«Формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения через урочную, внеурочную и внешкольную деятельность». Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Неклюдовская основная общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Б.В.Курцева.
«Формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения через урочную, внеурочную и внешкольную деятельность».
Обобщение опыта работы
учителя русского языка и литературы
Л.В.Мироновой.
2013-2014 учебный год.
В России в 1990-х гг. произошли важные и позитивные перемены, но наряду с ними имели место и негативные влияния, оказавшие деструктивное воздействие на общественную нравственность и гражданское самосознание, а также на социальную сферу. Духовная дезинтеграция общества, девальвация ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров молодёжи привели к тому, что современная Россия среди стран — лидеров по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалась у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации.Таким образом, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты. В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенции учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.Стандарты второго поколения ставят перед российским образованием новую цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.На современном этапе развития общества духовно-нравственное воспитание обрело особый статус: оно вошло в число приоритетных направлений современного образования. Духовные ценности определяют направленность усилий и содержание жизнедеятельности людей. Духовность влияет на состояние нравственного здоровья человека и социума. Успешное решение задачи развития творческой, самостоятельной, социально активной личности зависит от определения духовных ценностей, на которых будет строиться воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе современной школы.Не случайно методологической основой перехода образования на новый Федеральный государственный образовательный стандарт является Концепция духовно-нравственного образования, в которой говорится о необходимости приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию патриотизма, осознание ценности человеческой жизни.Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. Исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать — это и есть духовность.Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности — любовь.Нравственность — это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность — это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.Особое место необходимо уделять предметам гуманитарного цикла, в частности, русскому языку и литературе, которые являются одним из наиболее важных предметов с точки зрения воспитательных возможностей. Именно учитель русского языка и литературы, по мнению П.М. Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».
Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Именно уроки русского языка и литературы обладают огромными воспитательными возможностями.
В своей работе я использую уроки русского языка различных типов: комбинированные, закрепления знаний, умений и навыков, обобщающие, проверки знаний, умений и навыков, сообщения новых знаний, развития речи и др.Основными задачами этих уроков являются сообщение знаний по различным разделам лексикологии, развитие устной и письменной речи учащихся: обогащение их словаря, формирование грамматического строя их речи, обучение построению текста, формирование умений и навыков в области письма и орфографии, чтения и орфоэпии, различных видов языкового анализа. Но главной задачей является воспитание учащихся: привитие уважения и любви к русскому языку, понимание его богатства, выразительных возможностей, его международной роли; воспитание умения ценить родной язык. Этому способствует, прежде всего, подбор языкового материала: на уроках использую тексты из художественных произведений русских писателей и поэтов. Они идеально подходят для духовно-нравственного воспитания учащихся: помогают развивать нравственные качества. Обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа.Для привития интереса к родному языку очень важны уроки-путешествия, уроки-викторины, уроки-КВН и др. Удачным считаю урок-путешествие по теме «Лексика» «Здравствуй, Матушка-зима!» (Приложение №1). Цель урока: формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку. Задачи: дать понятие этимология; повышать уровень языкового развития; обогащать словарный запас; развивать речь, мышление, воображение.В настоящее время популярной стала проектная деятельность. В 2012-2013 учебном году совместно с коллегой Е.А. Смирновой, организовав команду из учащихся 5-6 классов, мы приняли участие в телекоммуникационном проекте по русскому языку на VIKI-Владимир «Как Лексика добрее стала, а Морфология порядок навела, …или Путешествие в Языкознание» (приложение № 2), в котором стали призёрами. Систематически участвуем в конкурсах «Русский медвежонок», олимпиадах по русскому языку, что тоже способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся.Велика роль и литературы. Литература всегда носила нравственно – православный идеал. Русская литература – основа воспитания. Она всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно «убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес». Задача учителя на уроках – донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы – это значит уберечь ребенка от многих неудач на его жизненном пути.Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру.В современных условия на литературу как на учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам, по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное — проблема души и духа человека и целого народа.Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Важны такие понятия, как дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность и др.Не секрет, что в настоящее время у многих ребят пропал интерес к чтению художественной литературы, поэтому задача учителя найти такие формы и методы работы с детьми, которые бы способствовали возрождению этого интереса. Помогает широкое использование на уроках информационно-коммуникативных технологий. Совместно с учителем русского языка и литературы Е.А. Смирновой и командой «Ритм», в состав которой вошли ученики 7-8 классов, в 2013 г. мы приняли участие в очередном телекоммуникационном проекте на VIKI-Владимир «Пушкинская осень», став абсолютными победителями этого конкурса. Ребята, выполняя задания конкурса, повторили материал по теории литературы, перечитали лирические и прозаические произведения великого русского поэта, выполняли задания творческого характера. Эта работа способствовала активизации познавательной деятельности ребят, воспитанию интереса к русской литературе, развитию трудолюбия, взаимопомощи, умению работать в команде, ответственно относится к порученному делу.Именно литература, как никакой другой предмет, способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров учащихся, среди героев литературных произведений молодые люди могут найти образец для подражания. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, а потому учителю необходимо настойчиво формировать в детях систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры.По словарю С. И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой:нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; а также правила поведения, определяемые этими качествами.Духовный – относящийся к религии, к церкви. Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.Жизнь и опыт жизни показывают, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность.
Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни. В данный переходный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. В образовательную программу нашей школы введён факультативный курс Основы православной культуры.
Предметом данного курса является православная культура. Цель курса: духовно-нравственное воспитание учащихся на основе русской православной культурной традиции и формирование целостного мировоззрения учащихся и картины мира, адекватной современному уровню знаний и духовным ценностям русской культуры.На факультативных занятиях по ОПК ребята знакомятся с такими темами как «Библейские истории», «Крещение Руси», «Православный храм. Праздники и посты», «Православная нравственность», «Православные ценности жизни», «Святоотеческое духовно-нравственное наследие», «Святоотеческая литература», «Искусство Православия» и др. Традиционная культура, основанная на ценностях православия, – это не пережиток прошлого и не антинаучный вымысел, а условие выживания нации. Невозможно привить любовь к Родине, не зная ее истории, не зная национальных корней.В русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность, на первом месте была душа человека, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание, чтилась семья и уважалась старость.Особую роль в духовном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Добрый пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он детям для взросления души.Безграничный нравственный идеал, в котором в образе совершенной личности соединены все возможные добродетели, предлагает христианство.
В воспитании подрастающего поколения пример святых угодников Божиих и подвижников благочестия является своеобразной путеводной звездой. Своей жизнью святые показали, к какой высоте богоподобия, духовной красоте призван и способен человек. «Памятниками святых служат не могилы, гробницы, столбы и надписи, но добрые дела, ревность по вере и чистая перед Богом совесть» (Иоанн Златоуст).
В прошлом учебном году (2012-2013) ученики 8 класса подготовили презентацию «Преподобный Серафим Саровский» (приложение №3).На методическом объединении учителей русского языка и литературы было проведено открытое факультативное занятие в 7-8 классах на тему «Первые русские святые Борис и Глеб».В 2011-2012 учебном году на районном семинаре «Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве сельской школы» провела открытое факультативное занятие в 7-8 классах «Православная молитва» (приложение №4). Систематически принимаем участие в олимпиадах по ОПК на школьных и муниципальных уровнях. (Приложение №8).В 2013-2014 учебном году проведена с учащимися 6-9 классов экскурсия в храм «Покрова Пресвятой Богородицы» п. Иванищи.Духовно-нравственное воспитание учащихся происходит не только на уроках, но и на внеурочных мероприятий. На этих занятиях учителем ставятся задачивоспитывать:
уважительное отношение друг к другу, демонстрируя положительные примеры прошлого и современности, реальные взаимоотношения людей;
чувства ответственности за сохранение нравственных отношений в коллективе, в семье;
уважение к членам семьи, семьянина, любящего своих родителей;
сознательную дисциплину и культуру поведения, ответственность и исполнительность;
понимание Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
негативное отношение к вредным привычкам;
чувство прекрасного, художественных способностей, эстетических вкусов, идеалов;
чувство патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства.
понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
гуманистическое отношение к людям.
формировать:
духовно-нравственные ориентиры;
гражданское отношение к себе;
потребность самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств;
гражданское отношение к Отечеству;
верность духовным традициям России;
общественную активность, сознательное отношение к народному достоянию, уважение к национальным традициям;
общественную активность, сознательное отношение к народному достоянию, уважение к национальным традициям;
сознательное отношение к учебе, развитие познавательной активности, готовность школьников к сознательному выбору профессии;
осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
эстетическое отношение учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
создавать:
ситуации практического применения духовно- нравственных категорий в реальной ситуации;
условия для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся;
развивать:
значение понятий «истинное» и «ложное», научить отвечать за последствия своих поступков, принимать верные решения;
представления о семейных ценностях;
а также:
пропагандировать здоровый образ жизни;
дать учащимся возможность проявить свои нравственно-духовные ценности на практике;
создать условия для нравственного самовоспитания учащихся;
приобщать учащихся к духовной культуре, отечественным традициям.
Воспитание учащихся на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные обряды и праздники. Приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них духовно-нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус, дают возможность на практике познать культурно-исторический опыт народа. Основные задачи духовно-нравственного воспитания школьников в процессе ознакомления с народными праздниками и обычаями – это приобретение знаний о нравственных принципах, нормах и правилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств, потребностей и отношений; формирование нравственных идеалов, убеждений, стойких навыков и привычек нравственного поведения. Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои творческие возможности, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение. Многообразные воспитательные функции народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в системе воспитания.Совместно с учителем К.А.Яланжи разработали и провели внеклассные мероприятия: «Гостья наша дорогая – Масленица!» (Со сценарием этого праздника мы приняли участие в районном конкурсе методических разработок» 2011г.) (приложение №5); «Широкая Масленица» (С этим мероприятием мы выступили на районном семинаре по духовно-нравственному развитию школьников, 2012г.) (приложение №6); «Ты – мой добрый ангел, мама!», посвящённый празднику 8 марта, на котором присутствовали мамы и бабушки учащихся нашей школы (приложение №7). Такие мероприятия обогащают ребят духовно.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Но ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Государственная стратегия развития образования «Наша новая школа» рассматривает роль семьи как полноценного партнёра в создании условий развития детей. В связи с этим в нашей школе был разработан проект «Крепка семья – сильна Россия», соавтором которого являюсь я. Реализация этого проекта позволяет создать систему социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семей учеников школы.
Таким образом, духовно — нравственное воспитание — это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.Литература.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989/.Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика — 2005 — №2 Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. — М.:Просвещение.Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий — М.: Просвещение,1977.Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании — 2003 — №3.М.Р.Львов. Словарь-справочник по методике русского языка. М., Просвещение
.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Неклюдовская основная общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Б.В.Курцева.

«Формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения через урочную, внеурочную и внешкольную деятельность».

Обобщение опыта работы

учителя русского языка и литературы

Л.В.Мироновой.

2013-2014 учебный год.

В России в 1990-х гг. произошли важные и позитивные перемены, но наряду с ними имели место и негативные влияния, оказавшие деструктивное воздействие на общественную нравственность и гражданское самосознание, а также на социальную сферу. Духовная дезинтеграция общества, девальвация ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров молодёжи привели к тому, что современная Россия среди стран — лидеров по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалась у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации.Таким образом, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты. В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенции учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.Стандарты второго поколения ставят перед российским образованием новую цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.На современном этапе развития общества духовно-нравственное воспитание обрело особый статус: оно вошло в число приоритетных направлений современного образования. Духовные ценности определяют направленность усилий и содержание жизнедеятельности людей. Духовность влияет на состояние нравственного здоровья человека и социума. Успешное решение задачи развития творческой, самостоятельной, социально активной личности зависит от определения духовных ценностей, на которых будет строиться воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе современной школы.Не случайно методологической основой перехода образования на новый Федеральный государственный образовательный стандарт является Концепция духовно-нравственного образования, в которой говорится о необходимости приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию патриотизма, осознание ценности человеческой жизни.Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. Исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать — это и есть духовность.Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности — любовь.Нравственность — это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность — это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

  • патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
  • гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.Особое место необходимо уделять предметам гуманитарного цикла, в частности, русскому языку и литературе, которые являются одним из наиболее важных предметов с точки зрения воспитательных возможностей.   Именно учитель русского языка и литературы,  по мнению П.М. Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».   

  Русский язык и литература –  это предметы,  позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Именно уроки русского языка и литературы обладают огромными воспитательными возможностями.

В своей работе я использую уроки русского языка различных типов: комбинированные, закрепления знаний, умений и навыков, обобщающие, проверки знаний, умений и навыков, сообщения новых знаний, развития речи и др.Основными задачами этих уроков являются сообщение знаний по различным разделам лексикологии, развитие устной и письменной речи учащихся: обогащение их словаря, формирование грамматического строя их речи, обучение построению текста, формирование умений и навыков в области письма и орфографии, чтения и орфоэпии, различных видов языкового анализа. Но главной задачей является воспитание учащихся: привитие уважения и любви к русскому языку, понимание его богатства, выразительных возможностей, его международной роли; воспитание умения ценить родной язык. Этому способствует, прежде всего, подбор языкового материала: на уроках использую тексты из художественных произведений русских писателей и поэтов. Они идеально подходят для духовно-нравственного воспитания учащихся: помогают развивать нравственные качества. Обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа.Для привития интереса к родному языку очень важны уроки-путешествия, уроки-викторины, уроки-КВН и др. Удачным считаю урок-путешествие по теме «Лексика» «Здравствуй, Матушка-зима!» (Приложение №1). Цель урока: формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку. Задачи: дать понятие этимология; повышать уровень языкового развития; обогащать словарный запас; развивать речь, мышление, воображение.В настоящее время популярной стала проектная деятельность. В 2012-2013 учебном году совместно с коллегой Е.А. Смирновой, организовав команду из учащихся 5-6 классов, мы приняли участие в телекоммуникационном проекте по русскому языку на VIKI-Владимир «Как Лексика добрее стала, а Морфология порядок навела, …или Путешествие в Языкознание» (приложение № 2), в котором стали призёрами. Систематически участвуем в конкурсах «Русский медвежонок», олимпиадах по русскому языку, что тоже способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся.Велика роль и литературы. Литература всегда носила нравственно – православный идеал.  Русская литература – основа воспитания. Она всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно «убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес». Задача учителя на уроках – донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы – это значит уберечь ребенка от многих неудач на его жизненном пути.Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру.В современных условия на литературу как на учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам, по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное — проблема души и духа человека и целого народа.Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Важны такие понятия, как дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность и др.Не секрет, что в настоящее время у многих ребят пропал интерес к чтению художественной литературы, поэтому задача учителя найти такие формы и методы работы с детьми, которые бы способствовали возрождению этого интереса. Помогает широкое использование на уроках информационно-коммуникативных технологий. Совместно с учителем русского языка и литературы Е.А. Смирновой и командой «Ритм», в состав которой вошли ученики 7-8 классов, в 2013 г. мы приняли участие в очередном телекоммуникационном проекте на VIKI-Владимир «Пушкинская осень», став абсолютными победителями этого конкурса. Ребята, выполняя задания конкурса, повторили материал по теории литературы, перечитали лирические и прозаические произведения великого русского поэта, выполняли задания творческого характера. Эта работа способствовала активизации познавательной деятельности ребят, воспитанию интереса к русской литературе, развитию трудолюбия, взаимопомощи, умению работать в команде, ответственно относится к порученному делу.Именно литература, как никакой другой предмет, способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров учащихся, среди героев литературных произведений молодые люди могут найти образец для подражания. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, а потому учителю необходимо настойчиво формировать в детях систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры.По словарю С. И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой:нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; а также правила поведения, определяемые этими качествами.Духовный – относящийся к религии, к церкви.     Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.Жизнь и опыт жизни показывают, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность.

Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни. В данный переходный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. В образовательную программу нашей школы введён факультативный курс Основы православной культуры.

Предметом данного курса является православная культура. Цель курса: духовно-нравственное воспитание учащихся на основе русской православной культурной традиции и формирование целостного мировоззрения учащихся и картины мира, адекватной современному уровню знаний и духовным ценностям русской культуры.На факультативных занятиях по ОПК ребята знакомятся с такими темами как «Библейские истории», «Крещение Руси», «Православный храм. Праздники и посты», «Православная нравственность», «Православные ценности жизни», «Святоотеческое духовно-нравственное наследие», «Святоотеческая литература», «Искусство Православия» и др. Традиционная культура, основанная на ценностях православия, – это не пережиток прошлого и не антинаучный вымысел, а условие выживания нации. Невозможно привить любовь к Родине, не зная ее истории, не зная национальных корней.В русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность, на первом месте была душа человека, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание, чтилась семья и уважалась старость.Особую роль в духовном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Добрый пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он детям для взросления души.Безграничный нравственный идеал, в котором в образе совершенной личности соединены все возможные добродетели, предлагает христианство.

В воспитании подрастающего поколения пример святых угодников Божиих и подвижников благочестия является своеобразной путеводной звездой. Своей жизнью святые показали, к какой высоте богоподобия, духовной красоте призван и способен человек. «Памятниками святых служат не могилы, гробницы, столбы и надписи, но добрые дела, ревность по вере и чистая перед Богом совесть» (Иоанн Златоуст).

В прошлом учебном году (2012-2013) ученики 8 класса подготовили презентацию «Преподобный Серафим Саровский» (приложение №3).На методическом объединении учителей русского языка и литературы было проведено открытое факультативное занятие в 7-8 классах на тему «Первые русские святые Борис и Глеб».В 2011-2012 учебном году на районном семинаре «Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве сельской школы» провела открытое факультативное занятие в 7-8 классах «Православная молитва» (приложение №4). Систематически принимаем участие в олимпиадах по ОПК на школьных и муниципальных уровнях. (Приложение №8).В 2013-2014 учебном году проведена с учащимися 6-9 классов экскурсия в храм «Покрова Пресвятой Богородицы» п. Иванищи.Духовно-нравственное воспитание учащихся происходит не только на уроках, но и на внеурочных мероприятий. На этих занятиях учителем ставятся задачивоспитывать:

  • уважительное отношение друг к другу, демонстрируя положительные примеры прошлого и современности, реальные взаимоотношения людей;
  • чувства ответственности за сохранение нравственных отношений в коллективе, в семье;
  • уважение к членам семьи, семьянина, любящего своих родителей;
  • сознательную дисциплину и культуру поведения, ответственность и исполнительность;
  • понимание Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
  • негативное отношение к вредным привычкам;
  • чувство прекрасного, художественных способностей, эстетических вкусов, идеалов;
  • чувство патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства.
  • понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
  • гуманистическое отношение к людям.

формировать:

  • духовно-нравственные ориентиры;
  • гражданское отношение к себе;
  • потребность самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств;
  • гражданское отношение к Отечеству;
  • верность духовным традициям России;
  • общественную активность, сознательное отношение к народному достоянию, уважение к национальным традициям;
  • общественную активность, сознательное отношение к народному достоянию, уважение к национальным традициям;
  • сознательное отношение к учебе, развитие познавательной активности, готовность школьников к сознательному выбору профессии;
  • осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
  • эстетическое отношение учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

создавать:

  • ситуации практического применения духовно- нравственных категорий в реальной ситуации;
  • условия для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся;

развивать:

  • значение понятий «истинное» и «ложное», научить отвечать за последствия своих поступков, принимать верные решения;
  • представления о семейных ценностях;

а также:

  • пропагандировать здоровый образ жизни;
  • дать учащимся возможность проявить свои нравственно-духовные ценности на практике;
  • создать условия для нравственного самовоспитания учащихся;
  • приобщать учащихся к духовной культуре, отечественным традициям.

Воспитание учащихся на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные обряды и праздники. Приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них духовно-нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус, дают возможность на практике познать культурно-исторический опыт народа. Основные задачи духовно-нравственного воспитания школьников в процессе ознакомления с народными праздниками и обычаями – это приобретение знаний о нравственных принципах, нормах и правилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств, потребностей и отношений; формирование нравственных идеалов, убеждений, стойких навыков и привычек нравственного поведения. Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои творческие возможности, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение. Многообразные воспитательные функции народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в системе воспитания.Совместно с учителем К.А.Яланжи разработали и провели внеклассные мероприятия: «Гостья наша дорогая – Масленица!» (Со сценарием этого праздника мы приняли участие в районном конкурсе методических разработок» 2011г.) (приложение №5); «Широкая Масленица» (С этим мероприятием мы выступили на районном семинаре по духовно-нравственному развитию школьников, 2012г.) (приложение №6); «Ты – мой добрый ангел, мама!», посвящённый празднику 8 марта, на котором присутствовали мамы и бабушки учащихся нашей школы (приложение №7). Такие мероприятия обогащают ребят духовно.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Но ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Государственная стратегия развития образования «Наша новая школа» рассматривает роль семьи как полноценного партнёра в создании условий развития детей. В связи с этим в нашей школе был разработан проект «Крепка семья – сильна Россия», соавтором которого являюсь я. Реализация этого проекта позволяет создать систему социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семей учеников школы.

Таким образом, духовно — нравственное воспитание — это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.Литература.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989/.Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика — 2005 — №2 Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. — М.:Просвещение.Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий — М.: Просвещение,1977.Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании — 2003 — №3.М.Р.Львов. Словарь-справочник по методике русского языка. М., Просвещение

.

учебно-воспитательном процессе современной школы,программ духовно-нравственного развития личности,духовно-нравственное воспитание учащихся происходит,способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся,проведено открытое факультативное занятие,районном семинаре духовно-нравственное воспитание,формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения,духовно-нравственное воспитание является,стандарты второго поколения ставят,государственная стратегия развития образования

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …