Учебно-методические материалы по дисциплине “система государственного и муниципального управления” — страница 2

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Материалы к занятиям по курсу предназначены для студентов и слушателей, обучающихся по специальности 061000 — государственное и муниципальное управление. Основной задачей подготовки и переподготовки является ознакомление с особенностями организации и функционирования государственной и муниципальной администрации, ее институтов на федеральном, региональном и местном уровнях. Успешное завершение обучения предполагает усвоение образовательного стандарта, позволяющего самостоятельно работать в органах исполнительной власти на исполнительно-распорядительных должностях (должностях государственной службы). Ориентация на практическую деятельность выпускников в аппарате управления требует отражения в структуре курса уровня сложности исполнительной власти в важнейших ее проявлениях. Такой подход возможен при анализе государственного управления как системы и ее взаимодействия с другими системными объектами. Спецификой предмета является выделение функционально-управленческой составляющей в ее связи с институциональной. В курсе раскрыто содержание организационных и функциональных принципов и показана их роль в административной практике. Обращается внимание на выявление взаимосвязи политической и административной динамики. Определен понятийный аппарат теории государственного управления. Раскрыта специфика курса государственное и муниципальное управление по отношению к политическим, правовым, экономическим дисциплинам. Внимание студентов обращается на принципиальную общность технологии государственной и муниципальной административной практики.Материалы дисциплины «Система государственного и муниципального управления» распределены между отдельными темами следующим образом.
^
Государственное управление как объект исследования. Основные интерпретации понятия “государственное управление” в современной специальной литературе. Методологическая обусловленность многозначности интерпретаций государственного управления частно-научными дисциплинами. Государственное управление и исполнительная власть. Проблемная область изучения государственного и местного управления (ГиМУ). Позитивное (целевое) и негативное (дисфункциональное) обоснование необходимости исследований ГиМУ. Возможности, методологические и политические ограничения исследования ГиМУ. Основные проблемы государственного и муниципального управления. Возможность преодоления отраслевой методологической ограниченности исследований с использованием принципов и методов системного подхода. Государственное управление как система. Части (подсистемы) государственного управления. Предмет исследования ГиМУ.
^ государственное управление, система государственного управления.
Тема 2: «Развитие системы знаний о государственном управлении»
Возникновение отрасли знаний о государственном управлении в Древнем мире. Крупнейшие государственные системы древности: постановка и решение основных проблем управления. Организационные формы и методы обеспечения устойчивости государственного управления. Особенности христианской и мусульманской интерпретаций государственного управления в Средние века. Теория и практика ханьского конфуцианства в области государственного управления. Доктрина разделения ветвей власти как крупнейшее достижение Нового Времени в разработке проблем государственного управления. Становление основных направлений научного исследования государственного управления. Камералистика — “наука государственного управления”. Теории “полицейского государства”. Развитие знаний о государственном управлении во Франции и США в XIX – начале XXвв. Разработка проблем управления в России в начале ХХ века.
^ камерализм, «наука полиции».
Тема 3: «Современные методологические направления исследования и практики государственного управления»Public administration — управление общественными делами и его исследование как направление изучения государственного и местного управления в США. Структурно-институциональное направление в изучении организации и функционирования органов исполнительной власти. Особенности социологического и социально-психологического подходов к исследованию проблем государственного и муниципального управления. Организационно-кибернетическое направление исследований исполнительной власти. Системный и ситуационный подходы в исследовании государственного и муниципального управления. Поведенческий подход к изучению государственной администрации. «Новый институционализм» в государственном управлении. Синергетический подход к государственному управлению. «Новый государственный менеджмент». Междисциплинарные связи знаний о государственном управлении.
^ институционализм, менеджеризм, бихевиоризм.
Тема 4: «Политический механизм государственного управления»Механизмы управления и их виды. Понятие о политическом механизме как способе организации высших и центральных органов исполнительной власти, их взаимодействия с общественными институтами. Институционализированные и неинституционализированные элементы политического механизма государственного управления. Выборы, наследование, узурпация, кооптация и политические назначения как способы формирования органов власти и управления. Основные объясняющие модели принятия правительственных решений. Характер взаимовлияния формы государства, формы правления, политического режима и политического механизма государственного и муниципального управления. Проблема пределов взаимного вмешательства органов государственной исполнительной власти и общества в компетенцию друг друга. Понятие о государственной администрации. Соотношение государственной администрации и исполнительной власти. Основные функции и задачи исполнительной власти: проблема структуризации. Служебное целевое назначение исполнительной власти и государственной администрации. Специфические признаки политических институтов и органов государственной администрации.
^ : политический механизм государственного управления, государственная администрация.
Тема 5: «Организационная среда государственной администрации»Понятие об организационной среде государственной администрации. Структура среды государственной администрации: внешние и внутренние факторы. Социальное, экономическое, культурное и политическое окружение системы государственного управления. Соотношение политической власти, государственной администрации (бюрократии), гражданского общества и системы представительства. Состав факторов социо-культурного характера: родовые, этнические, религиозные институты и структуры. Факторы социально-политического характера: группы интересов, партии, политические движения, правительственные учреждения, клубы, гражданские инициативы. Представительство интересов в системе государственного управления. Политическое и функциональное представительство. Группы интересов: функции и типы. Основные формы и методы лоббизма. Ресурсы лобби и групп интересов. Корпоративизм как способ функционального представительства. Состав и структура факторов внутренней среды администрации. Организационная культура бюрократии как фактор внутренней среды администрации. Нарушения бюрократической системы управления, определенные ее природой. Особенности бюрократии как социально-профессиональной группы, влияющие на эффективность управления. Политическая и социальная роль бюрократии. Особенности бюрократии в переходных обществах.
^ : организационная среда государственной администрации, политическое представительство интересов, функциональное представительство интересов, бюрократия, лобби, заинтересованные группы, корпорации.
^ Основные структурные уровни аппарата исполнительной власти. Подсистемы аппарата исполнительной власти. Организационная, экономическая, технологическая, социальная, информационная подсистемы аппарата исполнительной власти: состав функций и особенности организации. Орган государственного управления: статус, основные институциональные и функциональные признаки. Структура и виды административного аппарата. Основные и вспомогательные подразделения. Должностная структура аппарата управления и принципы ее организации. Основные виды административных полномочий. Основные проблемы построения организационной структуры государственного управления. Нарушения в процессах делегирования.Основные принципы организации административной системы: территориальный, линейно-отраслевой, функциональный. Взаимосвязь доминирующего принципа организации и качественно-количественного состава центральных органов государственного управления. Центральный уровень исполнительной власти в Российской Федерации: состав основных органов. Соотношение администрации Президента РФ и правительственных служб в Российской Федерации. Правительство РФ: функции, состав и структура органов, место в системе органов исполнительной власти. Конституционная и законодательная регламентация формирования и функционирования Правительства РФ. Организация работы правительства. Аппарат правительства: регламент, основные положения и инструкции. Институты, формы и методы контроля работы правительства. Состав и структура министерств и ведомств РФ: состояние, источники и характер эволюции. Основные виды центральных органов государственного управления. Основные институты центрального управления в Великобритании, Германии, США, Франции. Независимые комиссии регулирования и правительственные корпорации: особенности организации и функционирования в зарубежных странах.
^ : функциональный тип административной структуры, линейно-отраслевой тип административной структуры.
Тема 7: «Региональный уровень государственного управления. Местное самоуправление»
Регион как система и объект управления. Причины и принципы регионализации государственного управления. Деконцентрация и децентрализация. Принцип федерализма в организации государственного управления в РФ: эволюция, источники и причины федерализации (регионализации). Регион как субъект федерации. Структура и состав субъектов РФ. Специфика городов Москва и Санкт-Петербург как субъектов федерации. Система и структура управления регионом. Цели и функции регионального управления. Уровни организации управления в регионе. Политический уровень организации управления: состав институтов, их структура, порядок формирования. Полномочный представитель Президента в федеральном округе: особенности функций, задач, полномочий, методов деятельности. Губернатор: особенности функций и полномочий. Правительство субъекта федерации и его аппарат. Федеральные органы в системе управления регионом: состав, структура, особенности формирования. Функции федеральных органов в управлении регионом. Основные формы и предметы взаимодействия региональных и федеральных органов управления в субъекте федерации. Функции и полномочия представителя Президента РФ в субъекте федерации. Региональная политика: цели, функции, основные направления, специфика реализации. Приоритеты региональной политики. Проблемы и противоречия федеральной и региональной политики. Основные методы и формы управления региональным развитием. Особенности регионального планирования и программирования. Директивные и индикативные методы в планировании развития.
Местный уровень в единой системе исполнительной власти в РФ. Местное управление и самоуправление: развитие деконцентрации и децентрализации власти. Основные положения Европейской Хартии местного самоуправления. Местное самоуправление (МСУ) как система: сложность понятия и реального объекта. Принципы организации МСУ в Российской Федерации. Конституционные и законодательные основы МСУ в РФ. Основные субъекты МСУ. Основные модели организации МСУ. Состав, функции и компетенция органов территориального самоуправления. Представительные и исполнительные органы МСУ: организация и взаимодействие. Полномочия органов МСУ: делегированная и исключительная компетенция. Состав и функции органов государственного управления на уровне муниципальных образований. Координация деятельности государственных и муниципальных органов. Государственный контроль деятельности и порядка формирования органов МСУ. Органы МСУ в системе органов управления регионом: проблемы взаимодействия и противоречия. Особенности организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге. Особенности организации и деятельности местных органов власти в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). Основные этапы и тенденции развития местного самоуправления в России.
Основные понятия темы: регион, регионализация, деконцентрация и децентрализация, местное самоуправление, модели МСУ.
^
