Учебное пособие предназначено для освоения студентами основных разделов охраны труда: «Законодательство в области охраны труда» — страница 7

^
Под управлением охраной труда понимается процесс организованного воздействия на объекты управления с целью соблюдения нормативных требований безопасности. В соответствии со ст. 11 Федерального Закона «Об основах охраны труда в РФ» государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда (Министерством здравоохранения и социального развития РФ) и другими федеральными органами исполнительной власти.
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами охраны труда, выполняет следующие функции:принимает постановления, дает разъяснения по применению нормативных правовых актов в области охраны труда;координирует научно-исследовательскую работу;координирует работу служб охраны труда федеральных органов исполнительной власти;взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов федерации;осуществляет методическое руководство по пропаганде передового опыта;организует учет потребностей в средствах индивидуальной защиты;представляет в Правительство РФ ежегодный отчет о состоянии охраны труда и проводимых мероприятиях по охране труда.Главной целью управления охраной труда является совершенствование организации работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности путем решения комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда, лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих.Система управления охраной труда в РФ имеет три уровня управления: федеральный, уровень субъекта РФ и местный.Для координации деятельности министерств и ведомств в области охраны труда создается межведомственная комиссия по охране труда, которую возглавляет министр здравоохранения и социального развития. В ее задачи входит:разработка федеральной программы улучшения условий труда;анализ законодательных актов;разработка предложений по международному сотрудничеству.Главная государственная экспертиза условий труда, которая входит в состав Минздравсоцразвития России, является контролирующим органом, выполняющим следующие функции:контроль правильности назначения пенсий;контроль правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (списков № 1 и № 2);взаимодействие с органами социального обеспечения; контроль условиями и охраны труда.Органами государственной экспертизы условий труда в соответствии с конкретными задачами выполняются следующие виды экспертизы:экспертиза условий труда в проектах строительства новых и реконструируемых предприятий;экспертиза условий труда на рабочих местах;экспертиза правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и дополнительные отпуска;экспертиза труда по оценке затрат на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда для дифференциации тарифов социального страхования;экспертиза условий труда для разрешения споров, возникающих между юридическими лицами и гражданами (работниками), по вопросам оценки условий труда, предоставления льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также других споров, подлежащих рассмотрению Государственной экспертизой условий труда;экспертиза условий труда по предложениям предприятий и организаций в целях изменения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение и дополнительный отпуск (осуществляется Главной государственной экспертизой условий труда или государственными экспертизами условий труда республик совместно с их краевыми, областными и окружными органами);другие виды экспертиз, вытекающие из задач Государственной экспертизы условий труда.Федеральная инспекция труда осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда и выполняет следующие основные функции:обеспечивает организационное и методическое руководство деятельностью государственных инспекций труда, их нормативное и материальное обеспечение;осуществляет контроль соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;анализирует состояние и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и разрабатывает мероприятия по их профилактике;готовит и публикует ежегодные доклады о деятельности федеральной инспекции труда.Непосредственное участие в решении задач в сфере охраны труда принимают руководители предприятий, структурных подразделений, функциональных служб, отделов охраны труда, профсоюзные комитеты.Основными задачами органов управления на предприятии являются:обеспечение безопасности производственных процессов;обеспечение безопасности производственного оборудования;обеспечение безопасности зданий и сооружений;нормализация санитарно-гигиенических условий труда;обучение работающих правилам и нормам охраны труда, пропаганда вопросов охраны труда;обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;обеспечение оптимальных условий труда и отдыха;организация лечебно-профилактического обслуживания работающих;профессиональный отбор работников по отдельным специальностям.Каждая из задач реализовывается посредством функций управления: учета, анализа и оценки, контроля, планирования и прогнозирования, стимулирования, организации, координации и регулирования.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ» для всех вновь поступающих на работу, а также переводимых на другую работу лиц работодатель обязан организовать проведение инструктажей по охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим.Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, запрещается.Порядок проведения, виды и содержание инструктажей определены ГОСТ 12.0.004—9 °CСБТ. Организация обучения безопасности труда.В зависимости от характера и времени проведения применяются следующие виды инструктажей: вводный;первичный на рабочем месте; повторный; внеплановый; целевой.
проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы, с временными работниками, командированными учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом по предприятию возложены эти обязанности. На крупных предприятиях к проведению отдельных разделов вводного инструктажа могут быть привлечены соответствующие специалисты (из пожарной части, медицинские работники и др.). О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого, а также в документе о приеме на работу или контрольном листе. Инструктаж должен проводиться по программе, разработанной отделом (инженером) охраны труда, утвержденной руководителем (главным инженером) предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом. Вводный инструктаж должен проводиться в специально оборудованном кабинете (см. п. 1.7).
Программа вводного инструктажа включает следующие темы:общие сведения о предприятии;законодательство по охране труда;основные опасные и вредные производственные факторы на предприятии и способы их снижения;применяемые средства индивидуальной защиты;пожарная безопасность;первая доврачебная помощь пострадавшему.
проводит на рабочем месте до начала производственной деятельности непосредственный руководитель работ по программе, согласованной с отделом охраны труда и профкомом предприятия:
со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое;с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками;со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующего предприятия;со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских участках, при проведении внешкольных занятий в кружках и секциях.Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником индивидуально (или с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места) с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Лица, не связанные с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструментов, хранением и применением сырья и материалов, первичный инструктаж на рабочем месте не проходят. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа, утверждает руководитель предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом и отделом охраны труда.Программа первичного инструктажа включает следующие вопросы:общие сведения о технологическом процессе и оборудовании; содержание рабочего места; безопасные приемы работы;применяемые средства индивидуальной защиты;меры предупреждения пожаров и поведение при пожаре.
проводится не реже, чем через 6 месяцев. Его цель – восстановить в памяти правила по охране труда, а также разобрать конкретные нарушения из практики цеха или предприятия. Повторный инструктаж все работающие, за исключением лиц, освобожденных от первичного инструктажа, независимо от их квалификации, стажа работы и образования проходят не реже одного раза в полугодие по программе первичного инструктажа.
проводится:
при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;при нарушении работающими требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;по требованию органов надзора;при перерывах в работе: для работ, к которым предъявляют дополнительные повышенные требования безопасности, более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ на 60 дней.При регистрации в личной карточке внепланового инструктажа должна указываться и причина его проведения.О проведении всех инструктажей делаются отметки в специальном журнале или в индивидуальной карточке.
проводят с работниками перед производством опасных (аварийных) работ, на которые оформляется наряд-допуск. Запись о проведении инструктажа производится в наряде-допуске.
Целевой инструктаж проводят:при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, разгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха);при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;при производстве работ повышенной опасности, на которые оформляется специальный наряд или наряд-допуск, разрешение и другие документы;при проведении экскурсии на предприятии и др.Повторный, внеплановый и целевой инструктаж проводит непосредственный руководитель работ.

В соответствии с «Рекомендациями по организации работы кабинета по охране труда», утвержденными Постановлением Минтруда России от 17 января 2001 г. № 7 кабинет охраны труда и уголок охраны труда создаются в целях обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Под кабинет охраны труда в организации рекомендуется выделять специальное помещение, состоящее из одной или нескольких комнат (кабинетов), которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстративными и информационными материалами по охране труда.
оформляется в зависимости от площади, выделяемой для его размещения. Например, он может быть представлен в виде стенда, витрины или экрана, компьютерной программы.
