Феномен «массы» и «массовый человек» в работе Х. Ор- тега-и-Гассета «Восстание масс»

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

Феномен «массы» и «массовый человек» в работе Х. Ор- тега-и-Гассета «Восстание масс»

  • Чем отличается «масса» от «избранного меньшинства» с точки зрения Ортеги-и-Гассета?
  • Выделите основные характеристики феномена «массы», о которых говорит Ортега-и-Гассет.
  • Как характеризует «массового человека» Х. Ортега-и-Гассет?
  • Какие процессы в современной цивилизации порождают «массового человека»?

См.: Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Гл. I, VI, VIII, IX, XV // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 309-358.

Дополнительная литература

Зыкова А. Б. Учение о человеке в философии Х. Ортеги-и-Гассета. М., 1978.

Зыкова А. Б. Хосе Ортега-и-Гассет // Путь в философию: Антология. М., 2000.

37. Характеристика экзистенциальной философии в рабо­те Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм — это гуманизм»

  • В чем состоит, по мнению Ж.-П. Сартра, основное обвине­ние, выдвигаемое оппонентами против философии экзистенциа­лизма?
  • Кого относит Ж.-П. Сартр к представителям христианского экзистенциализма, а кого — к представителям атеистического эк­зистенциализма?
  • Что означает выражение: «Существование предшествует сущности»?
  • Как понимать выражение Ж.-П. Сартра: «Человек есть про­ект самого себя»?
  • Почему экзистенциализм — это не только гуманизм, но и оп­тимизм?

См: Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990. С. 319-344.

История философии: Запад — Россия — Восток. Кн. 4. М., 1999. С. 61-75.

Киссель М.А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. Л., 1976.

  1. Образ философии в работе Б. Рассела «Что такое фило­софия?»
  • В чем состоит разница между наукой и философией?
  • Можно ли назвать К. Маркса философом?
  • Каким видит Б. Рассел будущее философии?
  • Какова ценность философии в современном мире?
  • Каким образом Б. Рассел объясняет значение термина «ло­гический атомист»?

См.: Рассел Б. Что такое философия? // Рассел Б. Искусство мыслить. М., 1999. С. 83-89.

Дополнительная литература

Колесников А. С. Философия Бертрана Рассела. Л., 1991.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней. Т. 4. СПб., 1994. Гл. 25.

  1. Образ развивающейся науки в работе Т. Куна «Струк­тура научных революций»
  • Какой цикл лекций был прочитан Т. Куном в 1951 г. в Ин­ституте Лоуэлла?
  • Какие две задачи ставит перед собой историк, интересую­щийся развитием науки?
  • Что такое «нормальная наука» в понимании Т. Куна?
  • Как трактует Т. Кун понятие научной революции?
  • См.: Кун Т.Структура научных революций. М., 1975. С. 6-26.

    Дополнительная литература

    Микулинский С. Р., Маркова Л. А. Чем интересна книга Т. Куна «Струк­тура научных революций» // Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

    Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

    1. Идея «открытого общества» в работе К. Поппера «От­крытое общество и его враги»
    • Что является самой насущной потребностью России соглас­но К. Попперу?
    • Как оценивает К. Поппер капитализм?
    • В чем сущность историцизма по мнению К. Поппера?
    • Как К. Поппер определяет закрытое общество и открытое общество?
    • С чего началась западная цивилизация?

    См.: ПопперК. Открытое общество и его враги: В 2 т. Т. 1. М., 1992. С. 7-15, 29-35, 216-220.

    Дополнительная литература

    Корнфорт М. Открытая философия и открытое общество. М., 1972.

    На пути к открытому обществу. Идеи Карла Поппера и современная Рос­сия. М., 1998.

    Овчинников Н. Ф. Карл Поппер — наш современник, философ XX в. // Вопр. философии. 1992. № 8.

    1. Р. Барт о понятиях текста и письма в статьях «Смерть автора», «От произведения к тексту»
  • Почему с точки зрения Р. Барта письмо начинается там, где наступает смерть автора?
  • Как Р. Барт характеризует письмо?
  • Как изменяется временная перспектива создания и прочте­ния текста при условии «смерти автора»?
  • В чем заключается особенность многомерного текста соглас­но Р. Барту?
  • Какие «пропозиции» текста выделяет Р. Барт?
  • См.: Барт Р.Смерть автора. От произведения к тексту // Барт Р. Избр. работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 384-391, 413-423.

    Дополнительная литература

    Зенкин С. Стратегическое отступление Ролана Барта // Барт Р. Фрагмен­ты речи влюбленного. М., 1999.

    Косиков К. Г. Ролан Барт — семиолог, литературовед // Барт Р. Избр. рабо­ты: Семиотика. Поэтика. М., 1994.

    1. М. Фуко о сущности и формах власти
    • Как изменились природа и механизмы проявления власти в современном обществе по сравнению с традиционным?

    В каких формах и около каких полюсов центрируется власть над жизнью в европейской культуре, начиная с XVII в.?

    • Какие социальные технологии власти оформляются в связи с возникновением тотального контроля над жизнью?
    • Что означает высказывание М. Фуко о переходе современно­го общества от символики крови к аналитике сексуальности? С какими режимами власти они связаны?
    • Что такое «дисциплинарная власть»?
    • Почему для М. Фуко история власти — это не история мен- тальности, но история тела?
    • В чем состоит ирония диспозитива сексуальности в совре­менной культуре?

    См.: Фуко М.Воля к знанию // Воля к истине. М., 1996. С. 238-268.

    Дополнительная литература

    Визгин В. А. М. Фуко // Вопр. философии. 1995. № 4.

    Делез Ж. Фуко. М., 1998.

    История философии: Запад — Россия — Восток. Кн. 4. М., 1999.

    43. Концепция «постиндустриального общества» Д. Белла в работе «Грядущее постиндустриальное общество»

    • Какие «осевые принципы» выделяет Д. Белл в современном западном обществе?
    • Из каких компонентов складывается понятие постиндус­триального общества?
    • Какие изменения в экономической жизни и социальной структуре свидетельствуют о формировании постиндустриально­го общества?
    • В чем Д. Белл усматривает значение постиндустриального общества?

    См.: Белл Д.Грядущее постиндустриальное общество. Введение // Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. С. 15-22, 25, 33-36, 57-58.

    Дополнительная литература

    Иноземцев В. Л. Постиндустриальный мир Даниела Белла // Белл Д. Гря­дущее постиндустриальное общество. М., 1999.

    Сачков Ю. В., Тяглов А. В. Вариации на тему Белла // Философские нау­ки. 1990. № 11.

    СТУДЕНТЫ МОГУТ ТАКЖЕ ВЫБИРАТЬ ПЕРВОИСТОЧНИК ПО ЖЕЛАНИЮ И СОГЛАСОВАНИЮ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …