Факторы, влияющие на спрос образовательных услуг дошкольных — О. И. Михалева механизмы согласования и интеграции…

^
учреждений

Внешние прямые факторы
Внутренние факторы
Состояние экономики.
Новые технологии.
Структурные изменения в производстве.
Административные предприятия
Образовательная политика
Расходы на содержание ребенка.
Доходы на развитие рынка образовательных услуг
Появление новых образовательных программ у конкурентов
Стоимость образовательных услуг в ДОУ.
Кадровые и материальные ресурсы
Популярность программ дошкольного учреждения
Расходы на развитие образовательных услуг.
Отношения со спонсорами.
Поличка Н.П. выделяет следующие механизмы для решения проблемы дефицита мест в муниципальных детских садах:
Административный подход — увеличение мощности сети муниципальных учреждений.
Рыночный подход — привлечение немуниципальных поставщиков к оказанию дошкольных образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу за счет средств местного бюджета.
Компенсационный подход — предоставление компенсаций родителям детей, не посещающих детские сады.
К первому типу относятся открытие новых детских садов, открытие дополнительных групп в действующих детских садах, открытие групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста в различных муниципальных учреждениях, организация так называемых семейных детских садов на базе муниципальных учреждений. Первый подход требует высоких капитальных затрат – помимо средств на само оказание услуг он требует вложения значительных средств на строительство нового здания. Также к его недостаткам можно отнести то, что он не позволяет гибко и оперативно реагировать на изменения в спросе на услуги.Ко второму типу относятся механизм муниципального заказа на дошкольные образовательные услуги и механизм целевой потребительской субсидии на получение дошкольных образовательных услуг или услуг по присмотру и уходу. Во-первых, он позволяет муниципалитету организовывать предоставление услуги, не тратясь на создание собственной инфраструктуры для оказания услуг, а расходуя средства только на само оказание услуг. Во-вторых, преимуществом подхода является оперативность и гибкость в реагировании на изменения в спросе на услуги — сегодня можно купить больше, а завтра меньше и при этом не нужно ничего закрывать, никого увольнять и выплачивать кому-то выходные пособия. Преимущества этого подхода оборачиваются и его ограничениями. Для его масштабного и эффективного применения необходим функционирующий и развитый рынок поставщиков услуг. Привлекать немуниципальных поставщиков к оказанию дошкольных образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу за счет средств местного бюджета можно через использование следующих механизмов:1. Муниципальный заказ.Наиболее известная и широкая практика применения этого механизма имеется в г. Перми. Также данный механизм можно встретить в г. Стрежевом (Томская область), Тюменской области, г. Липецке, Ярославле. В 2010 году о планах внедрения муниципального заказа на услуги дошкольного образования заявлено в Кировской области, гг. Калининграде и Чебоксары. Суть механизма заключается в том, что местная администрация объявляет конкурс на оказание дошкольных образовательных услуг согласно сформированному техническому заданию в течение определенного времени и для определенного количества детей. В состав услуг могут входить услуги, оказываемые муниципальными детскими садами (за исключением каких-то уникальных услуг, например, плавания в бассейне). В задании прописываются требования к качеству услуг, если в муниципалитете существует стандарт (паспорт и т.п.) дошкольной образовательной услуги, то на него делается ссылка. Также в задании устанавливаются иные различные требования к предоставлению услуг, в том числе и по размеру родительской платы. Важным условием является то, чтобы родители детей, для которых администрация покупает услугу на рынке, не были вынуждены платить за нее больше, чем родители, чьи дети ходят в муниципальные детские сады. Естественно, требования по размеру родительской платы не распространяются на те услуги, которые поставщик может оказывать для ребенка сверх установленного задания. 2. Целевые потребительские субсидии.Пока практика его применения имеет место только в одном муниципалитете – г. Арзамасе Нижегородской области. Целевые потребительских субсидии являются видом потребительских субсидий. Ключевой принцип последних в отличие от прямого финансирования поставщиков (сметное финансирование казенных учреждений, субсидия на выполнение задания бюджетному, автономному учреждению, государственный или муниципальный заказ) заключается в том, что финансовые средства бюджета направляются непосредственно потребителям (гражданам) и тем самым реализуется принцип «деньги следуют за потребителем».Особенностью целевых потребительских субсидий является их целевой характер. Такая субсидия выдается потребителям таким образом, чтобы потребитель использовал средства субсидии на получение конкретных услуг, а не потратил средства субсидии на что-то иное. Для этого могут применяться два способа. Первый способ заключается в использовании современных банковских и электронных технологий и представляет перевод средств субсидии на специальный банковский счет потребителя в виде условно-начисленных единиц, с которого потребитель может в пределах размера предоставленной субсидии произвести расчет этими единицами за те или иные услуги у определенных поставщиков. Немедленно после этого расчета орган, предоставляющий субсидии (распорядитель бюджетных средств) перечисляет поставщику «настоящие» деньги в зависимости от количества реализованных условно-начисленных единиц. Круг поставщиков, у которых потребитель может приобрести услуги, определяются также тем органом, который предоставляет субсидии. Конкретным инструментом оплаты в данном случае может выступать банковская смарт-карта, которая «прокатывается» через установленный у поставщика терминал. Это способ достаточно прост в использовании, однако требует серьезных вложений для организации его применения (выпуск карт, их обслуживание), а, кроме того, требует наличия у поставщиков специальных терминалов для работы со смарт-картами.Второй способ менее «технократичен» и основан на технологии социального ваучера. Здесь субсидия выдается потребителю не в виде наличной или безналичной денежной выплаты, а в виде специального документа – ваучера (сертификата, талона), который имеет определенный денежный номинал и который получатель субсидии может обменять на конкретные услуги у определенных поставщиков. Круг поставщиков, к которым может обратиться получатель субсидии, также заранее определяется распорядителем бюджетных средств. По завершении определенного периода поставщики услуг предъявляют распорядителю бюджетных средств полученные от потребителей ваучеры и получают от него оплату предоставленных услуг в размере, который зависит от количества «отоваренных» ваучеров. Примеряя данный механизм для решения проблемы дефицита мест в детских садах можно рассматривать два варианта его применения. В первом случае целевая потребительская субсидия может выдаваться на получение услуг по присмотру и уходу за детьми младшего дошкольного возраста (такой вариант реализован в г. Арзамасе). Это позволит обеспечить для родителей по сути самый актуальный для них сервисный компонент услуг детского сада – присмотр и уход за ребенком, чтобы родители могли работать. Здесь к поставщикам (например, няням, оформившим статус частного предпринимателя) может не предъявляться строгих требований, связанных с соблюдением санитарных правил и норм, относящихся к дошкольным образовательным учреждениям, а также требований по лицензированию образовательной деятельности. Тем самым проще стимулировать появление таких поставщиков.Во втором случае целевая потребительская субсидия может выдаваться на получение не только услуг по присмотру и уходу, но также и образовательных услуг для детей старшего школьного возраста. Важность включения образовательного компонента обуславливается здесь необходимостью предшкольной подготовки детей. Требования, предъявляемые к поставщикам услуг, тут будут уже строже – в частности, от них уже будет требоваться лицензия на образовательную деятельность. Определяя размер целевой потребительской субсидии (номинале социального ваучера), можно ориентироваться на те затраты, которые фактически несет местный бюджет для оказания услуг в муниципальных детских садах. Конечно, желание муниципалитета финансировать услугу в объеме, не превышающем затраты муниципалитета на предоставление услуги в муниципальном детском саду, вполне понятно. Вместе с тем, следует помнить, что если фактические расходы на муниципальные детские сады серьезно ниже требуемых (фактически происходит недофинансирование детских садов), то вряд ли работа по социальным ваучерам с «заниженным» номиналом будет интересна для поставщиков услуг. Если поставщики и заявятся для работы по этому механизму, то будут запрашивать с родителей детей большую доплату, а это в свою очередь снизит привлекательность целевых потребительских субсидий для родителей. К третьему типу относится механизм предоставления компенсационных денежных выплат родителям детей, которые стоят в очереди в муниципальный детский сад. Очевидно, что наилучшей компенсацией такого рода могут выступить деньги, поэтому рассматриваемым механизмом данного подхода является предоставление денежных пособий родителям, не посещающим детские сады. По сути, здесь речь идет о нецелевой потребительской субсидии (см. выше описание механизма целевой потребительской субсидии).Данный механизм в той или ином виде применяется в Красноярском крае, Самарской, Костромской, Ярославской, Кемеровской, Иркутской областях, Перми и Пермском крае, Чукотском автономном округе, Чувашской республике, Ханты-Мансийском автономном округе.Суть механизма заключается в том, что родители или законные представители детей определенного возраста (например, с 1,5 до 5 лет), которые по тем или иным причинам не посещают муниципальный детский сад, имеют право регулярно (например, раз в месяц) получать денежное пособие определенного размера. Это пособие призвано обеспечить родителям возможность либо дать своему ребенку домашнее семейное воспитание (например, кто-то из взрослых членов семьи благодаря этому пособию не будет работать, а будет заниматься воспитанием ребенка), либо полностью или частично оплатить присмотр, уход за ребенком и его образование другому поставщику (частной няне, коммерческому детскому саду и т.п.).Каждый из механизмов может применяться как отдельно, так и в комплексе с другими. Возможность и целесообразность их применения в том или ином муниципалитете зависит от различных факторов. В практическом смысле важно понимать суть подхода и его механизмов, их выгоды и недостатки, необходимые условия, знать последовательность действий, которые необходимо предпринять для их использования, а также быть знакомым с имеющимся российским опытом их применения. Вышеназванные подходы и механизмы их реализации отличаются друг от друга (в том числе и по затратности), однако, общее в них то, что применение любого из них требует от муниципалитета вложения того или иного объема ресурсов (как материальных, так и финансовых). Абсолютно незатратных способов решать проблему дефицита мест в муниципальных детских садах не существует. Основными документами перспективного программирования являются среднесрочная программа развития дошкольного образования на муниципальном уровне и бизнес-план муниципальной системы дошкольного образования. Алгоритм разработки среднесрочной программы развития дошкольного образования включает в себя такие действия, как проведение анализа СКС муниципальной системы дошкольного образования; определение главной цели программы и главного ожидаемого результата; разработку целей и задач программы, направленных на решение выявленных проблем, и ожидаемых формализованных результатов, имеющих количественную и качественную определенность; определение направлений развития; разработку системы мероприятий по каждому из направлений программы; расчет необходимых ресурсов; установление исполнителей мероприятий, определение формы отчетности их перед организационными структурами, заявленными в программе в качестве контролирующих органов; разработку механизма контроля и коррекции программы.

Паспорт региональной (муниципальной) программы развития дошкольного образования
Введение (пояснительная записка)
Состояние и проблемы дошкольного образования в регионе (муниципальном образовании)
Стратегия и основные направления развития дошкольного образования
Целевые ориентиры и задачи программы развития дошкольного образования
Перечень программных мероприятий
Планируемые результаты реализации региональной (муниципальной) программы развития дошкольного образования
Ресурсное обеспечение региональной (муниципальной) программы развития дошкольного образования
Управление программой
Целевые индикаторы и показатели социально-педагогических и экономических эффектов реализации программы развития дошкольного образования в регионе (муниципальном образовании)

Такие тенденции, как растущая дифференциация образовательных учреждений, переориентация системы на удовлетворение разнообразных, динамично изменяющихся требований рынка труда и обучающихся, изменение механизмов финансирования, ставят перед системой управления образованием новые задачи и делают сам процесс управления гораздо более сложным. Это требует наличия своевременной и объективной информации о состоянии системы образования и процессах, протекающих в ней, информации, которая стала бы основой для анализа и прогноза ситуации и принятия на их основе обоснованных решений на всех уровнях управления. Обеспечение доступности качественного дошкольного образования на современном этапе связано с решением следующих задач:- повышением разнообразия форм и внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании;- развитием кадрового потенциала, внедрением механизмов стимулирования качества педагогического труда в дошкольном образовании;- развитием домашних и семейных форм дошкольного образования с опорой на психолого-педагогическую помощь и консультационную поддержку семей;- доступом к бюджетным ресурсам независимо от формы собственности дошкольного учреждения;- поиском адекватных форм частно-государственного партнерства в дошкольном образовании;- адресной социальной поддержкой детей из малообеспеченных семей за счет компенсации части родительской платы.Анализ исследований в области управления и существующей практики развития дошкольного образования свидетельствует о том, что прогнозная оценка представляет собой один из важнейших этапов управления, что, в свою очередь, требует выявления научных оснований его построения в современных условиях. Выделение научных оснований дает возможность раскрыть ее принципы, основные критерии, показатели и параметры. В настоящий момент эти научные основания в теории управления образованием недостаточно определены, что не позволяет своевременно оценивать сложившуюся ситуацию в муниципальной системе дошкольного образования, для обеспечения эффективного ее управления. Как показывает анализ современной образовательной ситуации одним из центральных противоречий, объективно существующих в теории и практике управления системой дошкольного образования, является противоречие между необходимостью отслеживания эффективности, своевременной корректировки принимаемых управленческих решений и недостаточностью разработанных методов и механизмов оценки на различных уровнях ее управления. На сегодняшний момент в РФ разработан проект Концепции «Общероссийская система оценки качества образования». В рамках реализации комплексных проектов модернизации образования субъектов РФ разрабатываются различные модели региональных систем оценки качества образования. На разных этапах своего развития система дошкольного образования переживала ряд изменений и кризисных ситуаций. В ходе этих изменений менялись официально признанные показатели работы учреждений, акценты в определении параметров управленческого анализа и контроля. Как отмечает Е.С. Комарова, «на разных этапах развития системы дошкольного образования решение этих проблем было различным: менялись официально признанные показатели работы учреждений, акценты в определении параметров управленческого анализа и контроля. Несмотря на различия, некоторые общие тенденции в подходах к управленческому анализу работы детского сада заключались в том, что чаще всего анализ результатов образовательной деятельности подменялся анализом образовательного процесса». Соответственно, и выводы о причинно-следственных связях в работе целой системы зачастую имели мало общего с действительными проблемами. Многолетнее функционирование дошкольных образовательных учреждений в условиях командно-административной системы повлияло на особенности управления учебно-воспитательным процессом, дошкольное образование экономической и хозяйственной самостоятельностью фактически не обладали. Кроме того, управленческий анализ не охватывал всех аспектов работы учреждения в связи с тем, что многие управленческие функции были централизованы и формальны. Руководитель детского сада в основном являлся исполнителем директивных и инструктивных документов. А исполнение требовало скорее отчета об исполнении, нежели анализа, выявляющего проблемы. Эти недостатки были присущи не только дошкольному образованию, но и образовательной отрасли в целом. Характеристика процесса управления связана с представлением управленческого цикла как целостной совокупности управленческих функций, ориентированных на достижение одной цели. Общепринято, что каждая из функций играет свою важную роль в управленческом цикле. Этап прогнозной оценки существующей ситуации в развитии системы дошкольного образования имеет определенную степень значимости для определения дальнейшей стратегии ее развития. Наличие точных, своевременных и адекватных данных о состоянии дошкольного образования как количественного, так и качественного характера является важным фактором для эффективного управления развитием системы дошкольного образования. По мнению В.И. Андреева, «совершенствование образования на основе управления качеством образовательных услуг со всей очевидностью необходимо будет ориентировать на преодоление следующих противоречий:
между динамизмом образовательных систем, их вариативностью, региональностью, с одной стороны, и необходимостью придерживаться и ориентироваться на некоторые единые требования, модели, образовательные стандарты- с другой;
между постоянно возрастающим потоком информации, объемом содержания образования, его сложностью и трудностью, с одной стороны, и ограниченными возможностями обучающихся – с другой;
между целями и ценностями, которые все более смещаются в сторону человека, его индивидуальностью, с одной стороны, и традиционной «знаниецентристской» ориентацией образовательных систем – с другой;
между многочисленными диагностическими методиками, критериями, шкалами оценки качества образования, с одной стороны, и необходимостью их унификации и стандартизации – с другой» [10, С. 35].
Обычно выделяют три группы факторов для проведения прогнозной оценки:
для повышения ответственности и подотчетности; основная задача – определить эффективность и целевое использование средств; такая оценка фокусируется на измерении полученных результатов и сопоставлении их с затраченными ресурсами;
для дальнейшего развития стратегического плана или программы; такая оценка призвана выявить институциональные успехи и недостатки в работе или осуществлении стратегического плана; результатом такой оценки может стать, например, корректировка стратегического плана;
для исследовательской работы и получения знаний; целью проведения такой оценки, как правило, является, более глубокое изучение факторов и причинно-следственных связей, влияющих на развитие образовательной системы или иные общественные процессы. Анализ показывает, что в управлении образованием аппарат оценки до сих пор практически не был востребован.
Любая образовательная система, а тем более муниципальная система дошкольного образования, создается и функционирует с определенной целью, «при этом цель является системообразующим компонентом. Необходимость ее достижения связана с комплексом средств и действий по ее реализации» (Крулехт М.В.). Поскольку эффективность деятельности определяется степенью достижения поставленных целей, необходимо определиться, какие цели ставит государство перед муниципальным уровнем управления в части развития системы дошкольного образования. В статье 43 Конституции РФ провозглашается государственная гарантия общедоступности бесплатного дошкольного образования. Отсюда вытекает, что главная цель деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления по организации территориальной системы дошкольного образования заключается в обеспечении его доступности для граждан. Доступность дошкольного образования для населения отражает целый ряд взаимосвязанных показателей, которые для объективности оценки достижения поставленной цели должны рассматриваться в комплексе.
Определяющую роль в обеспечении доступности дошкольного образования имеет мощность сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Поэтому в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в Министерстве образования и науки РФ введен показатель — «обеспеченность детей дошкольного возраста местами в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования». Указом Президента РФ № 607 от 28 апреля 2008 г. утвержден «Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления по предоставлению общедоступного дошкольного образования проводится по следующим показателям, отражающим доступность дошкольного образования населению, проживающему на территории муниципалитета:
— охват дошкольным образованием детей в возрасте 1-6 лет;- обеспеченность местами в детских садах детей дошкольного возраста;- число детей 1-6 лет, состоящих в очереди на устройство в дошкольные учреждения, в расчете на 1000 детей 1-6 лет, проживающих в территории;- численность воспитанников дошкольных образовательных учреждений на 100 мест в указанных учреждениях;- удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования.Деятельность органов местного самоуправления по организации дошкольного образования рассматривается двумя показателями:
Доля детей в возрасте от трех до семи лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей от трех до семи лет.
Доля детских дошкольных муниципальных учреждений от общего числа организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги по содержанию детей в таком учреждении, по дошкольному образованию и получающих средства бюджета городского округа (муниципального района) на оказание таких услуг.
Таким образом, результатом общественного развития системы дошкольного образования на уровне муниципальных образований являются успешная социализация детей из разных социальных слоев, влияющая на трудоустройство их родителей, возможность доступного и качественного дошкольного образования, стандартизация образовательных услуг. Одной из важнейших причин проведения оценки развития муниципальных систем дошкольного образования является возможность получения достоверных показателей результативности и эффективности управления развитием дошкольного образования, реализации программ и проектов, на основе которых можно принять решения о дальнейшем развитии системы. Другой причиной является возможность оценки государственными и местными властями успешности и эффективности образовательной политики. В зависимости от целей необходима следующая совокупность оценки:
оценка потребности – оценка социально-экономических условий;
оценка процесса разработки проекта и программы модернизации;
оценка результативности – экспертиза организационного процесса выполнения программы, анализ причин отклонений в реализации от намеченных изначально целей;
оценка эффективности – сопоставление результатов с затраченными ресурсами;
оценка влияния — оценка воздействия выполнения программы на социально-экономическое развитие.
Показатели развития образования определяются на основе данных официальной образовательной статистики по отчетности образовательных учреждений, статистики собираемой региональными и муниципальными органами управления образованием и мониторинга деятельности образовательных учреждений. При этом форма отчетности может быть разработана самими органами управления.К внешней оценке могут быть привлечены как независимые эксперты, региональные органы управления образованием, научно-исследовательские организации и образовательные учреждения. Внутренняя экспертиза может быть проведена как органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, так и специалистами муниципальных дошкольных образовательных учреждений [33]. Такой подход позволяет получить более объективную картину о состоянии и проблемах развития дошкольного образования в том или ином муниципальном районе. На региональном и муниципальном уровнях в субъектах РФ определены показатели по управлению качеством образования, где структура показателей состоит из следующих разделов: соответствие требованиям стандартов и запросу потребителя, показатели ресурсов и условий, сетевые характеристики, характеристика управления (см. т. 2.1.4).

Уровень освоения стандарта
Доля выпускников, освоивших основную образовательную программу (высокий уровень)
Соответствие запросу родителей
Оценка качества образования родителями — специальное обследование
Соблюдение нормативных требований
Доля учреждений, не имеющих лицензии. Доля учреждений, не имеющих аккредитацию
Безопасность и здоровье
Соотношение доли детей, имеющих отклонение в здоровье (понижение остроты зрения, дефекты речи, сколиоз, нарушение осанки и т. д.), до поступления в ДОУ с долей детей с отклонениями в здоровье в возрасте 7 лет
Стандартные медицинские обследования
Количество случаев заболевания и травматизма в ДОУ на 1000 детей. Доля детей, имеющих отклонение в здоровье

Состояние зданий
Доля дошкольных образовательных учреждений, имеющих все виды благоустройства. Доля образовательных учреждений, находящихся в аварийном состоянии
Наличие спортивного, музыкального залов
Доля имеющих ДОУ
Наличие лицензированного медицинского кабинета
Доля имеющих ДОУ
Кадры
Доля педагогов, имеющих высшее образование. Соотношение численности педагогов высшей, первой и второй квалификационной категории.Доля педагогов пенсионного возраста. Доля педагогов, прошедших переподготовку в прошедшем году. Доля образовательных учреждений, в которых на 1 сентября отсутствуют педагоги и специалисты по определенным предметам
Информатизация
Количество детей на один компьютер. Доля дошкольных образовательных учреждений, имеющих выход в Интернет
Финансирование
Расходы на одного ребенка. Отношение расходов на одного ребенка и расходам бюджета на одного жителя

Наличие и доступность образовательных ресурсов общего и коллективного пользования
Доля детей, пользующихся учебными, спортивными и иными ресурсами учебных заведений, в которых они не обучаются

Развитие потенциала управления
Доля руководителей ДОУ, повысивших квалификацию в менеджменте, всего, в том числе: получивших второе высшее образование, прошедших переподготовку, окончивших курсы повышения квалификации. Доля ДОУ, имеющих органы общественного управления
Использование ресурсов
Доля расходов на оплату труда и коммунальных расходов в общей сумме бюджетного финансирования образовательного учреждения. Доля расходов консолидированного бюджета по программам в дошкольном образовании в общей сумме
Некоторые выделенные показатели не имеют стандартизованного инструментария мониторинга, а также некоторые показатели не отражены в статистической отчетности ДОУ. Но в целом, представленная структура показывает некоторые аспекты качества управления ДОУ в территориальной системе дошкольного образования.

1.
Соответствие требованиям стандартов и запросу потребителя
Доля ДОУ по их видам и формам (количество всех видов и правовых форм)
Охват детей ДО от 0 до 1,6 лет, с 1,6 до 3, с 3 до 7 лет
Оценка качества образования родителями — специальное обследование
Доля учреждений, не имеющих лицензии
Количество случаев заболевания и травматизма в ДОУ
Количество ДОУ и детей с русским языком обучения
Количество ДОУ и детей с якутским языком обучения
Количество ДОУ и детей с эвенским языком обучения
Количество ДОУ и детей с эвенкийским языком обучения
Количество ДОУ и детей с чукотским языком обучения
Режим работы ДОУ
10,5 часов
12 час
24 час
ГКП детей
Обучение иностранному языку (количество ДОУ и численность детей):
английский язык
немецкий язык
французский язык
2.
Показатели ресурсов и условий
Доля ДОУ, имеющих все виды благоустройства
Доля ДОУ, находящихся в аварийном состоянии
Доля ДОУ, имеющих спортивный, музыкальный залы
Доля ДОУ, имеющих лицензированные медицинские кабинеты
Доля педагогов, имеющих высшее образование
Соотношение численности педагогов высшей, первой квалификационной категории
Доля педагогов пенсионного возраста
Доля педагогов, прошедших курсы ПК в прошедшем году
Количество детей на один компьютер
Доля дошкольных образовательных учреждений, имеющих выход в Интернет
Доля дошкольных образовательных учреждений, имеющих сайт
Расходы на одного ребенка в год
3.
Характеристика управления
Выполнение плана по детодням, %
Пропуск 1 ребенком по болезни
Доля расходов на оплату труда и коммунальных расходов в общей сумме бюджетного финансирования образовательного учреждения
Доля расходов консолидированного бюджета по программам в дошкольном образовании в общей сумме
Количество рассмотренных вопросов по проблемам ДОУ на уровне МО

Оцените статью
Добавить комментарий