Решение о создании кабинета охраны труда или уголка охраны труда принимается руководителем организации.В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с количеством работников 100 и более, а также в организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда, в организациях с числом работников менее 100 и в структурных подразделениях организаций – уголка охраны труда.В организациях, производственная деятельность которых связана с перемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы (например, при работе вахтово-экспедиционным методом), целесообразно оборудовать передвижные кабинеты и уголки охраны труда.Содержание работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, распределение обязанностей по обеспечению их деятельности между службами и специалистами организации (с внесением сведений об этом в соответствующие положения и должностные инструкции) утверждаются руководителем организации с учетом специфики деятельности организации, рекомендаций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.Организация и руководство работой кабинета охраны труда и уголка охраны труда, в том числе функции контроля, как правило, возлагаются на службу охраны труда организации (специалиста по охране труда) или иное лицо, выполняющее должностные обязанности специалиста по охране труда.Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда рекомендуется проводить работу по формированию базовых кабинетов охраны труда. Они могут быть созданы при научно-исследовательских институтах, центрах охраны труда и должны быть ориентированы на осуществление методической помощи в руководстве кабинетами охраны труда, функционирующими в организациях соответствующих сфер деятельности и регионов.Основными направлениями деятельности кабинета охраны труда и уголка охраны труда являются:оказание действенной помощи в решении проблем безопасности труда;создание системы информирования работников об их правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда в организации, на конкретных рабочих местах, о принятых нормативных правовых актах по безопасности и охране труда;пропаганда вопросов охраны труда.Кабинет охраны труда обеспечивает выполнение мероприятий по охране труда, в том числе организуемых совместными действиями руководителя и иных должностных лиц организации, комитета (комиссии) по охране труда, службы охраны труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, в т. ч.:проведение семинаров, лекций, бесед и консультаций по вопросам охраны труда;обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ, применению средств коллективной и индивидуальной защиты, оказанию первой доврачебной медицинской помощи;проведение инструктажей по охране труда, тематических занятий с работниками, к которым предъявляются требования специальных знаний охраны труда и санитарных норм, и проверки знаний требований охраны труда работников;организацию выставок, экспозиций, стендов, макетов и других форм наглядной агитации и пропаганды передового опыта по созданию здоровых и безопасных условий труда;проведение аналитических исследований состояния условий труда в организации (на рабочих местах) и оценки их влияния на безопасность трудовой деятельности.Уголок охраны труда организации обеспечивает выполнение тех же мероприятий, что и кабинет охраны труда.Уголок охраны труда структурного подразделения (участка) организации обеспечивает работников следующей информацией:планы работы кабинета охраны труда (если он создан в организации);графики проведения инструктажа и расписаниях учебных занятий по охране труда;приказы и распоряжения по вопросам охраны труда организации, планы по улучшению условий и охраны труда;вредные и опасные производственные факторы и средства защиты на рабочих местах структурного подразделения (участка);нарушения требований законодательства об охране труда;случаи производственного травматизма и профзаболеваний в организации и принятые меры по устранению их причин;новые поступления в кабинет охраны труда документов, учебно-методической литературы, учебных видеофильмов по охране труда и т. д.Тематическая структура кабинета и уголка охраны труда должна включать общий и специальные разделы.Общий раздел содержит законы и иные нормативные правовые акты по охране труда, принятые на федеральном уровне и уровне соответствующего субъекта РФ, локальные нормативные акты организации, информацию об управлении охраной труда в организации, а также общие сведения по обеспечению безопасных условий труда, в том числе об опасных и вредных производственных факторах, средствах коллективной и индивидуальной защиты, действиях человека при возникновении чрезвычайных ситуаций, аварий.Перечень специальных разделов и их содержание (сведения, включающие отличительные особенности основных и вспомогательных технологических процессов, конкретный перечень вредных производственных факторов, соответствующие им средства коллективной и индивидуальной защиты и меры предосторожности, принятые на производстве знаки безопасности и т. д.) определяются с учетом условий труда в организации. Рекомендуется раздельное комплектование учебного и справочного разделов, отражающих специфику всех видов производства в организации.Оснащение кабинета и уголка охраны труда определяется выбранным составом общего и специальных разделов и формируется исходя из используемых и планируемых к использованию носителей информации, которыми могут быть печатная продукция, кино-и видеопродукция, компьютерная продукция, программы радиовещания, натурные образцы, тренажеры, манекены и макеты.Кабинет охраны труда целесообразно оборудовать на основе предварительно разработанного в организации проекта в специально выделенном помещении или помещениях.Для новых и реконструируемых производственных объектов месторасположение кабинета охраны труда определяется на стадии проектирования.Помещение для размещения кабинета охраны труда должно соответствовать требованиям строительных норм и правил, его площадь рекомендуется определять из расчета количества работающих в организации: до 1000 человек – 24 м2; при количестве работников более 1000 человек добавляется 6 м2 на каждую дополнительную тысячу человек. Оценку необходимой площади для кабинета охраны труда можно производить на основе расчета потребности в обучении по охране труда на календарный год.Для уголка охраны труда может быть либо выделено отдельное помещение, либо оборудована часть помещения общего назначения.При организации работы кабинета и уголка охраны труда предусматривается:соответствие требованиям (в комплексе целей, содержания и форм работы), которые каждая организация определяет с учетом своих особенностей и первоочередных задач в области охраны труда;доступность посещения кабинета или уголка охраны труда работниками организации и получение ими достоверной информации по вопросам охраны труда;планирование работы (перспективное и текущее);контроль работы кабинета (уголка) охраны труда.Служба охраны труда или лицо, ответственное за работу кабинета (уголка) охраны труда в организации:составляет план работы кабинета (уголка) охраны труда, включающий разработку конкретных мероприятий на определенный срок с указанием лиц, ответственных за их проведение;организует оборудование, оснащение и оформление кабинета (уголка) охраны труда;организует проведение плановых мероприятий.В целях координации и повышения эффективности работы кабинетов и уголков охраны труда федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам по труду субъектов РФ, службам охраны труда организаций рекомендуется разрабатывать предложения по установлению дополнительных требований к кабинетам (уголкам) охраны труда подведомственных организаций и их структурных подразделений, к организационным формам их работы, оснащению и методическому обеспечению.Для выполнения мероприятий, реализуемых кабинетом (уголком) охраны труда, необходимо взаимодействие и участие в его работе структурных подразделений и служб организации, а также привлечение специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов по труду субъектов РФ, органов государственного контроля и надзора за соблюдением требований охраны труда, объединений профсоюзов и объединений работодателей, центров охраны труда, образовательных учреждений и организаций, специализирующихся в области охраны труда.

Неотъемлемой частью профилактики травматизма, профессиональных заболеваний и отравлений является пропаганда охраны труда. Цели и задачи пропаганды охраны труда:
побуждение и постоянное поддержание интереса к охране труда;убеждение работников, обучающихся и воспитанников в необходимости мероприятий по охране труда;воспитание сознательного отношения к охране труда;популяризация новых средств обеспечения безопасности труда;внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств техники безопасности;создание на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда.Для осуществления пропаганды охраны труда используются разнообразные формы, методы и средства.
являются конференции, совещания, семинары, школы передового опыта, радио– и телепередачи, экскурсии, выставки, кинодни и т. п.
(приемы передачи информации) включают рассказ, показ, демонстрацию натурных образцов, передовых приемов труда, лекции, беседы, консультации и т. п.
служат кино, телевидение, плакаты, фотографии, витрины, правила, инструкции, стенные газеты, «молнии» об авариях, несчастных случаях, о новых решениях, постановлениях, нормах, книги, строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТ, кабинеты и уголки охраны труда.
Правильно организованная пропаганда охраны труда должна постоянно напоминать работникам, обучающимся и воспитанникам о потенциально опасных и вредных производственных факторах на рабочих и других местах, о том, как следует вести себя, чтобы предупредить несчастный случай.
Плакаты играют важную роль в системе пропаганды по профилактике и предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.2 Плакат обладает возможностью воздействия на максимально широкую аудиторию. Лаконичность рисунка, фотографии, призывный текст обеспечивают высокую эффективность восприятия материала. К преимуществам плакатов относятся также гибкость и разнообразие тематики, простота изготовления и невысокая стоимость.
Плакаты по охране труда классифицируются следующим образом:по назначению:
учебные – содержат сведения по вопросам охраны труда учебного характера. Применяются при обучении работающих, учащихся и студентов вопросам охраны труда. Их цель – представление учебного материала в наглядном виде для облегчения его усвоения;
инструктивные – предписывают отдельные нормы и правила безопасности или запрещают опасные приемы работы. Их цель – сформировать у работников готовность к выполнению отдельных правил и норм охраны труда;
агитационно-пропагандистские —призывают к безопасному поведению, пропагандируют передовой опыт в области охраны труда. Их задача – сформировать у работников общую установку на безопасное поведение и положительное отношение к вопросам охраны труда;
информационные – содержат различные сведения по вопросам охраны труда (о проведении мероприятий по охране труда, о работе службы охраны труда, об издании новых книг по охране труда и т. д.);
по широте использования:
общие (межотраслевого применения) – могут быть использованы в нескольких отраслях народного хозяйства;
специфические (отраслевого применения) – используются только в какой-нибудь одной отрасли народного хозяйства;
по художественному оформлению:
шрифтовые – содержат в основном текст (с изображением или без изображения);
изобразительные – несут в себе в основном изображение (с тестом или без текста). Среди них различают рисованые, фотографические, фотомонтажные;
по изобразительному решению:
реалистические – плакаты с конкретным, близким к жизни содержанием;
пиктографические – человек и другие объекты изображаются на таких плакатах с помощью пиктограмм;
символические – основное место в них занимает изображения-символы;
карикатурные – преобладает изображение человека в карикатурном виде;
по тональности:
нейтральные – сообщают о чем-либо, констатируют факты;
драматические – акцент в таких плакатах делается на изображении опасной ситуации, момента несчастного случая или его последствий;
сатирические, юмористические – в изображении отдельных объектов или ситуаций в целом присутствуют сатира, юмор.
Применяется также классификация плакатов по характеру воздействия: внушающие, убеждающие, обучающие; по способу передачи информации: рациональные (пояснение требуемого поведения, сообщение о нормах и правилах), эмоциональные; по месту экспозиции: уличные и комнатные; по длительности экспозиции: краткосрочного или длительного применения. Последние изготавливают из прочных материалов (жесть, эмаль, картон).Кроме того, плакаты различают по способу печати (высокая, плоская, офсетная, фототипная, глубокая, трафаретная, ксерокс, ротапринт) и по дополнительным элементам полиграфического оформления (лакированные, с припрессованной пленкой, наклеенные на картон или ткань, окантованные, тисненые и т. д.).Существуют разные критерии оценки эффективности плаката по охране труда, например, частота применения рекомендаций плаката, степень доверия к нему, процент запоминаемости его содержания.
плакат должен быть актуальным, информация, содержащаяся в нем, – новой. При этом необходимо оригинальное художественное решение и эмоциональное изложение темы. В то же время изображенная ситуация должна быть знакомой, типичной. И, конечно, плакат должен выглядеть приятно и привлекательно.
В плакате должна быть четко определена идея. Существует три типа идей.
Первый тип основан на обстоятельствах, вызывающих к себе положительное отношение.Второй тип строится на показе негативного факта и его последствий. Цель воздействия – побуждение отрицательного отношения к изображаемому через осознание опасных последствий несоблюдения определенных правил.Третий тип строится на противопоставлении отрицательного и положительного действий. Основная идея выражается, таким образом, в показе как минимум двух действий и характеризуется напряженностью, динамичностью.
должна обеспечивать такое соединение изобразительных, цветовых и шрифтовых элементов, которое сразу выявляло бы центр смысловой нагрузки. Абстрактная манера, хотя бы в силу своей многозначности, в плакате нежелательна.
Изображение в плакате, безусловно, играет ведущую роль. Оно несет основной груз воздействия на человека, создания в его сознании нужного образа. Применяются самые разнообразные приемы – реалистический рисунок, фотография, символ, пиктограмма, коллаж и т. д.
предъявляемое к плакату, – это оригинальная, образная трактовка темы, новые художественные решения. В плакате предпочтительнее использовать симметричные, законченные формы – круг, квадрат, прямоугольник; они усваиваются лучше других. Хуже всего воспринимаются фантастические формы. То же относится и к линиям. Прямые линии связаны в нашем сознании со спокойствием и ясностью. Изображения людей и животных привлекают гораздо больше внимания к плакату, чем вид неодушевленных предметов. В изображении человека главное, что останавливает взгляд, – это лицо.
должен быть краток, энергичен, доходчив, как любая настенная надпись. Лучше всего воспринимаются и запоминаются призывы, состоящие из трех—шести слов, но не в назидательном тоне.

Основными документами, в соответствии с которыми осуществляется страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являются:
Федеральный закон от 17 июня 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;Федеральный закон от 24 октября 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями от 17 июля 1999 г., 2 января 2000 г. и 25 октября 2001 г.);Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска;Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;Письмо ФСС РФ от 26 декабря 2000 г. № 02–18/05-8538 «О пособиях по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием»;Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 18 июля 2001 г. № 56 «Об утверждении Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания»;Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2001 г. № 332 «Об утверждении дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших на производстве и профессиональных заболеваний»;Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2001 г. № 652 «Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам»;Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 30 января 2002 г. № 5 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержденной постановлением Минтруда России от 18 июля 2001 г.».В Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» используются следующие понятия.
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой этими физическими лицами здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
– застрахованный, страхователь, страховщик.
Застрахованный – физическое лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний или физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности.
Страхователь – юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории РФ и нанимающая граждан РФ) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Страховщик – ФСС РФ.
Страховой случай – подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
– обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа с учетом скидок (надбавок) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.
– ставка страхового взноса с оплаты труда застрахованных, начисленной по всем основаниям (доходам).
Обеспечение по страхованию – страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с настоящим Федеральным законом.
– вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
—уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся в отраслях (подотраслях) экономики.
– способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества.
Степеньутратыпрофессиональнойтрудоспособности —выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность после наступления страхового случая.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ» работодатель обязан обеспечить обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.Согласно Федеральному закону «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в редакции от 2 января 2000 г. страховщиком по данному виду страхования определен ФСС РФ. Это означает переход от возмещения вреда гражданам, получившим трудовое увечье или профзаболевание при выполнении трудовых обязанностей, непосредственно работодателями к возмещению вреда на принципах социального страхования.Выплаты потерпевшим в возмещение вреда производятся единым страховщиком за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями. Для пострадавших сохранен уровень обеспечения, виды и размеры компенсаций, которые они в настоящее время должны получать в соответствии с действующим законодательством о возмещении вреда. Сбор страховых взносов, назначение выплат возложены на исполнительные органы ФСС. Взносы должны уплачиваться исходя из страховых тарифов, дифференцированных по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска в соответствии с Федеральным законом «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и «Правилами отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска».При этом размер страховых тарифов может быть увеличен или уменьшен на величину до 40 % в зависимости от состояния охраны труда в организации. Регистрация страхователей страховщиком производится в течение 10 дней.В случае смерти застрахованного ежемесячные выплаты назначаются:несовершеннолетним – до достижения ими возраста 18 лет;учащимся старше 18 лет – до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, – пожизненно;инвалидам – на срок инвалидности;одному из родителей, супругу (супруге) либо другому члену семьи, неработающему и занятому уходом за находившимися на иждивении умершего детьми, внуками, братьями и сестрами, – до достижения ими возраста 14 лет либо изменения состояния здоровья.Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая может быть предоставлено по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, в том случае, когда часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию. Федеральный закон предусматривает страхование от несчастных случаев и для лиц, выполняющих работу на основании договоров гражданско-правового характера. Указанные лица будут иметь право на получение обеспечения по социальному страхованию, если по условиям гражданско-правового договора в их пользу будут уплачиваться страховые взносы по данному виду социального страхования.Таким образом, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает правовые, экономические и организационные основы защиты работающих с целью:снижения уровня производственного травматизма;социальной защиты застрахованных при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;обеспечения экономической заинтересованности субъектов страхования;снижения профессионального риска повреждения здоровья работников;улучшения условий и охраны труда.Впервые в отечественной практике предусматривается применение механизма экономической заинтересованности работодателей, основанного на применении гибкой системы дифференцированных страховых тарифов в зависимости от фактических затрат, связанных с возмещением вреда, а также от обеспеченных в организации условий труда, достигнутых уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.Согласно ст. 8 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» могут назначаться следующие виды обеспечения по страхованию:пособия по временной нетрудоспособности, назначаемые в связи со страховым случаем и выплачиваемые за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;единовременные страховые выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;ежемесячные страховые выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти;оплата дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 % его среднего заработка (без ограничения максимального размера заработка), исчисленного в соответствии с законодательством РФ о пособиях по временной нетрудоспособности.
назначаются и выплачиваются:
застрахованному – если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы результатом наступления страхового случая стала утрата им профессиональной трудоспособности;лицам, имеющим право на их получение – если результатом наступления страхового случая стала смерть застрахованного.
выплачиваются застрахованным не позднее одного календарного месяца со дня назначения указанных выплат, а в случае смерти застрахованного – лицам, имеющим право на их получение, в двухдневный срок со дня представления страхователем страховщику всех документов, необходимых для назначения таких выплат.
Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из шестидесятикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день такой выплаты. В случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата устанавливается в полном размере с учетом районных коэффициентов для данной местности.
выплачиваютсязастрахованным в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности, а в случае смерти застрахованного – лицам, имеющим право на их получение. Застрахованным, которым степень утраты профессиональной трудоспособности установлена менее 10 %, ежемесячные страховые выплаты не назначаются. Размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности с учетом всех видов оплаты труда (дохода).

Оцените статью
Добавить комментарий