом сохранению исторической памяти.

Знать основные этапа развития Российской государственности, знать основные этапы истории Русской православной церкви. Иметь представление о предмете и методологических проблемах исследования. Знать основные категории и понятия курса. Иметь представление об узловых проблемах в истории государственно-церковных отношений. Знать основные источники, документы из истории взаимоотношений Русского (Российского, советского) государства и РПЦ.

Курс состоит из программы, с перечнем рекомендуемой литературы. Приведенный перечень учитывает основные работы по истории Русской православной церкви, по истории государственно-церковных отношений. Программа дает студентам возможность ознакомиться с содержанием курса в целом, основными вопросами и структурой каждой темы. Это позволит студентам точнее определить место и степень важности каждой темы в общем курсе истории взаимоотношений Российского государства и Русской православной церкви. Программа спецкурса «Государство и Русская православная церковь в политической истории России» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта.

Тема 1. Принятие христианства великокняжеской властью Киевской Руси. Историческое значение крещения Руси.
Образование единого древнерусского государства под властью великого Киевского князя. Князь Владимир как выдающийся государственный деятель. Язычество и княжеская власть. Социально-экономические и политические предпосылки принятия православия. События в Византии 986-987 гг. и позиция Киева. Крещение князя Владимира. Крещение населения столицы русского государства. Крещение Руси в отечественной и зарубежной историографии. Распространение христианства на территории Русского государства. Отношение к принятию православия на местах. Историческое значение принятия христианства великокняжеской властью Киевской Руси.

Формирование организационной структуры Русской православной церкви. Отношения РПЦ с канонической властью в Византии и великокняжеской властью в Киеве.Место и роль Церкви в политической жизни Киевской Руси. Памятники древнерусского права об имущественном и правовом положении Церкви. Источники и формы материального обеспечения Церкви. Роль светской власти в укреплении позиций православной церкви на Руси. Церковная юрисдикция. Международное положение Русской православной церкви.

Установление на Руси полицентрической структуры власти во второй трети Х11 века. Образование самостоятельных епископских кафедр в княжествах. Союз интересов светской власти и церкви. Основные направления политической деятельности православной церкви. Централизованная церковная организация – структура, компенсирующая недостаток политической централизации государства. Прогрессивное значение деятельности Церкви в период феодальной раздробленности на Руси.

Организация власти и управления в русских княжествах под контролем Золотой Орды. Политика монгольских ханов в отношении к Церкви. Изменения в структуре и организационном устройстве Русской церкви. Русская церковь и Византия. Интересы католической церкви на территории Руси. Отношение к деятельности папской курии в различных государствах Руси, позиция православных иерархов.Укрепление материального и политического положения РПЦ, проникновение христианства в массы населения. Православие – национальная религия русского народа.

Развитие взаимоотношений светской и церковной власти в процессе политической консолидации Северо — Восточной Руси и усиления борьбы против монгольского ига. Митрополит Максим. Митрополит Петр. Роль Московского княжеского дома в утверждении Петра на митрополичьем престоле. Москва — «церковная столица Руси».Русская церковь и Византия во второй половине ХIV в. Митрополит Алексий (1354-1378 гг.) — выдающийся церковный и государственный деятель. Противоречия между Литвой, Тверью и Москвой. Создание антиордынской коалиции русских князей при участии митрополита Алексия и представителя Константинопольского патриарха митрополита Киприана. Провал миротворческой миссии Киприана. Раздел русской митрополии — поставление Киприана на Киевскую и Литовскую митрополию. Преемник митрополита Алексия – духовник князя Дмитрия Михаил (Митяй). Посольство Митяя в Константинополь для официального поставления (июль 1379 г.).Борьба русских княжеств против Золотой Орды. Куликовское сражение. Князь Дмитрий Донской. Роль Сергия Радонежского и московских старцев в идеологической поддержке московского князя. Сергий Радонежский – выдающийся церковный и политический деятель ХIV в.Смерть Митяя в Византии. Поставление митрополитом Русской церкви игумена Пимена. Дмитрий Донской и церковные иерархи: «митрополичья смута». Характер государственно-церковных отношений при Василии 1.

Оцените статью
Добавить комментарий