Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ факультет русской филологии и социально-гуманитарных наук кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ДПП.В.02 Теория и практика стиха
(УД-04.13-010)
Для специальности 050301 Русский язык и литература
ОП-02.01Составитель: к.ф.н., профессор О.А. МосквинаУссурийск, 2009

Аннотация …………………………………………………………………………
Выписка из ГОС ВПО (для дисциплин Федерального компонента) ………….
Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД) …………………………..…
Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………………..….
а). Хрестоматия учебно-методического материала …………………………….б). Карта обеспеченности литературой по дисциплине ………………………..в) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,оборудования, компьютерных программ и т.д. ………………………………
1. АННОТАЦИЯ
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «Теория и практика стиха». Семинарские занятия по предмету проводятся в шестом семестре (очное отделение). Установленный объем составляет 36 часов.Основой методического комплекса является учебная программа дисциплины, в которой определяются основные направления семинарских занятий и самостоятельной работы.Учебно-методический комплекс включает карту обеспеченности основной и дополнительной литературы, а также хрестоматию трудов по изучаемым проблемам.

(Для дисциплин Федерального компонента)
Данная дисциплина не является дисциплиной Федерального компонента ГОС ВПО.ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы

ДПП.В.02 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СТИХА
(УД-04.13-010)
Для специальности 050301 Русский язык и литература
ОП-02.01Составитель: к.ф.н., профессор О.А. МосквинаУссурийск, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………….. 2. Тематический план дисциплины …………………………………………………………………………… а) для очной формы обучения ………………………………………………………………………………. б) для заочной формы обучения …………………………………………………………………………… 3. Содержание учебного материала …………………………………………………………………………… 4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов ………………………………… 5. Формы контроля (очное и заочное обучение) ………………………………………………………… а) рубежный (текущий) контроль …………………………………………………………………………. б) итоговый контроль …………………………………………………………………………………………… 6. Список литературы ………………………………………………………………………………………………..

Семинар «Теория и практика стиха» является дисциплиной по выбору, изучается в VI семестре очной и заочной формы обучения и призван углубить знания студентов в области такого важного раздела литературоведения, как стиховедение, задачей которого является изучение природы и особенностей стихотворной речи, принципов версификации.В работе семинара уделяется особое внимание выявлению семантики метра и ритма. Формируется инструментарий для анализа стихотворных произведений с учетом того, что при восприятии текста важна не условно-«скандовочная» мелодия сама по себе. Акцент делается на том, что выстроенные особым образом слова стихотворного текста и их реальные ударения образуют ритмический ряд, подчиняющийся определенным закономерностям.На примерах исследования произведений поэтов доказывается, что игнорирование названного аспекта, во взаимодействии с которым реализуются элементы стиха (размер, рифмовка, интонационно-синтаксические особенности и т.д.), приводит к упрощению и искажению в понимании их художественной роли, к прямолинейному толкованию.Тематика докладов семинара включает материал об основных этапах развития русского стихосложения, начиная с неосознанного накопления потенциально-стихотворных элементов ритмически урегулированной речи до современных способов создания ритмических структур.Изучение истории стиховедческой мысли в России, знакомство с общим кругом проблем современного стиховедения, а также постижение художественной функции стиховых приемов и овладение навыками анализа стихотворного текста – вот основные цели семинара «Теория и практика стиха».

а) для очной формы обучения

(с указанием семестра)
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа студентов

Всего
Лекции
Практические занятия
Лабораторные занятия

18
0
18
0
18
36
1.
Предмет и задачи семинара. Обзор литературы по темам. Комментарий тематики докладов.
2
0
2
0
2
4
2.
Истоки русской стиховой культуры: фольклорные и литературные корни русского стиха.
2
0
2
0
2
4
3.
Русская силлабическая поэзия: Симеон Полоцкий, Антиох Кантемир. Реформа русского стихосложения: эволюция или революция?
2
0
2
0
2
4
4.
Ритмические определители силлабо-тонического стиха. Клаузула как наиболее активный элемент стиха.
2
0
2
0
2
4
5.
Вариации анакруз в двух – и трехсложных стихах: а) на материале стихов М. Лермонтова; б) на материале стихов А. Блока.
2
0
2
0
2
4
6.
Анжамбеман в романе А. Пушкина «Евгений Онегин».
2
0
2
0
2
4
7.
Игра на отступлениях от идеальной метрической схемы (поэзия А. Пушкина).
2
0
2
0
2
4
8.
Принципиальное отличие тонического стиха от силлабо-тонического.
2
0
2
0
2
4
9.
Выразительность дольника (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Есенин).
2
0
2
0
2
4

18
0
18
0
18
36
Итого по дисциплине
18
0
18
0
18
36

Оцените статью
Добавить комментарий