ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА — Это наука о политике. Сам термин образован из двух греческих слов: politike…

^ — в науке конституционного права способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Различаются две Ф.г.у.: федерация и унитарное государство (см. Унитаризм). Применительно к странам с многонациональным составом населения иногда используется понятие "форма национально-государственного устройства
ФЕДЕРАЦИЯ (фр. federation, от позднелат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства. Представляет сложное (союзное) государство, состоящее из образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Составляющие Ф. государственные образования (штаты, земли, провинции) являются ее субъектами и имеют свое собственное административно-территориальное деление. В отличие от унитарного государства Ф. имеет две системы высших органов власти — федеральные и соответствующие органы членов Ф. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны. Государственные образования, составляющие Ф., не являются государствами в. собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции или законодательства центральная власть имеет право на принудительные меры по отношению к субъекту Ф. Одним из обязательных элементов Ф. является двухпалатная структура федерального парламента. В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры Ф. различаются Ф. на территориальной (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), национальной (Индия)
УНИТАРИЗМ (фр. unitarism от лат. unitas — единство) — одна из двух форм территориальной организации государства. Государство считается унитарным (слитным, простым), если большинство его частей не имеют статуса государственного образования. В составе унитарного государства могут находиться и отдельные автономные образования, в т.ч. имеющие многие атрибуты собственной государственности (напр., наличие в составе унитарной Украины Республики Крым). Как правило, в нем есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов власти. Существуют две разновидности унитарных государств: децентрализованные и централизованные. К числу первых относятся такие государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). Ко второму типу относятся государства, в которых региональные органы возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан).
это союз суверенных государств, образуемый для совместного решения определенных задач экономического, военного, социального или другого характера.
Проблемы национальной политики в Узбекистане.
Политическая психология. .
Социальная психология изучает закономерности и механизмы формирования, функционирования и раз­вития общественно-психологических явлений, процес­сов и состояний, субъектами которых являются нации, социальные группы, личности. Знание политических за­кономерностей позволяет вскрыть сущность психоло­гических явлений в сфере политики. И наоборот, зна­ние психологических закономерностей позволяет по­нять глубинную суть политических процессов. Межнациональные конфликты – это крайнее обострение противоречий между нациями (народами), возникающих в ходе решения политических, территориальных, экономических, языковых, культурных, религиозных проблем.Речь идет о конфликтах между целыми этносами и их отдельными представителями. Они могут возникать и действовать на социально-психологическом и идеологическом уровнях национально-этнического сознания народов, а также на уровне деятельности национально-государственных институтов законодательной власти.Наибольшей остроты национальные конфликты достигают именно тогда, когда они происходят на межгосударственном уровне, куда их выводят некоторые политики, преследуя свои цели. Не поняв этих целей, народы дают втянуть себя в эти конфликты и в итоге сами становятся жертвами.Способность многонационального общества вовремя предвидеть и разрешать цивилизованными способами межнациональные конфликты – важный показатель его гражданской зрелости и демократизма. Этому способствует и правовое регулирование межнациональных отношений, составляющее важнейшую сферудеятельности правового государства. Всестороннее развитие гражданского общества, демократизация политической системы и создание правового государства – важнейшие социальные предпосылки цивилизованного решения национального вопроса в современных условиях.
Понятие политического сознания.
Роль политического сознания в обществе.
Под политическим сознанием имеются в виду многообразные проявления человеческой духовности, отражающие деятельность механизмов политической власти и направляющие поведение людей в сфере политических отношений.Политическое сознание — это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями, общественными классами). Оно выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок.Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать огромное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества, а также на все другие сферы общественной жизни.Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений.По этим причинам состояние политического сознания как общества, так и составляющих его классов, слоев, групп крайне важно учитывать в практике политического управления общественными процессами. В этом плане власти, политические партии должны стремиться к формированию такого сознания, которое способствовало бы поддержанию социально-политического равновесия, наиболее полно выражало бы потребности социального прогресса государства.
Политическое сознание носит не только групповой, но и индивидуальный характер. В этом плане оно имеет три источника.Первый источник-семейное окружение человека.
-это в широком смысле информация. Она поступает человеку как через общение, так и через средства массовой коммуникации (телевидение, прессу, радио).
-это личный опыт индивида. Названные источники образуют совокупность знаний, которые позволяют политическому "Я" анализировать мир политики и определяться по отношению к нему.
Политическое сознание в структуре форм общественного сознания.
Политическое сознание-одна из основных форм общественного сознания. Она возникает с появлением государства и политической организации общества. Политические идеи древних мыслителей (Платона, Аристотеля, и -других) обосновали необходимость для общества государственных образований и систему норм поведения людей в политическом пространстве. Уже в древние времена политические представления и идеи формируются в специфическую автономную систему духовных явлений как часть жизни социума.Немаловажная особенность политического сознания — в его динамичности, изменчивости, что связано со спецификой политического бытия. Ведь известно, что в отличие от экономических социальных систем, для изменения которых нужны десятилетия, политические структуры и отношения могут быть радикально изменены в течение нескольких дней или месяцев. Похоже, что сейчас наша страна второй раз в истории подтверждает эту истину, переживая драматический скоротечный период своего реформирования.
Политическое сознание, в первую очередь, массовое, наиболее быстро реагирует на все возникающие в обществе социально-экономические противоречия и конфликты, непосредственно связано с текущими процессами социальной и политической практики.
Немаловажное место в политической культуре занимает идеология. Это и естественно, поскольку проблемы идеологии трудно отделить от проблем, касающихся авторитета, власти, властных отношений и т.д. Она призвана придавать значимость институциональным отношениям между людьми, объяснять политические реальности в конкретно-исторических условиях. Однако в широком смысле слова идеология, как отмечают Д. Мэннинг и Т. Робинсон, не может обязать человека действовать определенным образом, как это делают правовые нормы. Не приверженность идеологии, а членство в партии, которая действует именем идеологии, обязывает ее приверженцев принимать политическое решение таким, как оно есть. В отличие от партии, в идеологии нет ни руководителей, ни подчиненных, она имеет только приверженцев. Без дисциплины, связывающей партию, сторонник идеологии рискует быть вовлеченным в вечный спор относительно того, что именно идеология предписывает. Доводы "о товариществе" и "братстве" сами по себе не могут помочь приверженцам идеологии создать новое общество, но они могут придать их партийным предпочтениям, усилиям, деятельности определенную значимость. Идеология обеспечивает категориями и понятиями, с помощью которых обосновываются или отвергаются те или иные политические институты, действия, политический курс и т.д. Но она не может подменять собой политическую культуру как таковую. В условиях одной политической культуры могут сосуществовать несколько конфликтующих друг с другом идеологических и идейно-политических течений, хотя, как это имеет место при тоталитаризме, бывают ситуации, когда идеология стремится полностью подмять под себя политическую культуру.
Типология политической культуры.
Политическая культура – система исторически сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
Вопрос о типах политической культуры обусловлен многообразием международного сообщества, различием в уровне со­циально-экономического и политического развития стран, их исторических традиций, следствием чего яв­ляется многообразие политической культуры народов, наций, социальных общностей, личностей. Иными сло­вами, политическая культура — явление общественной жизни, следовательно, она соответствует типу обще­ственных отношений в обществе.
Первый критерий — это степень согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране. На основе этого критерия выделяют два типа политической культуры: интегрированную (одно­родную) и фрагментарную (разнородную).
-интегрированная политическая культура характери­зуется тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей поли­тической системы страны, низким уровнем конфликтно­сти и политического насилия, лояльностью по отноше­нию к существующему политическому режиму. Приме­ром такого типа может служить Великобритания. Ос­новными ценностями граждан этой страны являются: представление о правительстве как действующем на об­щее благо, благосостояние и стабильность; широкое уча­стие граждан в политическом процессе; представитель­ность органов власти; традиции. Не последнюю роль в достижении высокого уровня развития общества сыгра­ла национальная политическая культура.
-фрагментарная политическая культура отличается отсутствием согласия граждан относительно политичес­кого устройства общества, социальной разобщеннос­тью, отсутствием доверия между отдельными группа­ми. Этому типу присущи такие черты, как высокая сте­пень конфликтности, применение насилия, нестабиль­ность правительств и др. Примером такого типа может быть политическая культура Италии.
Второй критерий — базовые ценности, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности. В соответствии с этим критерием можно выделить три типа политической культуры: культура высокой гражданственности, элитарная, архаическая.
-культура высокой гражданственности характеризу­ется тем, что базовой ценностью в этом типе является человек с его потребностями и интересами. Политичес­кая система и ее структурные элементы носят демократический характер. Высока политическая активность участников политического процесса.
-элитарной политической культуры характерно то, что в качестве базовой политической ценности вос­принимается власть или властные структуры общества. Человек выступает как средство достижения цели, ко­торую ставит политическая элита. Основная часть об­щества отстранена от решения политических проблем, уровень политической активности низкий.
-архаической политической куль­туры — это интересы этноса, к которому принадлежат люди (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической об­щности.
Третий критерий — характер поведения людей в той или иной политической системе. Этот критерий позво­ляет выделить два типа политической культуры: под­данническую и гражданскую.
-подданническая харак­теризуется повиновением, подчинением, исполнением со стороны участников политического процесса, которые, по сути, превращаются в объекты принуждения.
-гражданской политической культуры характерно уча­стие людей в принятии решений, наличие возможнос­тей и права выбора и контроля властных структур.
Четвёртый критерий — ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках полити­ческой системы. Основные регулятивные механизмы — это рынок и государство. Приоритетное использование того или другого механизма в политической жизни по­рождает соответствующие типы политической культу­ры — рыночный или бюрократический.
-рыночная политическая культура рассматривает по­литические процессы сквозь призму отношений купли-продажи, достижения выгоды как высшей цели поли­тической деятельности. Она ориентирована на конку­рентную борьбу как универсальный принцип функци­онирования политической системы. Это культура ин­дивидуализма, для которой вышей целью являются ча­стные интересы. Государство и другие политические структуры рассматриваются и оцениваются как сред­ства реализации интересов.
-бюрократическая политическая куль­тура связывает решение политических проблем с дей­ствием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим процессом. Она ориентиро­вана на ограничение и запрещение конкурентной борь­бы. Интересы государства признаются преобладающи­ми над частными интересами.
В чистом виде названные типы встречаются очень редко. Возможно лишь преобладание того или иного типа в смешанной политической культуре.
Социальная стратификация общества.
Понятие политического режима.
Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной политологии выступает политический режим

Оцените статью
Добавить комментарий