У. Как характеризует витязей их совет?^ Д — Урок 35. Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»

  • От :
  • Категории : Без рубрики
У. Как характеризует витязей их совет?

^ Что происходит с ведущим эмоциональным тоном?

Д. Обычно он печальный, скорбный, здесь же — шутливый появляется.

^

И решил Творец покончить с этой крепостью бесчестной: Отвратил свой лик от солнца Кронос, злобствуя над бездной, Опрокинул он на землю колесо и свод небесный, И повергнутые трупы полегли в долине тесной. Мощный голос Тариэла заставлял терять сознанье. Витязь рвал мечом кольчуги, рушил латы, одеянья. С трех сторон ворвавшись в город, где творились злодеянья, Братья яростно рубились, очищая эти зданья. С полководцем Автандилом скоро встретился Фридон. Враг был смят и уничтожен, кровь текла со всех сторон. Но, оглядываясь, думал каждый витязь, поражен: «Что случилось с Тариэлом? Почему не виден он?» И встревоженные братья к третьим бросились воротам, Но в живых от целой стражи не осталось никого там. Десять тысяч там злодеев облились кровавым потом, Вал разбитого оружья не давал пройти к высотам. Герои освобождают Нестан-Дареджан. Поднялись они на башню и увидели: луна, Устремившаяся к солнцу, от дракона спасена. Тариэл стоял без шлема, в косы куталась она, Грудь к груди была прижата, шея с шеей сплетена.

Обнимались, целовались, прижимали лалы к лалам1.

Так Муштар, сияя в небе, обнимается с Зуалом… На заре оттенок розы снова делается алым, — Пусть и к ним вернется радость, злополучным и усталым! Разойтись была не в силах эта пара, светлолица. Розы губ, припав друг к другу, не могли разъединиться. Наконец они очнулись — юный витязь и девица, И царевне два героя поспешили поклониться. И счастливая царевна обняла, ликуя, их, Благородных и бесстрашных избавителей своих, И от ласкового слова гнев их яростный утих, И беседовали с ними там невеста и жених. […] После победы все отправились в Аравию, где Ростеван устроил свадьбу Автандила и Тинатин. Вскоре побратимы и Нестан-Дареджан поехали в Индостан, где справили свадьбу Тариэла и Нестан-Дареджан.

^ Нет, он везде повествователь, в событиях не участвует.

У. Так что же?

Д. Наверное, Руставели надо было подчеркнуть свое отношение, близость к героям поэмы.

^ Семь планет — Солнце, Луна, Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий. Видимо, планеты на стороне героев.

^ Они мчатся как стихия.

У. Кто же главный среди витязей?

Д. Тариэл — «Ибо солнце затмевает даже яркий свет светил».

У. Кто же решил покончить с «крепостью бесчестной»?

^ Опять мы сталкиваемся с чертой двоеверия: христианский Бог и языческое олицетворение стихийного, природного начала.

Заключение

Заключение состоит из пяти строф. Пронеслась их жизнь земная, как ночное сновиденье, И ушли они из мира — таково его веленье! Даже тот, кто долговечен, проживет одно мгновенье!

Месх1 безвестный из Рустави, кончил я мое творенье.

Божеству грузин Давиду2, что грядет путем светила, Чья с восхода до заката на земле известна сила, Кто для преданных — опора, для изменников — могила, Написал я эту повесть, чтоб досуг его делила. Мне ли петь дела Давида, возглашая славу слав? Я служил ему стихами, эту повесть отыскав. В ней прославлены владыки многочисленных держав, Их чудесные деянья и величественный нрав. Никому на жизнь земную невозможно положиться: И моргнуть мы не успеем, как она уже промчится. Для чего ж нам то, что ищем? Подведет судьба-срамница! Благо тем, кто ладит с нею и кончины не боится! Последняя строфа заканчивается указанием на автора и его отношение к главному герою.

Мы в стихах Мосэ Хонели Амирана3 узнаем.

Прочитав «Абдул-Мессию», дань Шавтели воздаем4.

Диларгета пел Тмогвели, сожигаемый огнем5,

Тариэла — Руставели, горько плачущий о нем.

У. Рассказчик, опять выступающий от первого лица, утверждает, что написал повесть, чтобы она «делила досуг« царя Давида, что в ней он прославлял «чудесные деянья и величественный нрав» владык. Он размышляет о быстротечности жизни и считает, что хорошо тому, «кто ладит с нею и кончины не боится». В заключении, как и во вступлении, он подчеркивает свое горячее сочувствие судьбе главного героя Тариэла.

Теперь, когда вы познакомились с поэмой, что вы можете сказать о ее главной идее? Чему посвящена поэма?

^ Первый переводчик этой поэмы на русский язык Константин Бальмонт считал это произведение лучшей поэмой о любви, какая когда-либо была создана в мире.

Для Руставели величайшая ценность — человек. Он должен быть прекрасен и совершенен. Он должен уметь любить, дружить, быть верным дружбе, вплоть до полного забвения собственных интересов. Какими качествами обладает идеальный герой?

^ И это не мешает ему открыто проявлять свои чувства и даже плакать.

^

У.В чем сходство этих памятников?

Д. Они сочинены в одну и ту же эпоху средневековья, в XII в. Главные герои этих произведений — воины, рыцари, храбрые, сильные, смелые люди.

У. А что можно сказать о верованиях героев?

Д. В «Слове» — двоеверие, даже больше язычества. В «Роланде» больше христианских черт. Есть и предзнаменования природы, но люди уже не понимают ее языка. А князь Игорь просто не хотел их слушать. У Руставели черты христианства и язычества тоже проявляются: Автандил молится то Богу, то планетам.

^ Нет. В «Слове» князья воюют между собой, в «Роланде» франки уничтожают не только представителей других религий, но и друг друга. В «Витязе» Тариэл, не задумываясь, убивает людей, которые хотели задержать его, и «украдкой» убивает жениха царевны.

У. Но, по мнению рыцарей, Бог им помогает в битве, в решении спора, хотя все это связано с убийствами.

^

У..К какому же роду литературы вы отнесете поэму Руставели? Есть ли сходство и различие со «Словом» и «Песнью о Роланде»?

Д. В «Слове» мы нашли черты и лирики, и эпоса. «Песнь о Роланде» — эпическая. А поэма Руставели больше похожа с этой точки зрения на «Песнь о Роланде» — эпос, но иногда рассказчик выступает и от собственного лица, когда ему надо что-то выразить прямо. Это черты лирики.

У. Руставели сочинил сложное произведение, конечно, эпическое, в котором однако есть и лирическая струя.

^ мини-отзывы о «Витязе в тигровой шкуре».

Урок 36. Отзвуки средневековой героики в поэзии XIX–XX веков

Тексты к уроку. В.Жуковский «Певец во стане русских воинов». А.К.Толстой «Курган». Важа Пшавела «Жалоба меча». К. Случевский «Ты не гонись за рифмой своенравной…» И.Бунин «Ковыль». О. Мандельштам «Бессонница.Гомер.Тугие паруса…» «Я не слыхал рассказов Оссиана…»

^

В. Пшавела

У. Вы, конечно, помните, что у нас уже были уроки, посвященные знакомству с тем, как литературный памятник определенной эпохи отзывается в последующих временах. «Отзвуки» далеких эпох живут не только в стихах, но лирические стихотворения (в силу родовых черт лирики) особенно выявляют значимость прошлой культуры для отдельного конкретного человека. Лирический рассказчик ярко выражает свою заинтересованность историей, культурой, свою связь со всем тем, что было до него. Сегодня мы посмотрим, какой отзвук находили памятники Средневековья в душах поэтов, живших уже совсем в другие времена.

^ (фрагменты)

П е в е ц На поле бранном тишина; Огни между шатрами; Друзья, здесь светит нам луна, Здесь кровь небес над нами. Наполним кубок круговой! Дружнее! руку в руку! Запьем вином кровавый бой И с падшими разлуку. Кто любит видеть в чашах дно, Тот бодро ищет боя… О, всемогущее вино, Веселие героя! В о и н ы Кто любит видеть в чашах дно, Тот бодро ищет боя… О, всемогущее вино, Веселие героя! П е в е ц Сей кубок чадам древних лет! Вам слава, наши деды! Друзья, уже могущих нет; Уж нет вождей победы; Их домы вихорь разметал; Их грóбы срыли плуги; И пламень ржавчины сожрал Их шлемы и кольчуги; Но дух отцов воскрес в сынах; Их поприще пред нами… Мы там найдем их славный прах С их славными делами. […] Отчизне кубок сей, друзья! Страна, где мы впервые Вкусили сладость бытия, Поля, холмы родные, Родного неба милый свет, Знакомые потоки, Златые игры первых лет И первых лет уроки, Что вашу прелесть заменит? О родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя? Там все — там родших милый дом; Там наши жены, чада; О нас их слезы пред Творцом; Мы жизни их отрада; Там девы — прелесть наших дней, И сонм друзей бесценный, И царский трон, и прах царей, И предков прах священный. За них, друзья, всю нашу кровь! На вражьи грянем силы; Да в чадах к родине любовь Зажгут отцов могилы. В о и н ы За них, за них всю нашу кровь! На вражьи грянем силы; Да в чадах к родине любовь Зажгут отцов могилы. […] П е в е ц Сей кубок ратным и вождям! В шатрах, на поле чести, И жизнь и смерть — все пополам; Там дружество без лести, Решимость, правда, простота, И нравов непритворство, И смелость — бранных красота, И твердость, и покорство. Друзья, мы чужды низких уз; К венцам стезею правой! Опасность — твердый наш союз; Одной пылаем славой. […] Хвала тебе, наш бодрый вождь,

Герой под сединами!1

Как юный ратник, вихрь, и дождь, И труд он делит с нами. О, сколь с израненным челом Пред строем он прекрасен! И сколь он хладен пред врагом И сколь врагу ужасен! О диво! се орел пронзил Над ним небес равнины… Могущий вождь главу склонил; Ура! кричат дружины. […] Хвала сподвижникам-вождям! Ермолов, витязь юный, Ты ратным брат, ты жизнь полкам, И страх твои перуны. Раевский, слава наших дней, Хвала! перед рядами Он первый грудь против мечей С отважными сынами.

Наш Милорадович2, хвала!

Где он промчался с бранью, Там, мнится, смерть сама прошла С губительною дланью. […] Сей кубок чистым Музам в дар! Друзья, они в героя Вливают бодрость, славы жар, И месть, и жажду боя. Гремят их лиры — стар и млад Оделись в бранны латы: Ничто им стрел свистящих град, Ничто твердынь раскаты. Певцы — сотрудники вождям; Их песни — жизнь победам, И внуки, внемля их струнам, В слезах дивятся дедам.

О, радость древних лет, Боян!1

Ты, арфой ополченный, Летал пред строями славян, И гимн гремел священный; Петру возник среди снегов

Певец — податель славы2

Честь Задунайскому — Петров3

О, камские дубравы,

Гордитесь, ваш Державин4 сын!

Готовь свои перуны5,

Суворов, чудо-исполин, — Державин грянет в струны. […] В о и н ы Хвала возвышенным певцам! Их песни — жизнь победам; И внуки, внемля их струнам, В слезах дивятся дедам. […]

У. Начнем с отрывков из произведения Василия Андреевича Жуковского (1783—1852) «Певец во стане русских воинов». Оно написано по поводу конкретного исторического события и написано очень своеобразно. Прочитайте текст и комментарий к нему.

^

У. Какое историческое событие легло в основу произведения?

Д. Война 1812 г. И стихотворение написано тоже в 1812 г.

У. В чем перекликается это произведение с памятниками средневековья?

Д. Певец прославляет подвиг новых героев так же, как это делали авторы и исполнители эпических песен ушедших эпох. Он утверждает значение певца-поэта как вдохновителя воинов.

У. Жуковский написал эти строки в октябре 1812 г., после сдачи Москвы, когда находился в Московском ополчении. Похоже это стихотворение на «Слово» или на «Песнь о Роланде»?

Д.

У. Зачем же Жуковскому понадобилось писать такое стихотворение? Зачем он дал ему такое название? Зачем создал образ древнего певца?

Д.

У. Певец Жуковского — прямой наследник прошлого. Боян для него — образец песнопевца. Жуковский показывает, что героизм и величие подвигов современников не менее значимы, чем героизм и подвиги их предков — витязей древности. И тем самым возвышает ратный подвиг современников… хотя и пишет свое произведение в тот момент, когда до окончательной победы над Наполеоном было еще далеко.

Жуковский, как вы, наверное, почувствовали, сознательно ставит себя в цепочку исторической преемственности. Он как бы подчеркивает, что несет дальше эстафету культуры. Об этом можно судить не только по одному данному стихотворению. Такова позиция Жуковского в искусстве. Вы уже читали главы из «Одиссеи» Гомера в его переводе. Он же одним из первых всерьез отнесся и к русскому устному народному творчеству. Жуковский ощущал себя наследником и русской, и западной культур. И в этой связи мы еще не раз будем обращаться к его творчеству.

^

В степи, на равнине открытой, Курган одинокий стоит; Под ним богатырь знаменитый В минувшие веки зарыт. В честь витязя тризну свершали, Дружина дралася три дня, Жрецы ему разом заклали Всех жен и любимца коня. Когда же его схоронили И шум на могиле затих, Певцы ему славу сулили, На гуслях гремя золотых: «О витязь! Делами твоими Гордится великий народ, Твое громоносное имя Столетия все перейдет! И если курган твой высокий Сровнялся бы с полем пустым, То слава, разлившись далеко, Была бы курганом твоим!» И вот миновалися годы, Столетия вслед протекли, Народы сменили народы, Лицо изменилось земли. Курган же с высокой главою, Где витязь могучий зарыт, Еще не сровнялся с землею, По-прежнему гордо стоит. А витязя славное имя До наших времен не дошло… Кто был он? Венцами какими Свое он украсил чело? Чью кровь проливал он рекою? Какие он жег города? И смертью погиб он какою? И в землю опущен когда? Безмолвен курган одинокий… Наездник державный забыт, И тризны в пустыне широкой Никто уж ему не свершит! Лишь мимо кургана мелькает Сайгак, через поле скача, Иль вдруг на него налетает, Крилами треща, саранча. Порой журавлиная стая, Окончив подоблачный путь, К кургану шумит подлетая, Садится на нем отдохнуть. Тушканчик порою проскачет По нем при мерцании дня, Иль всадник высоко маячит На нем удалого коня; А слезы прольют разве тучи, Над степью плывя в небесах, Да ветер лишь свеет летучий

С кургана забытого прах…

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …