Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История русской литературы (уд-04. 13-003) Для специальности 050301 Русский язык и литература оп-02. 01 — страница 9

^
Творческая история романа – художественной летописи революции и гражданской войны. Главные темы романа. Композиция трилогии, ее основные персонажи. Новаторские особенности «Хождения по мукам» в воспроизведении событий и психологическом анализе, в художественной структуре и стиле.
Творческая судьба романа. Исторические факты и вымысел писателя в картинах русской жизни и характерах петровского времени. Образ Петра I. Образ народа. Новаторство А. Толстого в обрисовке характеров.

Традиции классической русской сатиры в творчестве М. Зощенко. Гоголевское направление в творчестве писателя. Многообразие тем, художественных ситуаций и характеров в рассказах Зощенко. Герой-рассказчик, его роль. Гротеск, ирония, сарказм, юмор в рассказах. Функция смеха. Сказовые формы повествования в рассказах М. Зощенко.

Особенности мироощущения М. Цветаевой. Лирическая героиня ранней лирики Цветаевой. Любовная лирика. Тема трагического одиночества. Пушкинская тема в поэзии М. Цветаевой. Экспрессивность поэтического стиля, своеобразие ритмики поэзии М. Цветаевой.

Художественное своеобразие романа "Разгром" в контексте литературы 20-х годов. Коллектв и личность, подвиг и предательство – основные нравственно-психологические проблемы в романе Фадеева. Особенности его психологизма.

Лирическая героиня поэмы Ахматовой, характер ее переживаний. Судьба страны и личность. Особенности ахматовского восприятия времени тоталитаризма и его художественное воплощение. Экспрессивность поэтического стиля, своеобразие ритмики, синтаксиса, лексики.
IX семестр
Русская литература 1950-1980-х гг. XX века
Вопросы к экзамену и материалы для подготовки
Активизация общественной и литературной жизни в стране в связи с решениями ХХ съезда КПСС. Размежевание в писательской среде. Усиление идеологического давления на писателей в годы застоя. Решение общечеловеческих и философско-нравственных проблем. Роль "возвращенной литературы". Мемуарная проза, военная, городская, деревенская проза. Философский роман. Реалистическая сатира.

Начало творческого пути. Первые поэтические сборники. Своеобразие лирического героя. Поэтическое новаторство. Дальнейшее расширение поэтического диапазона. Философская лирика. Лирика Б. Пастернака в годы Великой Отечественной войны. Судьба страны и личность.

Проблема автобиографичности романа. Живаго – образ "лирического героя". Концепция истории, отношение к революции. Образная система романа и ее значение в идейно-художественной структуре произведения. Лирика из романа «Доктор Живаго». Новаторские особенности «Доктора Живаго» в воспроизведении событий и психологическом анализе.

Философская и социально-нравственная проблематика романа. Философский смысл образа русского леса, изображение через его судьбу истории России. Система персонажей и принципы ее соотношения с образом России. Поэтика леоновского романа.

Твардовский и годы Великой Отечественной войны. Статьи, очерки, лирика военных лет. Поэма "Василий Теркин". Способы типизации материала. Проблема русского национального характера. Своеобразие поэтического языка. Образ автора.

Картины жизни и борьбы в условиях военного времени в пьесе К. Симонова «Русские люди». Основные персонажи пьесы, ее конфликт. Борьба с фашизмом на временно захваченной территории в пьесе Л. Леонова «Нашествие». Судьба Федора Талинова. Основной конфликт в пьесе А. Корнейчука «Фронт». Тема интернационального братства.

Многообразие аспектов в подходах писателей к художественному воспроизведению различных событий военного времени. Своеобразие решения военной темы в творчестве В. Астафьева, В. Быкова, Г. Бакланова, Б. Васильева, В. Распутина, Е. Носова, В. Кондратьева, Д. Гранина и др. (анализ произведений трех авторов – по выбору).

Продолжение современной литературой гуманистических традиций классики. Многообразие подходов в решении темы (В. Распутин, В. Астафьев, Е. Носов, В. Белов, Г. Троепольский, Б. Васильев). Отношение человека к природе как мерило его нравственности (анализ произведений трех авторов).

Правдивость изображения деревенской жизни на разных временных этапах. Социально-нравственный аспект проблемы. "Вечные" философские проблемы бытия в решении темы в творчестве В. Белова, Б. Можаева, В. Распутина, В. Шукшина и др. Проблема русского национального характера.

Продолжение традиций русского психологического театра в творчестве А. Вампилова. ("Старший сын", "Утиная охота", "Прошлым летом в Чулимске"). Социальная и нравственная проблематика пьес. Сопряжение водевиля, мелодрамы, комедии, драмы. Средства психологического анализа. Разнообразие сценических судеб персонажей, острота конфликтов в пьесах В. Розова, Л. Зорина, А. Арбузова. «Новая волна» в русской драматургии. А. Галин, Л. Петрушевская. Психологизм драматургии 80-х годов и его значение для исследования духовной атмосферы общества (анализ произведений трех авторов – по выбору).

Определение многообразия путей развития современной поэзии, индивидуального художественного поиска поэтами разных поколений. Деятельность поэтов старшего поколения (Л. Мартынов, А. Тарковский), фронтового (М. Дудин, Д. Самойлов, Б. Слуцкий, А. Межиров), послевоенного поколений. Усиление гражданско-публицистического начала в лирике. Тяготение к «вечным», общечеловеческим темам и мотивам. (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, О. Чухонцев). Пути развития авторской песни (Б. Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий и др.). Творческие поиски поэтов «новой волны» (А. Парщиков, А. Еременко, Д. Пригов). Современная поэзия русского зарубежья (Н. Коржавин, И. Бродский, А. Галич, А. Цветков и др.). Своеобразие поэтических поисков.

Социально-исторические и литературные предпосылки возникновения постмодернизма. Интертекстуальность – характерная особенность литературы постмодернизма. Различные ветви постмодернизма: соцарт, метареализм, концептуализм. Эстетические принципы «другой» прозы («Москва-Петушки» Вен. Ерофеева «Школа для дураков» С. Соколова, «Пушкинский дом» А. Битова). Неомодернизм (А. Тарковский).

Социально-тематическая критика (И. Дедков, Ф. Кузнецов, Е. Сидоров и др.). Художественно-концептуальная критика (А. Бочаров, И. Золотусский). Литературно-историческая критика (Г. Белая, М. Чудакова). Культурно-историческая критика (В. Кожинов, А. Ланщиков).

Русская литература рубежа ХХ-XXI веков
Вопросы к экзамену и материалы для подготовки
Своеобразие русского литературного процесса рубежа ХХ – XXI веков.
Историко-политическая и культурная ситуация в стране. «Тотальное изменение самой литературы, роли писателя, типа читателя» (Н. Иванова). «Возвращение» запрещенной литературы и его влияние на современный литературный процесс. Типологические черты современной критики. Элитарная и массовая литература: взаимовлияние и взаимообогащение. Состояние современной поэзии и драмы. Литературные газеты, журналы, альманахи. История, статус и лауреаты существующих литературных премий.

Судьба и роль реализма в современной литературе (неореализм, трансметареализм). Обзор творчества одного из авторов (В. Маканин, Л. Улицкая, В. Астафьев, В. Распутин – по выбору). Иронический реализм: ирония как троп и как пафос (А. Слаповский, В. Пьецух, Е. Попов – по выбору).

Развитие жанра антиутопии в литературе 80-90-х годов ХХ века: сатирическая, детективная антиутопия и антиутопия-катастрофа. Причины популярности фантастических жанров в современной литературе. Детектив и любовный роман как основные жанры массовой литературы (А. Маринина, Д. Донцова, Т. Полякова, А. Еременко, В.Доценко и др.). Размывание жанровых границ, соединение «высокого» и «массового» в произведениях В. Пелевина, А. Слаповского, М. Веллера, В. Токаревой. Лирическая проза в современной литературе.

Авангард, поставангард, модерн и постмодерн, сюрреализм, импрессионизм, неосентиментализм, метареализм, соц-арт, концептуализм и т.д. Эстетические программы, художественные принципы. Основные имена.
.
Периодизация постмодернизма Л. Скоропановой. «Возвращение» Вен. Еврофеева, А. Битова, Саши Соколова. Легализация и популяризация постмодернизма. Новые имена: Дм. Галковский, Е. Радов, В. Пелевин, В. Пеленягрэ, Дм. Быков, Ю. Буйда (обзор творчества одного писателя и одного поэта по выбору). Типы постмодернизма: нарративный, лирический, лирико-постфилософский, шизоаналитический, меланхолический, экологический, феминистический.
.
Поэзия концептуализма, «тяготение» к антиискусству, языковой диверсии. «Антилирческий» материал творчества Т. Кибирова, М. Сухотина. Поэзия опустошенных идеологем (Д. Пригов, Л. Рубинштейн, Вилен Барский). Неопримитив. Ироническая, шаржировано-гротескная поэзия (В. Коркия, И. Иртеньев). Метареализм – поэзия «высших слоев реальности». Тяготение к «сверхискусству», языковой утопии (А. Еременко, И. Жданов, А. Парщиков).

Культ игры в эстетике постмодернизма. «Чужое» слово в постмодернистском тексте (аллюзия, цитация, реминисценция). Ирония и ее специфика. Игра языковых стилей.

Сатирическая, детективная антиутопия и антиутопия-катастрофа. Ф. Искандер. Кролики и удавы. Л. Петрушевская. Новые робинзоны. Т. Толстая. Кысь. – по выбору.

Специфика повествования. Образ Петровича. Специфика авторских ремарок в тексте. Три временных пласта в романе – настоящее время, аллюзии с образами из истории русской литературы, прошлое повествователя, запечатленное в воспоминаниях. Поэтика заглавий, эпиграфа. Критика о романе.
.
«Новый» герой военной прозы. «Веселый солдат» В. Астафьева. Специфика эпического события – две оценочных ситуации. Экзистенциальное и публицистическое начала романа А. Азольского «Диверсант». Развенчание стереотипных образов, разоблачение ложного пафоса, изображение войны с самой неприглядной стороны в произведениях В. Астафьева 1990-х годов: «Прокляты и убиты», «Так хочется жить», «Веселый солдат». Несколько символических уровней романа Г.Владимова «Генерал и его армия». Библейские мотивы в современной русской литературе.
.
Деконструкция мифа. Игра мифологемами советской эпохи: обращение к образу Ленина, Сталина, комсомола, пионера, парии. Создание новой мифологии. Влияние библейских и восточных религиозных мифов. «Первое второе пришествие» А. Слаповского, «ЖД» Д. Быкова (по выбору).
.
Развитие кавказской темы в русской литературе (А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой). Новое в осмыслении темы в творчестве В. Дегтева, В. Маканина. Смысл заглавия повести. «Кавказский пленник» А. С. Пушкина, «Кавказский пленник» М. Лермонтова, «Кавказский пленный» Л. Н. Толстого и повесть В. Маканина. Составление мотивных цепочек каждого произведения. Реминисценция (в том числе мотивная) как черта стиля писателя. Функция авторских ремарок.
.
«Другая проза», «иная проза». Исторические, философские и эстетические предпосылки возникновения.

Социально-психологическая и нравственно-этическая драма второй половины ХХ века, ее влияние на творчество современных драматургов. Композиция современных пьес, основанная на бессюжетности и алогичности. Углубление монолога как внутреннего диалога, основанного на конфликте персонажа с самим собой. Люди «дна» в современной драматургии. Комедия и мелодрама – основные жанры современной драмы, жанровый синкретизм. «Свой язык» Н. Коляды. Образ адресата в пьесах Е. Гришковца. «Женская драматургия» (Н. Птушкина, К. Драгунская, О. Мухина, И. Исаева, Е. Садур и др.).
.
Карнавализация языка в пьесе Вен. Ерофеева: традиции русской и мировой смеховой культуры. Пародийная цитатность, прекрасное и ужасное, высокий и низкий стили речи. Характер героев. Образы психов, характерные для постмодернистской драмы: психи Вен. Ерофеева и психи Л. Петрушевской, общее и отличительное. Образ адресата в пьесе «Мужская зона»: насмешка над читателем. Главные герои пьесы – стереотипы современного сознания. «Мужская зона» Л. Петрушевской и «Зона» С. Довлатова.

Понятие «лирическая проза», основные способы организации повествования. Основные темы и мотивы прозы М. Тарковского. Специфика сюжета. «Орнаментальность» языка. Функции тропов в произведении. «Лирическое Я» рассказчика. Образ адресата.
.
Феномен «женской прозы» в русской литературе: творчество Л. Петрушевской, В. Токаревой, М. Палей, О. Славниковой, С. Василенко, Н. Садур. Формирование нового типа героини и субъекта речи. Основные мотивы прозы Л. Петрушевской. Анализ романа «Казус Кукоцкого»: сюжет, композиция, пространственно-временная организация. Способы передачи «чужой речи» в романе. Сопоставление журнального и окончательного варианта заглавий.

Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения. Признаки индивидуального авторского стиля при создании «нового» героя. Лирическое и публицистическое начала прозы писателя. Анализ повести «Дочь Ивана, мать Ивана». Характер главной героини в контексте творчества писателя, традиционность изображения. Другие персонажи повести. Поэтика заглавия.

Понятия «массовая литература», «беллетристика», «бульварный роман», «женский роман». Споры в литературоведении о массовой литературе. Причины популярности. Основные жанры. Типология сюжетов. Обзор творчества одного из писателей по выбору.Вторым вопросом экзамена является анализ лирического стихотворения или фрагмента эпического (драматического) произведения.

-определить и охарактеризовать субъекта речи;- по предложенному произведению доказать типологические принципы стилевого течения, -назвать автора предложенного произведения, выявить черты индивидуального авторского стиля.

Оцените статью
Добавить комментарий