Государственная служба как социально-политический институт: целевое и функциональное назначение, структура, эволюция организационных и политико-правовых форм. Специфика государственной службы и ее место в системе государственных институтов. Государственная служба как профессиональная деятельность. Содержание и особые условия государственной службы как вида профессиональной деятельности. Политическая и технологическая обусловленность специфики государственной службы как профессиональной деятельности. Категории и виды государственной службы как института и профессиональной деятельности. Военная и гражданская служба как основные категории государственной службы. Административная и публичная службы как виды гражданской службы. Специализированные виды государственной службы, формируемые в особых целях и по особым правилам. Государственные служащие как социально-профессиональная общность. Специфика корпуса гражданских государственных служащих в современном демократическом государстве как социальной группы: занятость, образ и уровень жизни, личностная структура, место в системе воспроизводства общественных связей, политическая роль. Экономика государственной службы. Социология и психология госслужбы. Особые требования к личностным и служебным характеристикам государственного служащего. Лояльность и политическая нейтральность. Права и обязанности государственного служащего. Гарантии, льготы и ограничения по отношению к гражданским, профессиональным, социальным и личным правам.Общие принципы организации государственной службы в современных демократических государствах. Закрытая система государственной службы: Особенности правового и политического статуса учреждений службы и служащих; Формирование кадрового состава: процедуры и правила замещения должностей, квалификационные и образовательные требования к кандидатам; Стимулирование карьеры и пожизненного найма; Государственные служащие и чиновники; Особый статус чиновника. Открытая система государственной службы: Основные проявления открытого характера службы; Особенности организации и функционирования открытой системы государственной службы. Особенности организации государственной службы в Германии, Великобритании, Франции, США. Коммунистическая система государственной службы. Идеологическая и политическая детерминация. Неконституционный и внезаконный характер организации службы. Дискриминационный характер основных принципов доступа к замещению должностей государственной службы. Отрицание принципов профессионализма и компетентности. Использование методов внеэкономического принуждения. Структура системы государственной службы. Государственная служба в Российской Федерации: Регламентация госслужбы в законодательстве федерации и ее субъектов. Специфика российского законодательства о государственной службе. Особенности выделения категорий и должностей государственной службы. Соотношение правовых норм и их реализации в организации государственной службы. Органы руководства и управления госслужбой в России. Тенденции эволюции госслужбы и корпуса госслужащих в России.Специфика муниципальной службы: форма и содержание. Муниципальная должность и муниципальный служащий. Принципы муниципальной службы. Регулирование отношений в сфере муниципальной службы законодательством РФ и субъекта РФ. Организация муниципальной службы: основные принципы, нормы доступа к замещению должностей, состав должностей, органы управления службой. Обязанности, права, гарантии и ограничения прав муниципального служащего: служебные, профессиональные, социальные. Основные условия прохождения службы.
^ государственная служба как институт, государственная служба как профессиональная деятельность, виды государственной службы, система государственной службы, принципы государственной службы.
^
Понятие об управлении как процессе. Содержание и основные характеристики процесса управления. Содержание процесса управления (методологическое, организационное, экономическое, социальное, информационное, технологическое) и его структура. Управление как процесс воздействия. Свойства процесса управления. Типология процессов управления. Виды управленческого воздействия. Взаимосвязь структуры и процесса управления. Организация процесса управления. Государственное управление и государственное регулирование. Формы, методы, средства регулирующего воздействия. Основные предметы государственного регулирования. Центральные и региональные органы государственного регулирования. Государственное регулирование экономических и социальных отношений. Органы государственного оперативного управления. Специализированные органы государственной администрации. Контрольно-надзорные службы. Информационно-аналитические подразделения государственной администрации. Информационное обеспечение и обслуживание системы государственного управления. Координация в составе функций государственного управления и специфика координирующих государственных органов: формы и методы деятельности.
Государственная политика: основные направления, формы, методы, средства. Подготовка и принятие политических и административных решений. Разрешение конфликтов и управление в чрезвычайных ситуациях.
^ процесс управления, метод управления, государственная политика.
Тема 10: «Технология государственного управления»Понятие об этапах, операциях и стадиях процесса управления. Взаимосвязь методов управления и технологии. Технология управления: понятие и содержание. Требования к технологии управления. Виды технологий управления. Принципы проектирования и организации технологии управления. Основные технологические подсистемы в аппарате управления. Технологическая документация управления. Регламенты, инструкции и правила производства работ. Методы измерения технологических характеристик управления. Методы и принципы оптимизации технологии управления. Понятие о технологической эффективности управления. Критерии эффективности управления. Основные источники технологических нарушений в функционировании аппарата управления: методы выявления и устранения.
^ управленческая операция, технология управления, принципы технологизации.
Тема 11: «Современные административные реформы»Проблема развития систем государственного управления: устойчивость, эффективность, норма и отклонение. Методы повышения эффективности государственного управления. Изменения государственного управления в контексте социально-политических преобразований. Понятие реформы управления. Сущность реформ управления и особенности их проведения в сфере государственного управления. Объективные противоречия и предпосылки реформ систем управления. Субъективный фактор реформы управления. Критерии классификации реформ государственного и местного управления. Реформы системного характера в управлении. Реформы политического и административного аппарата исполнительной власти. Принципы подготовки и проведения реформ. Методы проведения реформ и выбор условий. Рост функций, полномочий и численности аппарата исполнительной власти, государственных расходов, бюджетный дефицит в ХХ веке. Основные модели государственного управления, сложившиеся к концу ХХ века: достоинства и недостатки. «Новый государственный менеджмент» — идейно-теоретическая основа государственного управления в современных демократических государствах. Стратегия повышения эффективности государства. Концентрация государства на решении фундаментальных задач, их состав. Повышение дееспособности государственных институтов. Маркетизация и менеджеризация в общественном секторе как основная тенденция динамики систем управления в развитых странах конца ХХ века. Приватизация и контрактация. Изменение принципов формирования организационной структуры государственного управления. Реструктуризация функций государственного управления. Новые функции государственного управления (стратегический анализ, оценки и планирование, маркетинг, рекрутмент, реинжениринг, финансовый и контрактный менеджмент и др.). Политическая и административная динамика в институциональном измерении. Смешанные формы публичных институтов. Изменение принципов отбора персонала, замещения должностей и служебного продвижения. Изменение показателей оценки и контроля в государственной службе. Сокращения и реформа. Проблемы доверия и коррупции в госслужбе: методы решения. Внешний контроль исполнительной власти: судебный, парламентский, общественный. Взаимосвязь местных реформ с изменениями в управлении на центральном уровне организации исполнительной власти. Программы реформ государственного управления в современных зарубежных государствах: особенности реализации. Законодательное сопровождение реформ госуправления. Задачи и этапы реформы государственного управления в России, особенности реализации.
^ реформа управления, эффективность государственного управления, новый государственный менеджмент, стратегия реформ.
7 – А. Основная литература.
Абрамов Ю.К. Эволюция концепции государственной службы в США // США. Экономика, политика, идеология. 1997. № 1.
Анисимцев Н.В. Япония: обеспечение прозрачности («транспарентности») административно-государственного управления //Государство и право. 2003. №6.
Анохин Н.Г. Лоббизм: Система влияния, сдержек, противовесов//Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость.М.1976.
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 1997.
Барнет А., Уилстед У. Формулирование стратегии// Проблемы теории и практики управления. — 1992. №1.
Бенвенисте Гай. Овладение политикой планирования: Создание реально выполнимых планов и политики, которая ведет к переменам.-М.1994.
Бергманн В. Право и система государственной службы в Германии // Проблемы теории и практики управления. 1992. № 5.
Бойков В.Э. Профессиональная культура государственной службы // Социс (Социологические исследования). 1999. № 2.
Буравлев Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы в России//ГиП. 2003.№7.
Бусыгина И.М. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования//Полис.2000.№5.
Василенко И. Институт государственной службы в Великобритании // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 6.
Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 1998.
Василенко И. Новые подходы к разработке государственных программ: рекомендации кспертов ООН//ПтиПУ. 2003.№ 6.
Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйствования.- М.1996 (1928).
Вернебург Р. Рационализация и техника работы аппарата управления.-М.1969.
Воронков А.А. Методы анализа и оценки государственных программ в США. -М. 1986.
Восленский М.С. Номенклатура: Господствующий класс Советского Союза. М., 1991.
Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблема бюрократии у Макса Вебера //Вопросы философии.1991.№3.
Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. Пер. с англ. – М.1984.
Гастев А.К. Как надо работать: Практическое введение в науку организации труда. -М.1966.
Гришковец А.А. Проблемы реформирования государственной службы в Российской Федерации//ГиП. 2002. №12.
Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (Практика России)//ГиП.2004.№1.
Государственная служба. Центр и регионы. Зарубежный опыт. Вып.X. – М., 1996.
Государственная служба. Местное самоуправление. Зарубежный опыт. Вып.XI. – М., 1996.
Государственная служба / Под ред. А.В.Оболонского. М., 1999.
Государственная служба в Российской Федерации: Сборник нормативных актов / Сост. Старилов Ю.Н. Воронеж, 1995.
Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. М., 1997.
Государственная служба: теория и организация / Под ред. В.Е.Охотского и В.Г.Игнатова. Ростов н/Д., 1998.
Государственная служба в странах европейского сообщества// Реформа государственного аппарата. — М.,1992.
Государственная служба. Общие проблемы. Зарубежный опыт. Вып.1. – М., 1994.
Государственная служба: Организация , кадры, управление. – М.,1994.
Государственная служба. Кадровая политика. Зарубежный опыт. Вып.II. – М.,1995.
Государственная служба в зарубежных странах. – М., 1996.
Государственная служба: Регулирование трудовых отношений: Зарубежный опыт. Вып. III– М.,1995.
Государственная служба основных капиталистических стран. — М.,1977.
Государственное управление и политика/ Под ред. Л.В.Сморгунова. — СпбГУ. – 2002.
Государственное и муниципальное управление:Справочник.-М.1997.
Государство в меняющемся мире: Выборочные показатели мирового развития. Отчет о мировом развитии – 1997 //Вопросы экономики. 1997. №7.
Гурней Б. Введение в науку управления.. – М.1969.
Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти//Государство и право.1996.№4.
Драго Р. Административная наука. –М.1982.
Драккер П. Новые реальности. В правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении.-М.1994.
Зинченко Г.П. От администрирования к менеджменту (Опыт реформирования государственной службы в Великобритании) // Полис (Политические исследования). 1996. № 1.
Зубов А.Б. Унитаризм или федерализм: К вопросу о будущей организации государственного пространства России// Полис.2000.№5.
Зудина Л.Н. Организация управленческого труда. — М.1997.
Зяблюк Н.Г. Формы и методы лоббистской деятельности (Американский опыт и возможности его использования). М. ТПП РФ. 1993.
Илышев А. Госаппарат в Японии: опыт реформы//Международная жизнь.1996.№ 8.
Илышев А. Япония: административная реформа и государственный аппарат // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 5.
Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития/Отв.ред.Бачило И.Л.-М.1998.
Калашникова Н., Иванишин А. Делить на восемь//Итоги, 8 апреля 2003, №14 (356).
Камакин А. Ремонт кабинета//Итоги. 15 апреля 2003. №15(357).
Карпен У. Государственное управление в правовом государстве: организация сервиса для граждан //Региональное управление.Зарубежный опыт. –М.:РАУ., 1993.
Кинг П. Классифицирование федераций// Там же.
Ковалевски С. Научные основы административного управления. — М.1979.
Козбаненко В.А. Правовое обеспечние статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное//Государство и право. 2003.№1.
Козбаненко В. Формы и методы государственного управления// ПтиПУ. 2000.№2.
Коломийцев В.Ф. Подготовка государственных служащих во Франции // Государство и право. 1993. № 11.
Комаровский В.С., Оболонский А.В. Проблемы реформирования государственной службы России в свете международного опыта и отечественных традиций (политологический подход) // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1997. № 4.
Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственное управление: Уч.пособие для студентов ВУЗов.-М.1996.
Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики. М.1998.
Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.1997.
Лобанов В. Административные реформы: вызов и решения // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1.
Лобанов В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 1.
Лоббизм и его место в общественно-политической жизни. Материалы межд. конференции. М.1993; 1998.
Лоббизм //Власть. 1993.№ 2,3.
Лопатников Л.И. Практические уроки экономического либерализма (Вступительная статья).-В кн.:Осборн Д., Пластрик П. Управление без бюрократов: Пять стратегий обновления государства. Пер.с англ./Общ.ред. и вступ.ст..- М.:ОАО Изд.группа «Прогресс», 2001.
Марков М. Технология и эффективность социального управления. — М. 1982.
Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации/ Пер.с англ. Под ред.Ю.Н.Каптуревского. – СПб.: Питер, 2002.
Мицкевич Л.А. Понятие государственного управления в административном праве Германии //Государство и право. 2003. №6.Мэннинг Н., Парисон Н. Реформа государственного управления. М.2003.
Научная организация труда и управления.П/ред.А.Н.Щербаня.-М.1965.
Оболонский А.В. Бюрократия и государство. М., 1996.
Оболонский А.В. Эволюция государственной службы в Великобритании // Государство и право. 1996. № 6.
Оболонский А.В. Государственная служба США: история и современность // Государство и право. 1999. № 4.
О лоббизме. Инициативный законопроект //Государство и право.1998.№ 12.
Осборн Д., Пластрик П. Управление без бюрократов: Пять стратегий обновления государства. Пер.с англ./Общ.ред. и вступ.ст.Л.И.Лопатникова.- М.:ОАО Изд.группа «Прогресс», 2001.
О Правительстве Российской Федерации. Федеральный конституционный закон. Принят ГД РФ 25.12.1998.
О структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента РФ от 17.05.2000 №867.
О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента РФ от 09.03.2004 №314.
0’Шоннесси Дж. Принципы организации управления фирмой. — М., 1996.
Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации//ГиП.2003.№9.
Павлова М.А. Региональная политика Франции. М.1974.
Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение.-М.1990.
Плахов В.Д. Традиции и общество: Опыт социально-философского исследования.-М. 1982.
Правительства, министерства и ведомства зарубежных стран. М.1994.
Пригожин А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. –М.1990. С.29-31.
Регион как субъект политики и общественных отношений.-.М.2000.
Русинов Ф.М. Технология управления производством (Основы проектирования процессов управления в социально-экономических системах).-М.1976.
Рыжов В.С. К судьбе государственного управления//Государство и право.1999.№2.
Социологический энциклопедический словарь.-М.1998. С.180-181.
Смирнов Э.А.Управленческие технологии как объект функционального аудита//Менеджмент в России и за рубежом.1998.№6.
Старилов Ю.Н. Административное право: История, методы, нормы. -Воронеж.1999.
Старилов Ю.Н. Служебное право. М., 1996.
Старилов Ю.Н. Институт государственной службы: содержание и структура // Государство и право. 1996. № 5.
Страхова О.П. О методах организации управления // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. №5.
Сравнительное государственное управление: теория, реформы, эффективность/ Под ред Л.В.Сморгунова.-СПбГУ.2000.
Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента.- М.1991.
Уваров А.А. О государственных полномочиях в компетенции органов местного самоуправления//Государство и право. 2003.№10.
Файоль А. Общее и промышленное управление. – М.1991.
Хаманева Н.Ю., Гришковец А.А., Охотский Е.В. Государственная служба в парламенте: отечественный и зарубежный опыт//ГиП.2003.№7.
Шеваллье Ж. Государственная служба. М., 1996.
Чиркин В.Е. Предметы ведения Федерации и ее субъектов: разграничение, сотрудничество, субсидиарность//ГиП. №5. 2002.
Чиркин В.Е. О сущности субъекта Федерации: традиции и реалии//ГиП.2003.№7.
Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм//Полис.1995.№5.
Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности.- М.1997.
Эффективность государственного управления: Пер. с англ./ Общ.ред.С.А.Батчикова и С.Ю.Глазьева.-М.: Фонд «За экономическую грамотность», Российский экономич. ж-л, Изд-во АО «Консалтбанкир», 1998.
7 – Б. Дополнительная литература.
Андре Ален. Национализм – федерализм – демократия. Пример Бельгии. Левен. 1994.
Антонович А.Я. Курс государственного благоустройства (полицейского права). Киев. 1890.
Бызов Л. Производственный процесс учреждения.//Техника управления.1925.№10.
Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии. М. 1993.
Государственное управление и государственная служба за рубежом: Курс лекций/под общ.ред.проф.В.В.Чубинского.- СПб.: изд-во «Образование –Культура»; изд-во СЗАГС, 1998.
Книга Правителя области Шан.- М.1995.
Корицкий Э.Б., Нинциева Г.В., Шетов В.Х. Научный менеджмент: российская история.-СПб.1999.
КравченкоА.И. Классики социологии менеджмента: Ф.Тейлор и А.Гастев.-СПб.1998.
Кравченко А.И. История менеджмента. М.1999.
Курашвили Б.П. Очерки теории государственного управления. – М.1987.
Моль Р. Наука полиции по началам юридического государства.СПб.1871.
Пикулькин А.В. Система государственного управления.Уч-к д.вузов.- М.1997.
Пригожин А.И. Организационные управленческие патологии.//Общественные науки и современность.-1998.№3.
Пушкарева Г.В. Государственная бюрократия как объект исследования// Общественные науки и современность.1998.№5.
Райсс М. Оптимальная сложность управленческих структур// Проблемы теории и практики управления. – 1994.№5.
Рапопорт В.С. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. — М. 1988.
Розмирович Е. Академизм как очередной этап нашей работы //Техника управления.1925.№11.
Розмирович Е. Принципы методологии и организационной политики в Технике Управления. М.1930.
Розенбаум Ю.А. Государственная служба как фактор укрепления целостности Российского федеративного государства // Государство и право. 1999. № 4.
Романова В.Б. Организация исполнительной власти в штате Висконсин // США. Экономика, политика, идеология. 1998. № 4.
Российский конституционализм: политический режим в региональном контексте.М.2000.
Степанов Я. Первые два периода существования науки о полиции в Германии. Казань. 1869.
Сунь-цзы. Искусство войны.- В.кн.: Конрад Н.И. Синология. 1998.
Трифонов А.Г., Межуев Б.В. Генерал-губернаторство в российской системе территориального управления: Опыт исторической реминесценции// Полис.2000.№5.
Штейн Л. Учение об управлении и право управления. Пер. с нем.- СПб.1874.
Юсти. Основание силы и благосостояния царств, или подробное начертание всех знаний, касающихся до государственного благочиния. СПб.1772-1778.
^
Семинар 1. Методологические проблемы изучения системы государственного управления
Вопросы:
Проблема определения понятия «государственное управление».
Система государственного управления как реальный объект.
Система государственного управления как объект и предмет исследования.
Основная литература:
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 1997.
Государственное управление и политика/ Под ред. Л.В.Сморгунова.- СпбГУ. – 2002.
Государственное и муниципальное управление:Справочник.-М.1997.
Сравнительное государственное управление: теория, реформы, эффективность/ Под ред Л.В.Сморгунова.-СПбГУ.2000.
Дополнительная литература:
Антонович А.Я. Курс государственного благоустройства (полицейского права). Киев. 1890.
Бызов Л. Производственный процесс учреждения.//Техника управления.1925.№10.
Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйствования.- М.1996 (1928).
Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 1998.
Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. Пер. с англ. – М.1984.
Гастев А.К. Как надо работать: Практическое введение в науку организации труда. -М.1966.
Государственное управление и государственная служба за рубежом: Курс лекций/Под общ.ред.проф.В.В.Чубинского.- СПб.: изд-во «Образование –Культура»; изд-во СЗАГС, 1998.
Гурней Б. Введение в науку управления.. – М.1969.
Драккер П. Новые реальности. В правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении.-М.1994.
Драго Р. Административная наука. –М.1982.
Книга Правителя области Шан.- М.1995.
Ковалевски С. Научные основы административного управления. — М.1979.
Корицкий Э.Б., Нинциева Г.В., Шетов В.Х. Научный менеджмент: российская история.-СПб.1999.
КравченкоА.И. Классики социологии менеджмента: Ф.Тейлор и А.Гастев.-СПб.1998.
Кравченко А.И. История менеджмента. М.1999.
Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственное управление: Уч.пособие для студентов ВУЗов.-М.1996.
Курашвили Б.П. Очерки теории государственного управления. – М.1987.
Моль Р. Наука полиции по началам юридического государства.СПб.1871.
Пикулькин А.В. Система государственного управления.Уч-к д.вузов.- М.1997.
Пушкарева Г.В. Государственная бюрократия как объект исследования// Общественные науки и современность.1998.№5.
Розмирович Е. Академизм как очередной этап нашей работы //Техника управления.1925.№11.
Розмирович Е. Принципы методологии и организационной политики в Технике Управления. М.1930.
Рыжов В.С. К судьбе государственного управления//Государство и право.1999.№2.
Старилов Ю.Н. Административное право: История, методы, нормы. -Воронеж.1999.
Степанов Я. Первые два периода существования науки о полиции в Германии. Казань. 1869.
Сунь-цзы. Искусство войны.- В.кн.: Конрад Н.И. Синология. 1998.
Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента.- М.1991.
Штейн Л. Учение об управлении и право управления. Пер. с нем.- СПб.1874.
Файоль А. Общее и промышленное управление. – М.1991.
Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности.- М.1997.
Юсти. Основание силы и благосостояния царств, или подробное начертание всех знаний, касающихся до государственного благочиния. СПб.1772-1778.
Семинар 2: «Проблема бюрократии в государственном управлении»
Вопросы:
Принципы бюрократической организации.
Организационная культура бюрократии.
Бюрократия как фактор организационной среды государственной администрации.
Литература
Основная литература
Восленский М.С. Номенклатура: Господствующий класс Советского Союза. М., 1991.
Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблема бюрократии у Макса Вебера //Вопросы философии.1991.№3.
Минцберг Г. Структура в кулаке. Построение эффективной организации. – СПб. Питер. 2003.
Оболонский А.В. Бюрократия и государство. М., 1996.
Осборн Д., Пластрик П. Управление без бюрократов: Пять стратегий обновления государства. Пер.с англ./Общ.ред. и вступ.ст..- М.:ОАО Изд.группа «Прогресс», 2001.
Пригожин А.И. Организационные управленческие патологии.//Общественные науки и современность.-1998.№3.
Пушкарева Г.В. Государственная бюрократия как объект исследования// Общественные науки и современность.1998.№5.
Сравнительное государственное управление: теория, реформы, эффективность/Под ред. Л.В.Сморгунова. –СПб, Изд-во СПбГУ.2000.
Семинар 3: «Лоббизм и корпоративизм в государственном управлении»
Вопросы:
Структура внешней среды государственной администрации.
Лобби и лоббизм.
Корпорации как факторы внешней среды государственной администрации.
Литература
Анохин Н.Г. Лоббизм: Система влияния, сдержек, противовесов//Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость.М.1976.
Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти//Государство и право.1996.№4.
Зяблюк Н.Г. Формы и методы лоббистской деятельности (Американский опыт и возможности его использования). М. ТПП РФ. 1993.
Лоббизм и его место в общественно-политической жизни. Материалы межд. конференции. М.1993; 1998.
Лоббизм //Власть. 1993.№ 2,3.
О лоббизме. Инициативный законопроект //Государство и право.1998.№ 12.
Сравнительное государственное управление: Теория, реформы, эффективность.-СПб.2000.
Семинар 4: «Эволюция правительственной организации в России в 1991 – 2005гг.»
Вопросы:
Основные модели правительственной организации, их связь с формой правления.
Правительство России в 1991 – 2003гг.: от отраслевого к функциональному принципу построения.
Правительство России в 2004г.: политико-административная динамика.
Литература
Основная литература:

Материалы к занятиям по курсу предназначены для студентов и слушателей, обучающихся по специальности 061000 — государственное и муниципальное управление. Основной задачей подготовки и переподготовки является ознакомление с особенностями организации и функционирования государственной и муниципальной администрации, ее институтов на федеральном, региональном и местном уровнях. Успешное завершение обучения предполагает усвоение образовательного стандарта, позволяющего самостоятельно работать в органах исполнительной власти на исполнительно-распорядительных должностях (должностях государственной службы). Ориентация на практическую деятельность выпускников в аппарате управления требует отражения в структуре курса уровня сложности исполнительной власти в важнейших ее проявлениях. Такой подход возможен при анализе государственного управления как системы и ее взаимодействия с другими системными объектами. Спецификой предмета является выделение функционально-управленческой составляющей в ее связи с институциональной. В курсе раскрыто содержание организационных и функциональных принципов и показана их роль в административной практике. Обращается внимание на выявление взаимосвязи политической и административной динамики. Определен понятийный аппарат теории государственного управления. Раскрыта специфика курса государственное и муниципальное управление по отношению к политическим, правовым, экономическим дисциплинам. Внимание студентов обращается на принципиальную общность технологии государственной и муниципальной административной практики.Материалы дисциплины «Система государственного и муниципального управления» распределены между отдельными темами следующим образом.

^

Государственное управление как объект исследования. Основные интерпретации понятия “государственное управление” в современной специальной литературе. Методологическая обусловленность многозначности интерпретаций государственного управления частно-научными дисциплинами. Государственное управление и исполнительная власть. Проблемная область изучения государственного и местного управления (ГиМУ). Позитивное (целевое) и негативное (дисфункциональное) обоснование необходимости исследований ГиМУ. Возможности, методологические и политические ограничения исследования ГиМУ. Основные проблемы государственного и муниципального управления. Возможность преодоления отраслевой методологической ограниченности исследований с использованием принципов и методов системного подхода. Государственное управление как система. Части (подсистемы) государственного управления. Предмет исследования ГиМУ.

^ государственное управление, система государственного управления.

Тема 2: «Развитие системы знаний о государственном управлении»

Возникновение отрасли знаний о государственном управлении в Древнем мире. Крупнейшие государственные системы древности: постановка и решение основных проблем управления. Организационные формы и методы обеспечения устойчивости государственного управления. Особенности христианской и мусульманской интерпретаций государственного управления в Средние века. Теория и практика ханьского конфуцианства в области государственного управления. Доктрина разделения ветвей власти как крупнейшее достижение Нового Времени в разработке проблем государственного управления. Становление основных направлений научного исследования государственного управления. Камералистика — “наука государственного управления”. Теории “полицейского государства”. Развитие знаний о государственном управлении во Франции и США в XIX – начале XXвв. Разработка проблем управления в России в начале ХХ века.

^ камерализм, «наука полиции».

Тема 3: «Современные методологические направления исследования и практики государственного управления»Public administration — управление общественными делами и его исследование как направление изучения государственного и местного управления в США. Структурно-институциональное направление в изучении организации и функционирования органов исполнительной власти. Особенности социологического и социально-психологического подходов к исследованию проблем государственного и муниципального управления. Организационно-кибернетическое направление исследований исполнительной власти. Системный и ситуационный подходы в исследовании государственного и муниципального управления. Поведенческий подход к изучению государственной администрации. «Новый институционализм» в государственном управлении. Синергетический подход к государственному управлению. «Новый государственный менеджмент». Междисциплинарные связи знаний о государственном управлении.

^ институционализм, менеджеризм, бихевиоризм.

Тема 4: «Политический механизм государственного управления»Механизмы управления и их виды. Понятие о политическом механизме как способе организации высших и центральных органов исполнительной власти, их взаимодействия с общественными институтами. Институционализированные и неинституционализированные элементы политического механизма государственного управления. Выборы, наследование, узурпация, кооптация и политические назначения как способы формирования органов власти и управления. Основные объясняющие модели принятия правительственных решений. Характер взаимовлияния формы государства, формы правления, политического режима и политического механизма государственного и муниципального управления. Проблема пределов взаимного вмешательства органов государственной исполнительной власти и общества в компетенцию друг друга. Понятие о государственной администрации. Соотношение государственной администрации и исполнительной власти. Основные функции и задачи исполнительной власти: проблема структуризации. Служебное целевое назначение исполнительной власти и государственной администрации. Специфические признаки политических институтов и органов государственной администрации.

^ : политический механизм государственного управления, государственная администрация.

Тема 5: «Организационная среда государственной администрации»Понятие об организационной среде государственной администрации. Структура среды государственной администрации: внешние и внутренние факторы. Социальное, экономическое, культурное и политическое окружение системы государственного управления. Соотношение политической власти, государственной администрации (бюрократии), гражданского общества и системы представительства. Состав факторов социо-культурного характера: родовые, этнические, религиозные институты и структуры. Факторы социально-политического характера: группы интересов, партии, политические движения, правительственные учреждения, клубы, гражданские инициативы. Представительство интересов в системе государственного управления. Политическое и функциональное представительство. Группы интересов: функции и типы. Основные формы и методы лоббизма. Ресурсы лобби и групп интересов. Корпоративизм как способ функционального представительства. Состав и структура факторов внутренней среды администрации. Организационная культура бюрократии как фактор внутренней среды администрации. Нарушения бюрократической системы управления, определенные ее природой. Особенности бюрократии как социально-профессиональной группы, влияющие на эффективность управления. Политическая и социальная роль бюрократии. Особенности бюрократии в переходных обществах.

^ : организационная среда государственной администрации, политическое представительство интересов, функциональное представительство интересов, бюрократия, лобби, заинтересованные группы, корпорации.

^ Основные структурные уровни аппарата исполнительной власти. Подсистемы аппарата исполнительной власти. Организационная, экономическая, технологическая, социальная, информационная подсистемы аппарата исполнительной власти: состав функций и особенности организации. Орган государственного управления: статус, основные институциональные и функциональные признаки. Структура и виды административного аппарата. Основные и вспомогательные подразделения. Должностная структура аппарата управления и принципы ее организации. Основные виды административных полномочий. Основные проблемы построения организационной структуры государственного управления. Нарушения в процессах делегирования.Основные принципы организации административной системы: территориальный, линейно-отраслевой, функциональный. Взаимосвязь доминирующего принципа организации и качественно-количественного состава центральных органов государственного управления. Центральный уровень исполнительной власти в Российской Федерации: состав основных органов. Соотношение администрации Президента РФ и правительственных служб в Российской Федерации. Правительство РФ: функции, состав и структура органов, место в системе органов исполнительной власти. Конституционная и законодательная регламентация формирования и функционирования Правительства РФ. Организация работы правительства. Аппарат правительства: регламент, основные положения и инструкции. Институты, формы и методы контроля работы правительства. Состав и структура министерств и ведомств РФ: состояние, источники и характер эволюции. Основные виды центральных органов государственного управления. Основные институты центрального управления в Великобритании, Германии, США, Франции. Независимые комиссии регулирования и правительственные корпорации: особенности организации и функционирования в зарубежных странах.

^ : функциональный тип административной структуры, линейно-отраслевой тип административной структуры.

Тема 7: «Региональный уровень государственного управления. Местное самоуправление»

Регион как система и объект управления. Причины и принципы регионализации государственного управления. Деконцентрация и децентрализация. Принцип федерализма в организации государственного управления в РФ: эволюция, источники и причины федерализации (регионализации). Регион как субъект федерации. Структура и состав субъектов РФ. Специфика городов Москва и Санкт-Петербург как субъектов федерации. Система и структура управления регионом. Цели и функции регионального управления. Уровни организации управления в регионе. Политический уровень организации управления: состав институтов, их структура, порядок формирования. Полномочный представитель Президента в федеральном округе: особенности функций, задач, полномочий, методов деятельности. Губернатор: особенности функций и полномочий. Правительство субъекта федерации и его аппарат. Федеральные органы в системе управления регионом: состав, структура, особенности формирования. Функции федеральных органов в управлении регионом. Основные формы и предметы взаимодействия региональных и федеральных органов управления в субъекте федерации. Функции и полномочия представителя Президента РФ в субъекте федерации. Региональная политика: цели, функции, основные направления, специфика реализации. Приоритеты региональной политики. Проблемы и противоречия федеральной и региональной политики. Основные методы и формы управления региональным развитием. Особенности регионального планирования и программирования. Директивные и индикативные методы в планировании развития.

Местный уровень в единой системе исполнительной власти в РФ. Местное управление и самоуправление: развитие деконцентрации и децентрализации власти. Основные положения Европейской Хартии местного самоуправления. Местное самоуправление (МСУ) как система: сложность понятия и реального объекта. Принципы организации МСУ в Российской Федерации. Конституционные и законодательные основы МСУ в РФ. Основные субъекты МСУ. Основные модели организации МСУ. Состав, функции и компетенция органов территориального самоуправления. Представительные и исполнительные органы МСУ: организация и взаимодействие. Полномочия органов МСУ: делегированная и исключительная компетенция. Состав и функции органов государственного управления на уровне муниципальных образований. Координация деятельности государственных и муниципальных органов. Государственный контроль деятельности и порядка формирования органов МСУ. Органы МСУ в системе органов управления регионом: проблемы взаимодействия и противоречия. Особенности организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге. Особенности организации и деятельности местных органов власти в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). Основные этапы и тенденции развития местного самоуправления в России.

Основные понятия темы: регион, регионализация, деконцентрация и децентрализация, местное самоуправление, модели МСУ.

^

Государственная служба как социально-политический институт: целевое и функциональное назначение, структура, эволюция организационных и политико-правовых форм. Специфика государственной службы и ее место в системе государственных институтов. Государственная служба как профессиональная деятельность. Содержание и особые условия государственной службы как вида профессиональной деятельности. Политическая и технологическая обусловленность специфики государственной службы как профессиональной деятельности. Категории и виды государственной службы как института и профессиональной деятельности. Военная и гражданская служба как основные категории государственной службы. Административная и публичная службы как виды гражданской службы. Специализированные виды государственной службы, формируемые в особых целях и по особым правилам. Государственные служащие как социально-профессиональная общность. Специфика корпуса гражданских государственных служащих в современном демократическом государстве как социальной группы: занятость, образ и уровень жизни, личностная структура, место в системе воспроизводства общественных связей, политическая роль. Экономика государственной службы. Социология и психология госслужбы. Особые требования к личностным и служебным характеристикам государственного служащего. Лояльность и политическая нейтральность. Права и обязанности государственного служащего. Гарантии, льготы и ограничения по отношению к гражданским, профессиональным, социальным и личным правам.Общие принципы организации государственной службы в современных демократических государствах. Закрытая система государственной службы: Особенности правового и политического статуса учреждений службы и служащих; Формирование кадрового состава: процедуры и правила замещения должностей, квалификационные и образовательные требования к кандидатам; Стимулирование карьеры и пожизненного найма; Государственные служащие и чиновники; Особый статус чиновника. Открытая система государственной службы: Основные проявления открытого характера службы; Особенности организации и функционирования открытой системы государственной службы. Особенности организации государственной службы в Германии, Великобритании, Франции, США. Коммунистическая система государственной службы. Идеологическая и политическая детерминация. Неконституционный и внезаконный характер организации службы. Дискриминационный характер основных принципов доступа к замещению должностей государственной службы. Отрицание принципов профессионализма и компетентности. Использование методов внеэкономического принуждения. Структура системы государственной службы. Государственная служба в Российской Федерации: Регламентация госслужбы в законодательстве федерации и ее субъектов. Специфика российского законодательства о государственной службе. Особенности выделения категорий и должностей государственной службы. Соотношение правовых норм и их реализации в организации государственной службы. Органы руководства и управления госслужбой в России. Тенденции эволюции госслужбы и корпуса госслужащих в России.Специфика муниципальной службы: форма и содержание. Муниципальная должность и муниципальный служащий. Принципы муниципальной службы. Регулирование отношений в сфере муниципальной службы законодательством РФ и субъекта РФ. Организация муниципальной службы: основные принципы, нормы доступа к замещению должностей, состав должностей, органы управления службой. Обязанности, права, гарантии и ограничения прав муниципального служащего: служебные, профессиональные, социальные. Основные условия прохождения службы.

^ государственная служба как институт, государственная служба как профессиональная деятельность, виды государственной службы, система государственной службы, принципы государственной службы.

^

Понятие об управлении как процессе. Содержание и основные характеристики процесса управления. Содержание процесса управления (методологическое, организационное, экономическое, социальное, информационное, технологическое) и его структура. Управление как процесс воздействия. Свойства процесса управления. Типология процессов управления. Виды управленческого воздействия. Взаимосвязь структуры и процесса управления. Организация процесса управления. Государственное управление и государственное регулирование. Формы, методы, средства регулирующего воздействия. Основные предметы государственного регулирования. Центральные и региональные органы государственного регулирования. Государственное регулирование экономических и социальных отношений. Органы государственного оперативного управления. Специализированные органы государственной администрации. Контрольно-надзорные службы. Информационно-аналитические подразделения государственной администрации. Информационное обеспечение и обслуживание системы государственного управления. Координация в составе функций государственного управления и специфика координирующих государственных органов: формы и методы деятельности.

Государственная политика: основные направления, формы, методы, средства. Подготовка и принятие политических и административных решений. Разрешение конфликтов и управление в чрезвычайных ситуациях.

^ процесс управления, метод управления, государственная политика.

Тема 10: «Технология государственного управления»Понятие об этапах, операциях и стадиях процесса управления. Взаимосвязь методов управления и технологии. Технология управления: понятие и содержание. Требования к технологии управления. Виды технологий управления. Принципы проектирования и организации технологии управления. Основные технологические подсистемы в аппарате управления. Технологическая документация управления. Регламенты, инструкции и правила производства работ. Методы измерения технологических характеристик управления. Методы и принципы оптимизации технологии управления. Понятие о технологической эффективности управления. Критерии эффективности управления. Основные источники технологических нарушений в функционировании аппарата управления: методы выявления и устранения.

^ управленческая операция, технология управления, принципы технологизации.

Тема 11: «Современные административные реформы»Проблема развития систем государственного управления: устойчивость, эффективность, норма и отклонение. Методы повышения эффективности государственного управления. Изменения государственного управления в контексте социально-политических преобразований. Понятие реформы управления. Сущность реформ управления и особенности их проведения в сфере государственного управления. Объективные противоречия и предпосылки реформ систем управления. Субъективный фактор реформы управления. Критерии классификации реформ государственного и местного управления. Реформы системного характера в управлении. Реформы политического и административного аппарата исполнительной власти. Принципы подготовки и проведения реформ. Методы проведения реформ и выбор условий. Рост функций, полномочий и численности аппарата исполнительной власти, государственных расходов, бюджетный дефицит в ХХ веке. Основные модели государственного управления, сложившиеся к концу ХХ века: достоинства и недостатки. «Новый государственный менеджмент» — идейно-теоретическая основа государственного управления в современных демократических государствах. Стратегия повышения эффективности государства. Концентрация государства на решении фундаментальных задач, их состав. Повышение дееспособности государственных институтов. Маркетизация и менеджеризация в общественном секторе как основная тенденция динамики систем управления в развитых странах конца ХХ века. Приватизация и контрактация. Изменение принципов формирования организационной структуры государственного управления. Реструктуризация функций государственного управления. Новые функции государственного управления (стратегический анализ, оценки и планирование, маркетинг, рекрутмент, реинжениринг, финансовый и контрактный менеджмент и др.). Политическая и административная динамика в институциональном измерении. Смешанные формы публичных институтов. Изменение принципов отбора персонала, замещения должностей и служебного продвижения. Изменение показателей оценки и контроля в государственной службе. Сокращения и реформа. Проблемы доверия и коррупции в госслужбе: методы решения. Внешний контроль исполнительной власти: судебный, парламентский, общественный. Взаимосвязь местных реформ с изменениями в управлении на центральном уровне организации исполнительной власти. Программы реформ государственного управления в современных зарубежных государствах: особенности реализации. Законодательное сопровождение реформ госуправления. Задачи и этапы реформы государственного управления в России, особенности реализации.

^ реформа управления, эффективность государственного управления, новый государственный менеджмент, стратегия реформ.

7 – А. Основная литература.

  1. Абрамов Ю.К. Эволюция концепции государственной службы в США // США. Экономика, политика, идеология. 1997. № 1.
  2. Анисимцев Н.В. Япония: обеспечение прозрачности («транспарентности») административно-государственного управления //Государство и право. 2003. №6.
  3. Анохин Н.Г. Лоббизм: Система влияния, сдержек, противовесов//Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость.М.1976.
  4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 1997.
  5. Барнет А., Уилстед У. Формулирование стратегии// Проблемы теории и практики управления. — 1992. №1.
  6. Бенвенисте Гай. Овладение политикой планирования: Создание реально выполнимых планов и политики, которая ведет к переменам.-М.1994.
  7. Бергманн В. Право и система государственной службы в Германии // Проблемы теории и практики управления. 1992. № 5.
  8. Бойков В.Э. Профессиональная культура государственной службы // Социс (Социологические исследования). 1999. № 2.
  9. Буравлев Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы в России//ГиП. 2003.№7.
  10. Бусыгина И.М. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования//Полис.2000.№5.
  11. Василенко И. Институт государственной службы в Великобритании // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 6.
  12. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 1998.
  13. Василенко И. Новые подходы к разработке государственных программ: рекомендации кспертов ООН//ПтиПУ. 2003.№ 6.
  14. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйствования.- М.1996 (1928).
  15. Вернебург Р. Рационализация и техника работы аппарата управления.-М.1969.
  16. Воронков А.А. Методы анализа и оценки государственных программ в США. -М. 1986.
  17. Восленский М.С. Номенклатура: Господствующий класс Советского Союза. М., 1991.
  18. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблема бюрократии у Макса Вебера //Вопросы философии.1991.№3.
  19. Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. Пер. с англ. – М.1984.
  20. Гастев А.К. Как надо работать: Практическое введение в науку организации труда. -М.1966.
  21. Гришковец А.А. Проблемы реформирования государственной службы в Российской Федерации//ГиП. 2002. №12.
  22. Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (Практика России)//ГиП.2004.№1.
  23. Государственная служба. Центр и регионы. Зарубежный опыт. Вып.X. – М., 1996.
  24. Государственная служба. Местное самоуправление. Зарубежный опыт. Вып.XI. – М., 1996.
  25. Государственная служба / Под ред. А.В.Оболонского. М., 1999.
  26. Государственная служба в Российской Федерации: Сборник нормативных актов / Сост. Старилов Ю.Н. Воронеж, 1995.
  27. Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. М., 1997.
  28. Государственная служба: теория и организация / Под ред. В.Е.Охотского и В.Г.Игнатова. Ростов н/Д., 1998.
  29. Государственная служба в странах европейского сообщества// Реформа государственного аппарата. — М.,1992.
  30. Государственная служба. Общие проблемы. Зарубежный опыт. Вып.1. – М., 1994.
  31. Государственная служба: Организация , кадры, управление. – М.,1994.
  32. Государственная служба. Кадровая политика. Зарубежный опыт. Вып.II. – М.,1995.
  33. Государственная служба в зарубежных странах. – М., 1996.
  34. Государственная служба: Регулирование трудовых отношений: Зарубежный опыт. Вып. III– М.,1995.
  35. Государственная служба основных капиталистических стран. — М.,1977.
  36. Государственное управление и политика/ Под ред. Л.В.Сморгунова. — СпбГУ. – 2002.
  37. Государственное и муниципальное управление:Справочник.-М.1997.
  38. Государство в меняющемся мире: Выборочные показатели мирового развития. Отчет о мировом развитии – 1997 //Вопросы экономики. 1997. №7.
  39. Гурней Б. Введение в науку управления.. – М.1969.
  40. Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти//Государство и право.1996.№4.
  41. Драго Р. Административная наука. –М.1982.
  42. Драккер П. Новые реальности. В правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении.-М.1994.
  43. Зинченко Г.П. От администрирования к менеджменту (Опыт реформирования государственной службы в Великобритании) // Полис (Политические исследования). 1996. № 1.
  44. Зубов А.Б. Унитаризм или федерализм: К вопросу о будущей организации государственного пространства России// Полис.2000.№5.
  45. Зудина Л.Н. Организация управленческого труда. — М.1997.
  46. Зяблюк Н.Г. Формы и методы лоббистской деятельности (Американский опыт и возможности его использования). М. ТПП РФ. 1993.
  47. Илышев А. Госаппарат в Японии: опыт реформы//Международная жизнь.1996.№ 8.
  48. Илышев А. Япония: административная реформа и государственный аппарат // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 5.
  49. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития/Отв.ред.Бачило И.Л.-М.1998.
  50. Калашникова Н., Иванишин А. Делить на восемь//Итоги, 8 апреля 2003, №14 (356).
  51. Камакин А. Ремонт кабинета//Итоги. 15 апреля 2003. №15(357).
  52. Карпен У. Государственное управление в правовом государстве: организация сервиса для граждан //Региональное управление.Зарубежный опыт. –М.:РАУ., 1993.
  53. Кинг П. Классифицирование федераций// Там же.
  54. Ковалевски С. Научные основы административного управления. — М.1979.
  55. Козбаненко В.А. Правовое обеспечние статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное//Государство и право. 2003.№1.
  56. Козбаненко В. Формы и методы государственного управления// ПтиПУ. 2000.№2.
  57. Коломийцев В.Ф. Подготовка государственных служащих во Франции // Государство и право. 1993. № 11.
  58. Комаровский В.С., Оболонский А.В. Проблемы реформирования государственной службы России в свете международного опыта и отечественных традиций (политологический подход) // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1997. № 4.
  59. Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственное управление: Уч.пособие для студентов ВУЗов.-М.1996.
  60. Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики. М.1998.
  61. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.1997.
  62. Лобанов В. Административные реформы: вызов и решения // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1.
  63. Лобанов В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 1.
  64. Лоббизм и его место в общественно-политической жизни. Материалы межд. конференции. М.1993; 1998.
  65. Лоббизм //Власть. 1993.№ 2,3.
  66. Лопатников Л.И. Практические уроки экономического либерализма (Вступительная статья).-В кн.:Осборн Д., Пластрик П. Управление без бюрократов: Пять стратегий обновления государства. Пер.с англ./Общ.ред. и вступ.ст..- М.:ОАО Изд.группа «Прогресс», 2001.
  67. Марков М. Технология и эффективность социального управления. — М. 1982.
  68. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации/ Пер.с англ. Под ред.Ю.Н.Каптуревского. – СПб.: Питер, 2002.
  69. Мицкевич Л.А. Понятие государственного управления в административном праве Германии //Государство и право. 2003. №6.Мэннинг Н., Парисон Н. Реформа государственного управления. М.2003.
  70. Научная организация труда и управления.П/ред.А.Н.Щербаня.-М.1965.
  71. Оболонский А.В. Бюрократия и государство. М., 1996.
  72. Оболонский А.В. Эволюция государственной службы в Великобритании // Государство и право. 1996. № 6.
  73. Оболонский А.В. Государственная служба США: история и современность // Государство и право. 1999. № 4.
  74. О лоббизме. Инициативный законопроект //Государство и право.1998.№ 12.
  75. Осборн Д., Пластрик П. Управление без бюрократов: Пять стратегий обновления государства. Пер.с англ./Общ.ред. и вступ.ст.Л.И.Лопатникова.- М.:ОАО Изд.группа «Прогресс», 2001.
  76. О Правительстве Российской Федерации. Федеральный конституционный закон. Принят ГД РФ 25.12.1998.
  77. О структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента РФ от 17.05.2000 №867.
  78. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента РФ от 09.03.2004 №314.
  79. 0’Шоннесси Дж. Принципы организации управления фирмой. — М., 1996.
  80. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации//ГиП.2003.№9.
  81. Павлова М.А. Региональная политика Франции. М.1974.
  82. Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение.-М.1990.
  83. Плахов В.Д. Традиции и общество: Опыт социально-философского исследования.-М. 1982.
  84. Правительства, министерства и ведомства зарубежных стран. М.1994.
  85. Пригожин А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. –М.1990. С.29-31.
  86. Регион как субъект политики и общественных отношений.-.М.2000.
  87. Русинов Ф.М. Технология управления производством (Основы проектирования процессов управления в социально-экономических системах).-М.1976.
  88. Рыжов В.С. К судьбе государственного управления//Государство и право.1999.№2.
  89. Социологический энциклопедический словарь.-М.1998. С.180-181.
  90. Смирнов Э.А.Управленческие технологии как объект функционального аудита//Менеджмент в России и за рубежом.1998.№6.
  91. Старилов Ю.Н. Административное право: История, методы, нормы. -Воронеж.1999.
  92. Старилов Ю.Н. Служебное право. М., 1996.
  93. Старилов Ю.Н. Институт государственной службы: содержание и структура // Государство и право. 1996. № 5.
  94. Страхова О.П. О методах организации управления // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. №5.
  95. Сравнительное государственное управление: теория, реформы, эффективность/ Под ред Л.В.Сморгунова.-СПбГУ.2000.
  96. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента.- М.1991.
  97. Уваров А.А. О государственных полномочиях в компетенции органов местного самоуправления//Государство и право. 2003.№10.
  98. Файоль А. Общее и промышленное управление. – М.1991.
  99. Хаманева Н.Ю., Гришковец А.А., Охотский Е.В. Государственная служба в парламенте: отечественный и зарубежный опыт//ГиП.2003.№7.
  100. Шеваллье Ж. Государственная служба. М., 1996.
  101. Чиркин В.Е. Предметы ведения Федерации и ее субъектов: разграничение, сотрудничество, субсидиарность//ГиП. №5. 2002.
  102. Чиркин В.Е. О сущности субъекта Федерации: традиции и реалии//ГиП.2003.№7.
  103. Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм//Полис.1995.№5.
  104. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности.- М.1997.
  105. Эффективность государственного управления: Пер. с англ./ Общ.ред.С.А.Батчикова и С.Ю.Глазьева.-М.: Фонд «За экономическую грамотность», Российский экономич. ж-л, Изд-во АО «Консалтбанкир», 1998.

7 – Б. Дополнительная литература.

  1. Андре Ален. Национализм – федерализм – демократия. Пример Бельгии. Левен. 1994.
  2. Антонович А.Я. Курс государственного благоустройства (полицейского права). Киев. 1890.
  3. Бызов Л. Производственный процесс учреждения.//Техника управления.1925.№10.
  4. Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии. М. 1993.
  5. Государственное управление и государственная служба за рубежом: Курс лекций/под общ.ред.проф.В.В.Чубинского.- СПб.: изд-во «Образование –Культура»; изд-во СЗАГС, 1998.
  6. Книга Правителя области Шан.- М.1995.
  7. Корицкий Э.Б., Нинциева Г.В., Шетов В.Х. Научный менеджмент: российская история.-СПб.1999.
  8. КравченкоА.И. Классики социологии менеджмента: Ф.Тейлор и А.Гастев.-СПб.1998.
  9. Кравченко А.И. История менеджмента. М.1999.
  10. Курашвили Б.П. Очерки теории государственного управления. – М.1987.
  11. Моль Р. Наука полиции по началам юридического государства.СПб.1871.
  12. Пикулькин А.В. Система государственного управления.Уч-к д.вузов.- М.1997.
  13. Пригожин А.И. Организационные управленческие патологии.//Общественные науки и современность.-1998.№3.
  14. Пушкарева Г.В. Государственная бюрократия как объект исследования// Общественные науки и современность.1998.№5.
  15. Райсс М. Оптимальная сложность управленческих структур// Проблемы теории и практики управления. – 1994.№5.
  16. Рапопорт В.С. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. — М. 1988.
  17. Розмирович Е. Академизм как очередной этап нашей работы //Техника управления.1925.№11.
  18. Розмирович Е. Принципы методологии и организационной политики в Технике Управления. М.1930.
  19. Розенбаум Ю.А. Государственная служба как фактор укрепления целостности Российского федеративного государства // Государство и право. 1999. № 4.
  20. Романова В.Б. Организация исполнительной власти в штате Висконсин // США. Экономика, политика, идеология. 1998. № 4.
  21. Российский конституционализм: политический режим в региональном контексте.М.2000.
  22. Степанов Я. Первые два периода существования науки о полиции в Германии. Казань. 1869.
  23. Сунь-цзы. Искусство войны.- В.кн.: Конрад Н.И. Синология. 1998.
  24. Трифонов А.Г., Межуев Б.В. Генерал-губернаторство в российской системе территориального управления: Опыт исторической реминесценции// Полис.2000.№5.
  25. Штейн Л. Учение об управлении и право управления. Пер. с нем.- СПб.1874.
  26. Юсти. Основание силы и благосостояния царств, или подробное начертание всех знаний, касающихся до государственного благочиния. СПб.1772-1778.

^

Семинар 1. Методологические проблемы изучения системы государственного управления

Вопросы:

  1. Проблема определения понятия «государственное управление».
  2. Система государственного управления как реальный объект.
  3. Система государственного управления как объект и предмет исследования.

Основная литература:

  1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 1997.
  2. Государственное управление и политика/ Под ред. Л.В.Сморгунова.- СпбГУ. – 2002.
  3. Государственное и муниципальное управление:Справочник.-М.1997.
  4. Сравнительное государственное управление: теория, реформы, эффективность/ Под ред Л.В.Сморгунова.-СПбГУ.2000.

Дополнительная литература:

  1. Антонович А.Я. Курс государственного благоустройства (полицейского права). Киев. 1890.
  2. Бызов Л. Производственный процесс учреждения.//Техника управления.1925.№10.
  3. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйствования.- М.1996 (1928).
  4. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 1998.
  5. Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. Пер. с англ. – М.1984.
  6. Гастев А.К. Как надо работать: Практическое введение в науку организации труда. -М.1966.
  7. Государственное управление и государственная служба за рубежом: Курс лекций/Под общ.ред.проф.В.В.Чубинского.- СПб.: изд-во «Образование –Культура»; изд-во СЗАГС, 1998.
  8. Гурней Б. Введение в науку управления.. – М.1969.
  9. Драккер П. Новые реальности. В правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении.-М.1994.
  10. Драго Р. Административная наука. –М.1982.
  11. Книга Правителя области Шан.- М.1995.
  12. Ковалевски С. Научные основы административного управления. — М.1979.
  13. Корицкий Э.Б., Нинциева Г.В., Шетов В.Х. Научный менеджмент: российская история.-СПб.1999.
  14. КравченкоА.И. Классики социологии менеджмента: Ф.Тейлор и А.Гастев.-СПб.1998.
  15. Кравченко А.И. История менеджмента. М.1999.
  16. Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственное управление: Уч.пособие для студентов ВУЗов.-М.1996.
  17. Курашвили Б.П. Очерки теории государственного управления. – М.1987.
  18. Моль Р. Наука полиции по началам юридического государства.СПб.1871.
  19. Пикулькин А.В. Система государственного управления.Уч-к д.вузов.- М.1997.
  20. Пушкарева Г.В. Государственная бюрократия как объект исследования// Общественные науки и современность.1998.№5.
  21. Розмирович Е. Академизм как очередной этап нашей работы //Техника управления.1925.№11.
  22. Розмирович Е. Принципы методологии и организационной политики в Технике Управления. М.1930.
  23. Рыжов В.С. К судьбе государственного управления//Государство и право.1999.№2.
  24. Старилов Ю.Н. Административное право: История, методы, нормы. -Воронеж.1999.
  25. Степанов Я. Первые два периода существования науки о полиции в Германии. Казань. 1869.
  26. Сунь-цзы. Искусство войны.- В.кн.: Конрад Н.И. Синология. 1998.
  27. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента.- М.1991.
  28. Штейн Л. Учение об управлении и право управления. Пер. с нем.- СПб.1874.
  29. Файоль А. Общее и промышленное управление. – М.1991.
  30. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности.- М.1997.
  31. Юсти. Основание силы и благосостояния царств, или подробное начертание всех знаний, касающихся до государственного благочиния. СПб.1772-1778.

Семинар 2: «Проблема бюрократии в государственном управлении»

Вопросы:

  1. Принципы бюрократической организации.
  2. Организационная культура бюрократии.
  3. Бюрократия как фактор организационной среды государственной администрации.

Литература

Основная литература

  1. Восленский М.С. Номенклатура: Господствующий класс Советского Союза. М., 1991.
  2. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблема бюрократии у Макса Вебера //Вопросы философии.1991.№3.
  3. Минцберг Г. Структура в кулаке. Построение эффективной организации. – СПб. Питер. 2003.
  4. Оболонский А.В. Бюрократия и государство. М., 1996.
  5. Осборн Д., Пластрик П. Управление без бюрократов: Пять стратегий обновления государства. Пер.с англ./Общ.ред. и вступ.ст..- М.:ОАО Изд.группа «Прогресс», 2001.
  6. Пригожин А.И. Организационные управленческие патологии.//Общественные науки и современность.-1998.№3.
  7. Пушкарева Г.В. Государственная бюрократия как объект исследования// Общественные науки и современность.1998.№5.
  8. Сравнительное государственное управление: теория, реформы, эффективность/Под ред. Л.В.Сморгунова. –СПб, Изд-во СПбГУ.2000.

Семинар 3: «Лоббизм и корпоративизм в государственном управлении»

Вопросы:

  1. Структура внешней среды государственной администрации.
  2. Лобби и лоббизм.
  3. Корпорации как факторы внешней среды государственной администрации.

Литература

  1. Анохин Н.Г. Лоббизм: Система влияния, сдержек, противовесов//Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость.М.1976.
  2. Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти//Государство и право.1996.№4.
  3. Зяблюк Н.Г. Формы и методы лоббистской деятельности (Американский опыт и возможности его использования). М. ТПП РФ. 1993.
  4. Лоббизм и его место в общественно-политической жизни. Материалы межд. конференции. М.1993; 1998.
  5. Лоббизм //Власть. 1993.№ 2,3.
  6. О лоббизме. Инициативный законопроект //Государство и право.1998.№ 12.
  7. Сравнительное государственное управление: Теория, реформы, эффективность.-СПб.2000.

Семинар 4: «Эволюция правительственной организации в России в 1991 – 2005гг.»

Вопросы:

  1. Основные модели правительственной организации, их связь с формой правления.
  2. Правительство России в 1991 – 2003гг.: от отраслевого к функциональному принципу построения.
  3. Правительство России в 2004г.: политико-административная динамика.

Литература

Основная литература:

идейно-теоретическая основа государственного управления,состав факторов социо-культурного характера,информационно-аналитические подразделения государственной администрации,линейно-отраслевой тип административной структуры,центральных органов исполнительной власти,мусульманской интерпретаций государственного управления,фактор внутренней среды администрации,численности аппарата исполнительной власти,проблемная область изучения государственного,административного аппарата исполнительной власти

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …